Образовательная программа «юный зоолог»





Скачать 272.58 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «юный зоолог»
страница1/3
Дата публикации09.03.2016
Размер272.58 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Биология > Образовательная программа
  1   2   3


МБОУДОД « ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Рассмотрено на педсовете ДЭБЦ

(Протокол № 1 от 06.09.2011г.)

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ДЭБЦ

________ Л.А.Габитова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ ЗООЛОГ»


Автор программы: Маслова А. С.,

педагог дополнительного образования

Возрастной состав: 11-13 лет

Срок реализации: 1 год


Уфа 2011

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..3

    1. Цели и задачи программы…………………………………………...4

    2. Актуальность программы……………………………..……………..7

    3. Общие сведения о программе……………………………………….8

    4. Методологическое описание программы…………………………..9

    5. Ожидаемый результат и методы проверки полученных знаний…11

    6. Индивидуальная деятельность учащихся………………………….12

  2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН……………………………………………………….13

  3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………..13

  4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………….….14

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………...21

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….………25


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Биологическое образование по праву считается одной из важнейших сфер естественнонаучного миропонимания. Его роль в жизни человеческой

цивилизации определяется не только новейшими открытиями в области генной инженерии, биотехнологии, но и тем, что общество постепенно осознаёт угрозу разрушения естественных биологических сообществ, исчезновения с лица земли многих видов живых организмов. Всё это обуславливает важность изучения биологии как науки и зоологии в частности.

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Экологическая ситуация в современном мире оказывается тревожной не только потому, что все осознанней человечество воспринимает возможность катастрофических нарушений экологического равновесия, но и потому, что выход из сложившейся ситуации требует существенных преобразований в различных сферах жизни общества.

Для решения экологической проблемы использование только достижений научно-технического прогресса явно недостаточно. Необходим большой интерес общественности к этим проблемам и каждого человека лично. В силу этого экологическое образование, воспитание должны осуществляться с раннего детства. Они должны носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.

Достижению этой цели способствует разработка новых образовательных, воспитательных программ в системе дополнительного образования эколого-биологического профиля. Данная программа служит средством для развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его к миру науки и биологии в частности, формированию эколого-биологического мировоззрения и осознания единства всего живого и неживого во Вселенной, изучению основ охраны окружающей среды. Программа построена с учетом региональных особенностей Республики Башкортостан. За год обучения по программе на экскурсии отведено 52 часа, лабораторный практикум – 34 часа, теорию (лекции и семинары) – 58 часов, также предполагаются выезды на экологические экспедиции.

Высокая мотивация к изучению биологии, отсутствие внутреннего неприятия данного предмета у всех учащихся, возможность демонстрировать экспонаты зоомузея и многих представителей животного мира, посещение всевозможных экскурсий являются благоприятными факторами создания образовательно-воспитательно-развивающей среды для успешной реализации данной программы.

Данная программа предоставляет возможность детям углубленно заниматься биологией, зоологией с элементами исследовательской (практической) деятельности. Рекомендуется педагогам для работы с детьми во внешкольное время.



    1. Цели и задачи программы

Дополнительное образование изначально ориентировано на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей. Главной целью данной программы является формирование у детей экологического типа сознания, бережного отношения к природе, понимания единства живого и неживого, уважения к окружающему миру, формирование экологически и биологически грамотной личности.

Задачи программы:

А. Образовательные:

1. Усвоение биологических знаний, зоологических в частности.

2. Выработка практических умений и навыков по изучению объектов

природы, в частности, навыка самостоятельной работы с микроскопом и с

литературными источниками.

3. Приобретение навыков учебно-исследовательской работы в полевых условиях

4. Реализация усвоенных знаний, умений и навыков ребенка в его повседневной жизни и исследованиях.

5. Овладение навыками камеральной обработки и анализа полученных данных, препарирования и исследования анатомии животных.

6. Расширение знаний о природе своего региона с большей направленностью на изучение зоологического комплекса РБ.

Б. Воспитательные:

1. Формирование научного мировоззрения учащихся.

2. Развитие их мышления.

3. Эстетическое, нравственно-этическое, гражданское, патриотическое,

гигиеническое и экологическое воспитание.

4. Формирование трепетного отношения к природе.

5. Выработка активной жизненной позиции, нравственных качеств, заботы о младших и о друг друге, взаимопомощи, сплоченности.

В. Развивающие:

1. Развитие у детей интереса к изучению природы, её многообразия и

законов.

2. Целостное развитие личности ребенка.

3. Развития потребности общения с природой.

4. Развитие логического мышления, умения держаться в коллективе.

5. Развитие творческого потенциала каждого ребенка в соответствии с его возможностями и интересами.

Г. Практические:

1. Овладение детьми навыками безопасности жизнедеятельности в антропогенных и полевых условиях.

2. Участие в практической деятельности по изучению и охране природы.

В процессе обучения зоологии программой предусматривается овладение

следующими умениями и навыками:

- давать комплексную характеристику животного (систематическое положение, признаки внешнего и внутреннего строения, особенности жизнедеятельности, поведения, экологические взаимосвязи и т.п.) на основе учебного и дополнительного материала, при выполнении практических работ с живыми или фиксированными объектами;

- сравнивать особенности строения, жизнедеятельности, поведения,

экологии животных;

- наблюдать за поведением животных;

- изучать строение объектов на живых и фиксированных препаратах с

использованием микротехники;

- изучать и реферировать научную и научно-популярную литературу;

- выступать с докладами, демонстрациями.

Формы реализации процесса обучения по данной программе:

- урок (теоретический и практический);

- экскурсия;

- домашняя работа;

- внеклассные занятия (индивидуальные работы, консультации, общественно-полезная работа и др.).

Настоящая образовательная программа рассчитана на 1 год обучения и представляет собой общий краткий курс зоологии с основами экологии, зоогеографии, природоведения РБ.

Конкретные задачи на год обучения выглядят следующим образом:

1. Выработка навыков безопасной жизнедеятельности и экологически грамотного поведения в полевых условиях и в городе.

2. Научить правильно и быстро записывать информацию по лекции, выделяя главное. Научить делать точные рисунки морфологических особенностей живых организмов.

4. Научить грамотно пользоваться лабораторными инструментами и приборами.

5. Пройти курс изучения зоологии.

6. Познакомить с распространенными видами животных нашей республики в выездах на природу, а также по коллекционным материалам.

7. Научить вести записи наблюдений и исследований в полевых дневниках и тетрадях.

8. Научить работать с научной литературой, умению выделять основные моменты и вести конспектирование, делать простейший обзор литературы.

9. Научить методам определения животных и растений по стандартным определителям.

10. Освоить простейшие методики исследований по полевой экологии, технику камеральной обработки результатов, научить умению делать определенные выводы.

11. Научить проводить фенологические наблюдения.

12. Разработать индивидуальные программы исследований по выбранным темам и пути их реализации.

13. Участвовать в организации и проведении различных экологических акций.

14. Дать необходимую базу знаний по основным определениям и закономерностям биологической экологии.

12. Участие в экологических экспедициях.


    1. Актуальность программы

Ключевая идея начавшейся в 1992 году реформы образования в России и государственной политики в сфере образования заключается в развитии личности. В этой идее заключается триада конечных целей реформы: создание необходимых условий для развития личности, запуск механизма развития и саморазвития самой системы образования; превращение образования в действительный фактор развития общества. На формирование человека влияет не только школа, но и вся среда в которой развивается ребенок. Формирование новой образовательной среды, благоприятно влияющей на развитие личности, требует решительного обновления системы внеклассной и внешкольной работы. Для достижения этой цели необходимо обновление программно-методологического обеспечения. Поэтому актуальна разработка новых программ образования и воспитания в объединениях по интересам учреждений дополнительного образования.

В нашей республике принята президентская программа «Дети Башкортостана», которая нацеливает на работу по раскрытию творческого потенциала ребенка, на создание условий для работы с одаренными и ориентированными детьми.

Изучая природу родного края, вникая в существующие экологические проблемы, принимая личное участие в различных экологических, природоохранных акциях, дети чувствуют свою причастность к происходящим событиям.

Помимо того, что они пополнят свой багаж научными знаниями, они вырастут более чуткими и внимательными к окружающему миру.


    1. Общие сведения о программе

Данная образовательная программа рассчитана на год обучения и ориентирована на возрастную группу 11-13 лет. На каждого ребенка в неделю предусмотрено 4 часа, что в год составляет 144 часа.

Оптимальное число обучающихся в объединении – 14-15.

При комплектовании объединений учитываются возрастные особенности детей, также учитывается уровень знаний (для этого проводятся тестирования либо собеседование). Практические занятия проводятся по подгруппам, предусмотрены индивидуальные занятия с детьми.

Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных детьми на уроках. В основу программы положен экологический принцип, который поможет углубить и расширить школьные знания о взаимосвязи организма с окружающей средой. Особое внимание уделяется особенностям внутривидовых и межвидовых отношений живых организмов.

Данная программа построена с учетом межпредметных связей. Изучение экологии животных ведется с учетом географических особенностей региона, физических особенностей среды обитания. Также дана краткая справка об истории возникновения Земли, ее эволюции и современном облике.

В программе отводится время на изучение разнообразия животного мира, начиная с простейших и заканчивая млекопитающими. Затем следует изучение животных с экологической точки зрения, т.е. их взаимодействие с различными средами обитания, приспособляемость к определенным условиям внешней среды. Это позволяет понять адаптивные механизмы, полнее увидеть взаимосвязь живого организма с окружающей средой. Большое внимание уделяется изучению местной фауны. Программой предусматривается участие ребят в научно-практической работе.

Экологические проблемы рассматриваются на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном.

Программа рассчитана для педагогов учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы во внеклассное время (на факультативных занятиях).


    1. Методологическое описание программы

Основные методы и формы работы с детьми по программе осуществляются следующими методологическими подходами: теоретическому, практическому и экскурсионному (полевая практика, экспедиции). Все они являются важными компонентами в обучении.

Теоретический подход включает в себя такие формы и методы обучения, как лекция, дискуссия, беседа, доклады и рефераты, просмотр видео- и фотоматериалов.

При практическом подходе основными формами являются лабораторно-практические занятия, занятия по определению животных, препарирование, изучение живых и фиксированных объектов. При этом ребята получают навыки работы с микроскопом, бинокуляром, биноклем, фотоаппаратом, определителем и т.д., знакомятся с составом фауны и объектами неживой природы своей родины, осваивают различные зоологические методики, проводят экологические исследования.

Экскурсионный подход включает проведение экскурсий, экспедиций, выездов на природу, посещение музеев и выставок, изучение животных в природе. Дети наглядно знакомятся с природой, изучаю фауну на реальных объектах, проводят самостоятельную исследовательскую работу.

Кроме образовательного момента предусматривается также большая работа и по воспитанию детей.

На занятиях широко используются следующие средства обучения:

    • натуральные объекты (раздаточный, демонстрационный материал, живые объекты и пр.),

    • технические средства (микроскопы, лупы, аудиовизуальные средства и др.),

    • изобразительные средства (таблицы, карты, модели, макеты, CD/DVD и др.),

    • литературные источники по биологии,

    • материал, изложенный вербальным способом (лекция, рассказ, объяснение, беседа).

К каждому изучаемому разделу подобраны занимательные задания- ребусы, кроссворды, викторины. Интеллектуальные игры позволяют активизировать творческую деятельность детей. Задания, способствующие интеллектуальному развитию, рассчитаны на прочное, осознанное усвоение знаний и общее умственное развитие, включающее формирование системы знаний, овладение приемами умственной деятельности, развитие качества ума (гибкость, критичность, самостоятельность мышления).

В процессе работы необходимо сотрудничество с классным руководителем, биологом. Это позволит лучше узнать ребят, быстрее наладить полноценный процесс обучения.

Очень важно наладить контакт с родителями. Для этого необходимо совершать совместные походы, экскурсии, проводить вечера, праздники. Такое сотрудничество пойдет на пользу не только педагогу, но и поможет родителю лучше понять своего ребенка.

Проведение походов, участие в экспедициях способствует развитию таких качеств как взаимопонимание, готовность оказать помощь, поддержку, уважительное, доброе отношение друг к другу.


    1. Ожидаемый результат и методы проверки полученных знаний

У детей должно сложиться общее представление о живом мире, о взаимосвязи живого организма с окружающей средой. Ребята должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительный характер, сложившийся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть.

Важно уметь определять животных в природе, знать их характерные черты и повадки. На наглядном материале дети изучают значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

В процессе учебы ребята овладевают техникой препарирования, работы с микроскопом, приготовления микропрепаратов, определения животных с помощью определителей, ориентирования в специальной литературе, умения работать с текстом и рисунком. Также должны научиться вести наблюдения и учет животных, проводить отбор и фиксацию проб, составлять схему цепей питания.

Для проверки качества усвоения учебного материала применяются контрольные работы, тесты, творческие задания, собеседования. Также даются задания по выполнению рефератов и их защита. Дети должны больше узнать о родном крае, его уникальности.

Данная программа предусматривает не только образовательный процесс детей, но и процесс воспитания, в который включается участие в различных природоохранных мероприятиях, акциях. Также предполагается пропаганда экологических принципов и бережного отношения к окружающей природе.

Контроль знаний, умений и навыков осуществляется также при участии ребят в различных учебно-исследовательских экспедициях, походах, слетах и фестивалях. Большое значение имеет участие в олимпиадах, слетах, конференциях.


    1. Индивидуальная деятельность детей

Индивидуальная деятельность детей заключается в выполнении индивидуальной учебно-исследовательской работы, начиная с выбора темы, цели и задач исследования и заканчивая полученными результатами, выводами и её защитой. Ребята пишут рефераты, составляют свои проекты, готовят доклады.

В качестве домашнего задания может быть предложена творческая работа по составлению таблиц, плакатов и стенгазет, теоретическая работа по прочтению соответствующей литературы, практическая работа по обработке и анализу собранного материала, индивидуальный поиск изучаемых зоологических объектов.

Работа в библиотеке, поиск теоретического материала в учебниках, журналах, интернете приучает ребенка к самостоятельности и формирует базовый уровень знаний.

В экспедициях и походах дети получают индивидуальные навыки и личный опыт, который в дальнейшем будет влиять на формирование их мировоззрения.

Важную роль играет личный подход педагога к каждому ребенку.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «юный зоолог» iconОбразовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна,...
Новизна: Данная программа направлена на изучение фауны России; большой раздел отводится для изучения животного мира Костромской области....
Образовательная программа «юный зоолог» iconПрограмма дополнительного образования детей «юный зоолог»
Левашовский пр-т,д. 5,Санкт-Петербург, 197136 тел.(812)235-11-31,Факс(812)235-11-31
Образовательная программа «юный зоолог» iconПрограмма дополнительного образования «Юный зоолог»
Второй год обучения схема абсолютно такая же, но на более углублённом уровне. Учитывая значительную теоретическую нагрузку учащихся...
Образовательная программа «юный зоолог» iconПрограмма разработана педагогом дополнительного образования Громовым...
Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на...
Образовательная программа «юный зоолог» iconОбразовательная программа «юный стилист»
«Юный стилист», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного...
Образовательная программа «юный зоолог» iconОбразовательная программа «юный стилист»
«Юный стилист», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного...
Образовательная программа «юный зоолог» iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...
Образовательная программа «юный зоолог» iconОбразовательная программа «Юный конник»

Образовательная программа «юный зоолог» iconОбразовательная программа «Юный журналист»
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”
Образовательная программа «юный зоолог» iconОбразовательная программа по экологии «Юный натуралист»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы г. Буинска, рт»
Образовательная программа «юный зоолог» iconПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования...
Образовательная программа «юный зоолог» iconПрограмма «Юный музеевед»
Программа «Юный музеевед» действует на базе моу «Всеволожский цо» для детей 10-13 лет. Форма организации образовательного процесса...
Образовательная программа «юный зоолог» iconОбразовательная программа «школьный университет»
Котова А. В. Юный дизайнер : Учебная программа. — Томск : ноу «Открытый молодёжный университет», 2012. — 14 с
Образовательная программа «юный зоолог» iconОбразовательная программа дополнительного образования по спортивному...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Образовательная программа «юный зоолог» iconОбразовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»...
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Образовательная программа «юный зоолог» iconПрограмма объединения «Юный натуралист»
Программа объединения «Юный натуралист» эколого-биологического направления является модифицированной


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск