Скачать 301.3 Kb.
|
Пояснительная записка. Дополнительная образовательная программа «Рукодельница» художественно-эстетической направленности, является модифицированной и создана на основе авторских образовательных программ И.Б. Поповой (творческое объединение «Кудесница», г. Санкт – Петербург) и Т.Г. Недосековой (творческое объединение «В стране Рукоделия», г. Кыштыма). Новизна программы заключается в том, что объекты труда (изделия) рассматриваются не как самоцель, а как:
Актуальность Определённые разделы программы дают возможность знакомить детей с российскими традициями, культурно – национальными особенностями, что очень актуально в наше время. Педагогическая целесообразность Шитьё из лоскутков, корни которого уходят в далёкое прошлое, среди известных видов рукоделия занимает особое место. Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века “каменного’’. Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде. Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики. Занятия лоскутным творчеством, изучение особенностей его традиционной техники, знакомство с секретами лоскутного мастерства помогут многим детям открыть новые пути в жизни, в их дальнейшей профориентации, а творческий потенциал детей поможет возрождению нашего народного лоскутного искусства. Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребенка на основе постижения им нравственных основ народной культуры и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники традиционного лоскутного искусства. Задачи: первого года обучения Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
второго года обучения Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Отличительные особенности Данная программа отличается от ранее созданных тем, что она формирует комплекс знаний, выстроенных в определённой последовательности и преемственности. В данной программе использованы «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании» - это открытый тип проекта программы. Возникает реальная возможность отводить то время для детей, которое соответствует их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить программу в приемлемом темпе. Занятия строятся по принципу сотрудничества и сотворчества, когда (как в народной педагогике) мать и дочь, сёстры на равных решают насущные жизненные проблемы, старшие помогают младшим. Программа является интегрированной – изучает определённую область знаний (лоскутная техника) и смежные с ней направления (основы цветоведения, материаловедения, жанровой композиции). Системность обучения и воспитания позволяет построить образовательный процесс от формирования мотивации к деятельности до развития творческой активности, профессионального самоопределения. Воспитанники занимаются в свободное от основной учёбы время. Обучение организуется на добровольных началах всех сторон – участников образовательного процесса: дети – родители – педагог. Психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер. Детям предоставляется возможность удовлетворять свой интерес. По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса. По целевой установке программа отличается от других образовательных программ тем, что знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности. Возраст детей: 11-13 лет Сроки реализации: Программа рассчитана на два года обучения - 315 часов. По данному курсу обучаются 2 группы детей:
Овладение техникой лоскутного мастерства, навыками шитья, закономерностями цветовых сочетаний – это сложный, творческий и трудоёмкий процесс, поэтому на программу отводится:
Формы и режим занятий Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлечённости. Чтобы создать такую атмосферу, используются беседы, диалоги с учащимися, конкурсы. Чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят, планируется посещение музеев, выставок, особенно выставок рукоделия. На занятиях показывается большое количество иллюстрированной литературы, фотоматериалов, образцов изделий; проводятся выставки работ учащихся и их обсуждение. В первый год обучения используются в основном объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения, иногда – частично-поисковые. Второй год имеет исследовательский, более самостоятельный характер. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений. Программа составлена таким образом, чтобы дети смогли овладеть всем комплексом знаний по цветоведению, материаловедению, композиции. Для каждого ребёнка по заданной теме предусматривается индивидуальная работа, но, чтобы дети проникались творческими идеями друг друга, отдельные задания выполняются всей группой вместе с педагогом. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. За первый год обучения дети должны:
За второй год обучения дети должны:
Формы подведения итогов К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребёнка, сформированности его личных качеств (бережное сохранение и продолжение традиций своего народа, умение общаться со взрослыми и сверстниками, в дальнейшем развитие профессиональных умений и навыков и т. д.). На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:
Учебно-тематический план 1-го года обучения
|