Скачать 459.9 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования Иркутской области Отдел образования администрации города Усолье-Сибирское Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» «Юный эколог» Авторская педагогическая разработка для обучающихся 1-4 классов Автор: ПАЛАДЬКО Валентина Александровна учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №13» г.Усолье-Сибирское 2012г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Для успешного решения этой задачи недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики, что предусмотрено ФГОС. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Методологической основой данной разработки являются труды и идеи А.А. Плешакова, Л.М. Игольницыной, М.Д.Маханева. В основу программы положена авторская программа А.А. Плешакова «Экология для младших школьников», которая адаптирована к условиям данного образовательного учреждения и особенностям региона Иркутской области. Цель программы «Юный эколог»: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы. Задачи программ:
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год. В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Описание разделов АПР Мир глазами эколога. - 4 часа. Экология - наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду (греческ. "экос" - дом, "логос" - учение). Сущность и значение экологии. Простейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края. Глобальные проблемы экологии. – 2 часа Что такое экологическая катастрофа. Примеры экологических катастроф. Мой дом – моя крепость? – 2 часа Что такое экосистема? Экология моего дома. Мой город. - 4 часа. Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. Пути решения экологических проблем своего города. Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города). Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков. Птицам наша забота. - 4 часа. Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Составление "Красной книги" исчезающих видов птиц родного края. Охрана птиц зимой. Экологическая акция «Покормите птиц!» Охрана растений своего региона. - 5 часов. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите. Особенности их внешнего строения и распространения. Лекарственные растения и их охрана. Составление устного журнала "Зелёная книга". Экологическая акция "Живи, Ёлочка!" в преддверии новогодних праздников. Животные, которым угрожает исчезновение. - 5 часов. Разнообразие животного мира своего региона. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Немного об охоте и рыбной ловле. "Красная книга" животных родного края. Заочное путешествие по заповедникам. Заповедники родного края. Вода – источник жизни. – 5 часа. Вода в моём доме. Вода в жизни животных. Вода в жизни растений. Водные ресурсы Земли. Байкал – жемчужина Сибири. Воздух и здоровье. – 2 часа. Воздух и здоровье человека. Воздух в моём крае. Передаём свои знания. - 3 часа. Изготовление условных знаков, экологических памяток. Презентация результатов своей деятельности. Подготовка и проведение бесед, КВНов экологического содержания для учащихся других классов. Человек в созданной им среде. - 6 часов. Человек - часть природы. Его отношение к окружающей среде. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. Экология жилища человека. Экология питания. Правила личной экологической безопасности. Экономика и экология. Задачи экологии и две стороны экономики. Влияние экономики на экологию. Подводим итоги работы за год - 3 часа. Обобщение основных теоретических знаний, итоги практических дел. Прогнозируемые результаты. Учащиеся должны знать: связь между человеком и природой; экологическую ситуацию в своем городе; исчезающие растения и животные своей местности; правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь: работать со справочной литературой; вести наблюдения в природе; выполнять правила поведения в природе; изготовлять кормушки для птиц; оформлять результаты своей деятельности. Учащиеся должны воспитывать в себе: любознательность; усидчивость; коммуникабельность; организованность; ответственность. Учебно-тематическое планирование
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных... | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | ||
Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству | Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012... Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории | ||
Учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений базовый уровень... Автор программы: Рабе Юлия Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории | Анализ работы мо учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год Руководитель мо гумерова Р. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории | ||
Пояснительная записка Автор материала (фио) Медникова Надежда Александровна... Внеклассное мероприятие, методическая разработка подведения итогов по изучению истории Великой Отечественной войны | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Семёнова Раиса Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории | ||
Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751 | Рабочая программа по физике Составитель: Урбан Валентина Владимировна, учитель физики мбоу сош №42, первой квалификационной категории | ||
Рабочая программа для обучающихся 8 классов на 2013 2014 учебный... Программа курса «Реформаторы России» предназначена для изучения учащимися 8-х классов | Учебник «Русский язык» Абрамова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории | ||
Рабочая программа по физической культуре 1 класс Составитель – Бабина О. В., учитель начальных классов, первой квалификационной категории | Михайловна Раздел «Статус учителя, его место в профессиональном сообществе» Усолье-Сибирское государственное педагогическое училище, 1998 год, учитель начальных классов со специализацией трудовое обучение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель начальных классов I квалификационной категории Золина Надежда Александровна | Информация о разработчике Тлиф Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного... |