Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]





Скачать 143.83 Kb.
НазваниеРабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]
Дата публикации06.07.2013
Размер143.83 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]: под ред. В.А. Горского. – М.:Просвещение,2010. - 111с. – (Стандарты второго поколения).

Главная цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

Задачи:

  • образовательные: знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области; расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музеев;

  • развивающие: приобщение школьников к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучению краеведческого материала; развитие самостоятельности и инициативы, познавательного интереса учеников к изучению истории, развитие культуры речи и увеличение словарного запаса;

  • воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.

Данная рабочая программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 2 класса. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю, и осуществляют взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, всего 70 ч.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Рабочая программа «Юные музееведы» имеет интегрированный характер и предполагает организацию деятельности обучающихся от изучения жизни, обычаев русского народа 19 века до простого собирательства предметов и артефактов и описанию конкретных экспонатов и событий, а так же самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Она предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещение экспозиций школьного музея и музеев города, а так же самостоятельной творческой работы учащихся.

Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Подведение итогов деятельности рекомендуется проводить в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т.п.)

Программа выполняется полностью, изменений нет.

В результате изучения курса ученики должны :

знать быт и нравы XIX века, историю музейного дела, ведущие музеи города и области, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
Календарно - тематический план


№ п/п

Темы

Количество часов

Дата проведения

всего

Теория

Практика

Дата по плану

Дата фактически




Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

5

2

3







1

Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы».




1










2

Основные понятия и термины в музейном деле







2







3

Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела.




1










4

Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.







1










Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина

4

2

2







5

Современное понимание термина «музееведение».




1










6

Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации.







1







7

Права и обязанности юных музееведов.







1




























3

Роль Музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

4

2

2







4

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)

5

3

2







5

История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)

5

3

2







6

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей

4

2

2







7

Фонды музея. Работа с фондами

8

2

6







8

Музейная экспозиция и её виды

4

2

2







9

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

6

2

4







10

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

4

2

2







11

Культурно - образовательная деятельность музея

4

2

2








12

Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея

8

2

6







13

Организация краеведческой работы в экспедициях

4

2

2







14


Подготовка и проведение итогового мероприятия

7

3

4










70

29

41








Содержание курса

  1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).

2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина

Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации.

Права и обязанности юных музееведов.

Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.

3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира;

поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVil — первой четверти XVIIJ в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.

Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

6. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьною краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчет о деятельности школьного музея.

Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.

7. Фонды музея. Работа с фондами

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческою музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.

Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

8.Музейная экспозиция и её виды

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.).Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

9. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.

10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание; посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.

11. Культурно-образовательная деятельность музея Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).

12. Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

13. Организация краеведческой работы в экспедициях

Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Практическая работа: составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

14. Подготовка и проведение итогового мероприятия Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.

Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней экспедиции.

ЛИТЕРАТУРА

Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 1992.

Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.

Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.

Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.

Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.

Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 1974.

Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринс-кого. — М., 1987.

Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2001.

Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985.

Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / под ред. А. С. Прутченкова. — М., 2003.

Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-крае-ведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.

Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.

Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краевед-ческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.

Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сей-ненский. —- М., 1988.

Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.

Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 1999.

Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.

Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.

Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике ,/' М, Ю. Юхневич. — М., 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconРабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление: проектная деятельность)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» / [ В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconРабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconРабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество»
Программа курса Художественное творчество разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии...
«Примерными программами внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В. А. Горского. – М.: Просвещение,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconПрограмма по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе примерной программы «Юные исследователи»,методических...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconНазвание программы Экология Направление внеурочной деятельности Кружок...
Программа разработана на основе авторской программы «Эколог и Я» Автор: Краснова Елена Витальевна
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconПрограмма внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа курса «Город Мастеров» разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности «Начальное общее образование»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку»
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] icon«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности»....
Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconРабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура»
Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconУроки нравственности
Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconРабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика»
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» по социальному направлению составлена на основе программы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconРабочей программы внеурочной деятельности 1класс Оригами
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] iconПрограмма внеурочной деятельности
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Данный курс направлен на организацию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск