Скачать 1.01 Mb.
|
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2012-2013 учебном году Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Воспитательная система школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив определял следующие цели и задачи развития дополнительного образования в школе: Цель внеурочной деятельности: Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Задачи внеурочной деятельности:
Дополнительное образование планируется на основе глубокого и полного анализа всей образовательной деятельности школы. Оно неразрывно связано со всеми другими направлениями учебно-воспитательной процесса, с системой воспитывающей деятельности:
Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Освоение базовых знаний и умений Раскрытие творческого потенциала личности ребенка Современному обществу требуется личность активная, деятельная, реализующая свой потенциал и свои возможности. А для этого ученик в современном понимании должен стать не объектом, а субъектом своего саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Собственно опора на содержание основного образования и является главной ролью развития дополнительного образования детей в школе. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики. С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
Основная роль дополнительного образования в школе – помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаше можно встретить различные курсы практической направленности. Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, основам ведения бизнеса, азами бухгалтерского учета и т.п.). Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения. Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Таким образом, дополнительное образование детей в школе является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Социальная ситуация около школьного пространства (Анализ внешней среды) Микрорайон, закрепленный за школой, имеет ряд специфических особенностей:
Педагогический коллектив видит выход в следующем: школа должна помочь ребенку самоутвердиться, самоопределиться и самовыразиться, формировать у него мотивацию к образованию. СХЕМА организации дополнительного образования МБОУ СОШ № 3 Предпрофильная подготовка (элективные курсы по выбору) Интеграция урочной и внеурочной деятельности (участие в дистанционных интеллектуальных конкурсах, творческая исследовательская деятельность) Внедрение (интеграция) УДОД в школу Проведение профильных смен пришкольного лагеря Школьные кружки и секции Разработка и реализация дополнительных образовательных программ Самообразование школьников Детские общественные организации Дополнительное образование школьников В 2012-2013 году были разработаны программы кружков, секций, объединений дополнительного образования, полностью соответствующие требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Все программы дополнительного образования были согласованы с педагогическим советом, методическим советом, профсоюзным комитетом и наблюдательным (управляющим советом) и утверждены приказом директора школы, а также прошли процедуру лицензирования. В 2012-2013 учебном году в системе дополнительного образования реализовывалось по 6 направленностям:
Режим занятий был обусловлен спецификой внеурочной деятельности в школе: занятия проводились во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла. Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:
Это способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений. Формы занятий детских объединений были самые разные: беседы, игры, диспуты, экскурсии, коллективное творческое дело, проектная деятельность, конкурсы, выставки, концерты и фестивали. В кружках, секциях, объединениях школы работает единый дружный коллектив в составе 15 человек: 5 педагогов дополнительного образования (сотрудники муниципальных учреждений дополнительного образования), 10 педагогов совмещают работу в кружках, объединениях с должностью учителя. Услугами дополнительного образования пользуются порядка 80% учащихся от общего числа учеников школы. Руководители дополнительного образования ориентируются на знание индивидуальных особенностей учащихся. Своеобразие дополнительного образования проявляется:
Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области дополнительного образования в школе являются личностно-ориентированные технологии обучения. Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в школе:
Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей в школе является неотъемлемой частью образовательной системы школы. Важная роль дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения. С этим положением тесно связана еще одна отличительная роль системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественном кружке или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного». Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях школы. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. Вместо воспитания на примерах хрестоматийных положительных образцов необходимо обращение к переживаниям и размышлениям конкретного, реально существующего человека, к его поискам, ошибкам, взлетам и падениям: тогда дети поверят в его судьбу, борьбу, идеалы. Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную роль – расширяет культурное пространство школы. В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций. Дополнительное образование детей способствует установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры – русской и соседних народов. Это свойство дополнительного образования детей обеспечивает ему особое место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта нового поколения. Особое место имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. |
Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей,... | Анализ воспитывающей деятельности гбоу сош№1114 в 2012-2013 учебном год План работы зоу одо г. Москвы в области воспитания и дополнительного образования детей на 2012-2013 уч год | ||
Анализ работы мкоу дополнительного образования детей Дом детского... ... | Анализ деятельности муниципальной опытно экспериментальной площадки... В 2005-2006 учебном году решением экспертного совета отдела образования школе присвоен статус районной экспериментальной площадки.... | ||
Анализ работы рмо педагогов дополнительного образования за 2012/2013 учебного года В этом учебном году педагоги дополнительного образования рмо работали над темой «Методическое сопровождение педагогов дополнительного... | Анализ работы школы в 2012-2013 учебном год Работа коллектива школы в 2012-2013 учебном году была направлена на решение следующих задач | ||
Анализ работы блока дополнительного образования за 2012-13 уч год В учебном процессе особая роль возлагается на систему дополнительного образования. Она выполняет следующие функции: реализация кадетского... | Анализ работы школы за 2012/2013 учебный год Аттестация педагогических работников мбоу «Коношская сош» в 2012- 2013 учебном году. 29 | ||
Публичный доклад за 2012-2013 учебный год Цель образовательной деятельности... Предоставление услуг дополнительного образования, современных в своей форме и содержании, востребованных детско-родительским сообществом... | Анализ методической работы ммо учителей физико-математического цикла за 2012-2013 учебный год В истекшем 2012-2013 учебном году ммо продолжало работать над проблемой «Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе... | ||
План работы библиотеки специальной (коррекционной) общеобразовательной... В 2012 2013 учебном году учебно-воспитательная работа в школе, как и в прошедшем году, проводилась по следующим направлениям | Анализ работы педагогического коллектива школы по сохранению здоровья... Анализ работы педагогического коллектива школы по сохранению здоровья школьников в 2011 – 2012 учебном году | ||
Анализ работы школы за 2012-2013 учебный год Центра образования в 2012-2013 учебном году с точки зрения эффективности проводимых педагогических мероприятий, выявить и обозначить... | Анализ выполнения плана работы школьной библиотеки в 2012-2013 учебном год Организует работу библиотеки один работник – заведующая библиотекой, имеющая высшее специальное образование общий стаж работы 15... | ||
Анализ учебно-воспитательного процесса начальной школы за 2012-2013 учебный год Для выполнения учебной работы в 2012-2013 учебном году были поставлены следующие цели и задачи | Анализ воспитательной работы за 2012 2013 учебный год В 2012-2013 учебном году особое внимание в планировании воспитательной работы в школе уделялось раскрытию потенциала коллективной... |