Скачать 279.4 Kb.
|
Согласовано Утверждаю Дворец Детского Творчества Директор ГБОУ СОШ № 55 Петроградского района Данько Н.С. __________________ ________________________ « »________ 20__ года. « »________ 20__ года. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «юный зоолог» (социально-педагогическая направленность) Возраст обучающихся: 7-13 лет. Срок реализации программы -2 года Составитель: Астахова Т.В. Санкт-Петербург 2011 год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа дополнительного образования «Юный зоолог» предполагает реализацию в течение двух лет. Она направлена на формирование практических знаний и умений по уходу за животными а также включает экологический компонент, направленный на формирование элементарных теоретических и практических знаний о взаимосвязи всего живого в природе, живой и неживой природы, о вредных воздействиях человека на природу, предотвращении этих воздействий и устранения последствий этих воздействий. Вопросы экологии весьма актуальны в настоящее время, поэтому в программе они являются основными. Вначале учащиеся получают элементарные экологические знания в процессе изучения животных, пригодных для содержания в домашних условиях, поскольку возможность наблюдать данные объекты есть практически всегда и только затем приступают к изучению природы родного края и собственно экологических проблем (первый год обучения). Второй год обучения схема абсолютно такая же, но на более углублённом уровне. Учитывая значительную теоретическую нагрузку учащихся в школах, обилие других источников информации о живой природе, большое внимание уделяется работе с природными объектами, практическим и игровым формам занятий. Новизна данной программы в наличии регионального компонента, включающего изучение флоры и фауны родного края, знакомство с проблемами экологии и охраны природы Ленинградской области. Цель: Создание у учащихся условий для представления об экологии животных их взаимосвязи друг с другом, другими организмами, человеком и окружающей средой, средствами данной программы дополнительного образования детей. Задачи:
В основе построения программы используется ряд принципов:
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Программа предполагает проведение групповых занятий с постоянным составом учащихся. Она ориентирована на школьников 1 – 6 класса. Объем учебного материала для первого и второго годов обучения рассчитан на 144 часа в год. Недельная нагрузка – 4 часа. Наполняемость групп первого года обучения -15 человек, второго 12 человек. Занятия проходят на базе ГБОУ СОШ № 55. Данная программа реализуется через согласованное сочетание теоретических и практических занятий, проведение экскурсий, использование базы зоологического кабинета, уголка живой природы, а также других образовательных учреждений города, занятий в природе, участка школы № 55. Этапы реализации программы: Первый год обучения.
Второй год обучения.
Формы и методы реализации программы. Основной формой организации учебной деятельности является учебное занятие, с многочисленными вспомогательными элементами. Применяются различные методы и формы:
Большое внимание уделяется работе с природными объектами, животными живого уголка, практическим и игровым формам работы. Оборудование и материалы.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. (первый год обучения) Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учебно-тематический план. первый год обучения
Содержание программы. первый год обучения 1. Вводное занятие. Ознакомление с работой СЮН. Инструктажи по технике безопасности и правилам поведения на станции. Экскурсия по отделам экологии и растениеводства станции юннатов. Ознакомление с работой объединения, общестанционными мероприятиями. Показ творческих работ учащихся. 2. Животные в доме. Общие требования к условиям содержания. Выбор животного и его обоснованность. Общая характеристика грызунов, требования к условиям содержания. Морские свинки, хомяки, декоративные крысы и мыши: происхождение, значение в жизни человека, условия содержания, кормления, разведения. Профилактика заболеваний. Кролики – происхождение, биология, значение в жизни человека. Условия содержания и разведения кроликов. Профилактика заболеваний( простудных, связанных с неправильным кормлением, борьба с власоедами и клещами). Птицы в доме: общая характеристика, оборудование помещения корма и кормление, условия содержания и профилактика заболеваний (простудных, связанных с неправильным кормлением, борьба с пероедами и клещами). Особенности содержания, биологии и разведения волнистых попугаев. Разнообразие декоративных птиц. Обитатели террариумов. Особенности биологии и содержания степных, красноухих и болотных черепах. Профилактика болезней у черепах( простудных, связанных с неправильным кормлением). Амфибии. Общие требования к условиям содержания лягушек и тритонов. Практическая работа: чистка клеток и террариумов, сбор кормовых трав, кормление животных, заготовка червей, сбор кормов для птиц. Организация наблюдений за обитателями живого уголка. Зарисовка животных. Экскурсии в живые уголки других учреждений дополнительного образования (областная станция юннатов и т. д.). 3. Аквариумистика. История возникновения аквариумного рыбоводства. Значение аквариумистики в различных сферах человеческой деятельности. Типы аквариумов, правила их размещения. Вода, её подготовка. Особенности водопроводной воды и воды из природных водоёмов. Изменение свойств воды. Грунт: его декоративное и биологическое значение. Подготовка грунта. Аквариумное оборудование: осветители – назначение, типы, размещение; обогреватели и фильтры – назначение, типы, устройство. Техника безопасности обращения с аквариумными электроприборами. Вспомогательное оборудование: сачки, скребки, губки, шланги и т. д. – назначение и применение. Роль растений в аквариуме. Подбор и посадка растений, способы размножения. Наиболее распространённые аквариумные растения. Аквариумные рыбы. Особенности строения тела в связи с водным образом жизни. Органы движения, дыхания. Покровы тела. Размножение рыб. Живородящие аквариумные рыбы - гуппи, меченосцы: особенности биологии, содержания, разведения. Золотые рыбки – происхождение, биология, содержание. Многообразие аквариумных рыб. Корма и кормление аквариумных рыб. Требования по кормлению. Классификация кормов. Живые корма, их ловля и хранение. Сухие, комбинированные и дополнительные корма. Моллюски, их роль в очистке аквариума. Основные виды, содержащиеся в аквариуме. Профилактика и лечение наиболее распространённых заболеваний аквариумных рыб (поражение грибком, инфекции, отравления, травмы. Викторина по теме «Аквариумистика». Практическая работа: подготовка воды, грунта. Уборка аквариумов. Посадка растений. Опыт: размножение элодеи, валисснерии. Наблюдение за поведением аквариумных рыб и их зарисовка. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение кормовых организмов под микроскопом. Культивирование инфузорий и артемии. Наблюдение за движением и питанием моллюсков. Лечение рыб марганцовокислыми и соляными ваннами, метиленовой синью, трипафлавином. 4. Животные пресных водоёмов. Водоёмы как среда обитания животных: типы водоёмов, их отличия (проточность, заиленность, наличие водной растительности. Водные животные. Моллюски: перловица, дрейссена, прудовик, катушка. Их образ жизни, значение в природе и для человека. Водные насекомые: жуки плавунец и водолюб, личинки стрекоз и ручейников. Их образ жизни и значение и значение. Ракообразные: речной рак, дафния: особенности биологии, значение. Рыбы Ленинградской области: наиболее распространённые виды: окунь, ёрш, плотва, лещ, карась, щука. Особенности биологии, значение. Правила рыболовства. Охрана водоёмов и рыбных богатств. Демонстрация видеофильмов по биологии пресноводных животных, живых объектов, Влажных препаратов рыб, микропрепаратов. Практическая работа: зарисовка водных обитателей с натуры и иллюстраций. Изучение внешнего и внутреннего строения рыб определение возраста рыб по чешуе. Определение рыб по иллюстрациям в атласе. Микроскопирование личинок насекомых, дафний. 5. Околоводные животные. Лягушки, жабы и тритоны как типичные околоводные животные (их образ жизни, связь с водоёмами, значение в природе и в жизни человека. Птицы местных водоёмов: наиболее распространённые виды (гуси, утки, лебеди, цапли, кулики, журавли): особенности биологии, значение. Охрана и привлечение птиц. Водные млекопитающие (бобр, ондатра, выхухоль, выдра) их биология, значение, охрана. Практическая работа: наблюдение в уголке живой природы за поведением животных. Зарисовка амфибий, птиц, и млекопитающих. Изготовление кормушек для птиц. 6. Животные леса. Леса Костромской области. Растения леса, их значение в жизни животных. Лесные «этажи» Животные почв и нижнего яруса леса: черви, слизни, насекомые, землеройки, мыши, полёвки Звери леса - лось, кабан, заяц, белка: образ жизни, значение. Хищные звери леса - медведь, волк, лисица, куница, хорь, ёж: образ жизни, значение. Птицы леса - глухарь, тетерев, рябчик, дрозды, синицы, дятлы, ястребы, совы: образ жизни, значение. Взаимоотношения животных. Пищевые цепи. Роль животных в жизни леса: распространение семян, опыление растений, влияние на почву, на подрост, долговечность леса. Промысловые животные. Браконьерство и его вред. Редкие и исчезающие виды. Охранные мероприятия. Конкурс экологического плаката. Викторина по теме «Лесные обитатели» Практическая работа: определение пород деревьев по побегам. Сбор материала для ремонта и изготовления коллекций беспозвоночных. Изучение следовой активности животных. Определение животных по иллюстрациям атласа Наблюдение за поведением животных уголка живой природы (лисица, хорь) Составление схем пищевых цепей. Наблюдение за дождевыми червями (питание, регенерация). Составление коллекции «Способы распространения семян». Экскурсия на природу (парк, сад.) 7. Животные луга. Луг, как среда обитания животных. Луговые растения, их значение в жизни животных луга. Многообразие насекомых луга: кузнечики, кобылки, жуки – листоеды. Насекомые-опылители: бабочки, пчёлы, шмели, мухи: распространённые виды, их значение. Приспособления насекомоопыляемых растений (яркая окраска, наличие нектара. Влияние человека на жизнь лугов. Последствия хозяйственной деятельности человека. Редкие виды животных, подлежащие охране (махаон, мнемозина). Практическая работа: Изучение гербария растений луга, сбор и изучение луговых и рудеральных растений. Изучение коллекций насекомых – обитателей луга. Зарисовка животных луга. Сбор насекомых для пополнения и ремонта коллекций. 8. Охрана природы. Экологические проблемы Ленинградской края: загрязнение почв, водоёмов, уничтожение лесов, выжигание травы и его последствия, исчезновение видов животных и растений. Варианты решения экологических проблем (предотвращение вышеперечисленных бедствий и устранение их последствий). Редкие и исчезающие животные Ленинградской области, России, мира. Красная книга. Меры по сохранению исчезающих видов животных и растений. Практическая работа: мероприятия по уборке и озеленению территории школы и прилегающих к ней. Решение экологических задач (способы предотвращения и устранения последствий загрязнения почв, водоёмов, уничтожения лесов, выжигания травы и его последствий, исчезновения видов животных и растений). 9. Заключительное занятие. Подведение итогов. Итоговое тестирование. Задания на лето. Практическая работа: оформление коллекций, дневников наблюдений педагогический контроля. Первый год обучения
|
Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Программа дополнительного образования «Юный зоолог» Второй год обучения схема абсолютно такая же, но на более углублённом уровне. Учитывая значительную теоретическую нагрузку учащихся... | Образовательная программа «юный зоолог» ... | ||
Авторская программа «Юный исследователь природы» направленность: эколого-биологическая Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы г. Буинска, рт» | ||
Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... | Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа дополнительного образования «Юный техник» составлена на основе программы курса С. А. Филиппова. Робототехника для... | ||
Публичный отчёт муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное... | Образовательная программа дополнительного образования детей Детское... Последние годы астрономия в школе преподаётся лишь в курсе физики в 11 классе. Истории развития взглядов на устройство окружающего... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей художественного... Парикмахерское искусство развивается с каждым годом. Связано оно не только со сменой новейших тенденций, но и с изобретением новых... | Образовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник» Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –... |