Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год





НазваниеАнализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год
страница1/12
Дата публикации24.11.2017
Размер1.58 Mb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Культура > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Анализ

работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном году


В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Система дополнительного образования функционирует в целях формирования единого образовательного пространства МБОУ СОШ №3 для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах и является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

Система дополнительного образования предназначена для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное время.

Содержание дополнительного образования определяется образовательными программами – типовыми (примерными), рекомендованными Министерством образования, модифицированными (адаптированными), авторскими.

Структура определяется целями и задачами дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает следующие компоненты: кружки, секции, объединения.

Прием обучающихся в кружки, секции, объединения осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.

Сфера дополнительного образования рассматривается администрацией и коллективом школы как полноценная составляющая процесса непрерывного образования человека и является составной частью учебно-развивающей среды школы.

В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив определял следующую цель и задачи развития дополнительного образования в школе:

Цель:

   Создание  условий для достижения обучающимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи:

  • создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время;

  • совершенствование  системы мониторинга эффективности внеурочной деятельности в школе;

  • определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с учащимися с учетом возраста, вида образовательного учреждения, особенностей социокультурного окружения;

  • формирование условий для создания единого образовательного пространства, укрепление школьных традиций;

  • расширение видов творческой деятельности;

  • создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

  • обращение к личностным проблемам учащихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности;

  • профилактика асоциального поведения.

Дополнительное образование планируется на основе полного анализа всей образовательной деятельности школы. Оно неразрывно связано со всеми другими направлениями учебно-воспитательной процесса, с системой воспитывающей деятельности:

  • с педагогическим советом - по взаимосвязям всех звеньев учебно-воспитательной деятельности;

  • с родительской, ученической общественностью - по степени удовлетворенности дополнительным образованием.

Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося.


МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время:


ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ




Освоение

базовых знаний и умений

Раскрытие творческого потенциала личности ребенка



Современному обществу требуется личность активная, деятельная, реализующая свой потенциал и свои возможности. А для этого ученик в современном понимании должен стать не объектом, а субъектом своего саморазвития, самосовершенствования, самореализации.

Собственно опора на содержание основного образования и является главной ролью развития дополнительного образования детей в школе.

Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

  • 1-ая ступень (начальная школа): расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».

  • 2-ая ступень (средняя школа): формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

  • 3-я ступень (старшая школа): достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по образовательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники развивают свою творческую и познавательную активность, реализовывают свои личностные качества, демонстрируют те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Социальная ситуация около школьного пространства

(Анализ внешней среды)

Микрорайон, закрепленный за школой, имеет ряд специфических особенностей:

  • невысокий материальный и социальный уровень населения;

  • средний уровень образованности родителей;

  • отсутствие в микрорайоне культурно-образовательных учреждений;

  • удаленность от центра города;

  • распад и деградация семейных отношений в некоторых семьях;

  • увеличение числа родителей, употребляющих алкогольные напитки, уклоняющихся от выполнения своих родительских обязанностей;

  • возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции и помощи.

Педагогический коллектив видит выход в следующем: школа должна помочь ребенку самоутвердиться, самоопределиться и самовыразиться, формировать у него мотивацию к образованию.

СХЕМА

организации дополнительного образования МБОУ СОШ №3


Предпрофильная подготовка

(элективные курсы

по выбору)

Интеграция урочной

и внеурочной деятельности

(участие в дистанционных

интеллектуальных конкурсах,

творческая исследовательская

деятельность)


Внедрение (интеграция)

УДОД в школу




Проведение профильных смен пришкольного лагеря


Школьные кружки

и секции

Разработка и реализация дополнительных образовательных программ


Самообразование школьников

Детские

общественные организации

Дополнительное образование школьников


Статус системы дополнительного образования в МБОУ СОШ №3 можно рассматривать с нескольких основных позиций:

  • дополнительное образование как дополнение к основному базовому образованию, предполагающее углубление и расширение базовых знаний. Особое внимание уделяется культурологической, интеллектуально-познавательной и естественно-научной направленности дополнительного образования. В школе работают такие кружки, как «Страноведение», «Учусь создавать проект», «Узнаем сами», «Литературная гостиная», «Информашка»;

  • опережающее прохождение различных предметных курсов и компенсирующие занятия для детей с наличием пробелов в учебе, например, «Занимательная орфография»», «Всезнайка», «За страницами учебника математики» в естественнонаучном направлении;

  • дополнительное образование, превышающее базовый учебный курс, т.е. ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки общеобразовательных программ, такие объединения как: «Горожане Читайлэнда», «Соловушки» в культурологическом направлении, «Юные художники», «Рукодельница» в художественно-эстетическом направлении, «Увлекательная астрономия» в естественно-научном направлении, «Зеленая планета» в эколого-биологическом направлении;

  • дополнительное образование, ориентированное на приобретение знаний и умений в области человековедения, включающее развитие умений и навыков самопознания, необходимых для решения проблемы социальной адаптации и профессионального определения школьников, например, кружок «Человек и его здоровье», элективный курс «Профессиональное самоопределение» (социально-педагогическое направление)

Сегодня одной из главных задач современной школы является воспитание порядочного и патриотичного человека. На занятиях таких кружков как «Ежели вы вежливы», «Я - гражданин России», «Клио», объединении волонтеров учащиеся знакомятся с историей и культурой нашей Родины, изучают историю нашего города, развивают историческое мышление. У ребят формируется собственная гражданская позиция в общественно-политической жизни.

Таким образом, дополнительное образование детей в школе является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

В 2013-2014 учебном году в системе дополнительного образования реализовывались программы по 7 направлениям:

  • спортивно-оздоровительная;

  • художественно-эстетическая;

  • культурологическая;

  • социально-педагогическая;

  • эколого-биологическая;

  • интеллектуально-познавательная;

  • естественнонаучная.


Внеурочная деятельность осуществлялась по  программам кружков, секций, объединений дополнительного образования, полностью соответствующим требованиям  к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Все программы дополнительного образования были  согласованы с педагогическим советом, методическим советом, профсоюзным комитетом и наблюдательным (управляющим советом) и утверждены приказом директора школы, а также прошли процедуру лицензирования.

Режим занятий был обусловлен спецификой внеурочной деятельности в школе: занятия проводились во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла.

Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:

  • обучающиеся приходят на консультации или занятия во второй половине дня, в свободное от основной учебы время;

  • обучение организуется на добровольных началах,

  • коллективом школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей на занятиях, принципиально отличающихся от условий обучения в первой половине дня,

  • учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами и добровольностью совместной деятельности.

Это способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.

Формы занятий детских объединений были самые разные: беседы, игры, диспуты, экскурсии, коллективное творческое дело, проектная деятельность, конкурсы, выставки, концерты и фестивали.

В кружках, секциях, объединениях школы работает коллектив в составе 22 человек: 3 педагога дополнительного образования (сотрудники муниципальных учреждений дополнительного образования), 19 педагогов совмещают работу в кружках, объединениях с должностью учителя. Из 19 педагогов дополнительного образования - 100% имеют педагогическое образование, из них 41% имеют высшую квалификационную категорию, 46% педагогических работников имеют 1 квалификационную категорию. Мониторинг занятий свидетельствует о высоком профессионализме преподавателей и интересе ребят к занятиям.

Услугами дополнительного образования пользуются примерно 85% учащихся от общего числа учеников школы. Руководители дополнительного образования ориентируются на знание индивидуальных особенностей учащихся.

Своеобразие дополнительного образования  проявляется:

  • в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

  • в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

  • в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку).

Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области дополнительного образования в школе являются личностно-ориентированные технологии обучения.

  Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в школе:


образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний

воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре



креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности

Функции дополнительного образования в
МБОУ СОШ №3




интеграционная — создание единого образовательного пространства школы



функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие




функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни


Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей в школе является неотъемлемой частью  образовательной системы школы.

Важная роль дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения.

С этим положением тесно связана еще одна отличительная роль системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественном кружке или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях школы. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. Вместо воспитания на примерах хрестоматийных положительных образцов необходимо обращение к переживаниям и размышлениям конкретного, реально существующего человека, к его поискам, ошибкам, взлетам и падениям: тогда дети поверят в его судьбу, борьбу, идеалы.

Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную роль – расширяет культурное пространство школы. В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума.

Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций. Дополнительное образование детей способствует установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры – русской и соседних народов. Это свойство дополнительного образования детей обеспечивает ему особое место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта нового поколения.

Особое место имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

   Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconАнализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются формирование у обучающихся гражданской ответственности...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconАнализ работы цнит в 2013 2014 учебном год
Работа Центра нит в 2013-2014 учебном году строилась в соответствии с общелицейским планом работы
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconПлан работы школьной библиотеки Шуманской сош на 2013-2014 учебный...
Анализ использования и очистка учебного фонда от устаревших по содержанию учебных изданий
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconАнализ работы мкоу «Гимназия №16» в 2013-2014 учебном год
Мкоу «Гимназия №16» в 2013-2014 учебном году и основные направления деятельности в 2014-2015 учебном году
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconАнализ воспитывающей деятельности гбоу сош№1114 в 2012-2013 учебном год
План работы зоу одо г. Москвы в области воспитания и дополнительного образования детей на 2012-2013 уч год
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconАнализ деятельности муниципальной опытно экспериментальной площадки...
В 2005-2006 учебном году решением экспертного совета отдела образования школе присвоен статус районной экспериментальной площадки....
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconО проведении районного этапа Региональной олимпиады школьников по...
И профессионального образования Ленинградской области на 2013-2014 год, в целях повышения правовой культуры учащихся в области избирательного...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconАнализ работы структурного подразделения по дошкольному образованию...
«Ново – Переделкино» Западного окружного управления образования города Москвы в 2013-2014 учебном году прошел реорганизацию и присоединился...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconАнализ методической работы образовательного учреждения за 2013-2014 учебный год
Методическая работа школы в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение задач, которые были поставлены по итогам 2012-2013...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconАнализ работы мкоу дополнительного образования детей Дом детского...
...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconПлан работы библиотеки специальной (коррекционной) общеобразовательной...
В 2012 2013 учебном году учебно-воспитательная работа в школе, как и в прошедшем году, проводилась по следующим направлениям
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconАнализ воспитательной работы мобу «сош №46» за 2013-2014 учебный год
Цель воспитательной работы в школе – укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве школы на основе...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconАнализ работы рмо педагогов дополнительного образования за 2012/2013 учебного года
В этом учебном году педагоги дополнительного образования рмо работали над темой «Методическое сопровождение педагогов дополнительного...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconПлан работы школьной библиотеки на 2013 2014 учебный год I
Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconОбразовательная программа гбоу сош 1307 «Создание школьной развивающей...
Стратегия, политика и цели. Модель образовательного учреждения. Анализ структуры учебного плана и содержательной части программ....
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год iconПлан работы школьной библиотеки Муниципального бюджетного образовательного...
Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск