Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Общая физическая подготовка с элементами самообороны»
Срок реализации - 8 лет
Возраст учащихся – 7-18 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Тип программы – примерная, составлена на основе авторской дополнительной образовательной программы «Традиционное каратэ-до», автор-составитель Меньшиков А.А.,«Каратэ» Копылов А.С., и программы «Общая физическая подготовка» под редакцией С. М. Зверева. Программа реализуется в ГБОУ ДЮЦ «Звезда» с 2013 года.
Данная программа дополнительного образования разработана на основе методических рекомендаций, положений, пособий и других документах учебно-методического характера и представляет собой современную систему обучения традиционному и спортивному каратэ применяемой Московской федерацией каратэ, адаптированной к системе Российского образования.
Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что весь учебно-тренировочный процесс строится на строго научных принципах и основах традиционного и спортивного каратэ. Программа позволяет поэтапно, учитывая особенности каждого возрастного периода детей, методически правильно обучать их основам каратэ.
На протяжении последних нескольких лет отмечается постоянно возрастающий интерес к занятиям каратэ со стороны населения, увеличилось число занимающихся и расширились возрастные рамки. Несмотря на огромное количество физкультурно-спортивных секций, функционирующих на территории г. Москвы, актуальнымиостаются вопросы относительно низкого уровня общей физической подготовки детей и подростков.
Занятия каратэ имеют огромный потенциал для физического развития, обеспечивают полноценные условия для самореализации личности и несут большую воспитательную роль. Педагогическая целесообразностьданной программы направлена на решение выше обозначенных проблем.
Предметом изучения данной дополнительной образовательной программы является техника каратэ.Каратэ – один из древнейших видов восточных единоборств, в котором используется широчайший арсенал разнообразных техник, приемов и действий:
- ударная техника
- броски
- болевые воздействия на суставы
- приемы выведения из равновесия
- удушения и сдавливающие воздействия на болевые точки
- приемы иммобилизации
- приемы освобождения от захватов
- уходы, уклоны
- приемы блокирования
Основной целью программы является формирование всесторонне развитой личности, укрепление здоровья детей, физическое и нравственное воспитание, достижение спортивных результатов.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
Посредством систематических занятий укрепить здоровье детей.
Привить стойкий интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Выявить перспективных детей для последующих занятий по спортивному направлению.
Обратить внимание на развитие и воспитание нравственных, волевых, коммуникативных и иных свойств личности занимающихся.
Всё это является отличительной особенностью данной образовательной программы, от уже существующих в этой области.
Общие сведения об учебной группе
Срок обучения:8 лет
Возраст занимающихся:7-18 лет.
Количество занятий: 1 гр. - 2 часа в неделю; 2 гр. – 6 часов в неделю.
Продолжительность занятий 45 минут и 15 минут перерыв.
Количество часов за учебный год: 1 гр. – 72 ч. 2 гр. – 216 ч.
К занятиям допускаются дети и подростки, не имеющие медицинских противопоказаний. В начале каждого учебного года все уже занимающиеся, а также вновь пришедшие предоставляют медицинскую справку, подтверждающую принадлежность к основной мед.группе. Дети, которые уже принимают участие в соревнованиях проходят медицинский осмотр в физкультурно-спортивном диспансере.
Программа обосновывает образовательную деятельность с детьми возраста 7-18 лет и рассчитана на реализацию в течение 8 лет. Предполагается, что в процессе систематических занятий, будут достигнуты следующие результаты:
1) Сформируется и закрепиться интерес и потребность к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом. Каратэ, как одно из средств физического воспитания, оказывает глубокое и разностороннее влияние на организм занимающихся. Под влиянием нагрузок, укрепляется опорно-двигательный аппарат, активный характер двигательной деятельности и дозированная нагрузка на занятиях оказывают на сердечно-сосудистую систему положительное тренирующее воздействие. Занятия каратэ способствуют положительному воздействию на центральную нервную систему. В процессе тренировочной деятельности, у занимающихся совершенствуется устойчивость, интенсивность и концентрация внимания, а также быстрота ориентирования и переключения от одних действий к другим. В связи с этим в процессе занятий, совершенствуется скорость и точность двигательных реакций, особенно дифференцированных, связанных с быстрым выбором ответных действий и точным согласованием их по времени, напряжению, скорости и амплитуде.
Принимая во внимание все выше перечисленные факты, можно предположить, что систематические занятия окажут положительное воздействие на организм занимающихся.
2) Знания и уменияполученные в процессе подготовки помогут детям обрести уверенность в собственных силах. Соревновательная деятельность, представляющая собой вид смоделированной экстремальной ситуацией, дает возможность проверить и применить полученные навыки, а изучая на более поздних этапах раздел самообороны, занимающиеся учатся побеждать не только в спорте. Ребенку, который прошел хотя бы общий этап подготовки, проще будет пройти социальную адаптацию в обществе.
3) Занятия потребуют от занимающихся проявления, развития и воспитания многих свойств личности, в частности таких, как:
коммуникативных:
общительность
доброжелательность
самокритичность
лидерство
уважение к старшим, товарищам, спортивному партнеру
волевых:
целеустремленность
активность
решительность
настойчивость
смелость
самообладание
уверенность в своих силах
нравственных:
целенаправленность
патриотизм
коллективизм
чувство долга и ответственности
трудолюбие
честность
дисциплинированность
4) Занятия каратэ также оказывают положительное воздействие на интеллектуальные способности занимающихся. Проявление зрительных, слуховых, мышечно-двигательных и иных ощущений и восприятий необходимо для освоения того или иного приема или технического действия.
Различные виды памяти (зрительная, вербально-логическая, эмоциональная и др.) развиваются в процессе занятий. Активный мыслительный анализ в процессе занятий, способствует достижению наибольшего результата.
Для решения целей и задач, поставленных в программе, большое значение имеют формы подведения итогов реализации ПДО. Система обучения в каратэ, связана с особенностями, которые были внесены родоначальниками этого популярного во всем мире восточного единоборства – японцами. Они ввели в каратэ систему ранговых поясов, соответствующих уровню и этапу подготовки, и как правило, 2 раза в год проводиться квалификационный экзамен.
Разработаны специальные нормативы, включающие в себя в основном технические элементы, которые необходимо знать и уметь выполнять на определенный уровень
(пояс). Эти нормативы в различных стилевых направлениях каратэ отличаются, в зависимости от акцента тренировочного процесса, но в целом основа одна это – «КАТА», «КИХОН», «КУМИТЭ».
«КАТА» (яп. «форма или образ») – представляют собой технические комплексы приемов каратэ. Все ката ритмизированы, имеют определенный дыхательный ритм, моменты концентрации и расслабления.
«КИХОН» – техника в передвижениях, базовая техника.
«КУМИТЭ» – взаимодействие с противником, различные формы учебных, учебно-тренировочных и спортивных поединков.
В программу квалификационного экзамена входят три выше перечисленные части тренинга каратэ. Таким образом, все занимающиеся дети и подростки не зависимо от возраста, пола, стажа занятий и квалификации принимают участие в данном мероприятии. А это в свою очередь:
1) Опыт участия в мероприятиях.
2) Стимул к стремлению заниматься лучше и добиваться поставленной цели.
3) Возможность оценить результат работы педагога родителями.
4) Выявить перспективных и отстающих учеников.
5) Подвести итоги работы за определенный период и внести соответствующую корректировку в тренировочный процесс.
Кроме квалификационного экзамена, в качестве форм подведения итогов по каждой теме или разделу применяются зачеты, тесты, мини-соревнования, беседы групповые и индивидуальные, дискуссии, опросы. Широкое применение находит моделирование различных ситуаций. Для перспективных учеников предусмотрено участие в общественных мероприятиях с показательными выступлениями и соревнованиях различного уровня.
|