Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность»





Скачать 350.35 Kb.
НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность»
страница1/2
Дата публикации18.04.2015
Размер350.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности учащихся начальных классов

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств. Разработана на основе методического пособия А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников».

Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

1)познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

2)мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

3)прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

4)прививать интерес к исследовательской деятельности.

В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальный. Курс «Проектная деятельность» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении имеет отличительные особенности: имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

Основные принципы программы

  • Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

  • Принцип гумманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

  • Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.

  • Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.

  • Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

  • Принцип успешности. Взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношению к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Принцип стимулирования. Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.


Программа курса рассчитана на 33часа (1 час в неделю в 1-4-ых классах). Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».

Учебно-тематический план

1 год обучения (1 час в неделю)




п/п

Название тем

Содержание занятий

Количество часов

1

Что такое проекты.

Обучающийся познакомится с понятием о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация.


1

2

Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования

1

3

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира Опыты. 5людение за осенними изменениями в природе Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт

1

4-5

Школа почемучек.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения,предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ

2

6-7

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загаданное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.


2

8-9

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.


2

10-11

Любимое число. Игры с числами.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

Понятия: число, нумерация чисел.


2

12-14

«Алфавит».

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит


3

15-16

«Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка


2

17-19

«Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг.


3

20-23

«Растения»

Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Прибайкалье.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.


4

24-25


26-31

«Симметрия вокруг нас»


«Сказки»

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Понятия: симметрия

Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку.Театрализация сказки.

2


6


32-33

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.



2


2 год обучения ( 1 час в неделю)




п/п

Название тем

Содержание занятий

Количество часов

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

2

2

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования

2

3

Коллективная игра-исследование.

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения

2

4

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования.

Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований

2

5

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления

2

6-10

Путешествие в Загадкино

Работа над проектом в соответствии с этапами

4

11-15

Что такое Новый год?

Работа над проектом в соответствии с этапами

4

16-20

У меня растут года…

Работа над проектом в соответствии с этапами

4

21-25

Меры длины.

Работа над проектом в соответствии с этапами

4

26-30

Знакомые незнакомцы (озеленение)

Работа над проектом в соответствии с этапами

4

31-33

Праздники в России

Работа над проектом в соответствии с этапами

3

3 год обучения ( 1 час в неделю)





п/п

Название тем

Содержание занятий

Количество часов

1

Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях.

Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.анкетирование учащихся, опрос.


1

2

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания, построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».


2

3

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез, определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.


2

4

Основные источники получения информации.

Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия, работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.


3

5

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

Правила оформления списка использованной литературы. Оформления списка использованных электронных источников.


1

6

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.


1

7

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

Письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».



1

8

Оформление работы. Подготовка доклада.

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад, доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.


2

9

Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Работа в программе MicrosoftPowerPoint. Презентация «Моя мама».


2

10

Тематические учебные исследования. Исследование числа.

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

11

Исследование суммы, произведения.

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

12

Исследование «Лексическое значение слов».

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

13

Исследование «Орфограммы в корне слова».

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

14

Исследование «Соединительные гласные в сложных словах».

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

15

Исследование мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции»

Работа над проектом в соответствии с этапами

2

16

Исследование «Вода - источник жизни». Конференция.

Работа над проектом в соответствии с этапами

2

17

Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя».

Работа над проектом в соответствии с этапами

2

18

Исследование «Наш город – Черемхово»

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

19

Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны».

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

20

Исследование «Труд в моей семье».

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

21

Исследование вредные и полезные привычки. Театрализованное представление вредные привычки».

Работа над проектом в соответствии с этапами

2

22

Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний».

Работа над проектом в соответствии с этапами

1

23

Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год.

Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.



1

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconРабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальных...
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconУчитель начальных классов
Организация внеурочной деятельности по экологии через творческую и исследовательскую деятельность учащихся
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconПлан Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся...
«Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности»
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconРабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление: проектная деятельность)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconПрограмма внеурочной деятельности
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Данный курс направлен на организацию...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconПрограмма внеурочной деятельности учащихся начальных классов

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconМодель организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы мбоу пго
Внеурочная деятельность учащихся начальных классов направлена на воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconУроке и во внеурочной деятельности» Урок применения знаний по теме...
«Проектная работа как средство развития речи и коммуникативных умений учащихся на уроке и во внеурочной деятельности»
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconПрограмма внеурочной деятельности Клуб «Узнаем сами»
Проектная деятельность в умк «Перспективная начальная школа» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconРабочая программа по внеурочной деятельности 2класс (проектная деятельность)...
Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Интегрированная проектная деятельность»
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Юный эколог»
Протокол №1 от «10» августа2014 г. «15» августа 2014 г. Приказ №73/1 от «1» сентября 2014 г
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов «проектная деятельность» iconПрограмма внеурочной деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск