Скачать 128.99 Kb.
|
Пояснительная записка Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению учебно-познавательной; по форме организации — групповой; по времени реализации —краткосрочной. Программа «Решение задач. Модуль. Проценты» разработана на основе программ элективных курсов «Процентные расчеты на каждый день», «Модуль». Сборник элективных курсов. Математика. 8-9 кл. Авторы-составители: Студенецкая В. Н. / Сагателова Л. С. Издательство: Учитель, 2007 Новизна программы состоит в том, что данный курс направлен на расширение знаний обучающихся, повышения уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Блочное построение курса, дает возможность обучающимся, пропустившим по каким-либо причинам часть курса, спокойно подключаться к работе над другим разделом. Актуальность программы обусловлена тем, что понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую и другие стороны нашей жизни. Тема решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля, является благодатной с точки зрения графических приемов решения задач и обладает хорошей наглядностью. Педагогическая целесообразность программы объясняется непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у обучающихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Применение понятия «Модуль» вызывает затруднение у обучающихся. Цели: - сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни; -повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств , содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль. Задачи: - научить решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов; - научить производить процентные вычисления, необходимые для вычисления в практической деятельности; - научить решать уравнения и неравенства , содержащие модуль; -научить строить графики , содержащие модуль; -помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Отличительной особенностью данной программы «Решение задач. Модуль. Проценты» является демонстрация обучающимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Познавательный материал курса способствует не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Возраст детей. Программа может быть эффективно использована в 8 классе (13-14 лет) с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления обучающихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профессии и дальнейшей специализации. Сроки реализации программы-17 часов. Формы занятий – коллективная, групповая, индивидуальная; лекция, семинар, практикум, круглый стол, презентация. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. В результате изучения программы учащиеся должны: — понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины; — уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % — 1/2; 20 % — 1/5; 25%—1/4ит.д.); — знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов; — производить прикидку и оценку результатов вычислений; — при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления; __ строить графики, содержащие знак модуля; - решать уравнения, содержащие переменную под знаком модуль. Формы подведения итогов. Подведение итога по результатам освоения материала данной программы является выполнение самостоятельной групповой работы. Учебный план
Содержание курса Данная программа состоит из двух блоков: 1. Задачи с модулем. 8 часов. 2. Процентные расчеты на каждый день . 9 часов. Содержание программы Блок 1 . Задачи с модулем. Модуль. Общие сведения: определение, свойства модуля, геометрический смысл модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль. Решение уравнений, содержащих модуль. Решение уравнений вида: f|x|=a; |f(x)|=a; |f(x)|=g(x); |f(x)|=|g(x)|. Решение неравенств, содержащих модуль, типа: |f(x)| ≤ a; f|x| > a; |f(x)| ≤ |g(x)|; |f(x)| ≤ g(x); |f(x)| > g(x); Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль в модуле. Метод замены переменной. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих модуль. Построение графиков функций, содержащих модуль. Построение графиков функции вида: y = |f(x)|; y = f|x|; и уравнений |y| = f(x); |y| = |f(x)| Построение графиков функций, содержащих модуль. Построение графиков уравнений вида: |y| = f(x) и |y| = |f(x)| Блок 2 Процентные расчеты на каждый день. История появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: a) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приёмах решения задач. Широта применения в жизни процентных расчётов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчётами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Усвоение обучающимися понятия концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
|
Пояснительная записка направленность программы Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической... | Пояснительная записка направленность программы Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической... | ||
Урок математики в 6 классе. Проценты. Решение задач Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок беседа, обсуждение | Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач» Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение | ||
Пояснительная записка Направленность Направленность программы художественно-патриотическая и информационно-образовательная. Программа представляет из себя интегрированный... | Примерная программа по географии для 10 класса (уплотненный базовый... Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется прежде всего на формирование общей культуры и мировоззрения... | ||
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» Программа курса «Решение олимпиадных задач» предназначена для учащихся 4-5 классов. Курс рассчитан на 35 учебных часа из расчета... | Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» ... | ||
Заботина Ирина Владимировна. Возраст обучающихся: 8 -12 лет. Срок... Программа Баскетбол имеет физкультурно- спортивную направленность. При составлении программы использовались, материалы пособия для... | Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Проценты. Задачи на проценты» Урок разработан для учащихся 11 класса. Анализ диагностических работ показал и пробных егэ, что учащиеся еще не в полной мере освоили... | ||
Пояснительная записка направленность программы «Традиционное каратэ-до», автор-составитель Меньшиков А. А.,«Каратэ» Копылов А. С., и программы «Общая физическая подготовка» под... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Направленность целей и структуры инновационной образовательной программы (проекта) на решение задач модернизации региональной системы... | ||
Конспект урока по математике. 5 класс. Тема: «Решение задач на проценты» Базовый учебник- математика. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.... | Рабочая программа Учебного курса по математике модуль «Алгебра» Пояснительная записка к рабочей программе по математике (модуль «Алгебра»), 9 класс | ||
Презентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация... Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера.... | Пояснительная записка Составитель Данная программа предусматривает чтение лекций и проведение семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов, в том... |