ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОРАММА
«ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»
Программа объединения «Юный натуралист» эколого-биологического направления является модифицированной.
Данная программа эколого-биологической направленности способствует совершенствованию непрерывного экологического образования; развитию исследовательских навыков; вовлечению учащихся в творческую, практическую деятельность по охране и защите природных ресурсов; совместной работе учащихся со специалистами лесного хозяйства, работниками высшего и дополнительного образования по изучению, сохранению и восстановлению природных экосистем. Программа содержит обширный блок теоретической информации по различным разделам и предусматривает разнообразные виды практической деятельности, что способствует поддержанию постоянного интереса учащихся к занятиям, их саморазвитию и самореализации Программа дополнительного образования предназначена для обучения детей среднего звена учреждений дополнительного образования. Данная программа экологического образования разрабатывается и апробируется с 2011 года на базе Детского экологического центра.
Направленность программы: эколого-биологическая
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 11-15 лет
Срок реализации программы: 4 года.
Цель и задачи программы
Цель программы-дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражению и творчеству в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у обучающих мотивации к углублению своих знаний в области экологии.
Задачи:
Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений и животных в природе и жизни человека, дать общие представления о природе;научить правилам обращения с растительным и животным миром;закрепить умение учащихся работать с литературой.
Воспитательные – продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям и животных, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений.
Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, с микропрепаратами, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, животными.
Сведения о программе
Продолжительность обучения по программе составляет 4 года.
Программа рассчитана на детей 11-15 лет.
Количество часов в неделю - 4 часа; в год - 144 часов.
Оптимальное число обучающихся в объединении – 12 человек;
Данная программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, в форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала.
В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности. Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, пресс-конференции, ролевые игры, заседания «круглого» стола, экскурсии, рейды на природу и т.п.. Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся. Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование). В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковойработы. Результатом творческой работы объединения «Юный натуралист» становится создание экологической выставки поделок из природных материалов, организация и проведение конкурса, природоохранная деятельность, участие в научно-практической конференции.
Формы организации образовательного процесса
Созданию высоконравственной воспитывающей среды способствует использование педагогических технологий:
активно – деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию.
расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность.
опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).
организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности.
создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины)
тесная связь с семьёй ребёнка (совместные праздники, походы в лес, дни именинника, индивидуальные встречи педагога с родителями).
взаимодействие с социумом, общественно – полезный труд (десант по санитарной очистке лесов, сезонные посадки деревьев).
Планирование результатов:Результатамиработы объединения являются знания экологических особенностей своего края, умение проводить описание природных комплексов, умение устанавливать причинно-следственные связи между природой и деятельностью человека, овладение навыками полевых исследований и обработка результатов наблюдений, умение поставить эксперимент в природе, провести его анализ, овладение навыками использования полученных данных в практической деятельности.
Должны овладеть умениями организовать и вовлечь обучающихся в экологическую деятельность, разрабатывать и проводить экологические мероприятия, участвовать в различных научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, уметь проводить презентацию результатов своей деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения.
№
п/п
| Название темы
| Количество часов
| теоретических занятий
| практических занятий
| Всего
| 1.
| Введение
| 2
| -
| 2
| 2.
| Что такое экология .
| 4
| 4
| 8
| 3.
| Экологическая система – ячейка биосферы
| 10
| 20
| 30
| 4.
| Организмы и окружающая среда
| 4
| 4
| 8
| 5.
| Факторы неживой природы
| 11
| 19
| 30
| 6.
| Факторы живой природы
| 8
| 8
| 16
| 7.
| Организация природы
| 6
| 4
| 10
| 8.
| Человек и окружающая среда
| 18
| 20
| 38
| 9.
| Итоговое занятие
| 2
| 2
| 4
|
| Итого
| 65
| 79
| 144ч
| 2 год обучения.
№
темы
| Темы.
| Количество часов
| темы
|
| практических занятий
| Теория
| Всего
| 1
| Вводное занятие. Знакомство с планом занятие. Знакомство с
| 2
| 2
| 4
| 2
| Охрана природы Предмет и задачи экологии
| 4
| 6
| 10
|
3
| Основные формы организации жизни. Биологический круговорот кислорода и углерода. Биологические системы. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни
| 6
| 6
| 12
|
4
| Среды жизни на Земле и экологические факторы.
| 4
| 6
| 10
|
5
| Свет как абиотический фактор (факторы неживой природы). Свет - основной источник в живой природе.
| 6
| 8
| 14
|
6
| Вода как абиотический фактор (факторы неживой природы).
| 6
| 8
| 14
|
7
| Температура как абиотический фактор (факторы неживой природы).
| 6
| 8
| 14
| 8
| Эдафогенные Факторы (факторы, влияющие на почву)
| 6
| 10
| 16
| 9
| Биотические факторы
| 6
| 10
| 16
|
10
| Антропогенные факторы - влияние человека и его хозяйственной деятельности на природные компоненты
| 12
| 8
| 20
| 11
| Организм среда
| 6
| 4
| 10
| 12
| Итоговое занятие
| 4
| -
| 4
|
| Итого:
| 68
| 76
| 144
|
3 год обучения.
№
темы
| Темы.
| Количество часов
| темы
|
| Теория
| практических занятий
| Всего
| 1
| 1.Вводное занятие
| 1
| 1
| 2
| 2
| 2.Определитель флоры
| 1
| 3
| 12
|
3
| 3.Гербарий растительности
| 1
| 5
| 10
|
4
| 4.Редкие и исчезающие виды флоры Р.Б
| 3
| 7
| 14
|
5
| 5.Особо охраняемые территории Республики Башкортостан
| 4
| 6
| 14
|
6
| 6.Экофакторы и среды жизни
| 12
| 16
| 48
|
7
| 7.Биоценоз и экосистемы
| 8
| 8
| 24
| 8
| 8.Популяции
| 6
| 6
| 12
| 9
| 9.Биосфера
| 3
|
| 6
|
10
| 10. Заключительное занятие
|
|
| 2
| 11
| ИТОГО:
| 39
|
| 144
|
4 год обучения
Тема
| Всего часов
| В том числе
| теоретич. занятия
| практич. занятия
| исслед. деят-ть
| экскурсии
| 1.Вводное занятие
| 2
| 1
| 1
|
|
| 2.Определитель фауны
| 12
| 1
| 3
|
| 8
| 3.Гербарий растительности
| 10
| 1
| 5
|
| 4
| 4.Редкие и исчезающие виды фауны Р.Б
| 14
| 3
| 7
|
| 4
| 5.Особо охраняемые территории Республики Башкортостан
| 14
| 4
| 6
|
| 4
| 6.Экофакторы и среды жизни
| 48
| 12
| 16
| 16
| 4
| 7.Биоценоз и экосистемы
| 24
| 8
| 8
| 4
| 4
| 8.Популяции
| 12
| 6
| 6
|
|
| 9.Биосфера
| 6
| 3
| 3
|
|
| 10. Заключительное занятие
| 2
|
| 2
|
|
| ИТОГО:
| 144
| 39
| 57
| 20
| 28
| |