Пояснительная записка Направленность элективной программы





Скачать 331.99 Kb.
НазваниеПояснительная записка Направленность элективной программы
страница1/3
Дата публикации16.09.2014
Размер331.99 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3
элективный курс химия 11 класс.jpg

Пояснительная записка

Направленность элективной программы. Согласно требованиям Федерального стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной области "Естественнонаучные предметы", направлено на обеспечение формирования целостной научной картины мира и воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Предмет предполагает овладение учащимися межпредметным анализом различных сфер жизни человека. Данная дополнительная образовательная программа, используя деятельностный подход в обучении, способствует более глубокому изучению курса химии и позволяет учащимся овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать и моделировать химические процессы; сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; оценивать полученные результаты, понимая постоянный процесс эволюции научного знания, что в конечном итоге способствует самообразованию и саморазвитию учащихся.

Умение определять химические компоненты в окружающем мире является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях. Процесс определения включает сочетание теоретического материала, предусмотренного программой, с умениями логически связывать воедино отдельные химические явления и факты, что стимулирует более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний курса химии. Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на «зону ближайшего развития» ученика, развивая его личностные, метапредметные и предметные результаты, способствуя профессиональному самоопределению.

Новизна программы заключается в возможности изучения учащимися новых тем, не рассматриваемых программой предмета, а именно позволяет строить обучение учащихся 8-11 классов с учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни, к тому, с чем учащиеся сталкиваются каждый день в быту.

Актуальность данной элективной программы обусловлена тем, что в учебном плане предмету «Химия» отведено всего 1-2 часа в неделю (8-11 классы), что дает возможность сформировать у учащихся лишь базовые знания по предмету. В тоже время возраст 8-11 классов является важным для профессионального самоопределения школьников. Возможно, что проснувшийся интерес к химии может перерасти в будущую профессию. С другой стороны, представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствами общественного потребления, решение данных проблем раскрывается в данной дополнительной образовательной программе.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является более глубокий анализ программных тем по предмету «Химия» и их расширение, связанное с практической стороной жизни человека («Химия и питание», «Химия и окружающая среда», «Химия и медицина», «Химия и косметика», «Живопись глазами химика» и др.). Другой особенностью курса является его краеведческая составляющая, а именно организация многочисленных экскурсий для учащихся на различные промышленные предприятия и лаборатории, для получения наглядного представления о химической стороне работы предприятий.

Цель элективной программы:

Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия.

Основные задачи курса:

  1. Образовательные:

    • освоить новые темы, не рассматриваемые программой, имеющие прикладное назначение;

    • использовать теоретические знания по химии на практике;

    • изучить экологические аспекты в свете химических процессов.

  2. Воспитывающие:

  • формировать личностные умения (целенаправленность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность, волевые качества и т.д.);

  • воспитывать экологическую культуру.

3. Развивающие:

  • формировать метапредметные навыки работы с учебной литературой, сетью Интернет;

  • формировать ИКТ-компетентости;

  • развивать логическое мышление, внимание, творческие способности посредством выработки рациональных приемов обучения.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения, всего 69 часов: в первый год обучения – 35 часов, 34 часа – второй год обучения (по 1часу в неделю).

Предлагаемый курс адресован учащимся 10-11 классов для формирования научных представлений о химии в повседневной жизни; развития профессиональных склонностей к предмету химия.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- итоговый контроль через составление учащимися творческих отчетов, эссе и пр.;

-выполнение учащимися исследовательских и поисковых работ;

- участие в научно-практических конференциях и творческих конкурсах по химии;

Ожидаемые результаты - пройдя данный курс, учащиеся получат расширенные знания по предмету химия; смогут результативно выступать на творческих химических конкурсах; повысят экологическую культуру; получат полное представление об окружающем мире с позиций химических явлений.

Дополнительная образовательная программа направлена на достижение обучающимися различных результатов:

-Личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность, бережное отношение к окружающей среде;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; знание и стремление к соблюдению экологической безопасности на производстве;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить исследования, наблюдения, составлять отчеты наблюдений.

-Метапредметных результатов:

1) использование умений и навыков по предмету в других видах познавательной деятельности;

2) применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
3) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

4) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
5) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

6)использование различных источников для получения химической информации.
-Предметных результатов:

1) В познавательной сфере:

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
-описывать и различать химические явления, протекающие в окружающем пространстве;

- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и протекающие в природе и в быту химические реакции;
-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
-структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
2) В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- анализировать и оценивать последствия использования различной продукции с точки зрения химического состава для человека и лично для себя;

- принимать участие в акциях «За химическую безопасность родного края»

Учебно-тематический план
Второй год обучения




Тема занятия

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1. Химия в растениеводстве

22

1

Понятие об агрохимии. Условия жизни и питания растений

1

1




2

Роль химических элементов в жизни растений

1

1




3

Виды почв Республики Татарстан, их состояние.

1

1




4

Качественный анализ почвы

2

1

1

5

Кислотность почвы

1

1




6

Химическая мелиорация почвы

3

2

1

7

Удобрения, их классификация. Органические удобрения

1

1




8

Важнейшие минеральные удобрения. Микроудобрения

1

1




9

Распознавание минеральных удобрений

3

1

2

10

Хранение и применение удобрений. Нормы внесения

2

1

1

11

Приготовление растворов минеральных удобрений

2

1

1

12

Стимуляторы роста растений

2

1

1

13

Пестициды

2

2




Раздел 2.Химия в животноводстве

10




15

Активные химические добавки для животных

2

1

1

16

Вакцинация-вред или польза

1

1




17

Дезинфекция животных - способ химической защиты от паразитов

2

1

1

18

Химическое клонирование животных

1

1




19

Животноводческие продукты, содержащие ГМО

2

1

1

20

Заключительная конференция «Роль химии в сельском хозяйстве»

2




2

Итого:

19ч

13ч

Резерв:



Всего:

34 часа

Содержание изучаемого курса
Второй год обучения
Раздел 1. Химия в растениеводстве (22 часа)

1. Понятие об агрохимии. Условия жизни и питания растений

Роль химических элементов в жизни растений. Макроэлементы и микроэлементы.

2. Роль химических элементов в жизни растений

Основные химические элементы, содержащие в проводящей системе растений, их значение и функции.

3. Виды почв Татарстана, их состояние

Черноземы, суглинки, песчаные почвы. Зависимость урожая от механического состава почвы.

4. Качественный анализ почвы

Взятие образцов почвы с разных районов села, определение их механического состава.

5. Кислотность почвы

Определение кислотности почвы, по растениям, произрастающим на ней. Химические элементы, определяющие кислотность почвы.

6. Химическая мелиорация почвы

Известкование кислых почв. Определение дозы извести. Гипсование солонцовых почв.

7. Удобрения, их классификация. Органические удобрения

Роль удобрений в современном растениеводстве. Классификация удобрений по характеру микроэлементов, входящих в их состав. Дозы внесения органических удобрений.

8. Важнейшие минеральные удобрения. Микроудобрения

Калийные, фосфорные, азотные удобрения, их влияние на рост растений, правила внесения в почву.

9. Распознавание минеральных удобрений

Определение минеральных удобрений по цвету, способности растворения в воде, температуре плавления.

10. Хранение и применение удобрений. Нормы внесения

Способы хранения минеральных и органических удобрений. Определение норм внесения удобрений по площади участка.

11. Приготовление растворов минеральных удобрений

Растворение минеральных удобрений в воде. Определение некачественных удобрений. Механическое внесение под вегетативные органы растений.

12. Стимуляторы роста растений

Фитогормоны и стимуляторы роста. Применение фитогормонов и их синтетических аналогов в растениеводстве. Гуминовые препараты – стимуляторы роста.

13. Пестициды

Стимуляторы роста растений. Последствия употреблений продукции, содержащей пестициды, для организма человека

Раздел 2.Химия в животноводстве (10 часов)

15. Активные химические добавки для животных

Влияние химических добавок на прирост животноводческой продукции. Состав добавок для увеличения яйценоскости кур, их влияние на состояние птиц.

16. Вакцинация-вред или польза

Зависимость продолжительности жизни животных от регулярной вакцинации. Виды вакцин, их химический состав, нормы введения.

17. Дезинфекция животных - способ химической защиты от паразитов

Основные виды дезинфекции, ее влияние на животных. Дезинфекция растительными препаратами. Химический состав дезинфицирующих препаратов.

18. Химическое клонирование животных

Химические реагенты, необходимые для клонирования. Отличия клонированных животных от обычных.

19. Животноводческие продукты, содержащие ГМО

Определение ГМО продуктов по этикеткам и составу, их влияние на организм человека.

ГМО продукты – необратимое будущее человечества. Способы замены ГМО продукции на натуральные.

20. Заключительная конференция «Роль химии в сельском хозяйстве».


Предполагаемые результаты обучения

В результате изучения ученик должен

знать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Методическое обеспечение программы




Название раздела

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

Второй год обучения




1

Химия в растениеводстве

Комбинированные тематические занятия

Рассказ,

объяснение,

беседа,

создание ситуации новизны,

актуальности, успеха, экскурсия

Конспект занятия,

презентация,

компьютер,

интерактивная доска,

медиапроектор

набор минеральных удобрений

Участие в акции озеленения родного города

2

Химия в животноводстве

Комбинированные тематические занятия

Рассказ,

объяснение,

беседа,

создание ситуации новизны,

актуальности, успеха, эвристический метод,

доклады,

проведение конкурсов практическая деятельность групповая работа

Конспект занятия,

презентация,

компьютер,

интерактивная доска,

медиапроектор

кормовая добавка «Несушка»

Заключительная конференция «Роль химии в сельском хозяйстве»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Направленность элективной программы iconПояснительная записка направленность программы
Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической...
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconПояснительная записка направленность программы
Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической...
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconПояснительная записка Направленность
Направленность программы художественно-патриотическая и информационно-образовательная. Программа представляет из себя интегрированный...
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconПояснительная записка Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты»
Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению...
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconЗаботина Ирина Владимировна. Возраст обучающихся: 8 -12 лет. Срок...
Программа Баскетбол имеет физкультурно- спортивную направленность. При составлении программы использовались, материалы пособия для...
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconПояснительная записка направленность программы
«Традиционное каратэ-до», автор-составитель Меньшиков А. А.,«Каратэ» Копылов А. С., и программы «Общая физическая подготовка» под...
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconКолосницын Павел Павлович Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации...
Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconПояснительная записка Направленность программы элективного курса
Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на «зону ближайшего...
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconПояснительная записка общая характеристика программы: образовательная...
Обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) образования по географии (Приказ мо РФ от 30 июня 1999 г. Ж...
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconПояснительная записка общая характеристика программы: образовательная...
Обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) образования по географии (Приказ мо РФ от 30 июня 1999 г. Ж...
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconЛитература. Пояснительная записка
Программа имеет туристско-краеведческую направленность, она актуальна с точки зрения глубокого изучения истории Великой Отечественной...
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconПояснительная записка программа курса «Народное зодчество»
Основные задачи курса заключаются в следующем: дать представление о характере народного зодчества, его многообразии, особенностях,...
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconОбучение грамоте. Пояснительная записка
Эта цель обучения младших школьников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса...
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconПояснительная записка Направленность
Уфэ. Учитывая недостаточную постановку уфэ в школе, необходимо актуализировать выполнение учениками дополнительных физических опытов....
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconПояснительная записка Настоящая образовательная программа носит
Настоящая образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к кружевоплетению...
Пояснительная записка Направленность элективной программы iconПояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России»
«Завуч начальной школы» №8, 2011г и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск