Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 301.3 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации09.01.2014
Размер301.3 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3

Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Рукодельница» художественно-эстетической направленности, является модифицированной и создана на основе авторских образовательных программ И.Б. Поповой (творческое объединение «Кудесница», г. Санкт – Петербург) и Т.Г. Недосековой (творческое объединение «В стране Рукоделия», г. Кыштыма).

Новизна программы заключается в том, что объекты труда (изделия) рассматриваются не как самоцель, а как:

  • средство эстетического воспитания и достижения личностного развития воспитанника;

  • предусматривается культурно-исторический подход, связь народного творчества с природой родного края, синтез материальных и духовных ценностей народной художественной культуры.

Актуальность

Определённые разделы программы дают возможность знакомить детей с российскими традициями, культурно – национальными особенностями, что очень актуально в наше время.

Педагогическая целесообразность

Шитьё из лоскутков, корни которого уходят в далёкое прошлое, среди известных видов рукоделия занимает особое место. Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века “каменного’’. Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде. Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики.

Занятия лоскутным творчеством, изучение особенностей его традиционной техники, знакомство с секретами лоскутного мастерства помогут многим детям открыть новые пути в жизни, в их дальнейшей профориентации, а творческий потенциал детей поможет возрождению нашего народного лоскутного искусства.

Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребенка на основе постижения им нравственных основ народной культуры и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники традиционного лоскутного искусства.

Задачи:

первого года обучения

Образовательные:

  • Формирование специальных знаний по предмету (основы цветоведения, материаловедения, портновские термины).

  • Приобретение технических знаний, умений и навыков (подготовка материала к работе, стежки и строчки, виды простых лоскутных орнаментов «Ёлочка», «Колодец» и др.).

Воспитательные:

  • Приобщение детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству.

  • Формирование внимания, уважения к людям, терпимости к чужому мнению, культуры поведения и общения в коллективе.

  • Формирование художественного вкуса.

Развивающие:

  • Пробуждение творческой активности ребёнка.

  • Расширение кругозора.

  • Раскрытие индивидуальных способностей.

  • Раскрепощение ребёнка.

второго года обучения

Образовательные:

  • Формирование умения самостоятельно вычерчивать схему лоскутного изделия, подбирать ткань и изготавливать изделие.

  • Приобретение навыков более сложных приёмов работы в лоскутной технике (аппликации, витраж и др.).

  • Формирование специальных знаний по предмету (основы жанровой композиции, законы компоновки предметов на плоскости).

Воспитательные:

  • Формирование любви и уважения к народному искусству.

  • Формирование потребности добросовестного отношения к общественно-полезному труду, аккуратности в работе.

  • Формирование умения проектировать своё будущее с позиции нравственно, эстетически и интеллектуально развитой личности.

  • Формирование культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми, культуры речи.

Развивающие:

  • Развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического мышления.

  • Развитие проектных способностей на основе полученных знаний о прошлом, осмыслении этих знаний с позиции настоящего и конструирования идеала своего будущего.

Отличительные особенности

Данная программа отличается от ранее созданных тем, что она формирует комплекс знаний, выстроенных в определённой последовательности и преемственности.

В данной программе использованы «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании» - это открытый тип проекта программы.

Возникает реальная возможность отводить то время для детей, которое соответствует их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить программу в приемлемом темпе.

Занятия строятся по принципу сотрудничества и сотворчества, когда (как в народной педагогике) мать и дочь, сёстры на равных решают насущные жизненные проблемы, старшие помогают младшим.

Программа является интегрированной – изучает определённую область знаний (лоскутная техника) и смежные с ней направления (основы цветоведения, материаловедения, жанровой композиции). Системность обучения и воспитания позволяет построить образовательный процесс от формирования мотивации к деятельности до развития творческой активности, профессионального самоопределения.

Воспитанники занимаются в свободное от основной учёбы время. Обучение организуется на добровольных началах всех сторон – участников образовательного процесса: дети – родители – педагог.

Психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер. Детям предоставляется возможность удовлетворять свой интерес.

По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.

По целевой установке программа отличается от других образовательных программ тем, что знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности.

Возраст детей: 11-13 лет

Сроки реализации:

Программа рассчитана на два года обучения - 315 часов.

По данному курсу обучаются 2 группы детей:

  • первый год обучения – одна группа численностью 13 человек (учащиеся 5 классов);

  • первый год обучения – одна группа, 12 человек (учащиеся 5-6 классов);

Овладение техникой лоскутного мастерства, навыками шитья, закономерностями цветовых сочетаний – это сложный, творческий и трудоёмкий процесс, поэтому на программу отводится:

  • для первой группы (первый год обучения) – 157 часа

  • для второй группы (первый год обучения) – 158 часа

Формы и режим занятий

Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлечённости. Чтобы создать такую атмосферу, используются беседы, диалоги с учащимися, конкурсы.

Чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят, планируется посещение музеев, выставок, особенно выставок рукоделия.

На занятиях показывается большое количество иллюстрированной литературы, фотоматериалов, образцов изделий; проводятся выставки работ учащихся и их обсуждение.

В первый год обучения используются в основном объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения, иногда – частично-поисковые.

Второй год имеет исследовательский, более самостоятельный характер. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений. Программа составлена таким образом, чтобы дети смогли овладеть всем комплексом знаний по цветоведению, материаловедению, композиции.

Для каждого ребёнка по заданной теме предусматривается индивидуальная работа, но, чтобы дети проникались творческими идеями друг друга, отдельные задания выполняются всей группой вместе с педагогом.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

За первый год обучения дети должны:

  • Научиться правильно подготавливать ткань к работе, подбирать ее по цвету и фактуре.

  • Освоить простые портновские термины и виды швов.

  • Получить навыки шитья на швейной машине, правильно пользоваться швейным оборудованием.

  • Овладеть видами простейших техник лоскутного шитья («Ёлочка», «Колодец», «Шахматка» и др.).

  • Научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

За второй год обучения дети должны:

  • Научиться самостоятельно вычерчивать схемы изделий и правильно подбирать ткань для этих изделий, сшивать их, использовать комбинацию схем.

  • Освоить более сложные способы лоскутного шитья (витражный, аппликацию и др.).

  • Самостоятельно применять и развивать профессиональные навыки в области лоскутного искусства.

  • Овладеть культурой общения со сверстниками и с взрослыми, культурой речи.

  • Научиться понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и к учёбе

Формы подведения итогов

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребёнка, сформированности его личных качеств (бережное сохранение и продолжение традиций своего народа, умение общаться со взрослыми и сверстниками, в дальнейшем развитие профессиональных умений и навыков и т. д.).

На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:

  • Беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.

  • Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.

  • Контрольные работы на время (например, два трехчасовых занятия). Устраиваются для проверки навыков шитья, умения подбирать ткани по цвету и фактуре, самостоятельного составления художественной композиции и выполнения простейшего изделия.

  • Коллективные контрольные работы проводятся для проверки аккуратности, внимательности и ответственности за выполняемую работу (от качества выполняемого каждым ребёнком элемента зависит качество общей работы).

  • После нескольких пройденных тем предусматриваются занятия по повторению пройденного с выставкой и обсуждением сделанных работ.

  • Основной формой подведения итогов обучения является участие детей коллектива «Рукодельница» в городских и школьных выставках.



Учебно-тематический план

1-го года обучения



п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Общее кол-во

часов

теории

практики

1

2

3

4

5

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Народная культура.

Декоративно-прикладное искусство

4

-

4

3.

Техника безопасности


1

-

1

4.

Лоскутное искусство

2

8

10

5.

Красота Земли-Матушки (основы цветоведения)

6

6

12

6.

Щедрая осень

4

4

8

7.

«Как рубашка в поле выросла?» (основы материаловедения)

4

12

16

8.

Лоскутный орнамент.

Лоскутные орнаменты из полос

4

12

16

9.

Изготовление игольницы-кактуса

2

4

6

10.

Символика народных орнаментов. Лоскутные

орнаменты из квадратов

4

8

12

11.

Древняя техника лоскутного шитья на Руси – «Треугольники»

2

14

16

12.

Рождественские подарки

1

7

8

13.

Рождественская Звезда. Лоскутная схема «Звезда»

2

14

16

14.

Повторение пройденного

4

-

4

15.

Изготовление игольницы-цветка

2

4

6

16.

Техника безопасности

2

-

2

17.

Криволинейные узоры

2

8

10

18.

Крылатые лоскутики

2

18

20

19.

Образ праздника «Масленица» в русской народной традиции

2

10

12

20.

Региональный компонент

4

12

16

21.

Весёлая ярмарка

2

14

16

22.

Повторение пройденного

4

-

4

23.

«Что сторона, то и новина» (персидская аппликация)

4

6

10

24.

К Светлому дню

2

22

24

25.

«Весна-красна»

2

14

16

26.

Дизайн «Бревенчатый домик»

1

5

6

27.

Дизайн «Мельничные крылья»

1

7

8

28.

Итоговое занятие

6

-

6

Всего часов

81

209

290
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск