Скачать 305.53 Kb.
|
МБОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов Принята педагогическим советом УТВЕРЖДАЮ: протокол № от Директор МБОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов Н.А. Тамарова « » 200 г. Дополнительная образовательная программа «Кукольный домик» (4 года обучения) 1-5 классы Учитель: Веселова Е.В. категория: первая г. Заволжье Пояснительная записка Актуальность программы Программа кружка «Кукольный домик» - «Основы кукольного театрального творчества» рассчитана на 4 года обучения, что позволяет создать максимально благоприятные условия для развития учащихся. Театральное кукольное искусство выступает не только средствами формирования эмоциональной, нравственной, эстетической культуры личности, но и позволяет удовлетворить, различные по мотивам и содержанию, образовательные потребности детей и их родителей. Подготовка сценических постановок, реквизитов для спектаклей требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это оформительская работа, моделирование и конструирование костюмов и бутафории, подбор музыкального оформления, развития речи и постановка голоса, формирование сплоченного коллектива для проведения выступлений кукольного театра. Деятельность кукольного театра - мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению социального статуса, становлению личности, определению дальнейшей профессии. Реализация индивидуальных образовательных потребностей в рамках программы «Основы кукольного театрального творчества» дает возможность осуществлять социально-значимые цели развития личности наших воспитанников
Цель: Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся, а также практическое участие в организации досуга младших школьников. Задачи:
4. Создать благоприятные условия для реализации инд. способностей, задатков детей. 5. Организовать досуг детей. Содержательными и технологическими особенностями данной программы являются основополагающие педагогические принципы: целостность содержания, предполагающая развитие в единстве интеллектуальной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы личности детей и подростков;
Своеобразие программы состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание программы, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных видах деятельности. Образовательная программа «Основы кукольного театрального творчества» может быть рассмотрена как интегрированная (по содержанию), комплексная (по видам деятельности), уровневая (по способам освоения). Возможности уровневого освоения полнее всего характеризует потенциал образовательной программы, с одной стороны, обеспечивая непрерывность и преемственность в творческом развитии детей и подростков, а с другой -гарантирует выбор содержания образования, соответствующего познавательным возможностям и интересам детей. Принцип построения программы концентрический, каждый год обучения углубляет, расширяет содержание, усложняет практические навыки и технологии. Учебно-тематический план каждого года обучения представлен темами, которые на протяжении всего периода обучения усложняются, а наши воспитанники от первого года обучения к четвертому становятся вовлеченными в продуктивную творческую деятельность, где выступают с одной стороны в качестве исполнителя на первых годах обучения, а с другой 4 год обучения выступают в роли художника, звукорежиссера, режиссера, автора спектакля в целом, что дает возможность обучающемуся ощутить на себе социальную роль художника . творца. Характеристика обучающихся. Возраст обучающихся по данной программе 7-12 лет, В данном возрастном диапазоне происходит формирование мотивационно-потребностной сферы; становление самооценки, развитие творческого потенциала и самосознания; Дети младшего школьного возраста находятся в большой эмоциональной зависимости от педагога. Так называемый эмоциональный голод - потребность в положительных эмоциях значимого взрослого - во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, зрелищность, сказочность кукольных представлений вызывают высокий эмоциональный отклик у детей. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе предусмотрено использование этой особенности при выполнении практических работ и различных игр. Огромное значение для развития личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Развивается чувство ответственности, сотрудничества, причастность общему делу. В программе учитывается это через осуществление коллективных проектов. В 11-12 лет происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности детей. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я». Специфическая для подростков реакция группирования со сверстниками, проявляется в повышенном интересе к общению с ними, ориентации на выработку групповых норм и ценностей. Коллективное творческое дело объединяет и воспитывает детей. Положительный эмоциональный фон влияет на результативность. Особое значение имеет обсуждение результатов и действий, позволяющее повысить творческий уровень коллектива в целом. Занятия в кружке помогают формировать профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, утверждается самостоятельность личности. Занятия помогают обучающимся в создании своего стиля в театральном творчестве, что у многих перерастёт в сознательный выбор профессии, т.е. в профессиональное самоопределение. В обучении используется технология творческих мастерских.
Схема работы кружка. 1. Организационный период (знакомство с особенностями кукольного театра, овладение навыками сценического мастерства, выбор материала для постановки спектаклей). 2. Основной период (распределение обязанностей при подготовке спектаклей, репетиции (индивидуальные и коллективные), закрепление навыков сценического мастерства). 3. Итоговый (проведение праздников с показом спектаклей кукольного театра, подведение итогов, закрепление навыков сценического мастерства). В основу образовательного процесса положена студийная форма обучения и технология мастерских. Студия - нетрадиционный способ занятий, инициирующий поисковый творческий характер деятельности обучающихся. Мастерская - нетрадиционный способ организации деятельности обучающихся в составе малых групп при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности обучающихся. Кроме сообщения и освоения информации, детям передаются способы работы. В мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться своим индивидуальным образовательным маршрутом, знания в мастерских не даются, а извлекаются в процессе практической деятельности. Занятия носят групповой характер. Учебная группа делиться на микрогруппы по возрасту и степени обученности. Работа в малых группах позволяет использовать уникальные способности каждого ребенка, дает ему возможность самореализоваться. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого обучающегося по предложенному заданию, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. Подводятся итоги обсуждения задания в каждой микрогруппе, делаются корректировки и выбор своего решения задания, так как внутри каждого задания ребенок абсолютно свободен. Показавшие высокий уровень достижений и результатов и одаренные дети обучаются по индивидуальному плану. Творческая мастерская совершенствует навыки художника-декоратора, художника-кукольника, художника по свету и звукорежиссера; В мастерских занимаются обучающиеся разных годов обучения и имеющие лучшие творческие результаты, и воспитанники, ориентирующиеся на профессию актера, а также - выпускники. Широко используется метод творческого проекта. Он дает ребенку творческий опыт дерзновения. Педагог-мастер для обучающегося является консультантом и советником, помогающим организовать работу, осмыслить его продвижение в освоении способов и составить программу действий. Все задания и действия педагога-мастера должны быть направлены на создание атмосферы творчества, в которой ребенок проявил бы себя как творец. Педагог-мастер незаметно, демократично руководит работой детей. В мастерской дети осваивают психологию творчества. Программа предполагает привлечение родителей к ряду занятий. Это репетиции, праздники, дни здоровья, итоговые занятия, премьеры спектаклей. Важную роль в жизни ребенка играет коллектив единомышленников, который складывается на основе общих склонностей, интересов и добровольного пребывания в нем. В реализации программы параллельно с обучением идет процесс воспитания. Основу воспитательной работы составляет культуровоспитывающая технология. Осваивая богатство мировой и художественной национальной культуры, возможно, воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать и ценить нравственные и материальные богатства общества и способствующую его духовному обогащению. Занятия носят групповой и индивидуальный характер. Формы организации занятий, как традиционные, так и не традиционные:
На занятиях построенных в игровой форме происходит активизация творческой деятельности детей, увлечение их искусством, развитие интереса к программе, оживление учебного процесса, формирование эмоционально-целостного отношения к миру и развитие эмоциональной сферы ребенка. На занятиях - путешествие изучается история кукольного театра России и других стран мира Занятие - экскурсия знакомит с творческой мастерской кукольного театра, тайнами ширмы, мастерской изготовления кукол, трудом художника-декоратора, осветителя, звукорежиссера. Занятие - обобщение выявляет знания и умение ребенка; - Учит формировать оценочные суждения, на таких занятиях ребята защищают свои проекты, моно спектакли, композиции этюдов. Творческие связи: ■ творческие встречи с профессионалами сцены. Ожидаемые результаты Результатом образовательной программы является:
- Предоставление возможностей для общественного признания, оценки, самореализации ребят. - Создание условий для самовыражения ребят и их дальнейшей профессиональной ориентации. Психолого-педагогическое сопровождение программы Психологической службой разработан тренинг личностного роста, -который способствует формированию и развитию личностных качеств: наблюдательности, внимательности, способности к аналитической деятельности, общительности, ответственности, общей чувствительности к окружающему миру, людям, самому себе, креативности, уверенности в себе, а также лидерских качеств. Разработаны к данной программе психолого-педагогические методики для диагностики детей: По средствам такого психолого-педагогического сопровождения программы диагностируется начальный уровень мотивации, способностей и интересов, обучающихся и уровень развития способностей мотивационной сферы, личностных особенностей по окончании образовательной программы. Результаты диагностических исследований констатируют непосредственное формирование и развитие особенностей личности, навыков необходимых артисту кукольнику. Театр искусство коллективное. В образовательном процессе
На протяжении всего периода обучения осуществляется подведение итогов реализации образовательной программы:
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН первого года обучения
Содержание программы I год обучения Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой, пожарной безопасности при работе с бумагой, куклами и ширмой, навыки работы на сцене Игра - импровизация «Чему я хочу научиться». |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытое мероприятие Конспект проведения кружка: «Расскажи сказку» кукольный театр. Тема: Русская народная сказка «Теремок» | Конспект занятия кружка «Кукольный театр» по теме "Интонация и персонаж кукольного спектакля" Тренинг с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ловцы показывают ору, по сигн уходят в свой домик. Выбегают обезъянки на то же место и выполняют это же упр передразнивают ловцов.... | Программа кружка «Кукольный театр» Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет... | ||
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является... А. И. Фоминцева «Программа по основам театрального искусства II-V классы», Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Играем в кукольный... | Образовательная программа объединения «Кукольный театр «Петрушка» Должность: педагог дополнительного образования мбоу дод «Вожегодский районный ддт» | ||
2. Пояснительная записка Перечень внеаудиторной самостоятельной работы Автор (ы): Сабитова Н. Р., Пм, мдк. 01. 04., наименование оу, первая квалификационная категория | Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф.... Примерные программы основного общего образования. Часть 2", М. Просвещение, 2009), Программы "Музыка. 5-7 классы ", авторы: Е. Д.... | ||
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель:... Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, примерной программы по биологии для основного общего образования и авторской программы авторов... | Городской образовательный портал Рубрика «Из опыта работы учителя... Материалы подготовили учитель музыки Новоселова В. А первая квалификационная категория и учитель русского языка и литературы Карпенко... | ||
Диплому учитель начальных классов, юрист Квалификация (категория, разряд, дата получения) – первая квалификационная категория, 2008 год | Рабочая программа учебного курса по немецкому языку для 2 класса... Муниципальное общеобразовательное учреждение «нижнеозернинская средняя общеобразовательная школа» | ||
Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория... Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | Пояснительная записка Актуальность Планирование составлено на основе : «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В гербовой,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Первая квалификационная категория, грамота роно, 2 место в районном конкурсе «Учитель года», 2007г | Рабочая программа по мхк. 5 класс Пояснительная записка Составитель(и): учитель истории Дехтевич Д. И (высшая квалификационная категория) |