Скачать 171.72 Kb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА МБУ «МИМЦ» Номинация «Педагогическая разработка образовательной программы» учитель математики МБОУ «Лицей» город Лесосибирск Серебряков Иван Петрович ЛЕСОСИБИРСК 2014 Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» предназначена для учащихся 4-5 классов. Курс рассчитан на 35 учебных часа из расчета 1 учебного часа в неделю. Курс охватывает весь спектр олимпиадных задач творческого характера, связанных с программным материалом для школьников 5–11 классов и направленных на формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, аналогия, обобщение. Учебный курс «Решение олимпиадных задач» направлен на развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, вырабатывает стремление к поиску оригинальных, нешаблонных подходов к разрешению всевозможных проблем, возникающих не только в математике, но и в других сферах. Он позволяет сформировать у учащихся представления о различных способах решения задач. Данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей. Размышления над олимпиадными задачами способствуют повышению уровня математической грамотности у учащихся, расширяют у них кругозор. Для того чтобы учащиеся успешно усваивали математику, необходимо создавать для них ситуацию успеха, т.е. дать им почувствовать, что они могут решать трудные задачи. Учебный курс ориентирован на более широкое изучение математики, выходящее за рамки школьной программы, направлен на успешное усвоение материала всего последующего курса математики старшей школы и на подготовку учащихся к участию в математических олимпиадах. Занятия выстроены таким образом, чтобы учащиеся не только демонстрировали умение решать нестандартные задачи на олимпиадах, но и осваивали ключевые компетентности, столь важные для жизненного успеха. Учащиеся учатся работать в команде, излагая свои суждения товарищам, совместно устраняя недочёты в решении, отличая верные математические утверждения от правдоподобных, но неверных. Курс состоит из: Тема 1. Задачи со спичками 2ч Тема 2. Ребусы 1ч. Тема 3. Задачи на взвешивания и переливания 4ч Тема 4. Нахождение лишнего 2ч Тема 5. Текстовые задачи на вычисления 4ч Тема 6. Задачи на нахождение логических ошибок, задачи с подвохом 3ч. Тема 7. Задание на свойства чисел и операции с ними 5ч. Тема 8. Задачи на сложные проценты 2ч. Тема 9. На последовательности чисел 2ч. Тема 10. Задачи на логику и рассуждения 4ч. Тема 11. Криптарифмы 2ч. Тема 12. Шахматы 2ч. Тема 13 Итоговое занятие 2ч. В последние годы, помимо традиционных олимпиад, многие вузы стали проводить свои олимпиады для будущих абитуриентов, а победителей, занявших призовые места, освобождать от вступительных экзаменов. Поэтому назрела необходимость в доступной форме познакомить заинтересованных школьников с характером и типом задач, предлагаемых на олимпиадах. Основные цели и задачи курса Цели курса:
Задачи курса:
Требования к уровню достижений обучающихся После изучения курса учащиеся должны знать:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Учебный курс «Решение олимпиадных задач» даст учащимся возможность накопить некоторый «багаж» олимпиадных идей и методов решения, что позволит им не пугаться незнакомых задач, в том числе и тех, которые не входят в базовую школьную программу. Учебно-тематический план
Основное содержание курса 1. Задачи со спичками (2 часа) Совершая манипуляции над спичками, необходимо добиться требуемого результата. Большая часть этих задач относится к числу «нестандартных», требующих навыка «оценить ситуацию с неожиданной для большинства точки зрения или усмотреть в условии возможность использования неочевидных данных». 2. Ребусы (1 час) Игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. 3. Задачи на взвешивания и переливания (4 часа) В таких задачах от решающего требуется за ограниченное число взвешиваний локализовать предмет, отличающийся от остальных предметов по весу. Также в этой рубрике рассматриваются задачи на переливание, в которых необходимо получить определенное количество жидкости, используя емкости заданного объема. 4. Нахождение лишнего (2 часа) Требуется умение объединять группы объектов по определенным признакам. 5. Текстовые задачи на вычисления (4 часа) Простые жизненные процессы, умение применить математические знания в жизни. 6. Задачи на нахождение логических ошибок, задачи с подвохом (3 часа) Развивают ценное и очень необходимое качество успешного человека — критическое мышление. Учимся анализировать условие. Иногда ответ содержится в самой задаче. 7. Задание на свойства чисел и операции с ними (5 часов) Свойство четных и нечетных чисел, правильная расстановка скобок, расстановка цифр в числе, отвечающая определенным условиям. Делимость чисел. Операции над числами. 8. Задачи на сложные проценты (2 часа) Задачи на проценты. Банковские проценты. 9. На последовательности чисел (2 часа) В этих задачах необходимо разгадать принцип, по которому задается определенная последовательность, и продолжить ее. 10. Задачи на логику и рассуждения (4 часа) Задачи, напрямую не связанные с вычислениями, но активно развивающие мышление. 11. Криптарифмы (2 часа) Математический ребус, в котором зашифрован пример на выполнение одного из арифметических действий. При этом, одинаковые цифры шифруются одной и той же буквой, а разным цифрам соответствуют различные буквы. 12. Шахматы (2 часа) Как правило, каждая ступень курса включает несколько занятий по шахматам. Основные фигуры. Учимся строить эффективные стратегии, мыслить, принимать взвешенные и рациональные решения. 13. Итоговое занятие. (2 часа). Демонстрация презентаций, выполненных учащимися. Решение олимпиадных заданий муниципального этапа. Календарно-тематическое планирование
Список литературы
|
Решение олимпиадных задач на процентное содержание или концентрацию Цель урока: показать учащимся применение «правила креста» при решении химических задач на смеси, растворы, сплавы | Программа элективного курса для учащихся 11 классов решение уравнений и неравенств Наибольшую сложность представляют задания с модулем, с параметром, иррациональные неравенства и умение их решать во многом предопределяют... | ||
Пояснительная записка Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты» Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению... | Программа дисциплины «Решение олимпиадных задач» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности... | ||
Данного реферата «Основы логики и решение логических задач». Выбор... При решении различных олимпиадных задач, даже в 5-6 классе, можно часто встретиться с логическими задачами. Существует много способов... | Примерная программа по географии для 10 класса (уплотненный базовый... Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется прежде всего на формирование общей культуры и мировоззрения... | ||
Рабочая программа элективного курса по химии «Решение задач по курсу... Одним из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Решение задач по курсу общей и неорганической... | Презентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация... Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера.... | ||
Пояснительная записка Составитель Данная программа предусматривает чтение лекций и проведение семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов, в том... | Программа дисциплины Решение олимпиадных задач для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Краткая характеристика курса «Теория государства и права» как учебной дисциплины, е целей и задач (пояснительная записка к программе... | Пояснительная записка Учебно-тематический план Высокая плотность подачи материала позволила авторам изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времена... | ||
Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс Пояснительная записка Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Принята соответствующая... | Рабочая программа элективного курса по информатике «Решение прикладных задач в Excel» В основу программы заложен курс на тему «Решение прикладных задач в Excel» из сборника элективных курсов по информатике для 9 классов... | ||
Рабочая программа основана на авторской программе элективного курса... Целью курса является: Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач для сдачи егэ | Пояснительная записка Цель курса Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения... |