Образовательная программа по экологии «Юный натуралист»





Скачать 284.14 Kb.
НазваниеОбразовательная программа по экологии «Юный натуралист»
страница1/3
Дата публикации19.05.2015
Размер284.14 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > География > Образовательная программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы г. Буинска, РТ»

Образовательная программа по экологии

«Юный натуралист»

Автор: Мезитова Алсу Мансуровна

педагог дополнитедельного образования

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

422430 Татарстан г. Буинск,

ул. Р. Люксембург, д.111

tswr2013@yandex.ru

8 (843 74) 3–17-09

г. Буинск 2011 г.
Информационная карта программы

  1. Отдел: Эколого – биологический




  1. Объединение: «Юный натуралист»

  2. ПДО: Мезитова Алсу Мансуровна




  1. Вид: программа адаптированная




  1. Целевая установка: познавательная




  1. Форма орган. содержан: однопрофильная

bs00554_

Методическое обеспечение программы



Методы работы: наблюдения, исследования, опыты, тестирования, показательные игры.
Формы занятий: Занятия – игра, занятия - тренинг, конкурсы, викторины, беседы по проблемам экологии, целенаправленные экскурсии на природу, на предприятия, сюжетно - ролевые игры, встречи с людьми, профессии которых связаны с проблемами экологии, решение экологических задач, ситуаций.
Формы подведения итогов: Практическое занятие, КВН, тест, выставка рисунков и поделок на тему: «Берегите природу!».

Оборудование: магнитофон, картинки, таблицы, книги, рисунки, карта, глобус, карты – схемы, образцы информационных щитов.

Выбор форм и методов должен быть направлен на повышение уровня усвоения материала.

На всех этапах занятий необходимо стремиться к развитию умения детей видеть взаимосвязанность всего живого.

Повторение материала по изучаемой или пройденной теме должно быть элементом каждого занятия.


1. Введение.

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.

Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.

2. Пояснительная записка.

А) В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.

Б) Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует

оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.

В) Цель программы:

На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

В соответствии с поставленной целью формируются и задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  • научиться применять на практике знания, полученные в клубе.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  • воспитывать потребность в общении с природой;

  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;



  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Г) Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

  • к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;

  • к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;

  • к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).

  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).

  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

  6. Принцип ориентации на успех.

  7. Принцип взаимоуважения.

  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

  9. Принцип связи обучения с жизнью.

  10. Принцип связи обучения с жизнью.

  11. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

  12. Принцип креативности (творчества) и коллективности.

  13. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

  14. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Д) Программа ориентирована на ребят 9 -11 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.

Е) Срок реализации: программа рассчитана на 3 года обучения

Первый год обучения

Цель: сформировать потребность изучать и познавать окружающий нас мир.

Задачи первого года обучения.

Обучающие:

  • дать общие представления о природе;

  • научить правилам обращения с растительным и животным миром;

  • закрепить умение учащихся работать с литературой.

Воспитывающие:

  • воспитать доброе отношение к окружающему миру;

  • пробудить у детей чувство любви к природе.

Развивающие:

  • развить интерес ребёнка к науке экологии;

  • развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление, развивать чувство красоты.

По окончании первого года обучения учащийся должен:

  • уметь отличать по признакам 10-20 видов растений и знать их названия;

  • знать 10 видов животных и их отличительные признаки;

  • уметь отличить съедобный гриб от не съедобного;

  • знать 3-4 вида аквариумных рыбок;

  • знать отличительные особенности нескольких видов птиц;

  • иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;

  • владеть основными экологическими терминами, пользоваться понятийным аппаратом;

  • уметь самостоятельно подготовить сообщение по теме и выступить с ним перед аудиторией.



Тематическое планирование.








всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж 2 2

по технике безопасности.


2

2

2

2.

Дом, где мы живем.


10

6

4

3.

Что будет если … 4 2 2

(экологическая тревога)


4

2

2

4.

Над нами небо голобое


10

6

4

5.

Что будет если … 4 2 2

(экологическая тревога)


4

2

2

6.

Реки, речки и моря на земле текут не зря 10 6


16

10

6

7.

Что будет если …

(экологическая тревога)





4

2

2

8.

Про зеленые леса и лесные чудеса





16

10

6

9.

Что будет если … 4 2 2

(экологическая тревога)

4

2

2

10

Трава у нашего дома


10

6

4

11.

О сложных отношения и человека

и насекомых

2

4

2

2

12.

Братья наши меньшие


16

10

6

13.

Подводный мир


10

8

2

14.

Тайны за горизонтом


6

4

2

15.

Жили - были динозавры и не только они


8

6

2

16.

Охрана природы


10

6

4

17

Работа на участке

8

4

4

18.

Итоговое занятие КВН «В согласии с природой»


2

2










144 ч.






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconПрограмма объединения «Юный натуралист»
Программа объединения «Юный натуралист» эколого-биологического направления является модифицированной
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconПрограмма разработана педагогом дополнительного образования Громовым...
Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на...
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconОбразовательная программа «юный стилист»
«Юный стилист», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного...
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconОбразовательная программа «юный стилист»
«Юный стилист», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного...
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconКраткая история бэноу «Натуралист» в октябре 1987 года в средней...
Цель: Создать условия для формирований знаний и осмысление блога информации о значении звука в жизни человека, о строении и функциях...
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconПояснительная записка в целях экологического воспитания учащихся...
Решению этих задач способствует трехгодичная программа, которая включает следующие разделы: 1 год обучения – “Жизнь растений”, 2...
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconОбразовательная программа «Юный конник»

Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconОбразовательная программа «Юный журналист»
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconОбразовательная программа «юный зоолог»
...
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconПрограмма кружка «юный эколог»
Основные цели кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по...
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования...
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconПрограмма «Юный музеевед»
Программа «Юный музеевед» действует на базе моу «Всеволожский цо» для детей 10-13 лет. Форма организации образовательного процесса...
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconОбразовательная программа «школьный университет»
Котова А. В. Юный дизайнер : Учебная программа. — Томск : ноу «Открытый молодёжный университет», 2012. — 14 с
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconОбразовательная программа дополнительного образования по спортивному...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» iconМетодические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год
Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск