Скачать 87.48 Kb.
|
МОУ «Аксубаевская средняя школа №2» Урок: математика. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым. Класс: 1. Учитель начальных классов I квалификационной категории Золина Надежда Александровна Тема урока: Уравнения с неизвестным вычитаемым. Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания) Основные цели:
Демонстрационный материал: - алгоритм решения уравнений с неизвестным слагаемым; - иллюстрации; - названия компонентов действия вычитания; - эталон для самопроверки, подробный эталон. Оборудование: презентация Ход урока:
Цель:
Организация учебного процесса на этапе I. Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт; Не фонарь, а ярко светит; И не пекарь, а печёт? (солнце) - Мы скучали по тёплому весеннему солнышку. И вот оно! Мы ему улыбаемся и дарим свои улыбки друзьям, родным. Ребята у вас хорошее настроение? Значит, вы будете активно работать. Вам по плечу любая работа. Вы справитесь, я в вас верю. - Да природа пробуждается. Вот-вот прилетят наши пернатые друзья. Зимой мы для птиц готовили кормушки, подкармливали их, чтобы им было легче перезимовать. А весной готовим для них скворечники, чтобы они смогли в них вывести птенцов. Только они, почему-то, закрыты на замочек. Хватит ли у нас умений, знаний, чтобы «открыть» замочки? ( Если не будем лениться, а будем хорошо трудиться!)
Цель:
Организация учебного процесса на этапе II. - Чем же мы занимались на прошлом уроке? (Решали уравнения). - Что такое уравнение ? (Равенство, в котором есть неизвестное число). - Чему мы научились ? ( Решать уравнения с неизвестным слагаемым). - Сегодня мы опять будем решать уравнения. Неужели мы ещё не всё про них знаем? Нужно это выяснить! Хотите? - Но урок у нас необычный, нужно поработать так хорошо, чтобы замочки сами « раскрылись» от наших хороших ответов. Сумеем ли мы помочь птичкам ? (Вместе сумеем всё!) - А для начала нужно всего лишь вспомнить, как находят целое и часть. Учитель демонстрирует необходимый эталон – словесную форму способа действия: 3 слайд
- Давайте выполним первое задание. (задание проецируется на экране) 4 слайд - Первое препятствие мы преодолели , и, я думаю, первый замочек со скворечника «сняли». - Давайте выполним следующее задание. (задание на экране) 5 слайд - Вот и второй скворечник готов встретить своих питомцев. Но работы ещё много. 6 слйд x + 5 = 9 - Что это? (Уравнение) - Решите это уравнение, пользуясь эталоном
( Учащиеся решают уравнение самостоятельно, один ученик решает у доски) - Вот и ещё один «ключик». Вы молодцы! - Вот летят скворцы, а между ними один воробей, никак не угомонится, не пускает птиц. Приготовил нам ещё одно задание. Если мы сумеем выполнить его задание, может быть, и он успокоится и полетит устраивать своё жильё. 7 слайд ? - Что это такое? (Равенство). - Можно ли его назвать уравнением? Оно похоже на те , что мы уже решали? ( Нет, действие вычитание ). - А как называются компоненты при вычитании ? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность) - А вы сможете сказать, какими фигурами можно заполнить этот неизвестный мешочек? Как узнали? ( Методом подбора). - А здесь? 8 слайд - Каким будет здесь ответ? Скажите так же быстро, не медля. - Какой ответ у вас получился? Дети называют ответы, учитель фиксирует результаты на доске. - Почему ответы получились разные? Как же вы рассуждали? III. Постановка проблемы (2 мин.) Цель:
Организация учебного процесса на этапе III. - Трудновато стало ! Почему? У нас возникла проблема! Что в этом уравнении необычно? Чем является неизвестное число? (Вычитаемым). - Умеем ли мы решать уравнения с неизвестным вычитаемым? - А хотите научиться? - Какую поставим перед собой задачу? (Научиться решать новые уравнения) - Какова же тема урока? ( Решение уравнений с неизвестным вычитаемым). IV. Проектирование и фиксация нового знания (10 мин.) Цель:
Организация учебного процесса на этапе IV: - Да, мешочки получились переполненными. Как же нам быть? Попробуем найти такой «ключик», который поможет найти решение. (Выслушиваются мнения учеников). Строится алгоритм нахождения вычитаемого: - На что нужно посмотреть в первую очередь? (На знак). 9 слайд
- Теперь можно безошибочно определить, где целое, а где части.
- Чем же является неизвестная величина?
- Как же найти часть? (Нужно из целого убрать известную часть). - Как определили целое? (Вычитать можно только из целого).
- Как будем вычитать? (Зачёркивать). Значит нужно произвести вычисления.
- Какие фигуры остались? Проверим.
- Итак, как найти вычитаемое? (Надо из целого вычесть часть, т.е. из уменьшаемого вычесть разность). - Но мы также находили неизвестное слагаемое? Почему так произошло? (В обоих случаях мы находим часть). - Ребята, посмотрите, какое интересное уравнение предлагает вам решить автор учебника: а – х = b -Чему равен х в таком уравнении? Можно пользоваться алгоритмом. Учитель предлагает учащимся эталон, знаковую фиксацию способа действия:
10 слайд - Вернёмся к нашему уравнению. Какой же ответ должен получиться? Физкультминутка. Релаксация. - Ребята, вы молодцы! Вы на славу потрудились. Хорошо встретили птичек, приготовили скворечники. Пусть им будет хорошо и спокойно. И мы тоже с вами отдохнём. Вот солнечный зайчик заглянул и к вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щёчках. Аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть. Погладьте и голову, шею, животик, он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему. V. Первичное закрепление (5 мин.) Цель: Зафиксировать правило нахождения неизвестного вычитаемого в громкой речи. Организация учебного процесса на этапе V. - Отдохнули, пора за работу! Работа по учебнику: с. 24, № 2.
- Ребята, а теперь заменим графическое изображение числовым. Сколько фигур составляют целое ? Чему равна известная часть ? Озвучьте числовое уравнение и прокомментируйте решение. 2. Задание (б) учащиеся выполняют, работая в парах, поочерёдно комментируя его в устной речи. VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (5 мин.) Цель:
Организация учебного процесса на этапе VI. - Я думаю, что теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание. Решите уравнения под № 3, на стр. 24. Первый вариант решит 1-ое уравнение, второй вариант – 2-ое. Я уверена, вы все справитесь. Желаю успеха! 11 слайд
- Кто допустил ошибки при решении уравнений? Определите место ошибки и причину. - Над чем надо поработать? Подчеркните место ошибки. - Ребята, я советую вам дома ещё раз поработать самостоятельно: решить третье уравнение. - А кто сделал правильно, тот поставит рядом с уравнением знак «+». Молодцы! Вам я предлагаю придумать уравнение с неизвестной частью. - А вот и солнышко появилось «на небе», оно рассеяло все наши сомнения. VII. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.). Цель:
Организация учебного процесса на этапе VII. - Огромное трудолюбие и ваше доброе сердце помогли нам совершить так много хороших дел и очень многому научиться. - Вы помните, какую цель мы ставили перед собой? (Научиться решать уравнения с неизвестным вычитаемым). - Достигли ли мы этой цели? - Как же найти неизвестное вычитаемое, или часть? (Из целого вычесть другую часть, или из уменьшаемого вычесть разность). - Вы думаете, что вы научились решать уравнения? Оцените свою работу следующими знаками: - Кто испытывал трудности при выполнении заданий, но старался , быстро находил место ошибки, всё исправил, то на солнышке ставит точку и говорит себе: «Я работал хорошо». - Кому на уроке работать было трудно, и остался вопрос, который вам хочется мне задать, напишите на солнышке вопросительный знак и скажите: «У меня обязательно всё получится». - Кому всё было понятно, кто активно работал, может помочь товарищу решить уравнение, поставьте себе восклицательный знак и скажите: «Я молодец!». - Молодцы! Я вижу, как солнышко дарит свои тёплые лучи каждому из вас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее внимательнее. - Урок окончен, всем спасибо за работу. |