ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КРАЕВЕД - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Пояснительная записка Направленность программы художественно-патриотическая и информационно-образовательная. Программа представляет из себя интегрированный курс «Краеведение + Информационные технологии». В этом и состоит новизна и актуальность программы. Краеведческийкомпонент программы дает детям первоначальные сведения по истории края с древнейших времен до настоящего времени посредством мультимедийных программ и информации полученной с помощью информационных ресурсов системы Интернет. Практический компонент программы дает детям элементарные практические навыки работы на компьютере, формирует положительное эмоциональное отношение к компьютеру, как инструменту практической деятельности человека. Учебная дисциплина предназначена для формирования начальных базовых знаний и умений, необходимых при работе с персональным компьютером. Исследовательский компонент состоит в создании учебного проекта, который является результатом собственного исследования родного края. Результаты исследования оформляются в виде реферата на компьютере в программе MS Word, данный реферат становится статьёй в сборнике рассказов о Саратовском крае. Видология дополнительной образовательной программы: По уровню реализации - начальное образование По гендерному подходу - смешанные группы По форме реализации - групповая Цель программы: Формирование и развитие творческих и исследовательских способностей младших школьников, через создание учебного проекта с использованием информационных технологий, приобщение учащихся к техническому творчеству, развитие интереса к истории родного края и воспитание патриотизма учащихся. Задачи программы Обучающие задачи: v Сформировать навыки пользования персональным компьютером; v Сформировать умение самостоятельно работать с информацией, найденной в поисковой системе Internet и в литературе историко-краеведческой направленности; v Обучить методике проведения исследования v Сформировать умение самостоятельно оформлять результаты исследования в форме реферата с помощью программы MS Word v Познакомить учеников начальной школы с первоначальными сведениями по истории Саратовской области. Развивающие задачи: v Развивать познавательную, творческую и общественную активность; v Развить умение работы с информацией, с персональным компьютером; v Расширить кругозор учащихся в области информационных технологий и краеведения; v Развить логическое мышление путём включения в научно-исследовательскую деятельность; v Приучить самостоятельно планировать и анализировать предстоящую работу, организовывать и контролировать свою деятельность Воспитательные задачи: v Воспитывать патриотизм и уважение к историческому наследию; v Сформировать нравственные, эстетические качества, этические нормы; v Воспитать активную личность, способную к созиданию; v Воспитать волевые качества, развивать произвольность психических функций; v Содействовать самореализации личности школьника путём создания способствующей социальной ситуации развития в соответствии с возрастными особенностями; v Формировать качества личности востребованные в XXI веке: диалогичность мышления, умение вести интеллектуальный диалог, самостоятельность в процессе добывания знаний, творческая активность личности. Отличительные особенности программы: Программа позволяет одновременно решать несколько актуальных задач. Навыки работы с персональным компьютером, практические знания по созданию учебного проекта, знания о родном крае приобретаются параллельно в процессе работы над исследовательским проектом. Программу легко адаптировать к любому возрасту. Главная её особенность состоит в том, что данная программа формирует качества личности, востребованные в XXI веке: поисковая интеллектуальная активность, творческая направленность личности, диалогичность и рефлективность мышления, компьютерная грамотность. Формы и режим занятий: Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 34 часа учебного времени. Занятия проводятся в одновозрастных группах в режиме - 1 занятие в неделю. Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая. Формы занятий: v Практикум (компьютер, интерактивная доска); v Конференция (городская краеведческая с демонстрацией учебных проектов); v Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ); v Игры с использованием компьютерной техники; v Викторина; v Индивидуальная самостоятельная работа; v Консультация Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Ожидаемые результаты
| Способы их проверки
| Учащиеся знают:
|
| Правила поведения в компьютерном классе и правила работы за персональным компьютером
| Тест-опросник «Правила работы за компьютером» (авторы С.Н. Тур, Т.П. Бокучава)
| Архитектуру компьютера
| Рисуночный тест «Из чего состоит компьютер». Набор ребусов и загадок об устройстве компьютера
| Название основных клавиш и их назначение
| Практическая работа
| Что содержит титульный лист, как он оформляется
| Практическая работа
| Что такое доклад, как он оформляется
| Практическая работа
| Что такое исследование, план проведения исследования по выбранной теме
| Заполнение пунктов плана по мере их выполнения
| Что такое краеведение, что оно изучает
| Игровые задания, командная игра
| Историю нашего края с древнейших времён до наших дней
| Игровые задания, командная игра
| Как оформляют, представляют и защищают свою исследовательскую работу
| Защита итоговых работ на заключительных занятиях
| Учащиеся умеют:
|
| Самостоятельно открывать программу MS Word;
| Практическая работа
| Создать, открыть, назвать, свернуть, закрыть папку и файл;
| Практическая работа
| Самостоятельно оформить титульный лист доклада по теме исследования:
Поставить на лист рамку. Изменить её;
Поставить заголовок WordArt,
Изменить текст, стиль;
Подписать, кто выполнил, расположить текст посредине
| Практическая работа
| Открыть Интернет. Найти картинки по заданной теме, скопировать и поставить в свою работу
| Практическая работа
| Набирать текст
| Практическая работа
| Ставят заглавную букву, век римскими цифрами; переключают язык с русского на английский и наоборот; ставят точку, запятую, точку с запятой, кавычки и другие знаки препинания.
| Практическая работа
| Устанавливают параметры страницы (поля)
| Практическая работа
| Форматируют текст: § устанавливают нужный размер шрифта; § расположение текста на странице; § абзацный отступ
| Практическая работа
| Умеют работать с компьютером синхронно с объяснениями учителя
| Ежедневно, в процессе работы
| Формами подведения итогов реализации программы являются: 1. Защита выпускных работ, организованная в форме конкурса между учениками класса; 2. Викторина «Знаешь ли ты компьютер», «Знаешь ли ты свой край»;
Содержание программы 1. Вводное занятие. · Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики. · Архитектура компьютера. 2. Демонстрация возможностей компьютера. · Что умеет делать компьютер · Как компьютер облегчает жизнь человека · Устройства ввода и вывода информации 3. Что изучает краеведение? Как работать с мультимедийной программой? · Что изучает краеведение: географическое положение, топонимика, история края, исторические имена, природа, население, промыслы, экономика, крупнейшие предприятия и стройки, населённые пункты, геральдика края. · Что такое виртуальная экскурсия. · Что такое мультимедийная программа · Запуск и остановка программ. Навигация 4. Работа в Windows. · Рабочий стол. Главное меню. Панель задач. · Объекты операционной системы MS Windows. Выделение объекта. · Папки и файлы. Название. Открыть, закрыть, свернуть, вызвать контекстное меню, переименовать. Создать файл со своим именем. 5. Геральдика нашего края. · Герб и флаг Саратова, Саратовской области. · Работа с папками и файлами. Папка «Уроки». Файл «Геральдика». · Запуск программ. Текстовый редактор MS Word. 6. Виртуальный музей «Старый Саратов». · Древний человек на территории края. Древнейшее прошлое Поволжья. · Запуск и завершение работы с программой. · Навигация. Работа с управляющими клавишами. 7. Губернский город. · История основания Саратова. · Знакомство с программой MS Word. · Строка наименования, панель инструментов, панель задач и т.д. 8. Занятия саратовцев. · Находки археологических раскопок. · Жители древней Волги · Текстовый редактор MS Word. · Ввод текста. Минисочинение в программе MS Word. · Заглавная буква, точка, запятая. · Сохранение документа 9. Саратовские храмы. · Виртуальная экскурсия по Саратову · Достопримечательности, Саратовские храмы. · Церковь Святого Георгия. Папка «Уроки». Файл «Церковь Святого Георгия» · Текстовый редактор MS Word. Заглавная буква, точка, запятая · Ввод текста. Минисочинение в программе MS Word «Что я узнал о церкви Святого Георгия». 10. Из истории возникновения Саратова. · Саратов. Возникновение. История. Папка «Уроки». Файл «Саратов» · Текстовый редактор MS Word. · Комбинации клавиш: переключение языка, век римскими цифрами · Практическое задание по карточкам в программе MS Word. 11. Саратовские просторы · Рамка на странице · Диалоговые окна 12. Проверочная работа. · Практическая работа по карточкам в программе MS Word (Приложение. Задание 2) 13. План моего исследования. · Составляем план исследования. · Выбираем тему для своего исследования. 14. Работа по теме исследования. Оформление титульного листа. · Оформление титульного листа. · Панель рисования в программе MS Word. · Заголовок. Объект WordArt. Выбор стиля. Форматирование объекта WordArt. · Рамка, автор работы. · Расположить текст по центру листа 15. Работа по теме исследования. Оформление титульного листа · Оформление титульного листа. · Панель рисования. Объект WordArt. Форматирование объекта · Панель инструментов «Форматирование» 16. Оформление титульного листа. Работа с рисунками. · Знакомство с сетью Интернет, поисковой системой «Google». Поиск рисунков по заданной теме. · Работа с рисунками. Копирование, перемещение, вставка, контекстное меню рисунка, изменение положения, размеров. 17. Работа над исследовательским проектом. · Выделение существенного, проработка найденной литературы · Исправление ошибок при вставке рисунков. Рисунки из коллекции MS Оffice. · Набор текста. 18. Работа над исследовательским проектом. · Программа MS Word. · Параметры страницы. Ориентация. Поля. · Редактирование документа. Исправление ошибок. · Форматирование документа. Размер шрифта 19. Работа над исследовательским проектом. · Ввод текста. · Вставка рисунков в текст · Предварительный просмотр документа 20. Работа над исследовательским проектом. · Ввод текста. · Нумерация страниц · Редактирование и форматирование документа 21. Работа над исследовательским проектом. · Ввод текста · Исправление ошибок 22. Работа над исследовательским проектом. · Ввод текста · Форматирование абзаца 23. Работа над исследовательским проектом. · Ввод текста · Подготовка проекта к защите 24. Работа над исследовательским проектом. · Ввод текста · Подготовка проекта к защите 25. Защита исследовательских проектов. · Защита исследовательских проектов по темам «Этнография Саратовских земель». · Выступление ребят, обсуждение тем.
26. Защита исследовательских проектов. · Защита исследовательских проектов по темам «Деревни нашего края» · Выступление ребят, обсуждение тем. · Работа в Интернет. Поиск информации по теме урока 27. Защита исследовательских проектов. · Защита исследовательских проектов по темам «Легенды нашего края». · Выступление ребят, обсуждение тем. 28-32. Защита исследовательских проектов. · Защита исследовательских проектов по темам «Великие стройки на берегах Волги». «Саратовская ГЭС», «Улицы города», «Современный облик города». · Выступление ребят, обсуждение тем. · Работа в Интернет. Поиск информации по теме урока 33. Защита исследовательских проектов. · Защита исследовательских проектов по темам «Наш край в годы Великой Отечественной войны». · Выступление ребят, обсуждение тем.
34. Викторина «Знаешь ли ты свой город?» «Знаешь ли ты Компьютер?» · Игра – викторина на знание края, рассматривается как тест по краеведению. · Игра – викторина на знание компьютера · Работа с интерактивной доской Учебно-тематический план Учебно-тематический план не разделяется на часы практики и теории, поскольку в процессе каждого занятия объяснения учителя сопровождаются синхронной практической работой учащихся. В течение учебного года учащиеся ведут тетради, в которых записывают алгоритм работы, сочетание клавиш, пояснение к панелям инструментов, меню, записывают важнейшие сведения по истории родного края, план работы над своим исследованием, делают зарисовки, выполняют домашние задания.
№
| Раздел
| Изучаемые программы
| Количество часов
| 1
| Знакомимся с компьютером. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики
| Презентация tp.ppt
| 2
| 2
| Введение в предмет «Краеведение»
| Презентация «Родной край
| 2
| 3
| Геральдика нашего края. Знакомство с Windows. Рабочий стол. Работа с окнами.
| Папка «Уроки». Файл «Геральдика»
| 1
| 4
| История нашего края. Пишем на компьютере. Знакомство и изучение программы MS Word
| Программы MS Word, мультимедийная программа
| 6
| 5
| Проверочная работа.
| Практическая работа по карточкам, MS Word.
| 1 час
| 6
| Знакомство с исследовательской деятельностью
| Программа MS Word
| 1 час
| 7
| Работа над учебным проектом. Пишем на компьютере. Знакомство и изучение программы MS Word. Работаем с информацией. Интернет
| Программа MS Word
| 11 час
| 8
| Защита исследовательских проектов. Этнография Приволжских земель, деревни нашего края, крепости, известные личности.
| Мультимедийная программа
| 4 час
| 9
| Защита исследовательских проектов. ХХ век на Волге.
| Презентация «Наша земля»,
| 3 час
| 10
| Викторина «Знаешь ли ты свой город?» Викторина «Знаешь ли ты Компьютер»
| Презентация «Знатоки – краеведы», MS Word. Презентация «Знатоки –компьютера», MS Word.
| 2 час
| 11
| Ежегодная краеведческая конференция «Наша Волховская земля»
|
| 3 часа
|
| Всего
|
| 36 часов
| Поурочное планирование
№
| Тема урока
| Содержание урока
| Используемые программы
| Умения
| Часы
| 1
| Вводное занятие
| Техника безопасности и правила поведения в кабинете.
| Презентация tp.ppt
| Ученики знают правила поведения в компьютерном классе,
| 1 час
| Архитектура компьютера
| Зарисовка основных частей компьютера в тетради
|
| Ученики знакомы с устройством компьютера
| 2
| Демонстрация возможностей компьютера
| Выполнение практических упражнений на компьютере
| Фантазия 1-1
| Ученики знают возможности компьютера.
| 1 час
|
| Изучение клавиатуры
| Фантазия 1-1 Быстрые ручки
| Ученики знают название основных клавиш и их назначение
| 3
| Что изучает краеведение? Виртуальная экскурсия по Саратову
| Рассказ учителя, просмотр презентации, работа с программой
| Презентация о родном крае Мультимедийная программа
| Учащиеся умеют открывать программу, ориентируются в навигации. Знают, что изучает краеведение.
| 1 час
| 4
| Работа в Windows. Виртуальная Экскурсия по Саратову
| Работа с папками и файлами. Создать, дать название, открыть, закрыть, свернуть, вызвать контекстное меню.
| Работа в Windows. Мультимедийная программа
| Учащиеся создали файл, назвали своей фамилией, умеют его открывать, закрывать и сворачивать. Хорошо понимают, что изучает краеведение
| 1 час
| 5
| Геральдика нашего края. Герб и флаг
| Рассказ учителя. Работа с папками и файлами
| Папка «Уроки». Файл «Геральдика»
| Дети знают, что изучает геральдика, как выглядит герб и флаг нашего края. Знают значение каждого элемента на флаге и гербе. Ученики открыли свой файл, свернули, развернули, закрыли.
| 1 час
| 6
| Виртуальный музей «Саратов». Древний человек на территории края. Древнейшее прошлое Приволжья.
| Запуск и завершение работы с программой. Работа с управляющими клавишами.
| Мультимедийная программа
| Умеют открыть и запустить программу, закрыть, передвигаться используя навигацию. Знают о древнейшем прошлом нашего края
| 1 час
| 7
| Из истории основания Саратова.
| Рассказ учителя, самостоятельная работа с обучающей программой
| Мультимедийная программа.
| Ученики знают историю основания Саратова
| 1 час
| Знакомство с программой MS Word
| Практическая работа
| Текстовый редактор Word
| Умеют открыть, закрыть программу, знают названия: строка наименования, панель инструментов, панель задач и т.д.
| 8
| Занятия народов Поволжья. Находки археологических раскопок
| Рассказ учителя, самостоятельная работа с обучающей программой
| Мультимедийная программа
| Ученики знают, чем занимались жители древней Волги
| 1 час
| Текстовый редактор Word. Заглавная буква, точка, запятая
| Минисочинение в программе MS Word «Что я узнал о Саратове»
| Программа MS Word
| Могут самостоятельно набрать текст на компьютере в программе MS Word
| 9
| Саратовские храмы. Виртуальная экскурсия по Саратову
| Рассказ учителя с просмотром изображений храмов Краткая история каждого из них.
| Мультимедийная программа
| Ученики знают какие храмы расположены в Саратове, легко работают с обучающей программой
| 1 час
| Церковь Святого Георгия
| Рассказ учителя об истории церкви
| Папка «Уроки». Файл «Церковь Святого Георгия»
| Знают историю церкви Святого Георгия
| Текстовый редактор Word. Заглавная буква, точка, запятая
| Минисочинение в программе MS Word «Что я узнал о церкви Святого Георгия»
| Программа MS Word
| Легко ориентируются в программе MS Word
| 10
| Из истории возникновения Саратова
| Рассказ учителя, работа с файлом
| Папка «Уроки». Файл «История Саратова»
| Знают историю Саратова
| 1 час
| Текстовый редактор Word. Комбинации клавиш: переключить язык, век римскими цифрами
| Практическое задание по карточкам. В своём файле набрать несколько предложений о Саратове в программе MS Word, содержащих все изученные комбинации клавиш.
| MS Word
| Умеют переключать язык, писать римские цифры
| 11
| Саратовские просторы
| Рассказ учителя
|
| Знают историю
| 1 час
| Рамка на странице
| В своём файле ставим рамку на странице. Алгоритм записать в тетрадь
| Текстовый редактор MS Word
| Умеют ставить рамку на странице в программе MS Word
| 12
| Проверочная работа.
| Практическая работа по карточкам
| MS Word.
| Умеют самостоятельно выполнять задания на компьютере
| 1 час
| 13
| План моего исследования.
| Составляем план исследования, в дальнейшем по мере продвижения в работе отмечаем выполненные пункты плана. Вклеить в тетрадь. Ученики получают темы будущего исследования и задание найти материал по этой теме. Вклеить в тетрадь
| Программа MS Word
| Ученики знают, что такое исследование, приступают к сбору материала по теме своего исследования
| 1 час
| 14
| Начинаем работу по теме исследования. Оформление титульного листа
| Создать файл для работы, оформление титульного листа: ставим рамку, создаём заголовок – с помощью объекта WordArt. Редактируем его (изменить содержание, положение, стиль).
| Программа MS Word
| Учащиеся знают как оформляется титульный лист. Знают «панель рисования», могут воспользоваться инструментом «объект WordArt».
| 1 час
| 15.
| Оформление титульного листа
| Повторение понятий «панель рисования», «объект WordArt», автор работы (надпись посредине)
| Программа MS Word
| Знают «панель рисования», могут воспользоваться инструментом «объект WordArt», могут подписать свою работу, могут расположить текст посредине, используя панель инструментов «Форматирование»
| 1 час
| 16
| Оформление титульного листа. Работа с рисунками.
| Знакомство с сетью Интернет, поисковой системой «Google». Изучение алгоритма поиска картинок по заданной теме. Скопировать рисунок, вставка рисунка на титульный лист.
| Интернет, поисковая система «Google», программа MS Word
| Ученики могут открыть Интернет, знают как найти картинку по заданной теме, скопировать её и вставить в свою работу, выполняемую в программе MS Word
| 1 час
| 17
| Работа над исследовательским проектом. Повторение темы «работа с рисунками»
| Исправление ошибок при вставке рисунков. Набор текста.
| Интернет, поисковая система «Google», программа MS Word
| Ученики умеют работать с рисунками, свободно набирают текст
| 1 час
| 18
| Работа над исследовательским проектом. Форматирование рисунков: размер, положение, рамка
| Работа по набору текста, форматирование рисунков
| Программа MS Word
| Умеют форматировать рисунки, копировать, вставлять
| 1 час
| 19
| Работа над исследовательским проектом. Набор текста
| Работа по набору текста
| Программа MS Word
| Умеют бегло набирать текст, выбирая из исходного материала главное и самое интересное
| 1 час
| 20
| Работа над исследовательским проектом. Набор текста
| Работа по набору текста
| Программа MS Word
| Умеют бегло набирать текст, выбирая из исходного материала главное и самое интересное
| 1 час
| 21
| Работа над исследовательским проектом. Набор текста. Исправление ошибок
| Работа по набору текста. Исправление ошибок в незнакомых словах
| Программа MS Word
| Умеют исправлять ошибки в незнакомых словах, используя возможности компьютера
| 1 час
| 22
| Работа над исследовательским проектом. Набор текста. Форматирование абзаца
| Работа по набору текста. Выполняем форматирование абзаца, выставляем , абзацный отступ и красную строку
| Программа MS Word
| Умеют выполнять действия по форматированию абзаца
| 1 час
| 23
| Работа над исследовательским проектом. Набор текста.
| Подготовка проекта к защите
| Программа MS Word
| Знают что такое защита исследовательского проекта
| 1 час
| 24
| Работа над исследовательским проектом. Набор текста. Исправление ошибок, оформление
| Подготовка проекта к защите
| Программа MS Word
| Знают как защищать исследовательский проект
| 1 час
| 25
| Защита исследовательских проектов. Слушаются темы: «Этнография Приволжских земель».
| Выступление ребят, обсуждение тем, закрепление рассмотренных вопросов с помощью мультимедийной программы
| Мультимедийная программа
| Знают народности населявшие Волгу в древности
| 1 час
| 26
| Защита исследовательских проектов. Слушаются темы «Деревни нашего края».
| Выступление ребят, обсуждение тем, поиск информации в системе Интернет
| Система Интернет
| Ориентируются в населённых пунктах Саратовской области, знают их историю, расположение, достоинства
| 1 час
| 27
| Защита исследовательских проектов. Слушаются темы «Легенды нашего края».
| Выступление ребят, обсуждение тем, закрепление рассмотренных вопросов
| Мультимедийная программа
| Знают легенды нашего края, их историю, место нахождения
| 1 час
| 28
| Защита исследовательских проектов.
| Выступление ребят, обсуждение тем, работа с папками и файлами.
| Папка «Уроки».
| Знают какие известные люди побывали в наших краях.
| 1 час
| 29
| Защита исследовательских проектов. Слушаются темы: «ХХ век в Саратове»
| Выступление ребят, обсуждение тем, виртуальная экскурсия по городу
| Презентация «Наша земля»
| Знают историю основания города
| 1 час
| 30
| Защита исследовательских проектов. Слушаются темы «Великие стройки на берегах Волги», «Улицы города», «Современный облик города».
| Выступление ребят, обсуждение тем, закрепление материала с помощью поиска информации с системе Интернет
| Система Интернет
| Знают историю всех градообразующих предприятий города
| 1 час
| 31 -33
| Защита исследовательских проектов. Слушаются темы «Наш край в годы Великой Отечественной войны»
| Выступление ребят, обсуждение тем, закрепление материала с помощью материала мультимедийной программы
| Мультимедийная программа
| Знают о значении Саратова в годы Великой Отечественной войны
| 1 час
| 34
| Викторина «Знаешь ли ты свой город?» Викторина «Знаешь ли ты Компьютер»
| Игра – викторина на знание края, рассматривается как тест по краеведению. Игра – викторина на знание компьютера
| Презентация «Знатоки – краеведы», MS Word. Презентация «Знатоки –компьютера», MS Word.
| Закреплены все знания, полученные в течение учебного года
| 2 час
|
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
| 34 часа
| СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Дуванов А.А. Азы информатики. Знакомимся с компьютером. Книга для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 128 с. 2. Дуванов А.А. Азы информатики. Пишем на компьютере. Книга для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 208 с. 3. Лебедева И.А., Мусинова Е.В., Пальчикова И.Н. Создание электронных учебных материалов средствами MicrosoftWord: Учебное пособие. – СПб., 2005. – 64 с. 4. Лебедева И.А., Мусинова Е.В., Пальчикова И.Н. Основы пользования персональным компьютером: Учебное пособие. – 3-е изд. – СПб.: Изд-во «Интерлайн», 2004. – 124 с. 5. Основы работы с Internet: Учеб.-метод. Пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2002. -24 с. 6. Матюшкин-Герке О.А. Основы Архитектуры компьютера: Учеб. Пособие. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2004.– 52 с. 7. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителя 1-4 классов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 544 с. |