Скачать 1.58 Mb.
|
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном году В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Система дополнительного образования функционирует в целях формирования единого образовательного пространства МБОУ СОШ №3 для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах и является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Система дополнительного образования предназначена для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное время. Содержание дополнительного образования определяется образовательными программами – типовыми (примерными), рекомендованными Министерством образования, модифицированными (адаптированными), авторскими. Структура определяется целями и задачами дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает следующие компоненты: кружки, секции, объединения. Прием обучающихся в кружки, секции, объединения осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ. Сфера дополнительного образования рассматривается администрацией и коллективом школы как полноценная составляющая процесса непрерывного образования человека и является составной частью учебно-развивающей среды школы. В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив определял следующую цель и задачи развития дополнительного образования в школе: Цель: Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Задачи:
Дополнительное образование планируется на основе полного анализа всей образовательной деятельности школы. Оно неразрывно связано со всеми другими направлениями учебно-воспитательной процесса, с системой воспитывающей деятельности:
Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Освоение базовых знаний и умений Раскрытие творческого потенциала личности ребенка Современному обществу требуется личность активная, деятельная, реализующая свой потенциал и свои возможности. А для этого ученик в современном понимании должен стать не объектом, а субъектом своего саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Собственно опора на содержание основного образования и является главной ролью развития дополнительного образования детей в школе. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики. С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по образовательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники развивают свою творческую и познавательную активность, реализовывают свои личностные качества, демонстрируют те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Социальная ситуация около школьного пространства (Анализ внешней среды) Микрорайон, закрепленный за школой, имеет ряд специфических особенностей:
Педагогический коллектив видит выход в следующем: школа должна помочь ребенку самоутвердиться, самоопределиться и самовыразиться, формировать у него мотивацию к образованию. СХЕМА организации дополнительного образования МБОУ СОШ №3 Предпрофильная подготовка (элективные курсы по выбору) Интеграция урочной и внеурочной деятельности (участие в дистанционных интеллектуальных конкурсах, творческая исследовательская деятельность) Внедрение (интеграция) УДОД в школу Проведение профильных смен пришкольного лагеря Школьные кружки и секции Разработка и реализация дополнительных образовательных программ Самообразование школьников Детские общественные организации Дополнительное образование школьников Статус системы дополнительного образования в МБОУ СОШ №3 можно рассматривать с нескольких основных позиций:
Сегодня одной из главных задач современной школы является воспитание порядочного и патриотичного человека. На занятиях таких кружков как «Ежели вы вежливы», «Я - гражданин России», «Клио», объединении волонтеров учащиеся знакомятся с историей и культурой нашей Родины, изучают историю нашего города, развивают историческое мышление. У ребят формируется собственная гражданская позиция в общественно-политической жизни. Таким образом, дополнительное образование детей в школе является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. В 2013-2014 учебном году в системе дополнительного образования реализовывались программы по 7 направлениям:
Внеурочная деятельность осуществлялась по программам кружков, секций, объединений дополнительного образования, полностью соответствующим требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Все программы дополнительного образования были согласованы с педагогическим советом, методическим советом, профсоюзным комитетом и наблюдательным (управляющим советом) и утверждены приказом директора школы, а также прошли процедуру лицензирования. Режим занятий был обусловлен спецификой внеурочной деятельности в школе: занятия проводились во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла. Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:
Это способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений. Формы занятий детских объединений были самые разные: беседы, игры, диспуты, экскурсии, коллективное творческое дело, проектная деятельность, конкурсы, выставки, концерты и фестивали. В кружках, секциях, объединениях школы работает коллектив в составе 22 человек: 3 педагога дополнительного образования (сотрудники муниципальных учреждений дополнительного образования), 19 педагогов совмещают работу в кружках, объединениях с должностью учителя. Из 19 педагогов дополнительного образования - 100% имеют педагогическое образование, из них 41% имеют высшую квалификационную категорию, 46% педагогических работников имеют 1 квалификационную категорию. Мониторинг занятий свидетельствует о высоком профессионализме преподавателей и интересе ребят к занятиям. Услугами дополнительного образования пользуются примерно 85% учащихся от общего числа учеников школы. Руководители дополнительного образования ориентируются на знание индивидуальных особенностей учащихся. Своеобразие дополнительного образования проявляется:
Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области дополнительного образования в школе являются личностно-ориентированные технологии обучения. Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в школе: образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности Функции дополнительного образования в МБОУ СОШ №3 интеграционная — создание единого образовательного пространства школы функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей в школе является неотъемлемой частью образовательной системы школы. Важная роль дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения. С этим положением тесно связана еще одна отличительная роль системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественном кружке или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного». Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях школы. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. Вместо воспитания на примерах хрестоматийных положительных образцов необходимо обращение к переживаниям и размышлениям конкретного, реально существующего человека, к его поискам, ошибкам, взлетам и падениям: тогда дети поверят в его судьбу, борьбу, идеалы. Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную роль – расширяет культурное пространство школы. В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций. Дополнительное образование детей способствует установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры – русской и соседних народов. Это свойство дополнительного образования детей обеспечивает ему особое место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта нового поколения. Особое место имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. |
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются формирование у обучающихся гражданской ответственности... | Анализ работы цнит в 2013 2014 учебном год Работа Центра нит в 2013-2014 учебном году строилась в соответствии с общелицейским планом работы | ||
План работы школьной библиотеки Шуманской сош на 2013-2014 учебный... Анализ использования и очистка учебного фонда от устаревших по содержанию учебных изданий | Анализ работы мкоу «Гимназия №16» в 2013-2014 учебном год Мкоу «Гимназия №16» в 2013-2014 учебном году и основные направления деятельности в 2014-2015 учебном году | ||
Анализ воспитывающей деятельности гбоу сош№1114 в 2012-2013 учебном год План работы зоу одо г. Москвы в области воспитания и дополнительного образования детей на 2012-2013 уч год | Анализ деятельности муниципальной опытно экспериментальной площадки... В 2005-2006 учебном году решением экспертного совета отдела образования школе присвоен статус районной экспериментальной площадки.... | ||
О проведении районного этапа Региональной олимпиады школьников по... И профессионального образования Ленинградской области на 2013-2014 год, в целях повышения правовой культуры учащихся в области избирательного... | Анализ работы структурного подразделения по дошкольному образованию... «Ново – Переделкино» Западного окружного управления образования города Москвы в 2013-2014 учебном году прошел реорганизацию и присоединился... | ||
Анализ методической работы образовательного учреждения за 2013-2014 учебный год Методическая работа школы в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение задач, которые были поставлены по итогам 2012-2013... | Анализ работы мкоу дополнительного образования детей Дом детского... ... | ||
План работы библиотеки специальной (коррекционной) общеобразовательной... В 2012 2013 учебном году учебно-воспитательная работа в школе, как и в прошедшем году, проводилась по следующим направлениям | Анализ воспитательной работы мобу «сош №46» за 2013-2014 учебный год Цель воспитательной работы в школе – укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве школы на основе... | ||
Анализ работы рмо педагогов дополнительного образования за 2012/2013 учебного года В этом учебном году педагоги дополнительного образования рмо работали над темой «Методическое сопровождение педагогов дополнительного... | План работы школьной библиотеки на 2013 2014 учебный год I Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе | ||
Образовательная программа гбоу сош 1307 «Создание школьной развивающей... Стратегия, политика и цели. Модель образовательного учреждения. Анализ структуры учебного плана и содержательной части программ.... | План работы школьной библиотеки Муниципального бюджетного образовательного... Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной... |