Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников»





Скачать 350.07 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников»
страница1/3
Дата публикации30.08.2014
Размер350.07 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Литература > Образовательная программа
  1   2   3


Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением литературы и информатики»
Рассмотрена на педагогическом Утверждаю

совете школы № 13 (протокол № Директор школы № 13

от 28.08.09 г.) _______________Земскова Г.М.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Вокально-творческое развитие школьников»


Автор программы:

Алексеева Л.А.

Возраст обучающихся: 10 – 16 лет

Срок реализации программы: 6 лет

Педагог дополнительного образования:

Стрекина Наталья Геннадьевна

Великий Новгород

2009 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная программа «Вокально-творческое развитие школьников» имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы «Вокально-творческое развитие школьников». Автор Л.Алексеева. Программа опубликована в журнале «Искусство в школе» № 5,6 2007 г. и рекомендована для работы объединений дополнительного образования в средних общеобразовательных учреждениях.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. Программа реализуется в творческом объединении «Вокально-творческое развитие школьников» муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики» Великого Новгорода.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она предназначена для музыкальных вокально-певческих занятий (вокальный ансамбль, хоровой ансамбль, вокальная группа) в средней общеобразовательной школе с детьми, имеющими высокий уровень мотивации и желание заниматься музыкальной деятельностью (эстрадное пение, хоровое пение). В результате этой деятельности дети могут выходить на уровень концертных выступлений в рамках своего образовательного учреждения и городских мероприятий.

Данная программа актуальна, т.к. может быть востребована педагогами, которые работают в разных направлениях вокально-творческой деятельности (академическое, эстрадное, народное), используя разные методики и репертуар в зависимости от направленности жанра.

Цель программы – воспитание певческой культуры школьников как части их музыкальной, и шире духовной (по Д.Б. Кабалевскому)

Задачи программы

Обучающие

  • формирование вокально-творческих навыков;

  • формирование навыков концертного выступления.

Воспитывающие:

    • раскрыть для детей подлинное значение пения как формы «отражения» духовности

    • в начальной школе обеспечение непроизвольного, естественного «вхождения» учащихся в «Певческое поле» Мира радостного, творческого бытования в нем.

  • в основной школе – сохранении увлеченности искусством пения, развитие потребности «жить и одаривать пением»

  • воспитание гражданско-национального положительного мировоззрения на примерах музыкального мирового наследия.

Развивающие

  • развитие творческих способностей детской личности в области вокально-творческой деятельности.

  • владение голосом как «инструментом» духовного самовыражения.

      • создание многотембрового хорового ансамбля.

Отличительные особенности данной программы в том, что в ней приоритетным началом считается не стандартный набор певческих навыков (звукообразования, дикции, дыхания, и т. д.), а так же основных свойств звучания голоса (диапазон, тембр, регистр), а главенствующее внутреннее человеческое начало, естественно выплескивающееся в момент эмоционального воодушевления. Владение голосом проявляет себя в разнообразии интонационных выражений ребенка, гибкости и пластичности интонаций, степени понимания ребенком личных певческих высказываний.

Необходимость в использовании и адаптации данной программы объясняется тем, что на данный момент отсутствуют типовые государственные программы, предназначенные для вокально-творческой деятельности детей в общеобразовательной школе. Имеющиеся типовые программы Министерства просвещения СССР «»Хоровой класс» (датируется 1971 годом выпуска) и «Хор» (датируется 1986 годом выпуска) на данный момент являются морально устаревшими, не соответствующими требованиям Письма (от 18.04.2003 г. №28-02-484/16) Министерства образования Российской Федерации.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В рамках модификации уменьшено количество часов:

6 лет обучения по 2 часа в неделю, 68 учебных часов в год.

Автор программы указывает только общее количество учебных часов и количество часов на теорию. Таким образом, педагогу предоставляется право и возможность распределить самому количество часов на практически занятия, в зависимости от приоритетности задач, поставленных перед конкретным образовательным учреждением и возрастных интересов детей. Кроме этого в данной программе произошли изменения в разделе «Опыт вокально-творческой деятельности. Репертуар». Замена репертуарного плана зависит от художественно-воспитательных потребностей школы и трудностей в поиске нотного материала, предложенного автором. Нотная хрестоматия к программе не прилагается.

Авторская программа предусматривает обучение детей со 2 по 9 класс. Но в рамках модификации программа адаптирована к возрасту детей с 4 по 10 класс.

Возраст детей – с 10 до 16 лет.

Сроки реализации. Программа рассчитана на 6 лет обучения, 68 часов в год.

Численный состав - от 3 до 40 человек. Программа дает возможность педагогу заниматься с детским коллективом с разным количеством участников, который в течение обучения может незначительно, но меняться, т.е. предусматривает некоторую свободу выбора (на начальной стадии обучения), но при этом сохраняется основной костяк группы (последующие этапы обучения).

Формы и режим занятий. Программа реализуется в виде учебных и практических занятий – по 1 часу 2 раза в неделю. Возможно введение третьего часа на репетиционно – концертную деятельность с четвертого года обучения.
Обучение предполагается по концентрическому принципу построения учебно-тематического плана в течение одного учебного года и всего срока обучения. Это позволит вновь пришедшим детям быстро освоить пропущенный материал в процессе коллективной практической деятельности.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

Ожидаемый результат и способы определения их результативности:

В результате реализации данной программы предполагается получить следующие результаты:

  • сформированная художественная культура учащихся;

  • прочное владение вокально-певческими практическими умениями и навыками (развитый диапазон, владение певческим дыханием, умение чисто интонировать, грамотное произношение текста, уверенное пение 2-голосных произведений, ритмическая грамотность);

  • владение умениями и навыками концертных выступлений (психологическая устойчивость, артистизм, отсутствие комплексов «боязни» сцены, доброжелательные отношения внутри коллектива).

  • развитые способности к музыкальной и артистической импровизации.

По окончанию 1 года обучения дети должны

знать

  • Правила правильной певческой посадки (спина прямая, сидеть на кончике стула);

  • Средства музыкальной выразительности (мелодия, лад, ритм, размер, динамика, регистр, тембр);

  • Правила правильного звукообразования (как правильно открыть рот во время пения);

  • Правила певческого дыхания («короткий « и «длинный» вдох, дыхание между фразами);

  • Разницу между пением гласных и согласных звуков;

  • высокие и низкие звуки, мажор и минор;

  • что такое ритмический рисунок;

  • что такое импровизация;

  • что такое унисон;

  • что такое канон.

уметь

  • петь в диапазоне ре1-до2;

  • петь с мягкой атакой, легким звуком;

  • правильно и ясно выговаривать слова песни;

  • дышать небольшим спокойным вдохом, не поднимать плечи, делать вдох только между музыкальными фразами;

  • уметь чисто пропевать простую мелодию;

  • чисто интонировать простые интервалы;

  • понимать элементарные дирижерские жесты (внимание, вдох, начало пения и окончание пения, характер голосоведения);

  • петь в унисон несложные песни;

  • осмысленно петь выученные песни;

  • петь в ансамбле с другими учащимися;

  • слышать, отличать «красивое» в музыке;

  • испытывать потребность в «общении» с музыкой;

  • размышлять о музыке.


По окончанию 2 года обучения дети должны

знать

  • правила правильного звукообразования («опора» звука);

  • правила певческого дыхания («экономный» вдох, «задержанное дыхание»);

  • главные ступени лада, тона, полутона;

  • ноты целые, половинные, четвертные, восьмые;

  • элементы дирижирования;

  • правила элементарного двухголосья (слушать друг друга, не петь громко, тщательно пропевать свою партию);

  • что такое импровизация- вариация;

  • русскую народную музыку в рамках программы

уметь

  • использовать знание средств музыкальной выразительности в пении;

  • правильно формировать гласные и согласные;

  • петь долгим дыханием;

  • петь простейшее двухголосие (канон);

  • звуковысотно чисто и ритмически четко самостоятельно спеть несложную песню;

  • пение в унисон в ансамбле;

  • определять на слух любимые произведения народной музыки в рамках программы.


По окончанию 3 года обучения дети должны

знать

  • Staccato. Legato. Non Legato;

  • что такое «цепное» дыхание;

  • устойчивые и неустойчивые звуки;

  • что такое «музыкальный образ»;

  • что значит «целостность» формы и «образного» содержания.

уметь

  • пение a`capellа;

  • петь в диапазоне: первые голоса – c1d 2, вторые голоса – hh1 (d2);

  • петь с легкой атакой;

  • петь non legato. non staccato;

  • правильно формировать гласные и произносить согласные, не утрируя их произношение;

  • петь на одном дыхании боле длинные фразы и петь на «цепном» дыхании;

  • чисто петь двухголосные песни;

  • интонировать интервалы;

  • следовать дирижерским указаниям во время исполнения;

  • слушать и заинтересовано воспринимать музыку других народов.

  • Определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставляющих)



По окончанию 4 года обучения дети должны

знать

  • что такое вибрато;

  • что такое индивидуальность тембра;

  • что значит осмысленное, самостоятельное пение;

  • что такое трехголосие;

  • петь эпизодическое трехголосие;

  • расширенный диапазон восприятия музыки в рамках программы.

уметь

  • диапазон голоса c1 - e2 (f2);

  • петь вибрато;

  • петь выразительно и осмысленно;

  • ассоциировать музыкальный опыт с другими видами искусства (изобразительное искусство, литература)


По окончанию 5 года обучения дети должны

знать

  • мягкую и твердую атаку, как средство выразительности;

  • правила охраны голоса (предмутационный период);

  • правила многоголосного пения;

  • особенности музыкальной выразительности.

уметь

  • петь в диапазоне I голос - с1 – е2 (f2g2) II голос - c1-e2, III голос - aм (hм) -c2(d2);

  • петь a`capella;

  • петь трудные буквосочетания;

  • петь трехголосие;

  • анализировать музыкальные произведения;

  • оценивать качество и своеобразие исполнения музыки.



По окончанию 6 года обучения дети должны

знать

  • что такое мутационный период;

  • знать правила охраны голоса( певческий режим);

уметь

  • петь в диапазоне I голос - с1 – е2 (f2) II голос - c1-d2(e2), III голос - aм -c2(d2);

  • использовать приобретенные певческие навыки;

  • использовать правила охраны голоса (певческий режим);

  • чисто интонировать;

  • понимать и определять образ музыкального произведения;

  • осмысливать и понимать драматургию музыкального произведения.


Формы подведения итогов реализации.

Традиционные - уроки-концерты, фестивали, конкурсы.

Не традиционные - день рождения песни, альбомы путешествий, панорама народных песен и.т.д.

Действительным результатом обучения будет наличие искренности, задушевности исполнения, «трогающего» слушателей (несмотря на имеющиеся порой технические погрешности), иначе говоря – степень передачи тончайшего дыхания искусства, того самого нечто, определяющего истинное величие и состоявшегося художника и растущего.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения








теория

практика

всего

1

Теория. Звуки мира.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

9

9

18

2

Теория. Коллекция вокальных импровизаций, или как рождается песня?

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

7

7

14

3

Теория. Хор – это дружная семья, только в музыкальном виде…

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

10

10

20

4

Теория. Почему и о чем «поют» мысли, чувства?

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

8

8

16




Всего:

34

34

68


Второй год обучения








теория

практика

всего

1

Теория. «Песни всех»-отражение истории Отечества.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

9

9

18

2

Теория. Мелодии человека – мелодии страны.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

7

7

14

3

Теория. О чем поет душа?

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

10

10

20

4

Теория. Разноцветные песни России.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

8

8

16




Всего:

34

34

68


Третий год обучения








теория

практика

всего

1

Теория. «Расскажи нам, песня, о прекрасном близком и далеком».

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

9

9

18

2

Теория. О «родных» и «чужих» песнях

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

7

7

14

3

Теория. Подари песню людям планеты

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

10

10

20

4

Теория. Чудо-песня пришла сегодня к вам.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

8

8

16




Всего:

34

34

68


Четвертый год обучения








теория

практика

всего

1

Теория. Слово - как песня.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

Репетиционно – концертная деятельность.

9

9

9

27

2

Теория. Песня – как слово.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

Репетиционно – концертная деятельность.

7

7

7

21

3

Теория. Поющее изображение.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

Репетиционно – концертная деятельность.

10

10

10

30

4

Теория. Изображающее пение.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

Репетиционно – концертная деятельность.

8

8

8

24




Всего:

34

68

102



Пятый год обучения








теория

практика

всего

1

Теория. Песня как преображение.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

Репетиционно – концертная деятельность.

9

9

9

27

2

Теория. Исполнение как преобразование.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

Репетиционно – концертная деятельность.

7

7

7

21

3

Теория. «Сильные» и «слабые» песни.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

Репетиционно – концертная деятельность.

10

10

10

30

4

Теория. «Сильные и «слабые» исполнители.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

Репетиционно – концертная деятельность.

8

8

8

24




Всего:

34

68

102


Шестой год обучения








теория

практика

всего

1

Теория. Образ песни.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

Репетиционно – концертная деятельность.

9

9

9

27

2

Теория. Образ песни (продолжение).

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

Репетиционно – концертная деятельность.

7

7

7

21

3

Теория. Драматургия песни.

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

Репетиционно – концертная деятельность.

10

10

10

30

4

Теория. Драматургия песни (продолжение).

Практика. Вокально – творческая деятельность (народные песни и прибаутки, скороговорки, инструментальная, вокальная и хоровая музыка для слушания, разучивания и исполнения)

Репетиционно – концертная деятельность.

8

8

8

24




Всего:

34

68

102


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Первый год обучения

Теория. (34 ч.)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Поиск»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела»
Программа имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для дополнительного образования школьников, интересующихся...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
«Дом пионеров и школьников» имеет муниципальный статус: тип образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коллектив школы работает над методической темой «Творческое и культурное развитие детей в современном обществе средствами программ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Детское...
Последние годы астрономия в школе преподаётся лишь в курсе физики в 11 классе. Истории развития взглядов на устройство окружающего...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconОбразовательная программа дополнительного образования «Милли-стартер»
Образовательная программа дополнительного образования «Милли-стартер» создана для младших школьников, посещающих дополнительные занятия...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconАнализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей,...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое развитие школьников» iconПубличный доклад моудод аннинский
Аннинский дом детского творчества представляет собой многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, созданное в марте...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск