Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год





НазваниеАнализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год
страница1/8
Дата публикации24.11.2017
Размер1.01 Mb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Информатика > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8

Анализ

работы в школьной системе дополнительного образования школьников

в 2012-2013 учебном году

http://86sch11-nyagan.edusite.ru/images/p67_fgos_8.jpg
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.  

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.  

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Воспитательная система школы требует от  педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение обучающимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.   

В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив определял следующие цели и задачи развития дополнительного образования в школе:

Цель внеурочной деятельности:

   Создание  условий для достижения обучающимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи  внеурочной деятельности:

  • создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время;

  • совершенствование  системы мониторинга эффективности внеурочной деятельности в школе;

  • определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с учащимися с учетом возраста, вида образовательного учреждения, особенностей социокультурного окружения;

  • формирование условий для создания единого образовательного пространства, укрепление школьных традиций;

  • расширение видов творческой деятельности;

  • создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

  • обращение к личностным проблемам учащихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности;

  • профилактика асоциального поведения.

Дополнительное образование планируется на основе глубокого и полного анализа всей образовательной деятельности школы. Оно неразрывно связано со всеми другими направлениями учебно-воспитательной процесса, с системой воспитывающей деятельности:

  • с педагогическим советом - по взаимосвязям всех звеньев учебно-воспитательной деятельности;

  • с родительской, ученической общественностью - по степени удовлетворенности дополнительным образованием.

Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося.


МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время:


ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ



Освоение

базовых знаний и умений

Раскрытие творческого потенциала личности ребенка


Современному обществу требуется личность активная, деятельная, реализующая свой потенциал и свои возможности. А для этого ученик в современном понимании должен стать не объектом, а субъектом своего саморазвития, самосовершенствования, самореализации.

Собственно опора на содержание основного образования и является главной ролью развития дополнительного образования детей в школе.

Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

  • 1-ая ступень (начальная школа): расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».

  • 2-ая ступень (средняя школа): формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

  • 3-я ступень (старшая школа): достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

Основная роль дополнительного образования в школе – помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаше можно встретить различные курсы практической направленности. Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, основам ведения бизнеса, азами бухгалтерского учета и т.п.).

Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Таким образом, дополнительное образование детей в школе является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

Социальная ситуация около школьного пространства

(Анализ внешней среды)

Микрорайон, закрепленный за школой, имеет ряд специфических особенностей:

  • невысокий социальный уровень населения;

  • средний уровень образованности родителей;

  • отсутствие в микрорайоне культурно-образовательных учреждений;

  • удаленность от центра города;

  • распад и деградация семейных отношений;

  • увеличение числа родителей, употребляющих алкогольные напитки;

  • возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции и помощи.

Педагогический коллектив видит выход в следующем: школа должна помочь ребенку самоутвердиться, самоопределиться и самовыразиться, формировать у него мотивацию к образованию.
СХЕМА

организации дополнительного образования МБОУ СОШ № 3


Предпрофильная подготовка

(элективные курсы

по выбору)

Интеграция урочной

и внеурочной деятельности

(участие в дистанционных

интеллектуальных конкурсах,

творческая исследовательская

деятельность)


Внедрение (интеграция)

УДОД в школу



Проведение профильных смен пришкольного лагеря


Школьные кружки

и секции

Разработка и реализация дополнительных образовательных программ


Самообразование школьников

Детские

общественные организации

Дополнительное образование школьников


В 2012-2013 году были разработаны  программы кружков, секций, объединений дополнительного образования, полностью соответствующие требованиям  к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Все программы дополнительного образования были  согласованы с педагогическим советом, методическим советом, профсоюзным комитетом и наблюдательным (управляющим советом) и утверждены приказом директора школы, а также прошли процедуру лицензирования.

В 2012-2013 учебном году в системе дополнительного образования реализовывалось по 6 направленностям:

  • физкультурно-спортивная;

  • художественно-эстетическая;

  • культурологическая;

  • социально-педагогическая;

  • эколого-биологическая;

  • интеллектуально-познавательная;

  • естественнонаучная.

Режим занятий был обусловлен спецификой внеурочной деятельности в школе: занятия проводились во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла.

Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:

  • обучающиеся приходят на консультации или занятия во второй половине дня, в свободное от основной учебы время;

  • обучение организуется на добровольных началах,

  • коллективом школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей на занятиях, принципиально отличающихся от условий обучения в первой половине дня,

  • учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами и добровольностью совместной деятельности.

Это способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.

Формы занятий детских объединений были самые разные: беседы, игры, диспуты, экскурсии, коллективное творческое дело, проектная деятельность, конкурсы, выставки, концерты и фестивали.

В кружках, секциях, объединениях школы работает единый дружный коллектив в составе 15 человек: 5 педагогов дополнительного образования (сотрудники муниципальных учреждений дополнительного образования), 10 педагогов совмещают работу в кружках, объединениях с должностью учителя.

Услугами дополнительного образования пользуются порядка 80% учащихся от общего числа учеников школы. Руководители дополнительного образования ориентируются на знание индивидуальных особенностей учащихся.

Своеобразие дополнительного образования  проявляется:

  • в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

  • в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

  • в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку).

Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области дополнительного образования в школе являются личностно-ориентированные технологии обучения.

  Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в школе:

  1. образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

  2. воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

  3. креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

  4. интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;

  5. функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

  6. функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.


Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей в школе является неотъемлемой частью  образовательной системы школы.

Важная роль дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения.

С этим положением тесно связана еще одна отличительная роль системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественном кружке или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях школы. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. Вместо воспитания на примерах хрестоматийных положительных образцов необходимо обращение к переживаниям и размышлениям конкретного, реально существующего человека, к его поискам, ошибкам, взлетам и падениям: тогда дети поверят в его судьбу, борьбу, идеалы.

Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную роль – расширяет культурное пространство школы. В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума.

Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций. Дополнительное образование детей способствует установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры – русской и соседних народов. Это свойство дополнительного образования детей обеспечивает ему особое место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта нового поколения.

Особое место имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

   Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconАнализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей,...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconАнализ воспитывающей деятельности гбоу сош№1114 в 2012-2013 учебном год
План работы зоу одо г. Москвы в области воспитания и дополнительного образования детей на 2012-2013 уч год
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconАнализ работы мкоу дополнительного образования детей Дом детского...
...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconАнализ деятельности муниципальной опытно экспериментальной площадки...
В 2005-2006 учебном году решением экспертного совета отдела образования школе присвоен статус районной экспериментальной площадки....
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconАнализ работы рмо педагогов дополнительного образования за 2012/2013 учебного года
В этом учебном году педагоги дополнительного образования рмо работали над темой «Методическое сопровождение педагогов дополнительного...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconАнализ работы школы в 2012-2013 учебном год
Работа коллектива школы в 2012-2013 учебном году была направлена на решение следующих задач
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconАнализ работы блока дополнительного образования за 2012-13 уч год
В учебном процессе особая роль возлагается на систему дополнительного образования. Она выполняет следующие функции: реализация кадетского...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconАнализ работы школы за 2012/2013 учебный год
Аттестация педагогических работников мбоу «Коношская сош» в 2012- 2013 учебном году. 29
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconПубличный доклад за 2012-2013 учебный год Цель образовательной деятельности...
Предоставление услуг дополнительного образования, современных в своей форме и содержании, востребованных детско-родительским сообществом...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconАнализ методической работы ммо учителей физико-математического цикла за 2012-2013 учебный год
В истекшем 2012-2013 учебном году ммо продолжало работать над проблемой «Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconПлан работы библиотеки специальной (коррекционной) общеобразовательной...
В 2012 2013 учебном году учебно-воспитательная работа в школе, как и в прошедшем году, проводилась по следующим направлениям
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconАнализ работы педагогического коллектива школы по сохранению здоровья...
Анализ работы педагогического коллектива школы по сохранению здоровья школьников в 2011 – 2012 учебном году
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconАнализ работы школы за 2012-2013 учебный год
Центра образования в 2012-2013 учебном году с точки зрения эффективности проводимых педагогических мероприятий, выявить и обозначить...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconАнализ выполнения плана работы школьной библиотеки в 2012-2013 учебном год
Организует работу библиотеки один работник – заведующая библиотекой, имеющая высшее специальное образование общий стаж работы 15...
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconАнализ учебно-воспитательного процесса начальной школы за 2012-2013 учебный год
Для выполнения учебной работы в 2012-2013 учебном году были поставлены следующие цели и задачи
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном год iconАнализ воспитательной работы за 2012 2013 учебный год
В 2012-2013 учебном году особое внимание в планировании воспитательной работы в школе уделялось раскрытию потенциала коллективной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск