Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач»





Скачать 171.72 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач»
Дата публикации24.06.2014
Размер171.72 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Математика > Пояснительная записка
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА


МБУ «МИМЦ»






Номинация «Педагогическая разработка образовательной программы»

учитель математики

МБОУ «Лицей» город Лесосибирск

Серебряков Иван Петрович

ЛЕСОСИБИРСК 2014

Пояснительная записка
Программа курса «Решение олимпиадных задач» предназначена для учащихся 4-5 классов. Курс рассчитан на 35 учебных часа из расчета 1 учебного часа в неделю.

Курс охватывает весь спектр олимпиадных задач творческого характера, связанных с программным материалом для школьников 5–11 классов и направленных на формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Учебный курс «Решение олимпиадных задач» направлен на развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, вырабатывает стремление к поиску оригинальных, нешаблонных подходов к разрешению всевозможных проблем, возникающих не только в математике, но и в других сферах. Он позволяет сформировать у учащихся представления о различных способах решения задач. Данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей. Размышления над олимпиадными задачами способствуют повышению уровня математической грамотности у учащихся, расширяют у них кругозор. Для того чтобы учащиеся успешно усваивали математику, необходимо создавать для них ситуацию успеха, т.е. дать им почувствовать, что они могут решать трудные задачи.

Учебный курс ориентирован на более широкое изучение математики, выходящее за рамки школьной программы, направлен на успешное усвоение материала всего последующего курса математики старшей школы и на подготовку учащихся к участию в математических олимпиадах.

Занятия выстроены таким образом, чтобы учащиеся не только демонстрировали умение решать нестандартные задачи на олимпиадах, но и осваивали ключевые компетентности, столь важные для жизненного успеха. Учащиеся учатся работать в команде, излагая свои суждения товарищам, совместно устраняя недочёты в решении, отличая верные математические утверждения от правдоподобных, но неверных.
Курс состоит из:

Тема 1. Задачи со спичками 2ч

Тема 2. Ребусы 1ч.

Тема 3. Задачи на взвешивания и переливания 4ч

Тема 4. Нахождение лишнего 2ч

Тема 5. Текстовые задачи на вычисления 4ч

Тема 6. Задачи на нахождение логических ошибок, задачи с подвохом 3ч.

Тема 7. Задание на свойства чисел и операции с ними 5ч.

Тема 8. Задачи на сложные проценты 2ч.

Тема 9. На последовательности чисел 2ч.

Тема 10. Задачи на логику и рассуждения 4ч.

Тема 11. Криптарифмы 2ч.

Тема 12. Шахматы 2ч.

Тема 13 Итоговое занятие 2ч.
В последние годы, помимо традиционных олимпиад, многие вузы стали проводить свои олимпиады для будущих абитуриентов, а победителей, занявших призовые места, освобождать от вступительных экзаменов.

Поэтому назрела необходимость в доступной форме познакомить заинтересованных школьников с характером и типом задач, предлагаемых на олимпиадах.


Основные цели и задачи курса
Цели курса:

  • обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся, выходящие за рамки школьной программы;

  • учить решать олимпиадные задачи, учить самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

  • развивать логическое мышление и творческие способности учащихся;

  • собрать группу детей которые будут участвовать и побеждать в олимпиадах;


Задачи курса:

  • расширение и углубление знаний учащихся по математике, с учетом их интересов и способностей;

  • формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиадам и конкурсам по математике;

  • создание необходимой базы для успешного изучения других предметов естественнонаучного цикла.

Требования к уровню достижений обучающихся
После изучения курса учащиеся должны знать:

  • способы решения логических задач;

  • приёмы и методы восстановления последовательностей

  • виды текстовых задач

  • виды логических задач

  • свойства натуральных чисел

  • виды криптарифмов

  • победные стратегии на многие задачи – игры

  • определения и элементарные действия над процентами

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • выполнять

  • решать задачи с использованием нестандартных методов

  • применять свойства натуральных чисел

  • научиться находить часть и проценты от числа при решении более сложных задач на проценты;

  • решать логические задачи;

  • применять принцип восстановления последовательностей в заданиях типа С6 из ЕГЭ по математике.

  • находить несколько правильных решений одной и той же задачи, вести разумную запись решения задач на переливания и взвешивания.


Учебный курс «Решение олимпиадных задач» даст учащимся возможность накопить некоторый «багаж» олимпиадных идей и методов решения, что позволит им не пугаться незнакомых задач, в том числе и тех, которые не входят в базовую школьную программу.
Учебно-тематический план





Название темы

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть (в том числе)

1

Задачи со спичками




2

2

Ребусы




1

3

Задачи на взвешивания и переливания

1

3

4

Нахождение лишнего

1

1

5

Текстовые задачи на вычисления

1

3

6

Задачи на нахождение логических ошибок, задачи с подвохом

1

2

7

Задание на свойства чисел и операции с ними

2

3

8

Задачи на сложные проценты

1

1

9

На последовательности чисел

1

1

10

Задачи на логику и рассуждения

1

3

11

Криптарифмы




2

12

Шахматы

1

1

13

Итоговое занятие




2




Итого

10 часов

25 часов


Основное содержание курса
1. Задачи со спичками (2 часа)

Совершая манипуляции над спичками, необходимо добиться требуемого результата. Большая часть этих задач относится к числу «нестандартных», требующих навыка «оценить ситуацию с неожиданной для большинства точки зрения или усмотреть в условии возможность использования неочевидных данных».

2. Ребусы (1 час)

Игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками.

3. Задачи на взвешивания и переливания (4 часа)

В таких задачах от решающего требуется за ограниченное число взвешиваний локализовать предмет, отличающийся от остальных предметов по весу. Также в этой рубрике рассматриваются задачи на переливание, в которых необходимо получить определенное количество жидкости, используя емкости заданного объема.

4. Нахождение лишнего (2 часа)

Требуется умение объединять группы объектов по определенным признакам.

5. Текстовые задачи на вычисления (4 часа)

Простые жизненные процессы, умение применить математические знания в жизни.

6. Задачи на нахождение логических ошибок, задачи с подвохом (3 часа)

Развивают ценное и очень необходимое качество успешного человека — критическое мышление. Учимся анализировать условие. Иногда ответ содержится в самой задаче.

7. Задание на свойства чисел и операции с ними (5 часов)

Свойство четных и нечетных чисел, правильная расстановка скобок, расстановка цифр в числе, отвечающая определенным условиям. Делимость чисел. Операции над числами.

8. Задачи на сложные проценты (2 часа)

Задачи на проценты. Банковские проценты.
9. На последовательности чисел (2 часа)

В этих задачах необходимо разгадать принцип, по которому задается определенная последовательность, и продолжить ее.

10. Задачи на логику и рассуждения (4 часа)

Задачи, напрямую не связанные с вычислениями, но активно развивающие мышление.

11. Криптарифмы (2 часа)

Математический ребус, в котором зашифрован пример на выполнение одного из арифметических действий. При этом, одинаковые цифры шифруются одной и той же буквой, а разным цифрам соответствуют различные буквы.

12. Шахматы (2 часа)

Как правило, каждая ступень курса включает несколько занятий по шахматам. Основные фигуры. Учимся строить эффективные стратегии, мыслить, принимать взвешенные и рациональные решения.

13. Итоговое занятие. (2 часа).

Демонстрация презентаций, выполненных учащимися. Решение олимпиадных заданий муниципального этапа.

Календарно-тематическое планирование


№№ п/п

Название темы урока

Планируемые результаты


Практическая часть программы

Примерные сроки изучения







1. Задачи со спичками (2 часа)




1.

Решение задач, где нужно убрать спички

-уметь определять вид задания

- уметь решать типовые задачи

-рационально использовать свои действия

-Установление характера зависимости между различными заданиями

-Групповая работа по карточкам

4.09.2013




2.

Решение задач, где нужно добавить или переложить спички

11.09.2013







2. Ребусы (1час)




3.

Решение различных ребусов

-уметь решать ребусы

-уметь составлять ребусы

-Групповая работа по карточкам

-Работа по математическому моделированию

-Создание своих ребусов


17.09.2013







3. Задачи на переливание и взвешивание. (4 часа).




4.

Задачи на переливание

-уметь определять тип заданий

-уметь решать типовые задачи

-понимать практическое применение задач данного вида

-Установление характера зависимости между различными заданиями

-Компьютерная презентация

- Работа с моделями

реальных ситуаций

-Поиск новых способов решения

24.09.2013




5.

Задачи на взвешивание монет

2.10.2013




6.

Задачи на взвешивание гирь

9.10.2013




7.

Задачи на взвешивание различных предметов

16.10.2013







4. Нахождение лишнего (2 часа)







8.

Задачи на объединение групп объектов по определенным признакам

-уметь определять тип заданий

-уметь решать типовые задачи

-понимать практическое применение задач данного вида

-Установление характера зависимости между различными заданиями

-Поиск новых способов решения

23.10.2013

9.

Решение задач

30.10.2013




5. Текстовые задачи на вычисления (4 часа)




10.

Задачи на части

-уметь определять тип заданий

-уметь решать типовые задачи

-понимать практическое применение задач данного вида

-Установление характера зависимости между различными заданиями

- Решение задач

-Поиск новых способов решения

13.11.2013




11.

Задачи на составление уравнений

20.11.2013




12.

Задачи на пропорциональное деление, отношение двух чисел

27.11.2013




13.

Задачи на совместную работу

4.12.2013







6. Задачи на нахождение логических ошибок, задачи с подвохом (3 часа)




14.

Задачи на расположение объектов

-уметь определять тип заданий

-уметь решать типовые задачи

-понимать практическое применение задач данного вида

-знать взаимное расположения фигур

-Установление характера зависимости между различными заданиями

-Поиск новых способов решения

11.12.2013

15.

Задачи на нахождение фигур

18.12.2013

16.

Задачи на разрезание

25.12.2013




7. Задание на свойства чисел и операции с ними

(5 часов)




17.

Деление с остатком. Задачи на применение признаков делимости.

-уметь пользоваться алгоритмом нахождения НОД;

-уметь определять взаимно простые числа.

-уметь выполнять деление с остатком

-уметь применять основную теорему арифметики на конкретных примерах

-уметь решать типовые задачи

-Работа с тренажером -Составление конспекта

-Практич. работа по распознаванию, обозначению, чтению нат. чисел

-Задачи на построение

-Поиск новых способов решения

-Компьютерная презентация

15.01.2014

18.

Общие делители и общие кратные. Алгоритм Евклида.

22.01.2014

19.

Решение задач.

29.01.2014

20.

Теорема о простом делителе. Основная теорема арифметики.

5.02.2014

21.

Решение задач.

12.02.2014




8. Задачи на сложные проценты (2 часа)




22.

Задачи на проценты. Банковские проценты.

-знать определение процента

-уметь переводить проценты в десятичные дроби и обратно

уметь определять тип заданий

-уметь решать типовые задачи

-понимать практическое применение задач данного вида


-Поиск новых способов решения -Вычислительные работы -Работа с тренажером -Составление конспекта

19.02.2014




23.

Решение задач.

26.02.2014







9. На последовательности чисел (2 часа)




24.

Решение задач на восстановление последовательностей




-Поиск новых способов решения -Решение задач

5.03.2014




25.

Решение задач типа С6 из ЕГЭ

12.03.2014







10. Задачи на логику и рассуждения (4 часа)




26.

Решение логических задач составлением таблиц.

-уметь составлять логические таблицы

-уметь составлять логические схемы

уметь определять тип заданий

-уметь решать типовые задачи

-понимать практическое применение задач данного вида


-Поиск новых способов решения -Установление характера зависимости между различными заданиями -Решение задач

19.03.2014




27.

Решение логических задач с помощью схем.

2.04.2014




28.

Задачи с конечными множествами. Задачи о лгунах.

9.04.2014




29.

Решение задач.

16.04.2014







11. Криптарифмы (2 часа)




30.

Решение криптарифмов с действиями первой ступени

-знать определение криптарифмов

-уметь составлять криптарифмы

-уметь решать криптарифмы

-понимать практическое применение задач данного вида

-Поиск новых способов решения -Решение задач - Составление криптарифмов

23.04.2014




31.

Решение криптарифмов с действиями второй ступени

30.04.2014







12. Шахматы (2 часа)




32.

Задачи на нахождение победной стратегии

-уметь видеть стратегию в задаче

-знать правила игры в шахматы

- уметь составлять логические таблицы

-уметь составлять логические схемы

уметь определять тип заданий

-уметь решать типовые задачи

-понимать практическое применение задач данного вида

-Поиск новых способов решения


7.05.2014




33.

Задачи шутки

14.05.2014







13. Итоговое занятие (2 часа).




34.

Решение олимпиадных задач

-иметь полноценные знания позволяющие выполнить школьный, муниципальный и региональный этапы ШО.



-Компьютерная презентация

21.05.2014




35.

Итоговая презентация по пройденному курсу

28.05.2014






Список литературы


  1. Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2010;

  2. Сгибнев А.И. Делимость и простые числа. – М.: МЦНМО, 2012;

  3. Фарков А.В. Математические олимпиады: муниципальный этап. 5-11 классы. – М. ИЛЕКСА, 2012;

  4. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2008 г.

  5. Коннова Е.Г.; под ред. Ф.Ф.Лысенко. Математика. Поступаем в вуз по результатам олимпиад.: 5-8 класс. Ч. 1.: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009.

  6. Коннова Е.Г.; под ред. Ф.Ф.Лысенко. Математика. Поступаем в вуз по результатам олимпиад.: 6-9 класс. Ч. 2.: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009.

  7. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?&subject[]=16&class[]=49 - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  8. http://www.problems.ru/about_system.php - проект МЦНМО «задачи»

  9. http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=384 – готовься к олимпиадам и конкурсам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconРешение олимпиадных задач на процентное содержание или концентрацию
Цель урока: показать учащимся применение «правила креста» при решении химических задач на смеси, растворы, сплавы
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconПрограмма элективного курса для учащихся 11 классов решение уравнений и неравенств
Наибольшую сложность представляют задания с модулем, с параметром, иррациональные неравенства и умение их решать во многом предопределяют...
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconПояснительная записка Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты»
Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению...
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconПрограмма дисциплины «Решение олимпиадных задач»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности...
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconДанного реферата «Основы логики и решение логических задач». Выбор...
При решении различных олимпиадных задач, даже в 5-6 классе, можно часто встретиться с логическими задачами. Существует много способов...
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconПримерная программа по географии для 10 класса (уплотненный базовый...
Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется прежде всего на формирование общей культуры и мировоззрения...
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconРабочая программа элективного курса по химии «Решение задач по курсу...
Одним из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Решение задач по курсу общей и неорганической...
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconПрезентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация...
Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера....
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconПояснительная записка Составитель
Данная программа предусматривает чтение лекций и проведение семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов, в том...
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconПрограмма дисциплины Решение олимпиадных задач для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности...
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconРабочая программа учебной дисциплины
Краткая характеристика курса «Теория государства и права» как учебной дисциплины, е целей и задач (пояснительная записка к программе...
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconПояснительная записка Учебно-тематический план
Высокая плотность подачи материала позволила авторам изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времена...
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconЭлективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Принята соответствующая...
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconРабочая программа элективного курса по информатике «Решение прикладных задач в Excel»
В основу программы заложен курс на тему «Решение прикладных задач в Excel» из сборника элективных курсов по информатике для 9 классов...
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconРабочая программа основана на авторской программе элективного курса...
Целью курса является: Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач для сдачи егэ
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» iconПояснительная записка Цель курса
Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск