Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка





Скачать 183.91 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка
Дата публикации28.06.2013
Размер183.91 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
МОУ «Новосолдатская средняя школа»

Рабочая программа
по биологии 6 класс
на 2011 – 2012 учебный год


учитель: Алпатова Н.В.

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса «Биология» для 6 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы по биологии для основного общего образования и авторской программы авторов И. Н. Пономарёвой, В. С. Кучменко (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.).

Изучение курса биологии в 6 классе в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об окружающем мире;

  • овладение умениями работать с простейшим лабораторным оборудованием, организовывать собственную информационную и практическую деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами;

  • воспитание ответственного отношения к природе;

  • выработка навыков применения знаний о растительном мире в повседневной жизни.

Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков

при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.

Учебное содержание курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» представлено в авторской программе в двух вариантах: для планирования изучения предмета 1 час в неделю (35 часов в год) и 2 часа в неделю (68 часов в год). Материал, предназначенный для изучения 1 час в неделю, в программе дан основным шрифтом, а дополняющий его материал для изучения 2 часа в неделю выделен светлым курсивом. Лабораторные работы и экскурсии, выполняемые по усмотрению учителя, выделены светлым курсивом.

На изучение биологии в 6 классе согласно учебному плану отведён 1 час в неделю, поэтому рабочую программу включены только темы и вопросы, обязательные для изучения в 6 классе при наличии 1 часа учебного времени в неделю.
.


Требования к уровню подготовки. В результате изучения курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

учащиеся должны знать:

  • что изучают биология и ботаника;

  • органы растения (корень и побег, части побега), их строение и функции;

  • разнообразие растений по продолжительности жизни и жизненным формам;

  • признаки живых организмов;

  • строение лупы и микроскопа, правила работы с микроскопом, последовательность приготовления микропрепарата;

  • строение клетки;

  • основные процессы жизнедеятельность клетки;

  • удобрения, их значение и основные виды;

  • основные процессы жизнедеятельности растения, их значение;

  • систематические категории;

  • строение, жизнедеятельность и значение водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных;

  • многообразие покрытосеменных:

    • признаки классов

    • признаки семейств

основные представители семейств;

  • многообразие и происхождение растений;

  • доказательства исторического развития растений;

  • этапы развития растительного мира;

  • влияние человека на растительный мир;

важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания;

  • строение и жизнедеятельность

    • бактерий

    • грибов

    • лишайников,

их многообразие и значение.
Учащиеся должны уметь:

  • распознавать органы цветкового растения,

узнавать споровые и семенные растения;

  • пользоваться лупой и микроскопом;

  • готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом,

распознавать на микропрепаратах и таблицах части клеток;

  • узнавать на рисунках части побега, почки;

  • называть и показывать части листа;

  • определять тип листорасположения и жилкование;

  • отличать простые и сложные листья;

  • узнавать на рисунках и схемах части стебля;

  • узнавать и называть основные части цветка;

  • узнавать на наглядном материале виды соцветий;

  • определять типы плодов;

  • распознавать на рисунках и схемах составные части семян;

  • различать основные виды удобрений;

  • применять знания на практике (полив, подкормка, рыхление);

  • наблюдать результаты опытов, доказывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды;

  • размножать комнатные растения черенками;

  • определять возраст дерева по спилу;

  • распознавать представителей разных отделов;

  • определять растения по определительным карточкам,

распознавать представителей разных семейств;

  • выделять общие признаки растений, свидетельствующие о единстве растительного мира;

  • применять знания по биологии для выращивания культурных растений;

  • распознавать бактерии разных форм на рисунках;

  • распознавать пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы, ядовитые и съедобные на муляжах и рисунках;

сравнивать плесневые грибы, узнавать грибы-паразиты на рисунках. Используемый УМК:
1. Учебник: Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. Проф. И. Н. Пономарёвой. - 3-е изд., перераб. - М. Вентана-Граф, 2008, - 240 с.: ил.

2. Рабочая тетрадь по биологии. 6 класс.-Бодрова Н.Ф.- Воронеж: ВГПУ, 2011г.

3. Методическое пособие для учителя: Бодрова Н.Ф.- Воронеж; 2005 г.

4. Электронный учебник «Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

Учебная нагрузка.

Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час, лабораторных работ – 20, экскурсий – 3, контрольных работ-4.

Тематический план курса.


№ п.п

Название темы, раздела

Кол-во часов

1.

Введение. Общее знакомство с растениями.

3

2.

Клеточное строение растений.

2

3.

Органы цветковых растений.

9

4.

Основные процессы жизнедеятельности растений.

7

5.

Основные отделы царства растений.

5

6.

Эволюция растительного мира.

2

7.

Царство Бактерии.

2

8.

Царство Грибы. Лишайники.

2

9.

Природные сообщества.

3

10.

Итого:

35



Поурочное планирование по биологии 6 класс

№ п.п

Тема урока

Примечание

(параграф)

Дата

1

Ботаника – наука о растениях.

Введение




2

Мир цветковых растений.

3 - 4




3

Органы цветкового растения. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания.


2




4

Увеличительные приборы и приемы работы с ними.


6




5

Химический состав растений. Строение растительной клетки.


7




6

Жизнедеятельность клетки. Растительные ткани.

8 - 9




Органы цветковых растений.

7

Строение и функции семени.

10, 12.




8

Корень: внешнее и внутреннее строение. Функции корня.


13 - 15




9

Побег и почка.

16 - 17




10

Лист: внешнее строение и функции. Клеточное строение листа.


18 - 19




11

Строение и значение стебля. Видоизмененные побеги.

20 - 21




12

Цветок – его строение и значение. Соцветия.

22




13

Цветение и опыление растений.

23




14

Плоды. Распространение плодов и семян.

24




Основные процессы жизнедеятельности растений.

15

Минеральное питание растений.

26




16

Воздушное питание растений. Дыхание.

27 - 29




17

Передвижение веществ по растению. Значение воды в жизнедеятельности растений.


30




18

Размножение и оплодотворение у растений.

31 - 32




19

Рост и развитие растений.

34 - 35




Основные отделы царства растений.

20

Понятие о систематике растений.

36




21

Отдел Покрытосеменные . Деление на классы и семейства.


42 - 44




22

Водоросли: их строение и значение.

37 - 38




23

Отдел Моховидные.

39




24

Отдел Папоротникообразные.

40




25

Отдел Голосеменные.

41




Эволюция на Земле.

26

Многообразие и эволюция растительного мира.

45 - 46




27

Культурные растения: их многообразие и происхождение.

47 - 48




28

Бактерии – царство живых организмов.

.Особенности их строения .


49 - 51




29.

Роль бактерий в природе и жизни человека.







30.

Царство Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы.


52




31.

Многообразие и значение грибов.

53




32.

Лишайники.

54




Природные сообщества.

33.

Понятие о природном сообществе.

55




34.

Приспособленность растений к совместной жизни в фитоценозе.


56




35.

Смена природных сообществ.

57







Итого: 35 часов








Статус программы по краеведению.

Представленная программа по краеведению разработана кандидатом биологических наук, доцентом ВОИПКРО Л.В. Дорогань. Она дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор теоретических и практических занятий. Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно - методическая: позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета.

Организационно -планирующая функция: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала , определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ. Она определяет инвариантную (обязательную) часть курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания. При этом педагоги школ могут использовать свой подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого информационного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Структура программы.

Примерная программа включает следующие разделы: предисловие, пояснительную записку, распределение учебных часов по разделам и темам курса с кратким содержанием, ожидаемые результаты обучения и список использованной литературы.

Общая характеристика учебного предмета:

Краеведение - всесторонне изучение какой – либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое, и культурное развитие села (деревни), поселка, района, области; природные, климатические условия и т.д.

Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в курсе используются данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии, литературы и др.

Краеведение, как предмет - одно из важнейших средств связи обучения с жизнью, воспитания у учащихся патриотизма, любви к родному краю, гордости за его прошлое.

Программа курса рассчитана на учащихся 6 –х классов общеобразовательной школы и направлена на изучение самых близких школьникам объектов – родное село (деревня), поселок, семья и природа, окружающая школьников.

В связи с этим, примерная программа предусматривает выделение четырех разделов: «Родословная», «История населенного пункта», «Наш край в годы войны», Природа родного края». Она построена с учетом того, что каждый педагог выделит темы, нуждающиеся в более подробном или, напротив, сжатом изложении, а также привнесет в программу то, что характерно для каждой конкретной местности, школы, социума. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, географии и другими учебными дисциплинами, что может служить основанием для проведения интегрированных уроков.

Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем учебного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской деятелньости(изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий, походов и т.д.

Цели программы.

Изучение краеведения в 6 классе общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;

2. Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.

3. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования исторического сознания.

Задачи:

1. Изучить историю своего села (деревни), поселка;

2. Углубление и систематизация знаний о своей семье;

3. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций;

4. Привлечь учащихся к познавательной, поисково -исследовательской деятельности;

5. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;

6. Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти

Место предмета «Экологическое краеведение» в Базисном учебном плане.

Районный компонент базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для изучения учебного предмета «Краеведение» в VI классе на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.
Поурочное планирование по экологическому краеведению

6 класс.

№п.п

Тема урока

№ страницы


Дата

1

Введение. Что изучает экологическое краеведение.


3 - 5




2

С чего начинается Родина?

6 - 8




3

История образования нашего села.







4

Природа – уроки истории.

8 - 9




5

По следам минувших столетий.

10-13




6

Почему наш край – край лесов и степей?

13 - 15




7

С голубого ручейка….

16 -17




8

Река, река.

17 - 19




9

Гляжу в озера синие.

20 -22




10

Болота – хранители древних летописей природы.


22 - 24




11

Водоемы, созданные человеком.

24 - 26




12

Земля под ногами.

27 - 28




13

Воронежские дивы.

29 - 30




14

Путешествие в глубь веков.

30 - 32




15

Природа Подонья.

32 - 35




16

Чему учит лес?

39 - 40




17

Леса: прошлое и настоящее.

41 - 43




18

Лесные урочища нашего села.







19

Животные нашего края.

43 - 47




20

Заповедники нашего края.

48 - 50




21

Памятники природы.

50 - 53




22

Крутцы и гора Муравлянка.







23

Цветущий оазис каменной степи.

53 - 56




24

Природа в руках мастера.

56 - 59




25

О чем могут рассказать игрушки?

59 - 60




26

О чем рассказывает народный костюм?

61 - 64




27

Сказочный край.

65 - 67




28

Воронежская область.

68 - 69




29

Город Воронеж.

69 - 72




30

О людях, оставивших свой след на Воронежской земле.


72 - 75




31

Наши земляки.







32

Урок – викторина на знание родного края.







33

Экскурсия по родному краю.







34

Знай и люби свой край.







35

Резервный урок







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 7 класс Учитель: Михайлова Е. В. 2012...
В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов...
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии в 6 классе Учитель: Полубоярова Ю....
Муниципальное образовательное учреждение –основная общеобразовательная школа с. Ивановка
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconРабочая программа по предмету «алгебра» Класс 9 2011 2012 учебный...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconРабочая программа по Биологии для 6 а, класса на 2012-13 учебный...
Председатель мо /Кулигина И. А./ Директор школы /Косач Г. А
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии для 10 «а», «б» класса на 2012-2013...
Утверждена приказом №92 от 01. 09. 2011 года Рассмотрена и рекомендована к утверждению
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconРабочая программа по истории для 5 класса на 2011-2012 учебный год...
А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование на 2011 / 2012 учебный год по...
Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Е. И. Жильцова, Л. Ф. Иванова, А. Т. Кинкулькин, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев. Введение в...
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconРабочая программа среднего общего образования. Биология. 10 класс....
Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение...
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconРабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:...
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,...
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconСагировой Ландыш Мазиповны по географии для 7 класса 2011 2012 учебный...
Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов...
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconБалагтдиновой Алсу Ниязовны (первая квалификационная категория) по...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconМузафарова Эльмира Фирдаусовн а Физика 9 класс 2011/2012 учебный год пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Муралинская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconАндреевой Людмилы Николаевны учительницы химии-биологии по химии...
Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В. Пояснительная записка iconРабочая программа по предмету литература в 8 классе 2012 -2013 учебный...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск