Отраженное «Я» в структуре самосознания





Скачать 321.92 Kb.
НазваниеОтраженное «Я» в структуре самосознания
страница1/3
Дата публикации06.07.2013
Размер321.92 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3

На правах рукописи



ВАСИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

ОТРАЖЕННОЕ «Я» В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ

Специальность: 19.00.01 - общая психология,

психология личности, история психологии

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени кандидата

психологических наук

Москва - 2006

Работа выполнена в лаборатории системных исследований психики



Института психологии РАН


Научный руководитель: кандидат психологических наук

Галкина Татьяна Викторовна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук

Воловикова Маргарита Иосифовна

кандидат психологических наук

Чеснокова Ирина Ивановна


Ведущая организация: Московский Гуманитарный Университет,

факультет психологии


Защита состоится «______» декабря 2006 года в ____ часов на заседании Диссертационного ученого совета Д 002.016.02 при Институте психологии РАН ( 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИП РАН.

Автореферат разослан «____»______________ 2006 года.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент Т.Н. Савченко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ


Актуальность исследования. Современная социальная жизнь характеризуется динамичностью, интенсивным развитием новых сложных технологий, что естественным образом связано с возросшей потребностью в специалистах высокого класса, адекватно воспринимающих себя и окружающую действительность, способных быстро адаптироваться в сложных, порой экстремальных условиях, принимать ответственные и в то же время творческие решения. Для этого человек должен быть прежде всего уверен в себе, своих силах и способностях, т.е. обладать адекватной самооценкой, а также – сформированным, хорошо развитым самосознанием. При этом оптимальным вариантом является гармоничное развитие всех компонентов – составляющих целостного процесса самосознания, а именно: самопознания, эмоционально-оценочного отношения к себе и саморегуляции. Все это делает актуальным обращение к исследованию проблемы способов и средств самосознания в целом и отдельных его составляющих, в частности. Особого внимания заслуживает процесс самопознания, поскольку он является своеобразным базисом, основой для развития двух других составляющих самосознания.

Проблема исследования «Я», структуры, способов и средств развития самосознания в психологической науке, с одной стороны, является традиционной, классической, но в то же время, как показывает теоретический анализ соответствующей литературы, недостаточно изученной. Этой проблеме посвящены исследования многих психологов: Выготский Л.С., Кон И. С., Леонтьев А. Н., Маралов В.Г., Минюрова С.В., Мухина В. С., Орлов Ю. М., Петровский А. В., Столин В. В., Чеснокова И. И. и др. Менее всего данная проблема изучена в отношении раннего детства и дошкольного возраста. Однако именно в эти возрастные периоды закладываются и формируются глубинные структуры, осуществляющие затем регуляцию всех других, более сложных, психологических новообразований, от которых во многом зависит дальнейшее психическое развитие человека, возможности его личностного и социального самоопределения и самореализации.

Этим определяется актуальность нашего исследования, посвященного изучению отраженного «Я» в структуре самосознания у детей и взрослых. Наиболее детально изучено психологическое содержание феномена любимой игрушки у детей и продукта художественного творчества взрослых (кукла). Они выступают в качестве отраженного «Я», которое, в свою очередь, служит средством самопознания и способствует позитивным изменениям в структурных компонентах самосознания.

Целью исследования было изучение психологического содержания отраженного «Я» в структуре самосознания.

Гипотезы исследования.

  1. Существует отраженное «Я», которое является универсальным феноменом самосознания на различных этапах онтогенеза.

  2. Используя отраженное «Я» как средство самопознания, можно способствовать позитивным изменениям в структурных компонентах самосознания у детей и взрослых.

Для достижения цели и проверки гипотез в работе были поставлены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблемам самосознания.

  2. Разработать программу эмпирического исследования, направленного на выявление и изучение отраженного «Я» у детей и взрослых; подобрать и обосновать адекватность используемых методических средств.

  3. Изучить и описать психологическое содержание феномена любимой игрушки у детей и продукта художественного творчества (кукла) у взрослых, способствующего проявлению отраженного «Я».

  4. Адаптировать результаты экспериментального исследования феномена любимой игрушки детей в работе со взрослыми.

  5. Провести сравнительный анализ психологического содержания феномена любимой игрушки у детей и продукта художественного творчества у взрослых, а также зафиксировать изменения в структурных компонентах самосознания до и после развивающих занятий.

Объектом исследования выступает психологическое содержание отраженного «Я».

Предмет исследования – изменения в структурных компонентах самосознания детей и взрослых, происходящие в результате использования отраженного «Я» как средства самопознания.

Методологическое основание исследования составили следующие принципы: системной и структурно-уровневой организации психики, развития, общения, единства теории-эксперимента-практики, а также культурно-историческая теория и идея знакового опосредования сознания человека, системный экологический подход анализа психического развития ребенка и положение о наглядной форме самосознания ребенка.

В соответствии с поставленной целью и задачами, выдвинутой гипотезой и методологическими основаниями была разработана программа исследования детей и взрослых, предполагающая три этапа: первый - пилотажный, второй – констатирующий и третий – диагностико - формирующий.

На первом этапе исследования собиралась первичная информация о проявлениях феномена любимой игрушки из разных областей социальной жизни: киноиндустрии, художественной литературы, художественно-графической продукции, а также первичная информация о феномене любимой игрушки как части психической реальности ребенка. Использовались следующие методы: анализ художественной литературы, художественно-графической и кино продукции, наблюдение, в том числе и лонгитюдное.

На втором этапе проводилось исследование содержания феномена любимой игрушки и диагностика особенностей идентификации ребенка с неодушевленным объектом (любимой игрушкой). Выявлялись дети дошкольного возраста, имеющие любимую игрушку как феномен психической реальности, для участия в формирующем этапе эксперимента. Использовались такие методы как беседа, анкетирование детей и их родителей, методики «Я с любимой игрушкой», «Контур человека», «Контур любимой игрушки». Проводилось индивидуальное и групповое тестирование в период с 1998 по 2006 г. В исследовании участвовало 326 человек: 164 взрослых в возрасте от 18 до 50 лет и 162 детей и подростков в возрасте от 4 до 13 лет.

На третьем этапе проводилась диагностика структурных компонентов самосознания детей дошкольного возраста до и после развивающих занятий с использованием одних и тех же методов и методик. Был разработан прием самопознания – прием зеркального отражения реального поведения ребенка с помощью любимой игрушки. Осуществлялась разработка и реализация развивающих занятий с элементами психогимнастики и использованием игр-драматизаций (реализация разработанного приема). Проводилось дальнейшее исследование психологического содержания феномена любимой игрушки - отраженного «Я» в структуре самосознания.

Использовались следующие методы и методики: для исследования когнитивного компонента - модифицированный тест двадцати утверждений на самоотношение М. Куна; для исследования эмоционально-оценочного компонента- модифицированный вариант методики Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн «Лесенка»; для исследования поведенческого компонента- наблюдение экспериментатора, воспитателей и родителей испытуемых, ведение дневников родителями.

На данном этапе исследования участвовало 23 ребенка в возрасте 4.7-5,5 лет. Исследование проводилось в период с 2004 г. по 2005 г. в форме индивидуального тестирования, групповых занятий, а также – индивидуальной работы с детьми, их родителями и воспитателями.

Помимо этого была разработана программа исследования взрослых, предполагающая диагностико – формирующий этап, на котором проводилась диагностика структурных компонентов самосознания взрослых до и после развивающих занятий, с использованием аналогичных методов. Для исследования когнитивного компонента самосознания использовался модифицированный тест двадцати утверждений на самоотношение М. Куна, эмоционально-оценочного компонента самосознания - методика исследования самооценки (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский).

Программа развивающих занятий со взрослыми базировалась на методе арт-терапии и предполагала создание испытуемыми продукта художественного творчества – куклы. В процессе этих занятий при изучении психологического содержания продукта художественного творчества (куклы) были использованы следующие методы и методики: анкетирование, «Я с куклой», «Контур человека», «Контур куклы» и изучение дневников испытуемых.

Данное исследование было проведено в период с 2004 г. по 2006 г. с использованием индивидуального и группового тестирования. В исследовании участвовало 24 взрослых в возрасте от 18 до 36 лет.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Отраженное «Я» способно выступать в качестве средства самопознания и обуславливать содержание структурных компонентов самосознания детей и взрослых.

  2. Отраженное «Я» как феномен самосознания может быть исследовано путем психологического анализа феномена любимой игрушки у детей и продукта художественного творчества (куклы) у взрослых.

  3. Существует принципиальное сходство психологического содержания феномена любимой игрушки у детей и продукта художественного творчества (куклы) у взрослых.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими и теоретическими позициями, адекватностью использованных методов исследования, их соответствием цели и задачам работы, обоснованным применением количественной и качественной обработки результатов, представительностью выборки.

Теоретическая значимость и научная новизна работы состоит в дальнейшей разработке проблем самосознания, его способов и средств. Полученные результаты вносят определенный вклад в разработку проблемы «Я» в общей и возрастной психологии. Впервые предпринята попытка изучения отраженного «Я» у детей и взрослых, а также использования его как средства самопознания с целью позитивных изменений в структурных компонентах самосознания. Впервые выделено отраженное «Я» и описано через психологическое содержание феномена любимой игрушки у детей и продукта художественного творчества (кукла) у взрослых. Апробирован способ самопознания – прием зеркального отражения реального поведения ребенка с помощью любимой игрушки, основанный на механизмах экстериоризационной и интериоризационной идентификации. Предложена оригинальная методика исследования наглядной формы самосознания ребенка через изучение индивидуально-значимого объекта его жизненной среды (любимая игрушка). Данная методика адаптирована в работе со взрослыми. Впервые исследованы особенности идентификации с неодушевленным объектом.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в психологической практике с целью развития самосознания ребенка, а также – в психотерапевтической работе с детьми и взрослыми, имеющими личностные проблемы и трудности в их осознании и вербализации.

Апробация и внедрение материалов диссертации. Результаты работы обсуждались на заседаниях лаборатории системных исследований психики ИП РАН в 2003-2005 гг., а также на конференциях «Практический психолог – профессия нового века» (секция «Психологическая помощь родителям и детям») 2001г., «Образование в России: медико–психологический аспект» 2004 г. Полученные результаты были также представлены на Международной конференции по креативности, проходившей в Париже в 2006 г. Результаты исследования использованы в спецкурсах по проблемам диагностики и коррекции самосознания и самооценки личности, развития креативности, читаемые в МосГУ и других ВУЗах г. Москвы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения: рисунков, таблиц, диаграмм, образцов художественно-полиграфической продукции, фотографий, описания случая из практической деятельности.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет и объект исследования, формулируются гипотезы, цель и задачи исследования, а также положения, выносимые на защиту, раскрываются основные методологические принципы, лежащие в основе работы, указывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе на основе представленных в психологической литературе данных рассматриваются подходы к изучению, пониманию и интерпретации понятия «самосознание», проводится анализ ключевых теоретических положений, касающихся проблем самосознания: его структуры, механизмов, способов и средств развития. Представлены теоретические аспекты исследования категорий самосознания в психологии: «Я», «образ Я», «Я - концепция», рассмотрено их содержание, проанализированы сходства и различия данных категорий, что позволило определиться с концептуальными положениями и понятийным аппаратом нашего исследования. Данной проблеме посвящены работы многих исследователей, в частности, таких, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Р. Бернс, И.С. Кон, А. Маслоу, Дж. Мид, В.Г. Маралов, А.К. Маркова, В. С. Мерлин, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, Г. Оллпорт, А.В. Петровский, Роджерс, В.В. Столин, Г.Г. Филиппова, И.И. Чеснокова, Е.В.Шорохова, Э. Эриксон и др.

Анализ научных источников показывает, что проблема "Я" является одной из самых сложных, масштабных и наиболее дискуссионных. Можно сделать заключение, что такие категории, как «Я», «образ Я», «Я - концепция» являются не тождественными, но близкими по своему содержанию. Если самосознание, прежде всего, является процессом, то самооценка, "образ Я" и "Я - концепция" являются скорее результатом или продуктом этого процесса.

Базовыми в нашей работе являются теоретические положения И.И. Чесноковой , В.С. Мухиной , С.А. Минюровой.

Подробно рассмотрены вопросы структуры самосознания личности и специфики развития каждого из ее структурных компонентов. При этом отмечается, что положительную динамику их развития можно проследить через рост когнитивной сложности, изменение самооценки в сторону адекватной, регуляцию поведения в направлении социально приемлемого и конструктивного уровня межличностного общения. Детально описан когнитивный компонент самосознания – самопознание, его способы, средства и механизмы - идентификация и рефлексия (И.С. Кон, В.Г. Маралов, А. Маслоу, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.). Отмечена недостаточная разработанность данной проблематики, особенно в отношении раннего и дошкольного детства (3-7 лет).

Особое внимание направлено на проблему игровой деятельности и вопросы, связанные с феноменом любимой игрушки. В отечественной психологии теорию игры разрабатывали Л.С. Выготский (1997), А.Н. Леонтьев (1983), Д.Б. Эльконин (1978), исходя при этом из признания ее социальной природы.

В соответствии со спецификой нашего исследования, предполагающего обращение к образной игрушке, дается ее определение. Отмечено, что строгого определения любимой игрушки нет. Нашей задачей стало выработка научного определения этого понятия.

Рассматривается принцип зеркального отражения в психологической науке и практике, поскольку он является базисом для разработки специального способа самопознания – «приема зеркального отражения реального поведения ребенка». Было изучено использование приема «отзеркаливания» в различных направлениях психологической практики и сделан вывод, что при всем многообразии существующих направлений психотерапии и их концептуальных различиях в использовании данного приема, существует некое единство взглядов. Такой исходной и общей идеей в применении эффекта «зеркала» является идея встречи с самим собой.

Приводится общая схема экспериментального исследования, описано содержание каждого этапа эксперимента, определены методы и батареи методик для каждого этапа эксперимента в соответствии с их целями и задачами.

Исследование психологического содержания феномена любимой игрушки, иначе отраженного «Я», у детей включает три этапа, составляющие стратегию нашего исследования. Отметим, что на третьем этапе исследования (диагностико–формирующем) также изучалось психологическое содержание продукта художественного творчества (кукла) у взрослых.

Цели и задачи каждого этапа отражены в общей схеме экспериментального исследования (см. схему):

I этап – пилотажный. Цель: первичное исследование и выявление наличия феномена любимой игрушки. Задачи: 1. Исследовать проявления феномена в социальной жизни. 2. Исследовать наличие феномена любимой игрушки у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

II этап – констатирующий. Цель: Всестороннее исследование психологического содержания феномена любимой игрушки у детей. Задачи: 1. Исследовать психологическое содержание феномена любимой игрушки. 2. Исследовать особенности идентификации ребенка с неодушевленным объектом (любимой игрушкой). 3. Выявить группу детей дошкольного возраста, имеющих феномен любимой игрушки, с учетом его психологического содержания.

III этап – диагностико-формирующий. Цель: Исследовать отраженное «Я» ребенка через психологическое содержание феномена любимой игрушки и отраженное «Я» взрослого через психологическое содержание продукта художественного творчества (куклу); использовать отраженное «Я» в качестве средства самопознания, способствуя позитивным изменениям в структурных компонентах самосознания детей и взрослых.

Данный этап исследования детей включает 3 блока:

1 блок – первичная диагностика. Задачи: 1. Определить исходный уровень развития структурных компонентов самосознания детей (когнитивного и эмоционально-оценочного, в частности, самооценки) до развивающих занятий. 2. Дальнейшее исследование психологического содержания феномена любимой игрушки (отраженного «Я») в структуре самосознания.

2 блок – формирующий (развивающие занятия). Задачи: 1. Разработать и реализовать в ходе развивающих занятий прием самопознания: зеркальное отражение реального поведения ребенка с использованием психологического содержания феномена любимой игрушки как средства самопознания. 2. Способствовать развитию структурных компонентов самосознания ребенка: когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого. 3. Способствовать развитию рефлексии на более ранних этапах развития.

3 блок – вторичная диагностика. Задачи: 1. Провести сравнительный анализ исходного и актуального уровней развития структурных компонентов самосознания детей (т.е. до и после развивающих занятий). 2. Дальнейшее исследование психологического содержания феномена любимой игрушки (отраженного «Я») в структуре самосознания.

Экспериментальное исследование структурных компонентов самосознания у взрослых в процессе создания ими продукта художественного творчества (кукла) проводилось по аналогичной схеме исследования детей на диагностико-формирующем этапе и также включало три блока, в которых стояли аналогичные задачи, с учетом возрастного аспекта испытуемых.

Затем был проведен сравнительный анализ результатов экспериментального исследования детей и взрослых.

Схема экспериментального исследования

(пилотажный и констатирующий этап)




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отраженное «Я» в структуре самосознания iconКонтрольный диктант по теме «Односоставные предложения» 8 класс Золотая осень
Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. 3 Тишина. 4 Ни звука, ни...
Отраженное «Я» в структуре самосознания icon«История России»
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Отраженное «Я» в структуре самосознания iconЗадачами являются
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Отраженное «Я» в структуре самосознания iconАннотация к рабочей программе по дисциплине
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Отраженное «Я» в структуре самосознания icon«История» по направлению подготовки 081100
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Отраженное «Я» в структуре самосознания iconПрограммам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Отраженное «Я» в структуре самосознания iconПрограммам дисциплин (модулей) Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Отраженное «Я» в структуре самосознания iconПрограммам дисциплин (модулей) Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Отраженное «Я» в структуре самосознания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Отраженное «Я» в структуре самосознания icon«Петровские реформы: взаимодействие с западноевропейской мыслей,...

Отраженное «Я» в структуре самосознания iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основно
...
Отраженное «Я» в структуре самосознания icon1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Дисциплина «История» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ооп
Отраженное «Я» в структуре самосознания iconПрограммам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Деловая культура»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Отраженное «Я» в структуре самосознания iconИ. В. Вачков основы технологии групповоготренинга
I психологический тренинг как средство развития самосознания: немного об основах
Отраженное «Я» в структуре самосознания iconАннотации дисциплин учебного плана
Отечества и национального самосознания ориентироваться в сложных процессах всемирной истории
Отраженное «Я» в структуре самосознания iconКонцепция самосознания в философской системе г. В. Ф. Гегеля
Работа выполнена на кафедре философии Самарского государственного технического университета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск