Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса





Скачать 140.98 Kb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса
Дата публикации18.12.2014
Размер140.98 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
МОУ Краснинская СОШ

Программа внеурочной деятельности (духовно – нравственное направление)

наименование курса - «Этика: Азбука добра»

срок реализации программы – 1 год

возраст обучающихся – 6-8 лет (1 класс)

Ф.И.О. учителя – Барзенкова Наталья Васильевна

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников, как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников в форме курса «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Методы работы

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

  • личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

  • развивающие нравственное сознание;

  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место предмета. «Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитана на учащихся 1-4 классов, 2 часа занятий в неделю.

Ценностные ориентиры.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Этика: азбуки добра».

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Школьный этикет (Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие «готовность к уроку». Понятие «перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен. Понятие «режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик в школе и дома. Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.)

Универсальные учебные действия

  • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

  • Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Тема 2. Правила общения (Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.)

Универсальные учебные действия

  • Использовать в речи слова вежливости.

  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

  • Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).

  • Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

  • Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

  • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Тема 3. О трудолюбии (Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры. Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев.

Универсальные учебные действия

  • Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

  • Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств

Тема 4. Культура внешнего вида (Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.)

  • Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

  • Оценивать внешний вид человека.

Тема 5. Внешкольный этикет (Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения на улицах и дорогах. Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения. Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен.)

Универсальные учебные действия

  • Использовать доброжелательный тон в общении.

  • Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



дата

тема

содержание

Школьный этикет

1




Мы пришли на урок.

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

2




Правила поведения на уроке

Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок

3




Зачем нужны перемены?

Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений

4




Правила поведения на перемене

Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.

5




Мы – в школьной столовой.

Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.

6




Правила поведения в столовой

Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале.

7




Как быть прилежным и старательным.

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

Правила общения

8




Зачем нужны «вежливые» слова

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

9




Доброжелательность

Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок

10




Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

11




Общение по телефону

Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

12




Мой учитель.

Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок

13




Общение со взрослыми

Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем

14




Добро и зло.

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.

15




Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

16




Эмоции.

Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение

17




Наши имена.

Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

18




Моя семья.

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.

О трудолюбии

19-20




Старательность - помощник в учебе

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

21-22




Как мы трудимся: в школе и дома.

Конкурс рассказов.

Дидактическая игра.

23-24




Бережливость: каждой вещи своё место

Наведение порядка в дневнике, портфеле.

Наведение порядка в кабинете.

25




Книжкина больница

Ремонт книг в школьной библиотеке

Культура внешнего вида

26-27




Основные правила Мойдодыра.

Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»

28




Учимся не болеть.

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

29




Каждой вещи свое место.

Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

Внешкольный этикет

30




Правила поведения на улице.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.

31




Правила поведения в транспорте.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу.

32




Правила поведения в гостях.

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации

33




«Спасибо» и «пожалуйста».

Игра в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

34




« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Организация и проведение итогового мероприятия.


Список использованной литературы

  • Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42)

  • Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46)

  • Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)

  • Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 г. (89)

  • http://www.portal-slovo.ru/

  • http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconПрограмма внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Уроки нравственности»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»…7
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс «Игровая азбука общения» реализует духовно нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента...
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconОтраженное «Я» в структуре самосознания
Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной...
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconПрограмма внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья»
Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconМетодические разработки по проведению занятий кукольного театра
Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной...
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист»
Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,...
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconПояснительная записка Программа внеурочной деятельности «По заповедным...
Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconРабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество»
Программа курса Художественное творчество разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование)...
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconПоложение о Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества...
Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной...
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconПрограмма внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению...
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное,...
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconПояснительная записка 3 Теоретические основы внеурочной деятельности...
«Методические рекомендации по содержательно-методическому обеспечению внеурочной деятельности сельских школьников духовно-нравственной...
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconПояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
Школа этикета. Педагогический проект на тему «Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами...
Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса iconДуховно-нравственное направление программа курса
Знания и представления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск