Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном»





Скачать 245.62 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном»
Дата публикации31.03.2015
Размер245.62 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Астрономия > Образовательная программа


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»

Истринского муниципального района


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании методсовета ЦРТДиЮ «Ровесник»: Директор ЦРТДиЮ «Ровесник»:

от «06» декабря 2007 г. ________________ Л.В. Хотеева

от «06» декабря 2007 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей



Детское творческое объединение

«Юный астроном»

Программа предназначена для учащихся 11-17 лет.

Срок реализации программы – 3 года.


Педагог дополнительного образования

Грибова Александра Михайловна


2007 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Последние годы астрономия в школе преподаётся лишь в курсе физики в 11 классе. Истории развития взглядов на устройство окружающего мира не уделяется должного внимания.

Программа занятий детского творческого объединения «Юный астроном» позволяют развить интеллектуальные способности, получить практические навыки работы с оптическими приборами, сформировать общие учебные умения и навыки, развить коммуникативные свойства личности учащихся, воспитать стремление к взаимопомощи. Материал включает вопросы истории, философии, астрономии, математики, физики, геометрии, географии, помогает интегрировать знания учащихся и формировать единую картину мира.

Программа модифицированная.

Цель программы: повышение познавательного интереса учащихся, развитие интеллектуальных способностей детей в процессе занятий в детском творческом объединении «Юный астроном».

Задачи:

Обучающие:

-пробудить и упрочить интерес младших школьников к естественным наукам;

-передать учащимся элементарные основы астрономии и географии;

-научить ребят проводить простейшие наблюдения;

- включение в познавательную деятельность;

- овладение способами применения знаний, а также интеллектуальных и практических умений в области астрономических наблюдений и экспериментов, позволяющих исследовать астрофизические явления природы.

- формирование представлений о единой научной картине мира; воспитание активных, положительных качеств личности (ответственности, самостоятельности, способности к взаимопомощи и сотрудничеству).

Воспитательные:

- воспитать в детях любовь к интеллектуальным занятиям, целеустремлённость и трудолюбие;

- сформировать коллектив детей, объединённых общим увлечением;

- выработать, развить самостоятельность, инициативу, умение логично и рационально мыслить;

- развивать способности к коммуникативной деятельности: использование межличностных взаимодействий,

- развитие коммуникативных качеств личности ребёнка, разнообразных форм общения (монолога, диалога, полилога) в процессе обучения;

- развитие способностей к саморефлексии собственной деятельности;

- воспитание чувства гордости за успехи своей страны в области астрономии, космонавтики.
Развивающие:

- тренировать внимание и память детей; совершенствовать их мышление и воображение;

-совершенствовать их мышление и воображение;

-развивать творческие способности детей;

-развитие познавательного интереса учащихся к освоению единого метода научного познания, изучению астрофизических методов познания природы, интереса к изучению астрономии и физики;

-развитие способностей к самоопределению с учётом собственных интересов и склонностей;

-развитие умений работать с научной литературой, атласами, картами звёздного неба, периодической печатью;

-развивать умение общаться с аудиторией на конференциях, семинарах, круглых столах.
Условия реализации программы:

1. Программа реализуется квалифицированным педагогом.

2. Объединению предоставляется помещение, соответствующее санитарным нормам и оборудованное классной доской. Требования к рабочему месту учащегося аналогичны требованиям общеобразовательной школы.

3. Для организации простейших наблюдений необходима минимально оборудованная астрономическая площадка и хотя бы один любительский телескоп.

4. Необходимые наглядные пособия: демонстрационная звёздная карта, глобус и карты Земли, глобус и карта Луны, теллурий и т.п.

5. Желательно наличие телевизора с видеомагнитофоном, слайдопроектора или медиапроектора с компьютером.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

1-й год обучения рассчитан на детей 5-6 классов и предусматривает знакомство с Солнечной системой.

2-й год –рассчитан на детей 7-8 классов и предусматривает знакомство со Вселенной и более полно с космическими исследованиями Солнечной Системы.

3-й год рассчитан на учащихся 9-11 классов и предусматривает глубокое изучение Метагалактики и космонавтики.
Группы профильные, количество учащихся 12-15 человек. Набор учащихся в группы свободный. Занятия первого года обучения проходят 2 раза в неделю по 1-2 часа. Всего в году 108 часов. Во второй год обучения 108 часов 2 раза в неделю по 1-2 часа. Третий год обучения предусматривает 4 часа в неделю с периодичностью 2 раза по 2 часа. Всего 144 часа.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

«ЗВЁЗДНАЯ АЗБУКА».




Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Теоретические часы

Практические часы

1.

Тема 1. Вводное занятие

2

2

-

2.

Тема 2. Из глубины веков

4

2

2

3.

Тема 3.Сказки звёздного неба

8

4

4

4.

Тема 4. На пути к современной научной картины мира

4

2

2

5

Тема 5.История создания оптических приборов

8

3

5

6

Тема 6: Адреса звёзд

7

3

4

7

Тема 7 Видимое движение Луны, Солнца и планет

8

4

4

8

Тема 8 Время. Календари

3

3




9

Тема 9 Экскурсии

24

24




10.

Тема 10. Элементы космонавтики.

6

4

2

11

Тема 11 Мы учимся писать реферат, доклад на научную тему. Мы учимся защищать свою научную работу.

10

10

10

12

Тема 12. «Эра фантастики»

16




16

13

Тема 13. Наблюдения

8




8




ИТОГО:

108

61

41


Содержание:

Тема 1.Вводное занятие

Организационное собрание. Инструктаж по технике безопасности при работе с телескопом и в планетарии. Что изучает астрономия.
Тема 2. Из глубины веков.

Астрономия далёких предков.

Обсерватория каменно века. Самая старая обсерватория Европы. Великий Стоунхендж.

Первобытные Обсерватории нового света. Астрономия на глиняных табличках. Инки на Млечном пути.

Календари ацтеков. Жрецы-астрономы майя.
Тема 3. Сказки звёздного неба.

Вселенная в греческой астрономии.

Из истории созвездий. Осенние созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопаса, Лиры, Ориона, Пегаса, Андромеды, Персея, Цефеи, Кассиопеи.

Из истории созвездий. Зимние созвездия: Тельца, Близнецов, Большого Пса, Малого Пса.

Из истории созвездий. Весенние созвездия: Льва, Рака. Девы.

Из истории созвездий. Летние созвездия: Геркулеса, Змееносца, Северной Короны.

Школьная олимпиада по астрономии.
Тема 4. На пути к современной картине мира.

Первая попытка примирить идеи Галилея и Кеплера.

Размышления под яблоней. Телескопы Ньютона.

Российская астрономия в эпоху Петра.

Звёздный час Ломоносова и Гершеля.
Тема 5.История создания оптических приборов.

Световые лучи. Прямолинейное распространение света.

Отражение света. Зеркало. Изображение в зеркалах. Зеркальные телескопы. Практическая работа: получение изображений в зеркалах.

Линзы Виды линз. Наблюдение хода лучей в линзах.

Практическая работа: Получение изображения в линзах. Применение линз в оптических приборах для наблюдения звёздного неба.

Глаз основной инструмент наблюдателя.

Телескоп. Радиотелескопы.
Тема 6. Адреса звёзд.

Звёздные каталоги и карты.

Ориентирование по звёздам. Наблюдение суточного вращения небесной сферы и распознавание ярких звёзд и созвездий без подвижной карты звёздного неба.

Считывание координат звёзд.

Определение положения Солнца на любую дату года.

Определение положения объекта по заданным координатам и условий их видимости. На любую дату и время суток.

Тема 7. Видимое движение Луны, Солнца и планет.

Путь Солнца среди звёзд. Годичный путь Солнца. Зодиакальные созвездия.

Движение и фазы Луны. Лунное и солнечное Затмения.

Блуждающие светила. Солнечная система. Планеты. Планеты земной группы. Планеты гиганты.

Малые тела Солнечной системы: кометы,, метеоры, метеориты, болиды.
Тема 8. Календари.

Что такое время? Звёздные и солнечные сутки. Солнечные часы. Местное время.

Календарные системы различных народов в древности. Солнечные, лунные и лунно-солнечные календари.

История календаря в России.. Всемирный день календаря..
Тема 9. Экскурсии.

В планетарий

Центральный музей космонавтики в Москве.
Тема 10. Элементы космонавтики.

Открытие пороха. Ракеты-шутихи. Использование ракет для защиты поселений. Сигнальные ракеты. К.Э. Циолковский и его ракеты. Полёты спутников и человека в космос.
Тема 11. Участие в реферативной астрономической конференции.

Мы учимся писать рефераты:

Выбор темы. Подбор литературы. Оформление рефератов. Подготовка компьютерной презентации. Защита реферата. Работа с аудиторией. Защита на школьной, районной и областной реферативной астрономической конференции.
Тема 12. Конкурс «Эра фантастики».

Знакомство с творчеством призёров конкурсов предыдущих лет.

Обсуждение тем рефератов. Эскизы работ. Подбор сюжета к конкурсной теме. Написание текста пьесы. Изготовление костюмов и декораций. Подбор актёров. Репетиции и выступления.
Тема 13. Наблюдения. Наблюдения проводить при благоприятных условиях

при благоприятных условиях.
Прогнозируемый результат обучения:

В итоге учащиеся должны:

знать: основные понятия геометрической оптики; законы отражения и преломления света; устройство телескопа; строение и состав солнечной системы;

уметь получать изображения с помощью линз и зеркал, спектр с помощью призмы; работать с картой звёздного неба; определять местоположение наиболее ярких звёзд и известных созвездий на небе; проводить простейшие визуальные наблюдения; оформлять протокол наблюдений; готовить сообщения и доклады и уметь защищать их перед аудиторией.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

«ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ».




Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Введение

2

2

-

1-А

Положение Земли в космическом пространстве

8

4

4

2

Небесная сфера. Угловые измерения на небе.

12

8

4

3.

Ближайшая звезда Солнце

14

8

6

4.

Планеты

20

14

6

5.

Малые тела солнечной системы

14

6

8

6.

Луна

8

4

4

7.

Элементы космонавтики

10

8

2

8.

«Эра фантастики»

10

-

10

9.

Научные работы

10

-

10




ИТОГО:

108

54

54



Содержание программы:
Тема 1. Введение

Организационное собрание. Инструктаж по технике безопасности при работе с оптическими приборами и во время наблюдений.

Звёздное небо. Созвездия. Звёзды. Изображение звёзд на звёздных картах и в атласах, на звёздном глобусе.
Тема 1-А. Положение земли в космическом пространстве

Представление об устройстве мироздания у разных народов в древности и в средние века.

Современные представления о мироздании. Солнечная система. Движения планет по орбитам вокруг Солнца.

Движение Земли вокруг Солнца. Постоянство наклона земной оси к плоскости орбиты. Смена времён года.

Зодиакальные созвездия. Видимое перемещение Солнца по кругу зодиака.
Атмосфера. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, ионосфера), переход её в космическое пространство.

Вращение Земли вокруг оси. Часовые пояса. Понятие о нулевом меридиане.

Небесная сфера. Основные точки и линии небесной сферы. Понятие о системах небесных координат.

Телескоп и его устройство. Виды телескопов.

Репродуктивный метод познания с использованием элементов проблемного обучения
Тема 2. Небесная сфера. Угловые измерения на небе.

- характеристика небесных координат, сравнение их с земными координатами, их значение для поисков объектов на небе. Знакомство с представлением о небесной сфере и элементах небесной сферы.

Зависимость суточного движения светил от положения наблюдателя на Земле. Видимость светил в данном месте Земли. Звёздная карта.

Учащиеся усваивают теоретические знания и демонстрируют эмпирические способы усвоения

.Учащиеся усваивают, повторяют и закрепляют знания о небесных координатах и способах ориентации по небесным объектам.
Тема 3. Ближайшая звезда - Солнце.
Солнце как ближайшая к нам звезда. Активные области на Солнце.

Сравнение Солнца и планет по размерам. Сравнение солнечного пятна с размерами Земли.

Ячеистая структура солнечной поверхности. Строение солнечного пятна. Перемещение пятен по диску Солнца.

Строение солнечной атмосферы (хромосфера, фотосфера, солнечная корона). Виды протуберанцев.

Теоретическое изучение материала, исследовательский и наблюдательный метод обучения, экскурсии, наблюдение движения Солнца по небу.
Тема 4. Планеты.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Физические условия и рельеф Меркурия.

Венера. Её сходство и различия с Землёй. Физические условия на Венере и её рельеф.

Особенности Земли как планеты, на которой зародилась жизнь. Рельеф Земли.

Сходство и различия Марса и Земли. Физические условия на Марсе и его рельеф.

Особенности внешнего вида Марса при наблюдении в телескоп. Спутники Марса – Фобос и Деймос.

Исследования Марса при помощи космических аппаратов.

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Состав его атмосферы. Большое Красное пятно в атмосфере Юпитера. Спутники и кольца Юпитера. Исследование окрестностей Юпитера с помощью космических аппаратов.

Сатурн, Уран, Нептун- Большие планеты. Физические условия на этих планетах изученные при помощи космических аппаратов.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, проблемный.
Тема 5. Малые тела Солнечной системы.
Астероиды и их происхождение.

Форма и размеры астероидов.

Сближение некоторых астероидов с землёй.

Метеориты и их происхождение. Виды метеоритов. Метеоритные дожди.

Болиды. Звуковые и световые явления при падении болидов.

Орбиты комет. Давление солнечных лучей на газовые хвосты комет.

Распад комет на метеорный поток. Виды и названия метеорных потоков.

Радиант метеорного потока. Метеоры как составные части потока.

Теоретический метод познания с вечерними наблюдениями звёздного неба.
Тема 6. Луна.
Луна как спутник Земли. Физические условия на Луне и формы его рельефа.

Фазы Луны и их изменения. Солнечное затмение. В иды затмений

Лунное затмение. Цвет Луны во время затмения. Влияние Луны на Землю. Приливы и отливы на Земле. Исследование Луны с помощью космических аппаратов.

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, самостоятельная работа по усвоению материала, наблюдения фаз Луны, движения по звёздному небу.
Тема 7. Элементы космонавтики.
Ракета носитель. Виды ракет. Запуск космического корабля. Космодромы. Космические орбитальные станции и аппараты. Аппараты для исследования Солнечной системы. Выход человека в космос.

Скафандр маленький дом космонавта. Система жизнеобеспечения скафандра.

Объяснительно – иллюстративный метод познания, викторины, экскурсии, конференции.

Тема 8. Участие детей в конкурсе «Эра фантастики».

Проведение праздников награждения.

Защита рефератов и участие в реферативной астрономической конференции.
Тема 9. Научные работы.

Подбор тем рефератов, литературы.

Консультации и рецензирование работ учащихся.

Защита рефератов на школьной научно-практической конференции, районной и областной открытой реферативной астрономической конференции.

Подготовка компьютерной презентации ученических работ.
Прогнозируемый результат.

- Учащиеся должны уметь устанавливать причинно-следственные связи, сравнивая, чем одно явление отличается от другого, и демонстрировать деятельностный подход.

- уметь решать задачи на определение координат небесных тел, нахождение светил и планет по звёздной карте

- ориентироваться по звёздной карте;

- работать с дополнительной литературой и уметь составить доклад для публичного выступления;

- уметь объяснить явления метеоров, появление комет и объяснение положения хвоста комет относительно Солнца;

- уметь объяснить явления приливов и отливов.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

«АСТРОФИЗИКА»




Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Теория

Практика

1

Введение

12

6

6

2

Методы астрофизических исследований

10

8

2

3

Звёзды и Солнце

14

8

6

4

Наша Галактика.

10


6

4

5

За пределами нашей Галактики

4

2

2

6

История астрофизики

4

4

-

7.

Строение и Эвол Строение и эволюция Вселенной

6

4

2

8

Элементы космонавтики и закон всемирного тяготения

11

4

7

9

«Эра фантастики»

26

2

24

10

Реферативная астрономическая конференция

20

2

18

11

Экскурсия в планетарий

7

7

-

12

Экскурсия в «Звёздный городок»







-

13

Экскурсия в Музей космонавтики

8

8

-

14

Наблюдения

12

-

12

Итого:

144

61

83



Содержание:
Тема 1. Введение:

повторение темы: Природа тел Солнечной системы.

Небесные и земные события.

Прогулка по звёздному небу (Экскурсия. Работа со звёздной картой и атласом).

Познавательная игра «Что? Где? Когда?» Созвездия и звёздные координаты.

Конференция: Астрономия в историческом развитии.

Викторина «События и люди».

Звёзды и звёздные миры
Тема 2. Методы астрофизических исследований.
Исследование электромагнитного излучения: Шкала электромагнитных волн. Всеволновая астрономия.

Телескопы в астрономии: Назначение телескопов. Оптические телескопы. Угловое разрешение телескопов. Радиотелескопы. Определение параметров телескопов.

Определение физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам: разложение солнечного спектра при прохождении через призму. Спектры небесных тел. Эффект Доплера

Разделение звёзд по цвету. Классификация звёзд.

Астрофизика в вопросах и ответах. Конкурс в разгадывании кроссвордов.

Объяснительно иллюстративный и частично поисковый метод обучения
Тема 3. Звёзды и Солнце.
Звёздные величины: Шкала звёздных величин. Суммарная звёздная величина объекта.

Основные свойства звёзд: Звёзды - важнейшие объекты Вселенной. Равновесие звёзд. Температура звёзд.

Температура звёзд. Светимость звёзд Размеры звёзд Масса и плотность звёзд. Положение звёзд на диаграмме температура – светимость.

Физика звёзд: Физическое состояние и химические свойства звёзд. Равновесие звёзд. Источники энергии звёзд

Необычные звёзды: Белые карлики. Нейтронные звёзды.

Звёзды, меняющие светимость: Переменные звёзды. Вспыхивающие и новые звёзды.

Сверхновые звёзды.

Солнце - ближайшая к нам звёзда: Общие сведения. Внешняя атмосфера Солнца (хромосфера и корона). Активность Солнца и её влияние на Землю.

Эволюция звёзд и Солнца: «Старение» звёзд. Конечные стадии звёзд: чёрные дыры, нейтронные звёзды.

Теоретический метод познания с использованием элементов проблемного обучения.
Тема 4. Наша Галактика.

Состав и структура Галактики: Млечный Путь и структура Галактики. Звёздные скопления.

Движение звезд: Скорости звезд. Вращение Галактики.

Межзвёздная среда: Межзвёздный газ. Межзвёздная пыль. Космические лучи и межзвёздное магнитное поле.

Образование звёзд. Проблемы возникновения жизни: Образование звёзд. Проблема жизни во Вселенной.

Астрофизика в вопросах и ответах (Решение задач)

Теоретический способ усвоения.
Тема 5. За пределами нашей Галактики.

Галактики: открытие галактик. Расстояние до галактик. Типы галактик. Состав и структура галактик.

Необычные галактики: взаимодействующие галактики. Галактики с активными ядрами. Квазары

.Теоретическое усвоение материала.

Тема 7. Строение и эволюция Вселенной.

Расширяющаяся Вселенная: Красное смещение и расширение Вселенной. Необратимые изменения во Вселенной. Модели Вселенной. Реликтовое излучение.

Теоретическое усвоение материала
Тема 6. История астрофизики

-история развития современных представлений о небесных телах;

-становление и развитие радиоастрономии;

- открытие реликтового излучения (А. Пензиас и Р. Вильсон, И. Шкловский);

-рождение и развитие астроспектроскопии (А.Белопольский, Ф.Бредихин);

- развитие современных телескопов и обсерваторий (В.Я. Струве).

Теоретическое усвоение информации.
Тема 8. Элементы космонавтики и закон всемирного тяготения

- основные этапы развития космонавтики,

- основоположники космонавтики (К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, А. Цандер);

- рождение внеатмосферной астрономии и современные достижения внеатмосферной астрономии: исследование туманностей, обнаружение внесолнечных планетных систем;

- результаты контактных исследований планет и перспективы исследования;

- применение законов всемирного тяготения и развитие небесной механики;

- И. Ньютон и законы Кеплера.

Теоретико-эмпирический способ познания.

Тема 9. Конкурс «Эра фантастики»

-выполнение эскизов рисунков;

-выполнение поделок;

- написание и репетиция пьесы по теме «Заседание Всегалактического Совета по подготовке конкурса «Эра фантастики 100 ».
ТЕМА 10. Реферативная астрономическая конференция.

Обсуждение тем для рефератов.

Подборка литературы.

Консультации по содержанию рефератов.

Подготовка компьютерных презентаций.

Прогнозируемый результат:

- учащиеся должны уметь устанавливать причинно-следственные связи, сравнивая, чем одно явление отличается от другого, и демонстрировать деятельностный подход;

-уметь работать с телескопом и понимать характеристики их параметров;

-понимать в чём состоит отличие спектров звёзд разного цвета;

-понимать, как живёт звезда от рождения до смерти.

- понимать, во что превращается звезда после смерти;

-знать структуру нашей Галактики и Вселенной.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

В зависимости от содержания изучаемого материала программа кружкового занятия может варьироваться. Однако общая структура занятия, основанная на возрастных особенностях учащихся, должна сохраняться. В начале занятия, после оргмомента следует обсудить с учащимися последние события астрономии и космонавтики, которые обычно известны им из СМИ, и результаты самостоятельных наблюдений, проделанных учащимися за последние дни. Поработать с журналом «Новости космонавтики», «Земля и Вселенная», «Пространство. Вселенная. Время». Далее необходимо актуализировать те знания учащихся, которые потребуются им для усвоения нового материала. Актуализация может быть организована в виде диалога педагога с учащимися, в виде групповой игры-«разминки», в виде несложного самостоятельного упражнения. Изучение нового материала, включая закрепляющие упражнения, должно продолжаться не более 30 минут. Педагог должен тщательно продумывать те рисунки и записи, которые учащиеся будут переносить в свои тетради: они должны быть легко воспроизводимыми и лаконичными. После изложения нового материала следует организовать его закрепление: несколько примеров учащиеся выполняют совместно, с помощью педагога, затем упражняются самостоятельно. Последние 30-40 минут занятия следует использовать для игры. В силу особенностей возраста дети охотно играют в разнообразные групповые, парные и индивидуальные игры, устные игры и игры с раздаточным материалом. В ходе игр дети многократно повторяют и прочно усваивают основные понятия астрономии и географии, факты, даты, имена, характеристики Земли и небесных тел, расположение созвездий умеют рисовать созвездия и воспроизводить другие мифические фигуры и т.п.

В ходе обучения домашние задания в обычном их виде не применяются. У учащихся есть постоянное задание - проводить и фиксировать простейшие астрономическое наблюдения. Иногда учащимся может быть предложено задание творческого характера - сделать рисунок, подготовить сообщение на определённую тему и т.п.

Контроль усвоения материала учащимися, конечно, должен проводиться не так, как в школе. Учебная группа может быть разновозрастной, способности детей могут заметно различаться, некоторые дети подключаются к занятиям не с начала учебного года. В дополнительном образовании нет необходимости предъявлять ко всем учащимся одинаковые требования, проводить контрольные работы и выставлять оценки. В большинстве случаев педагог может судить об успехах ученика, наблюдая за выполнением им самостоятельных упражнений. Но и самому ребёнку важно осознавать уровень своих достижений, сознательно прилагать усилия для достижения цели. Один из вариантов организации контроля усвоения знаний - выполнение учащимися (по желанию) специального компьютерного теста.

Другой вариант - оформление «зачётной книжки юного астронома». «Зачётная книжка» содержит перечень элементов знания, обязательных для усвоения. По мере изучения материала учащиеся (по желанию) демонстрируют перед педагогом и товарищами свои знания и получают «зачёт».Выполнение теста или заполнение зачётной книжки могут стать поводом для неофициального соревнования учащихся внутри группы.

Массовые мероприятия в области астрономического образования – олимпиады, конкурсы, конференции, - как правило, проводятся с учащимися средних и старших групп, но можно привлекать и младших школьников.

Для расширения кругозора учащихся полезны тематические экскурсии – в планетарий, Политехнический музей, Центр управления полётами, в музей ракетно-космического концерна «Энергия», в Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в Звёздном городке.

ЛИТЕРАТУРА



Для учителя:

1. Воронцов-Вельяминов Б.А.. Астрономия 11кл. - М. 2005г.

2. Дагаев М.М. Книга для чтения по астрофизике - М.1980г.

3. Засов А.В., Кононович Э.В. Астрономия 11кл. - М. 1993

4. Левитан Е.П. Астрономия - М.2004г.

5. Марон М.Я Планеты Солнечной системы - М. 1986г.

6. Методика преподавания астрономии - М. 1985г.

7. Шкловский В.С. Звёзды: их рождения, жизнь и смерть - М.1981г.
Для учащихся и родителей:

1. Астрономический календарь. Ежегодник. Переменная часть.

2. Зигель Ф.Ю. Звёздная азбука М.1981г.

3. Космос Полная энциклопедия для детей М. 2005 г.

4. Мир и человек. Географический атлас. М. 2006.

5. Ридерз Дайжест Атлас Вселенной для детей Испания 2002

6. Школьный астрономический календарь М. 1990г.

7. Энциклопедия для детей: Астрономия М. Аванта +, 2003г.

8. Энциклопедический словарь юного астронома. М.1980г.

9. Периодическая литература:

- журнал «Пространство Вселенная Время»;

- журнал «Новости космонавтики»;

- журнал «Земля и Вселенная».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Поиск»...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод»
Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconРайон имени Лазо Хабаровского края
Сидима работает детское творческое объединение «Занимательная микробиология». Объединение занимается в отдельный кабинете биологии...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconТехническое творчество: Творческое объединение «Юный конструктор»
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconОбразовательная программа по экологии «Юный натуралист»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы г. Буинска, рт»
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детское объединение «Сороки» самостоятельное и самоуправляемое объединение детей и взрослых, основанное на принципах самостоятельности,...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое...
«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики»
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей объединение «пресс-центр+ТВ»
Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-фз “Об образовании в Российской Федерации”
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconПрограмма разработана педагогом дополнительного образования Громовым...
Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconПасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности...
Создавать межведомственное взаимодействие между центром «Радуга» и детским садом «Росинка» по профилактике и раннему выявлению семейного...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Рукодельница» художественно-эстетической направленности, является модифицированной и создана на основе авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей художественного...
Парикмахерское искусство развивается с каждым годом. Связано оно не только со сменой новейших тенденций, но и с изобретением новых...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог»
Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconПоложение о клубе юных аквариумистов
Городской клуб юных аквариумистов детское, молодёжное общественное объединение, созданное на базе Центра экологического образования,...
Образовательная программа дополнительного образования детей Детское творческое объединение «Юный астроном» iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск