Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог»





Скачать 210.58 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог»
Дата публикации08.05.2015
Размер210.58 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > География > Образовательная программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

__________ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГАРМОНИЯ»___________

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Директор МБОУ ДОД

по учебно-воспитательной работе ЦДТ «Гармония»

___________А.В. Соловьева ___________Н.М. Семченко

«____» ________________2012г. «____»_____________20___г.
РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета

протокол № ________

от «____ » ________ 2012 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Юный эколог»

педагога дополнительного образования

Лебедевой Любови Валерьевны

1 год обучения

для детей от 11– 13 лет


п.Развилка, 2012 г.

Пояснительная записка

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего гражданина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в новой форме ГИА и ЕГЭ.

Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.

Цель:

  • формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика, формирования общей экологической культуры.


Задачи:

Обучающие:

  • углубление и расширить знания учащихся по биологии и экологии;

  • сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности-анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга;

  • изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;

  • рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;

  • развить умение проектирования своей деятельности;

  • научить применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • научить оформлять результаты своей работы.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления, внимания;

  • развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;

  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

  • продолжить развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;

  • совершенствовать навыки коллективной работы;

  • способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;

  • усиление контактов школьников с природой.


Отличие данной программы по экологии от существующих в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны. Ребята не только получают полезную информацию о вреде наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма, но и ставят опыты на растениях, проводят наблюдения и делают выводы из увиденного, что способствует большей убедительности теоретических выводов о пагубности воздействия данных факторов на человеческим организм.

Так же программа носит краеведческий характер. Учащиеся изучают природу своего края, проводят исследовательскую работу своей местности.
Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками кружка являются дети 6-7 класса (11 – 13 лет) общеобразовательной школы. Набор обучающихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе.

Количество обучающихся в коллективе: 15 человек.

Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Программа кружка «Юный эколог» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 144 часа учебного времени. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинета.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Учащиеся должны знать:

  • Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;

  • Методики проведения исследований по темам;

  • Основные экологические понятия и термины;

  • Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;

  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;

  • Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;

  • Виды - биоидикаторы чистоты водоемов;

  • Критерии выделения сапробности водоемов

  • Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;

  • Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.

  • Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;

Учащиеся должны уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

  • Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;

  • Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;

  • Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;

  • Проводить анкетирования, социологические опросы.

  • Работать с определителями растений и животных;

  • Работать с различными источниками информации.

  • Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

  • Применять коммуникативные навыки.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Учебно - тематический план 144 часа.




Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теорети-ческих

практи-

ческих

I

Введение

2

2

-

1

Вводное занятие. ТБ

2

2

-

II

Основы экологии

10

6

4

2

Что такое экология

2

2

-

3

Основные науки, союзники экологии

2

2

-

4

Планет Земля и место человека в ней

2

2

-

5

Игры, викторины

4

-

4

III

Экология леса

50

9

41

6

Экология леса

4

1

3

7

Лекарственные растения нашего края

4

2

2

8

Мир птиц леса

4

2

2

9

Животные леса

4

2

2

10

Животные нашей области

4

2

2

11

Игры, викторины, конкурсы

18

-

18

12

Экскурсии

12

-

12

IV

Мир воды

40

18

22

13

Царство воды

4

4

-

14

Реки нашего края

4

2

2

15

Река Пахра

2

2

-

16

Животные рек

4

4

-

17

Пресные водоемы – наше богатство

2

2

-

18

Экология рек

2

2

-

19

Игры. Конкурсы, работа с дополнительной литературой

10

-

10

20

Подготовка и проведение экологических вечеров

8

2

6

21

Экскурсии

4

-

4

V

Экология и человек

22

10

12

22

Экология в нашем доме

4

2

2

23

Экомир моей семьи

4

2

2

24

Экология человека

4

4

-

25

Игры, конкурсы, работа с дополнительной литературой

4

-

4

26

Подготовка и проведение экологических вечеров

6

2

4

VI

Основы исследовательской деятельности

18

6

12

27

Мониторинг окружающей среды

2

2

-

28

Мониторинг пришкольного участка

6

2

4

29

Изучение и описание биоценоза смешанного леса

6

2

4

30

Игры

2

-

2

31

Экскурсии

2

-

2

32

Итоговое занятие. ТБ

2

2

-




Итого

144







Содержание программы

Введение – 3 часа

Задачи объединения. Техника безопасности.

Основы экологии – 10 часов

Что такое экология

Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Экология и мы.

Основные науки, союзники экологии

Науки, связанные с экологией.

Планет Земля и место человека в ней.

Человек и окружающая среда. Взаимодействие природы и человека.

Игры, викторины

«Знаешь ли ты природу родного края». Конкурс кроссвордов о природе.

Экология леса – 50 часов

Экология леса

Загадки и ребусы про лес и его обитателей. Правила поведения в лесу

Лекарственные растения нашего края

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Лекарственные растения нашего поселка.

Мир птиц леса

Многообразие мира птиц. Птицы нашего края. Перелетные и оседлые птицы. Игра «Мир птиц»

Животные леса

Лесные жители. Взаимосвязи между животными. Игра «В мире животных»

Животные нашей области

Животные нашего края. Животные поселка Володарского. Просмотр фильма о животных.

Игры, викторины, конкурсы

Игры, викторины о птицах и зверях. Конкурс рисунков «Наши друзья»

Экскурсии

«Осенние явления в природе», «Лес – наше богатство».

Мир воды – 40 часов

Царство воды

Царство воды – уникальный мир. Многообразие водных организмов.

Реки нашего края

Реки Московской области и Ленинского района

Река Пахра

Река Пахра. Просмотр видеофильма о реках.

Животные рек

Животный мир рек. Охрана водных животных.

Пресные водоемы – наше богатство

Виды пресноводных водоёмов нашей страны. Реки и озера Московской области.

Практическая работа «Нанесение на карту водных объектов Московской области»

Экология рек

Загрязнение рек: виды загрязнений. Охрана рек. Способы очистки речной воды. Проблемы недостатка пресной воды.

Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".

Игры. Конкурсы, работа с дополнительной литературой

Игра «Подводные обитатели». Путешествие за капелькой воды (круговорот воды в природе). Агитзанятие «Не загрязняйте берега водоёмов». Конкур рисунков «Водный мир».

Подготовка и проведение экологических вечеров

Экологический вечер «Удивительный мир природы»

Экскурсии

«Река Пахра»

Экология и человек – 22 часа

Экология в нашем доме

Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома

Экомир моей семьи

Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.

Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище".

Экология человека

Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?

"Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты наших опытов).

Игры, конкурсы, работа с дополнительной литературой

Игра «Человек и жилище». Создание презентаций.

Подготовка и проведение экологических вечеров

Экологический вечер «Птицы – наши друзья».
Основы исследовательской деятельности – 18 часов

Мониторинг окружающей среды

Задачи и методы экологического мониторинга природной среды. Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования.

Мониторинг пришкольного участка

Исследовательские работы:

1.Определение места школы в поселке

2.Определение роли зеленых растений школьного участка

3.Определение роли газонной травы в улучшение микроклимата пришкольной территории

4.Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории

Изучение и описание биоценоза смешанного леса

Практическая работа по описанию биоценоза леса поселка Володарского

Игры

Игра «Мир, в котором я живу»

Экскурсии

Итоговое занятие. ТБ во время летних каникул – 2 часа

Методическое обеспечение программы
Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области эколого – биологических наук. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с

помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.

Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно –исследовательской работы. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.
Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Педагогические технологии, используемые в обучении.

  • Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

  • Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

  • Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

  • Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

  • Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.


Формы контроля.

Тема

Форма контроля

Введение

Беседа, результаты экскурсии.

Исследовательская деятельность

Беседа, результаты опросов и исследований, презентация работ творческих групп по выбранным темам, оформление творческих папок

Антропогенное воздействие на биосферу

Беседа, презентация работ творческих групп , результаты исследований, анкетирования

Заключение

Беседа, презентация исследовательских работ по выбранным темам.


Список литературы для учителя

  1. Артамонов В.М. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромиздат, 1989

  2. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М. Биология в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М.: МИРОС, 1994

  3. Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997

  4. Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.

  5. Брэм А.Э. Жизнь животных. – М.: Терра, 1992

  6. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.

  7. Жук. Л.И. Я люблю эту Землю. – Мн.: Изд. ООО «Красико - Принт», 2000

  8. Литвиненко Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М.: 5 за знания, 2005.

  9. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5 -11 классы. – М.: 5 за знания, 2005

  10. Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.

  11. Миркин Б.М., Наумов А.Г. Экология России. – М.: АО ДМС, Юнисам, 1995

  12. Полосин В.С. Практикум по методике проведения химического эксперимента. – М.: Просвещение 1996

  13. Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005

  14. Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. – М.: Просвещение, 1981

  15. Сладков А.Н. Плоды Земли. – М.: Мир. 1976

  16. Скворцов В.Э. Флора средней России. Учебный атлас. – М.: ЧеРо, 2004

  17. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. – М.: Творческий центр, 2005

  18. Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.

  19. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  20. Тряпицына А.П. Учебно – исследовательская деятельность школьников. - Санкт – Петербург, Каро, 2005

  21. Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе. – Волгоград: Учитель, 2005

  22. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. 10(11) класс. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2001

  23. Журналы «В мире науки», «Природа» Журнал "Муравейник ".

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод»
Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconПрограмма дополнительного образования детей «Эколог-краевед»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconОбразовательная программа по экологии «Юный натуралист»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы г. Буинска, рт»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconПрограмма разработана педагогом дополнительного образования Громовым...
Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconПрограмма реализуется в рамках творческого объединения детей «Юный Эколог»
Сформировать,систематизировать и углубить экологические знания учащихся,подготовить их к практической деятельности
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Детское...
Последние годы астрономия в школе преподаётся лишь в курсе физики в 11 классе. Истории развития взглядов на устройство окружающего...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей художественного...
Парикмахерское искусство развивается с каждым годом. Связано оно не только со сменой новейших тенденций, но и с изобретением новых...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный Археолог»
Вид программы – примерная. В основе данной программы лежат методические подходы и дидактические принципы, представленные в авторской...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск