Скачать 277.23 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики Кафедра гражданского права и процесса Учебная программа дисциплины «Медицинское право» Для направления 030501.65 Юриспруденция Курс 4 Автор: Акулина Т.И., старший преподаватель
Санкт-Петербург 2010 Пояснительная записка Составитель: старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Акулина Татьяна Игоревна Изучение специального курса медицинского права предусмотрено планом подготовки специалистов во многих юридических вузах. Будущий юрист должен быть знаком с основными положениями этой молодой, еще только формирующейся отрасли права и современными тенденциями ее развития. Поскольку медицинское право – комплексная отрасль права, успешность освоения курса во многом связана со знанием материала по теории государства и права, гражданскому праву, уголовному праву, административному праву, экологическому праву и другим отраслевым наукам. Особое внимание следует обратить на анализ таких основных понятий, как права пациента, здравоохранение, медицинская деятельность, медицинская помощь, медицинская услуга, врачебная тайна, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него, правовой статус медицинских работников, ответственность за причинение вреда здоровью. Изучение курса медицинского права позволяет студентам приобрести навыки по определению особенностей медицинских правоотношений; врачебной этики, деонтологии и биоэтики; организации здравоохранения и медицинского страхования; порядка и условий оказания платных медицинских услуг; правового регулирования оказания отдельных видов медицинской помощи; правовой квалификации дефектов оказания медицинской помощи, а также других институтов медицинского права. В результате изучения данной дисциплины студенты должны: 1. Иметь представление: - о сущности, понятии и системе законодательства о здравоохранении; - об истории медицинского права и законодательстве о здравоохранении; - о регулировании медицинских правоотношений в зарубежных странах. 2. 3нать: - предмет и метод медицинского права; - характеристики основных институтов медицинского права; - федеральное и региональное законодательство, регулирующее медицинские правоотношения. 3. Уметь: - самостоятельно разрешать практические ситуации, складывающиеся в области медицинских правоотношений; - грамотно составлять документы в сфере медицинского права. Данная программа предусматривает чтение лекций и проведение семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов, в том числе усвоение теоретического материала, подготовку докладов, решение задач. Виды и формы контроля Текущий контроль проводится в течение всего курса и учитывает посещение лекций и работу на семинарских занятиях Итоговый контроль – зачет. Критерии оценки Оценивание знаний студентов в рамках всех форм контроля проводится по 10-балльной шкале. Семинары Семинары проводятся в соответствии с тематическим планом курса. На каждом семинарском занятии обсуждаются вопросы и решаются задачи по теме семинара. К их обсуждению (решению) студенты должны готовиться дома, причем в письменной форме. Все письменные задания выполняются в отдельной (рабочей) тетради, которая проверяется преподавателем в начале каждого семинарского занятия. В качестве ответов на отдельные вопросы студентам предлагается составить схемы и таблицы. Кроме того, на семинарах студенты учатся составлять различные медико-правовые документы. По согласованию с преподавателем на лекционных или семинарских занятиях могут быть заслушаны доклады студентов с последующим их обсуждением. О теме доклада студент должен сообщить преподавателю не позднее, чем за неделю. Содержание доклада должно быть оформлено в виде реферата объемом не более 10 страниц (формата А4), включать в себя помимо основного текста титульный лист, содержание и список литературы. Оценивание работы каждого студента производится преподавателем по возможности на каждом семинарском занятии. При выставлении оценки учитываются все виды заданий, выполненных (невыполненных) студентом в рамках подготовки к семинару. Полученные оценки заносятся преподавателем в рабочую ведомость и сообщаются студентам в конце семинарского занятия. В случае пропуска одного или нескольких семинаров необходимо сдать на проверку преподавателю рабочую тетрадь со всеми выполненными письменными заданиями и быть готовыми к собеседованию по теме (темам) пропущенных семинарских занятий. Сделать это можно в часы консультаций преподавателя. В противном случае следует быть готовыми к дополнительным вопросам на зачете по всем пропущенным темам (независимо от вопросов в билете). Зачет Допуском студента к зачету является посещение лекционных и семинарских занятий (все пропущенные семинарские занятия должны быть отработаны). Зачет проходит в устной форме по билетам: студент должен ответить на один вопрос (на подготовку ответа отводится 10 минут) и решить одну задачу (на ее решение отводится 10 минут), аналогичную тем, которые решались на семинарских занятиях. На зачете не разрешается пользоваться никакой литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами (при решении задачи допускается использование Закона РФ от 22 июля 1993 года № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», а также других специальных законов и нормативных правовых актов в сфере медицинской деятельности). Студенты, отличившиеся посещением лекций, активной работой на семинарских занятиях и выступлением с докладом, по результатам текущего контроля могут быть освобождены экзаменатором от ответа на вопрос или от задачи, содержащихся в билете. Особо отличившиеся студенты могут быть освобождены от сдачи зачета с выставлением в экзаменационную ведомость оценки «отлично». Оценивание ответа на зачете осуществляется следующим образом: вопрос и задача оцениваются по 5-балльной системе. Оценивание вопроса: 5 баллов – логически и лексически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ, подкрепленный знанием литературы и источников по теме вопроса, умение отвечать на дополнительно заданные вопросы; 4 балла – незначительное нарушение логики изложения материала, периодическое использование разговорной лексики, допущение не более одной ошибки в содержании вопроса, а также не более одной неточности при аргументации своей позиции, неполные или неточные ответы на дополнительно заданные вопросы; 3 балла – существенное нарушение логики изложения материала, систематическое использование разговорной лексики, допущение не более двух ошибок в содержании вопроса, а также не более двух неточностей при аргументации своей позиции, неправильные ответы на дополнительно заданные вопросы; 2 балла - грубое нарушение логики изложения материала, систематическое использование разговорной лексики, допущение не более трех ошибок в содержании вопроса, а также не более трех неточностей при аргументации своей позиции, неправильные, неаргументированные ответы на дополнительно заданные вопросы; 1 балл - полное нарушение логики изложения материала, систематическое использование разговорной лексики, допущение не более четырех ошибок в содержании вопроса, а также не более четырех неточностей при аргументации своей позиции, неправильные, неаргументированные ответы на дополнительно заданные вопросы; 0 баллов – полное отсутствие логики изложения материала, постоянное использование разговорной лексики, допущение пяти и более ошибок в содержании вопроса, а также пяти и более неточностей при аргументации своей позиции, полное незнание литературы и источников по теме вопроса, отсутствие ответов на дополнительно заданные вопросы. Оценивание задачи: 5 баллов – оформление решения задачи с выделением описательной (юридически значимые действия и события), мотивировочной (конкретные статьи нормативно-правовых актов) и резолютивной (принятое решение) частей, полные аргументированные ответы на все поставленные в задаче вопросы; 4 балла – незначительные погрешности в оформлении решения задачи, неполные (не полностью аргументированные) ответы на поставленные в задаче вопросы; 3 балла – существенные погрешности в оформлении решения задачи, ответы не на все из поставленных в задаче вопросов; 2 балла – оформление решения без выделения описательной, мотивировочной и резолютивной частей, неумение аргументировано объяснить предложенное решение, ответы не на все из поставленных в задаче вопросов; 1 балл – грубое нарушение логики при изложении решения, оформление решения без выделения описательной, мотивировочной и резолютивной частей, неумение аргументировано объяснить предложенное решение, ответы не на все из поставленных в задаче вопросов или неправильные ответы на все вопросы; 0 баллов – отсутствие решения задачи (отсутствие ответов на все из поставленных в задаче вопросов). Содержание дисциплины «Медицинское право» Тема 1. Понятие и система медицинского права. История становления юридической регламентации медицинской деятельности в России. Экономические, политические, идеологические и специальные гарантии охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Понятие, предмет и метод медицинского права. Медицинские правоотношения: понятие, виды состав. Система и источники медицинского права. Классификация источников медицинского права. Международные правовые акты, содержащие нормы по охране здоровья и предоставлению медицинской помощи. Медицинское право как учебная дисциплина и отрасль науки. Тема 2. Медицинское право в системе социального регулирования медицинской деятельности. Уровни социального регулирования медицинской деятельности. Соотношение норм морали, обычаев, корпоративных норм и норм права. Роль врачебной этики и деонтологии в общей структуре социального регулирования медицинской деятельности. Биоэтика как комплексная наука, занимающаяся вопросами медицины в ракурсе защиты прав человека. Основные принципы биоэтики. Комитеты по этике и их роль в принятии решения о биомедицинском исследовании. Тема 3. Правовые основы организации здравоохранения. Управление в сфере здравоохранения. Понятие здоровья и охраны здоровья граждан. Основные принципы охраны здоровья граждан. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Государственная, муниципальная и частная система здравоохранения. Полномочия федеральных органов государственной власти. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Компетенция органов местного самоуправления. Виды лечебно-профилактической помощи населению. Первичная медико-санитарная помощь. Скорая медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Формы и порядок ведения медицинской документации в лечебно-профилактических учреждениях. Организация страховой медицины. Обязательное медицинское страхование. Добровольное медицинское страхование. Права, обязанности и ответственность участников медицинского страхования. Тема 4. Правовое регулирование оказания платных медицинских услуг. Правовые основы оказания платных медицинских услуг. Принципы юридического обеспечения системы платных медицинских услуг. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения в системе оказания платных медицинских услуг. Юридическая регламентация ценообразования и заключения договоров на платные медицинские услуги. Договор на оказание платных медицинских услуг: понятие, содержание, существенные условия, форма. Тема 5. Права граждан в области охраны здоровья. Общая структура и классификация прав граждан в области охраны здоровья. Права граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Право граждан на медико-социальную помощь. Охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности. Права граждан в системе медицинского страхования. Права членов семьи. Права беременных женщин и матерей. Права несовершеннолетних. Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту. Права лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи. Права пациентов. Общие права пациентов. Информированное согласие на медицинское вмешательство: общие организационно-правовые вопросы, критерии правомерности, формы выражения. Врачебная тайна: понятие и медико-правовая значимость, субъекты сохранения и объект, случаи правомерности разглашения. Специальные права пациентов в отдельных направлениях медицинской деятельности. Защита прав пациентов. Юридический конфликт как основание для защиты прав пациента. Досудебный и судебный уровни защиты прав пациентов. Тема 6. Получение медицинской помощи в контексте реализации права человека на жизнь. Право на жизнь и медицинская деятельность: вопросы соотношения. Возникновение права на жизнь человека. Правовые проблемы аборта. Эвтаназия. Тема 7. Правовое регулирование проведения медицинских экспертиз. Экспертиза временной нетрудоспособности. Уровни экспертизы временной нетрудоспособности. Листок временной нетрудоспособности. Медико-социальная экспертиза. Виды учреждений медико-социальной экспертизы, их задачи, структура и полномочия. Основания и организационно-правовые принципы признания лица инвалидом. Военно-врачебная экспертиза. Категории годности к военной службе. Задачи военно-врачебных комиссий. Виды медицинского освидетельствования военнослужащих. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы: понятие, права и обязанности экспертов, виды экспертиз. Проведение патолого-анатомических вскрытий. Тема 8. Правовое регулирование донорства и трансплантации органов и тканей человека. Общие принципы правового регулирования трансплантологии. Современная нормативно-правовая база трансплантации органов и тканей человека. Условия и порядок трансплантации органов и тканей человека. Условия изъятия органов и тканей человека у живого донора для трансплантации. Правовые проблемы в сфере трансплантации и пути их решения. Трансплантация органов и тканей с использованием трупных трансплантатов. Определение момента смерти человека. Гарантии донора и реципиента. Правовое регулирование донорства крови и ее компонентов. Тема 9. Правовое регулирование репродуктивных технологий. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона. Искусственное прерывание беременности и медицинская стерилизация. Суррогатное материнство. Показания к суррогатному материнству. Правовые принципы осуществления суррогатного материнства. Проблемы искусственного оплодотворения и суррогатного материнства. Правовое регулирование медицинской генетики. Основные направления государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности. Понятие генной терапии. Правовые проблемы смены пола. Актуальные этико-правовые вопросы клонирования. Тема 10. Правовое регулирование проведения медицинских экспериментов. Современная нормативно-правовая база Российской Федерации по вопросам проведения медицинских (клинических) экспериментов. Условия правомерности проведения медицинских экспериментов с участием человека. Порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств и проведения биомедицинских исследований. Тема 11. Правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности. Правовое регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности окружающей среды, качества и безопасности пищевых продуктов. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Предупреждение распространения туберкулеза в Российской Федерации. Правовое регулирование в области предупреждения распространения заболеваний, вызываемых вирусом иммунодефицита человека (СПИД). Правовое регулирование психиатрической помощи. Общие вопросы юридического обеспечения психиатрии. Принципы оказания психиатрической помощи. Виды и порядок оказания психиатрической помощи. Организация телемедицины. Правовое регулирование лекарственного обеспечения. Государственное регулирование обращения лекарственных средств. Производство, изготовление и реализация лекарственных средств. Государственные гарантии доступности лекарственных средств. Тема 12. Особенности правового положения медицинских и фармацевтических работников. Право на занятие медицинской фармацевтической деятельностью. Клятва врача. Сертификат специалиста. Интернатура, ординатура, аспирантура. Лицензирование медицинской деятельности. Аттестация медицинских и фармацевтических работников. Допуск к медицинской деятельности лиц, получивших медицинскую или фармацевтическую подготовку в иностранных государствах. Условия и порядок занятия частной медицинской практикой. Право на занятие народной медициной (целительством): условия и порядок реализации, правовые проблемы. Особенности правового статуса лечащего и семейного врача. Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации. Особенности правового регулирования труда и пенсионного обеспечения медицинских и фармацевтических работников. Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников. Обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственных и муниципальных систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью. Тема 13. Правовая квалификация дефектов оказания медицинской помощи. Юридическая оценка неблагоприятных исходов лечения больных. Дефекты оказания медицинской помощи: понятие, виды. Врачебные ошибки: понятие, виды причины. Несчастные случаи. Экспертиза дефектов оказания медицинской помощи. Ятрогении: понятие, основные причины возникновения, классификация. Правовые проблемы ятрогений и пути их решения. Тема 14. Юридическая ответственность медицинских и фармацевтических работников за профессиональные правонарушения. Общие вопросы юридической ответственности медицинских и фармацевтических работников. Уголовная ответственность медицинских и фармацевтических работников за совершение профессиональных преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяния в медицинской деятельности. Отличие крайней необходимости от обоснованного риска. Классификация и виды преступлений, за которые медицинские и фармацевтические работники могут быть привлечены к уголовной ответственности. Понятие должностного лица в медицине. Гражданско-правовая ответственность в сфере медицинской деятельности. Разновидности вреда как результата противоправного медицинского вмешательства. Административная, дисциплинарная и материальная ответственность в сфере медицинской деятельности. План семинаров Пояснение: при подготовке к семинарским занятиям следует использовать сборник задач по медицинскому праву; базовые нормативные правовые акты, основную и дополнительную литературу, указанные в программе курса; иные нормативные правовые акты и литературу по курсу «Медицинское право». Семинар 1. Организация охраны здоровья граждан.
Семинар 2. Правовой статус медицинских работников. Ответственность в сфере медицинской деятельности.
Тематика контроля Примерный перечень тем курсовых и дипломных работ
Перечень вопросов к зачету
Учебно-методическое обеспечение дисциплины |
Программа по русскому языку 6 класс составитель: учитель русского... Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические... | Рабочая программа по мхк. 5 класс Пояснительная записка Составитель(и): учитель истории Дехтевич Д. И (высшая квалификационная категория) | ||
Пояснительная записка Статус документа Мхк рекомендованной Министерством образования рф, программы по мхк автор-составитель Г. И. Данилова (Москва, Из-во Дрофа,2010) | Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012... Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории | ||
9 класс Пояснительная записка Рабочая программа по информатике разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель... | 2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа по алгебре ориентирована... Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2009 г | Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся... Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2009 г | ||
Пояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту» Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина | Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся... ... | ||
Программа модуля «Стилистика» Направление: 050100 Педагогическое... Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк /сп | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Данная дисциплина относится к блоку дисциплин... Детская практическая психология. Дпп. Ф. 08 050703. 65 / Составитель Косарева Е. Ю | Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся... Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Муравина Г. К., Муравина К. С., Муравиной О. В., Дрофа.... | ||
Пояснительная записка Составитель: доктор юридических наук, профессор... России, их содержание, значение, системные связи в рамках отрасли и системы права | Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... |