Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум»





Скачать 193.25 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум»
Дата публикации25.10.2014
Размер193.25 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Биология > Образовательная программа


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Уникум»

городского округа город Буй



Рассмотрено на Педсовете МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

Протокол № 1 от 30.08.2010 г.



Утверждаю:

Директор МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

__________________Киселева О. А.

Приказ № 5 от 30.08.2010 г.



Образовательная программа

«Юный зоолог»
Автор: Соколова Ирина Ивановна,

педагог МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

г. Буй

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: эколого - биологическая.

Новизна: Данная программа направлена на изучение фауны России; большой раздел отводится для изучения животного мира Костромской области. В основном рассматриваются вопросы, связанные с изучением внешнего вида, образа жизни и среды обитания живых организмов.

Актуальность: У современных детей, особенно у детей, живущих в городе, практически утеряна связь с природой. Многие не могут распознать даже животных, птиц, насекомых, обитающих на территории населённого пункта. Содержание данной программы рассчитано на то, чтобы помочь детям расширить свои знания о животном мире.

Педагогическая целесообразность: содержание кружковых занятий включает материал, который может дополнить знания учащихся, полученные на уроках в школе. Программа предусматривает последовательное расширение этих знаний. В основу положен экологический принцип. Он поможет углубить школьные знания о взаимосвязи организма с окружающей средой. Программа предусматривает формирование у учащихся знаний по охране природы. Изучение животного мира предполагает накопление фактов о многообразии видов и о жизни животных, об особенностях их межвидовых и внутривидовых отношений (размножение, условия жизни, способы добывания пищи, пищевые связи, жилище и т. д.). В данной программе отводится время на изучение жизни животных в природе, в их естественной среде, а также на проведение наблюдений и опытов в условиях уголка живой природы.

Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий. Основной предмет изучения – зоология. Она имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, экологии, зоогеографии.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами, историю развития животного мира. Узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства.

Особое внимание уделяется животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Цели и задачи программы

Цель: Формирование у детей интереса к изучению животного мира родного края и России.

Задачи:

1. Познакомить с видовым составом животных родного края и России.

2. Способствовать формированию познавательного интереса.

3. Сформировать представления о взаимосвязях животных с окружающей средой.

4. Расширить знания детей о фауне Костромской области.

5. Развивать умение планировать исследовательскую деятельность.

6. Воспитывать положительное эмоционально-ценностное отношение к природе.

7. Приобщить детей к посильной практической природоохранной деятельности.

8. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

Организационно – педагогические основы обучения

Данная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения – 2занятия в неделю по 2 часа с общим охватом 144 часа в год. В кружок объединяются дети разного возраста с 8 до 12 лет. Работа с детьми осуществляется с учётом возраста, имеющихся знаний, интересов, индивидуальных особенностей каждого. Набор в группу осуществляется на добровольном основании.

Используются различные формы проведения занятий: комбинированное, практическое, самостоятельная работа, экскурсия и т. д.

Ожидаемые результаты

По истечении учебного года воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

-Должны быть сформированы знания о видовом составе животных родного края: внешний вид, характерные особенности, приспособленность, биологическое строение животных.

-Знать животных, занесённых в Красную книгу России и в списки редких и исчезающих животных Костромской области.

- Расширить представление о животном мире Костромской области и Буйского района.

-Знать взаимосвязь растений, животных с неживой природой, друг с другом, с человеком.

-Уметь пользоваться справочной, занимательной, учебно – методической литературой.

-Должны быть сформированы такие качества, как целеустремленность, наблюдательность, любознательность.

-Получат навыки практической и исследовательской деятельности.

Формы и способы проверки результата

Для определения образовательного результата используются следующие способы:

- тестирования;

- анкетирование;

- экологические диктанты;

- интеллектуальные игры;

- викторины, конкурсы.

Используются следующие виды и этапы аттестации: начальная (анкетирование, тестирование); промежуточная (по итогам тематического блока); итоговая (защита проекта, реферата, исследовательские работы).

Учебно-тематический план




№п/п

Название темы

Кол - во часов

Теория

часть

Практика

часть




1.

Вводное занятие

2

2







2.

Общее знакомство с животным миром Земли.

8

4

4




3.

Животные живого уголка

10

6

4




4.

Охрана природы

8

4

4




5.

Животный мир Костр. обл.

12

8

4




6.

Животный мир Крайнего Севера

10

6

4




7.

Животный мир тундры и лесотундры.

12

8

4




8.

Животный мир тайги.

12

8

4




9.

Животный мир смешанных и лиственных лесов.

12

8

4




10.

Животный мир Дальнего Востока.

8

6

2




11.

Животный мир лесостепи и степи.

10

6

4




12.

Животный мир пустынь и полупустынь.

12

8

4




13.

Животный мир высокогорных районов.

8

6

2




14.

Животный мир водоёмов.

6

4

2




15.

Значение животного мира для человека

8

6

2




16.

Конкурсно-игровая программа «Братья наши меньшие».

4

2

2




17.

Итоговое занятие.

2

2










Итого:

144

94

50


Содержание программы

Тема 1. Организационное занятие.

Знакомство с ребятами, составление списков кружковцев, составление плана

работы на год. Инструктаж «Правила поведения в образовательном учреждении».

Знакомство с живым уголком.

Практическая работа. Знакомство с живым уголком, обитателями живого уголка.

Уход за животными.

Тема 2. Общее знакомство с живым миром Земли.

Разнообразие животных. Что общего и в чём различие растений и животных.

Распространение животных на Земле. Плотность населения животных.

Практическая работа. Работа в живом уголке. Кормление животных.

Проведение игры «Зоолото». Оформление дневников юных зоологов.

Экскурсия. Поход «Золотая осень» в пригородный лес. Инструктаж «Правила поведения в природе». Фенологические наблюдения. Оформление результатов экскурсии.

Тема 3. Животные живого уголка.

Содержание животных в неволе, уход за ними, рационы питания. Животные живого уголка станции юннатов: лабораторные крысы, морские свинки, водные и сухопутные черепахи, песчанки, хомяки; птицы живого уголка - канарейки, попугаи; аквариумные рыбки. Особенности содержания, образа жизни животных. Размножение в неволе. Биология и строение.

Практическая работа. Уход за животными. Работа на учебно-опытном участке по сбору урожая - свекла, морковь, капуста. Заготовка кормов для животных живого уголка. Рацион кормления.

Практическая работа: Определение аквариумных рыб и растений по определителю.

Кормление и уход за птицами живого уголка.

Изготовление игры-лото - «Животные природных зон».

Тема 4. Охрана природы.

Значение охраны природы в жизни человека. Охрана животных - часть более общей задачи. Знакомство с Красной книгой России. История создания. Животные, занесённые в Красную книгу. Красная книга - сигнал опасности.

Красная книга Костромской области. Безвозвратно потерянные виды животных. Специальные законы об охране природы. Различные мероприятия по охране природы. Общество охраны природы.

МСОП. Заповедники и заказники. Акклиматизация чужеземных животных.

Реакклиматизация.

Практическая работа. Изучение животных Красной книги по цветным фото и таблицам. Работа в живом уголке. Работа на учебно-опытном участке по заготовке кормов для животных.

Презентация: Красная книга. Конкурсно - игровая программа «Жалобная книга природы.

Экскурсия в природу «Птицы осенью».

Тема 5. Животный мир Костромской области.

Сезонные явления в жизни животных Костромской области (осень, зима):

млекопитающие земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые.

Особенности поведения и образа жизни этих животных в осенне-зимний период. Сезонные явления в жизни птиц. Стаи птиц. Птицы нашей местности:

перелётные, зимующие (оседлые; кочующие). Птицы-гости. Подкормка диких животных и птиц зимой. Кормушки для птиц. Виды кормушек. Методика изготовления простейших кормушек.

Звери наших лесов: образ жизни, поведение, питание, размножение - медведь, барсук, ёж, волк, лиса, заяц-беляк, лось. Маленькие хищники - горностай, куница, ласка. Следы на снегу.

Практическая часть. Работа в живом уголке. Изготовление кормушек и их развешивание.

Экскурсия в природу: Наблюдение за погодой. Следы на снегу.

Тема 6. Животный мир Крайнего Севера.

Климатические особенности. Приспособленность животных к жизни в условиях сурового климата Арктики: густота шерсти млекопитающих и оперения у птиц; слой подкожного жира; защитная окраска шерсти и оперения. Сезонные явления в жизни животных. Постоянные обитатели Крайнего Севера: белый медведь, киты, тюлени, моржи, северные дельфины - нарвал, белуха; белая чайка, кайра. Временные обитатели: киты: серый, финвал, сейвал; песцы, розовые чайки, вороны. Птицы и птичьи базары. Промысловые животные, их значение для жителей Крайнего Севера.

Практическая работа. Изучение птиц и др. животных по цветным фото и таблицам. Уход за животными живого уголка. Изготовление дидактического материала - игры-лото «Животные природных зон.

Практическая работа: работа в живом уголке.

Тема 7. Животный мир тундры и лесотундры.

Климатические особенности зоны тундры и лесотундры. Кормовые ресурсы зоны. Сезонные явления и приспособленность животных к жизни в этой зоне: густота шерсти и оперения, обрастание к зиме шерстью и пухом зябнущих частей организма, слой подкожного жира, отсутствие Настоящих норников и спячки зимой, приспособления для разгребания снега при добыче корма, сезонная смена окраски меха и оперения.

Обитатели Тундры: лемминги - основное пищевое звено в цепи питания, дикий северный олень, песцы, тундровый волк. Птицы зоны: куропатка, белая сова, гага, краснозобая казарка, тундровой лебедь, розовая чайка, стрех.

Практическая работа. Изучение животных по цветным фотографиям и таблицам. Работа в живом уголке.

Проведение выставки рисунков «Сезонные явления в жизни животных».

Изготовление дидактического материала.

Экскурсия в зимнюю природу. Наблюдение за поведением птиц зимой. Подкормка.

Тема 8. Животный мир тайги.

Кормовые ресурсы таежной зоны. Сезонность.

Приспособления для жизни в условиях лесных массивов: широкая площадь опоры зимой, запасание пищи на зиму, спячка или зимний сон, густой подшерсток и оперение, подкожный жир покровительственная окраска. Коренные таежники: бурый медведь, соболь, рысь, лось, росомаха, летяга, бурундук, заяц-беляк. Птицы тайги: дятел, клест, синицы, дрозды, снегири,

чижи, чечетки, свиристели, щуры, кедровки, глухари. Практическая работа. Работа с дидактическим материалом. Распознавание животных: «Зоологическое лото». Подготовка докладов и сообщений. Конкурсно – игровая программа: «В мире животных».

Подвижные игры.

Тема 9. Животный мир смешанных и лиственных лесов.

Климатические особенности зоны смешанных и лиственных лесов. Ярусность зоны. Кормовые ресурсы ярусов. Животные смешанных лиственных лесов: барсук, ёж, бобр, лесная мышь, дятлы, синицы, пищухи, поползни, зяблики, кукушки, белые аисты. Сезонные явления. Приспособленность к жизни в этой зоне. Животные широколиственных лесов: среднеазиатский лесной кот, чёрный хорь, лесная куница, садовая и лесная сони, летучие мыши, рыжая полёвка, зелёный дятел, лесные голуби, иволги, тетерева. Практическая работа. Подготовка сообщений и докладов. «Лесная угадай – ка». Работа с коллекциями.

Тема 10. Животный мир Дальнего Востока.

Климатические особенности широколиственных лесов Дальнего востока. Своеобразие природы. Гигантизм среди растений и животных. Кормовые ресурсы. Типичные представители лесов Дальнего Востока: тигр, леопард, енотовидная собака, красный волк, пятнистый олень, горал, амурский кот, утка-мандаринка, маньчжурский журавль, зелёная кваква, красноногий ибис.

Сезонные явления в жизни животных. Приспособленность животных к жизни на Дальнем Востоке. Практическая работа. Изучение животных по цветным таблицам и фотографиям.». Работа в живом уголке. Просмотр презентации «Красная книга». Работа по дидактическим карточкам.

Тема 11. Животный мир лесостепи и степи.

Климатические особенности зоны. Кормовые ресурсы. Формирование животного мира. Сезонные явления и приспособления к жизни в степи: быстрый бег, настоящие норные животные, гнездование птиц на земле, летняя спячка животных. Изменение условий жизни в связи с хозяйственным освоением степи. Обитатели степи: степной волк, сайгак, корсак, заяц-русак, суслик, перепел, серая куропатка, жаворонок, канюк, болотная сова, степной орёл, дрофа, розовый скворец, степная гадюка. Насекомые степей: кузнечики, сверчки, кобылки, бабочки, пчёлы, шмели. Сезонные явления в жизни животных.

Практическая работа. Работа в живом уголке. Изготовление лото «Животные природных зон». «Лесная угадай –ка». Работа с определителем.

Тема 12. Животный мир и полупустынь и пустынь.

Климатические особенности зоны. Типы пустынь и растительность. Приспособления к жизни в пустыне: способность к постоянным переходам и быстрому бегу, быстрый полет (джейран, кулан, гепард, саджа), прыжки и повышенная маневренность движений (тушканчики, зайцы, ящерицы, жужелицы, сверчки, тарантулы), общая подвижность в быстром темпе (бархатный кот, хорь-перевязка, ушастый еж, заяц-песчаник), норы и летняя спячка, приспособления для рытья нор, способность погружаться в песок (круглоголовка, песчаный удавчик, тарантул), покровительственная окраска, ночной образ жизни. Обитатели пустыни: двугорбый верблюд, джейран, кулан, заяц-песчаник, ушастый еж, тушканчики, песчанки, бархатный кот, пустынная рысь, гиена, гепард, каракал, дрофа-красотка, пустынная курочка, саксауловые: воробей и сойка, ящерицы, змеи, черепахи. Тугайная фауна: лысуха, пеликан, белая цапля, лебедь-шипун, шилоклювка, дикий кабан, бухарский олень, камышовый кот, шакал, фазан.

Практическая работа. Работа в живом уголке. Подготовка сообщений и докладов. «Зоолото». Работа с дидактическими карточками «Животные пустыни». Познавательная конкурсно – игровая программа «Весна пришла».

Тема 13. Животный мир высокогорных районов.

Изменения животного мира с изменением высоты. Вертикальная зональность горных районов. Кормовые ресурсы. Особенности обитания в горах. Основные обитатели горных районов: горный улар, каменная куропатка, сурки, сеноставки, каменные полевки, козлы, бараны., снежный барс, медведи белокоготной и пищихоед, сокол-балобан, черный гриф, бородач - гриф (ягнятник). Приспособления горных животных: темная окраска тела (насекомые, серны), густая шерсть с подшерстком и оперение, крупные размеры тела, увеличение размеров органов сердечно-сосудистой системы, сжатые сроки размножения.

Практическая работа. Подготовка докладов и сообщений. Распознавание животных по определителю. Работа в живом уголке. Экскурсия в краеведческий музей. Отдел природы.

Тема 14. Животный мир водоемов.

Разнообразие животных: приспособленность к водному образу жизни. Пресные водоемы России. Планктон, бентос, нектон. Личинки насекомых, живущие в воде. Водные клопы: водомерка, гребляк, гладыш, водяной скорпион. Пауки: доломед, серебрянка. Жуки: вертячка, плавунец, водолюб. Пресноводные рыбы: лещ, щука, окунь, карась, налим, стерлядь, судак, ряпушка, байкальский омуль.

Практическая работа. Работа в живом уголке. Изучение рыб, беспозвоночных по цветным таблицам и фото. Работа в живом уголке.

Тема 15. Значение животного мира для человека.

Дичь и мясо диких животных. Ценные промысловые и пушные звери и птицы. Биологический способ борьбы - биометод, селекционная работа. Рыбные промыслы. Дикие животные - родоначальники домашних животных. Памятники животным: насекомому кактобластису за уничтожение аргентинского кактуса; долгоносику, воробью, сенбернару, лосю, собаке, волку, мамонту, китам и бесстрашным китобоям, лягушкам. Антропогенное влияние человека на животный мир.

Практическая работа. Работа в живом уголке. Проведение конкурсов и викторин. Экскурсия «Весна в природе». Наблюдение за животными живого уголка.

Тема 16. Конкурсно - игровая программа «Братья наши меньшие». Подготовка к программе. Проведение выставки рисунков «Братья наши меньшие». Игра «Поле чудес».

Тема 17. Итоговое занятие.

Подведение итогов года. Награждение наиболее активных юннатов. Летние занятия кружковцам. Праздничное чаепитие.

Методическое обеспечение образовательной программы

Формы и методы организации образовательного процесса

Использование методов на занятиях:

- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);

- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

- Метод игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; игра-путешествие; ролевая игра);

- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, коллекций, натуральных объектов, влажных препаратов и др.

Метод демонстраций: демонстрация приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов, компьютер и др.

Практические: распознавание и определение объекта, наблюдение, эксперимент, упражнение, лабораторные и практические работы, экскурсии.

В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.

Основные методы, которые используются в образовательном процессе – это лекция, рассказ, беседа. Они направлены на понимание и запоминание материала, отдельных фактов, закономерностей, усвоение учебного материала. Беседа способствует активизации познавательной деятельности, ориентирует на анализ, сравнение фактов, на их оценку.

Работа с книгой обеспечивает творческую познавательную деятельность учащихся, способствует развитию умений самостоятельно добывать знания.

Используется работа с экранными пособиями. Они помогают лучше усвоить материал, наглядно показать процессы, происходящие в природе.

При изучении животного мира большое значение имеют наблюдение и эксперимент, практические работы. Они позволяют учащимся применить свои теоретические знания на практике, приобщают к методам биологической науки.

Учащиеся приобретают умения и навыки постановки опытов, проведения наблюдений, учатся устанавливать взаимосвязи, развивают познавательную деятельность, творческую активность, использовать результаты опытов и наблюдений в своей деятельности, логического мышления.

Формы занятий: экскурсии и походы в природу с целью проведения фенологических наблюдений, изучения природных сообществ, распознавания растений и животных, установление взаимосвязей в природе.

Лабораторные и практические работы проводятся в живом уголке, на УОУ, на занятиях. В процессе их выполнения дети получают практические умения и навыки по уходу за животными, самостоятельно добывают знания, наблюдают, делают выводы.

Массовые мероприятия позволяют детям получить дополнительные знания о животном мире, активно отдохнуть, проявить себя как личность.

Использование различных форм организации образовательного процесса:

Занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);

Занятия вне кабинета (учебные экскурсии, тематические игры).

Формы организации занятий по программе

Основной формой организации занятий являются кружки. На кружках используются такие формы организации учебной деятельности как:

    • Фронтальная (коллективная)

    • Групповая;

    • Индивидуальная.

При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.

Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Она используется чаще при проведении дидактических экологических игр и программ, когда дети делятся на команды. Например, при проведении экологической игры «Удивительный мир животных».

Индивидуальная форма – применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах рисунков, выполняют аппликации, изготавливают поделки.

Работают по индивидуальным дидактическим карточкам. Проводят исследовательскую работу (наблюдения, опыты), работают в дневниках кружковца.

По окончании каждой темы проводятся конкурсы рисунков, викторины, конкурсно – игровые программы, интеллектуальные игры.

Вид и форма контроля

Для определения образовательного результата используются следующие способы:

- тестирования;

- анкетирование;

-экологические диктанты;

- интеллектуальные игры;

-викторины, конкурсы.

Используются следующие виды и этапы аттестации: начальная (анкетирование, тестирование); промежуточная (по итогам тематического блока); итоговая (защита проекта, реферата, исследовательские работы).

Материально – техническое обеспечение

Имеются специально оборудованные кабинеты для кружковых занятий. Функционирует живой уголок – место проведения практических занятий. Имеется учебно-опытный участок с отделами: цветочно-декоративный, овощной, дендрарий.

Оборудование и материалы:

-тематические папки,

-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,

-влажные препараты,

-методические разработки занятий и массовых мероприятий,

-гербарии,

-Компьютер, фотоаппарат, фильмоскоп, киноаппарат, микроскопы, микропрепараты, коллекции, наборы таблиц и др.

Литература для педагогов

  1. Банников А. Г. «Слоны и другие гиганты суши», М., «Мир», 1983 г.

  2. Беляков В. В.и др. «Их нужно сохранить», Калининград, 1989 г.

  3. Герасимов В. П. «Животный мир нашей Родины», М., «Просвещение», 1985 г.

  4. Запартович Б. Б. «С любовью к природе», М., «Педагогика», 1976 г.

  5. Корабельников В. А. «Краски природы», М., «Просвещение», 1986 г.

  6. Мокалева Г. М. «Домашний зооуголок», Смоленск, «Русич», 1997 г.

  7. Онегов А. «Школа юннатов», «Наши пернатые друзья и соседи», М.,

«Детская литература», 1980 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconОбразовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна,...
Новизна: Программа кружка аквариумистов направлена на знакомство и расширение знаний детей об аквариуме, как искусственно созданном...
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconОбразовательная программа «Основы медицинских знаний» Автор: Кузнецова...
Программа создана исходя из запросов современного общества. В ней рассматривается материал, который недостаточно глубоко рассматривается...
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconПравила пользования библиотекой Положение о мастер-классе Положение...
Участие обучающихся моу дод «цдод» в мероприятиях регионального и федерального уровней
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconПлан-конспект открытого итогового занятия 1-го года обучения «Город...
Педагог. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычный день, мы заканчиваем с вами программу 1-го года...
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconОбразовательная программа «юный зоолог»
...
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconУрок по 45 минут. Класс: 10 класс
Автор: Балацкая Ирина Ивановна – учитель географии моу «сош №33 имени Героя России Н. Смирнова»
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Суханова Ирина Ивановна, учитель немецкого языка, моу «Гимназия №2» Мариинского района, Кемеровская область, г. Мариинск
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconПрограмма рассмотрена на педагогическом совете, протокол №1 от 17....
Автор программы: Григорьева Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования мбоу дод «Вожегодский районный ддт», высшая...
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconСценарий урока онз по русскому языку в 3 классе по системе Л. В....
Автор: Тимофеева Ирина Викторовна, учитель начальных классов моу «Гимназия №5» г. Оренбурга
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconМкоу дод «цвр «Факел» Создание алфавитного указателя к метрическим...
Педагог дополнительного образования высшей категории Жданова Ирина Викторовна
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconДаниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования...
Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconПедагогическая Олимпиада «Начальная школа»
Харинова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования моу дод цртдиЮ г. Нерюнгри
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconРайонная научно-практическая конференция учащихся Саянского района Полное название темы работы
Моу дод «Саянский районный Центр детского творчества», объединение «Юный исследователь»
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconРусский язык 8 класс
Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconОбразовательная программа объединения «Кукольный театр «Петрушка»
Должность: педагог дополнительного образования мбоу дод «Вожегодский районный ддт»
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconПрограмма дополнительного образования детей «юный зоолог»
Левашовский пр-т,д. 5,Санкт-Петербург, 197136 тел.(812)235-11-31,Факс(812)235-11-31


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск