Пояснительная записка Составитель





Скачать 277.23 Kb.
НазваниеПояснительная записка Составитель
страница1/2
Дата публикации15.04.2015
Размер277.23 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал

Государственного университета – Высшей школы экономики
Кафедра гражданского права и процесса

Учебная программа дисциплины

«Медицинское право»
Для направления 030501.65 Юриспруденция


Курс 4

Автор: Акулина Т.И., старший преподаватель





















Санкт-Петербург

2010
Пояснительная записка
Составитель:

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса

Акулина Татьяна Игоревна
Изучение специального курса медицинского права предусмотрено планом подготовки специалистов во многих юридических вузах. Будущий юрист должен быть знаком с основными положениями этой молодой, еще только формирующейся отрасли права и современными тенденциями ее развития. Поскольку медицинское право – комплексная отрасль права, успешность освоения курса во многом связана со знанием материала по теории государства и права, гражданскому праву, уголовному праву, административному праву, экологическому праву и другим отраслевым наукам. Особое внимание следует обратить на анализ таких основных понятий, как права пациента, здравоохранение, медицинская деятельность, медицинская помощь, медицинская услуга, врачебная тайна, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него, правовой статус медицинских работников, ответственность за причинение вреда здоровью.

Изучение курса медицинского права позволяет студентам приобрести навыки по определению особенностей медицинских правоотношений; врачебной этики, деонтологии и биоэтики; организации здравоохранения и медицинского страхования; порядка и условий оказания платных медицинских услуг; правового регулирования оказания отдельных видов медицинской помощи; правовой квалификации дефектов оказания медицинской помощи, а также других институтов медицинского права.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

1. Иметь представление:

- о сущности, понятии и системе законодательства о здравоохранении;

- об истории медицинского права и законодательстве о здравоохранении;

- о регулировании медицинских правоотношений в зарубежных странах.

2. 3нать:

- предмет и метод медицинского права;

- характеристики основных институтов медицинского права;

- федеральное и региональное законодательство, регулирующее медицинские правоотношения.

3. Уметь:

- самостоятельно разрешать практические ситуации, складывающиеся в области медицинских правоотношений;

- грамотно составлять документы в сфере медицинского права.

Данная программа предусматривает чтение лекций и проведение семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов, в том числе усвоение теоретического материала, подготовку докладов, решение задач.

Виды и формы контроля

Текущий контроль проводится в течение всего курса и учитывает посещение лекций и работу на семинарских занятиях

Итоговый контроль зачет.
Критерии оценки

Оценивание знаний студентов в рамках всех форм контроля проводится по 10-балльной шкале.

Семинары

Семинары проводятся в соответствии с тематическим планом курса. На каждом семинарском занятии обсуждаются вопросы и решаются задачи по теме семинара. К их обсуждению (решению) студенты должны готовиться дома, причем в письменной форме. Все письменные задания выполняются в отдельной (рабочей) тетради, которая проверяется преподавателем в начале каждого семинарского занятия.

В качестве ответов на отдельные вопросы студентам предлагается составить схемы и таблицы. Кроме того, на семинарах студенты учатся составлять различные медико-правовые документы.

По согласованию с преподавателем на лекционных или семинарских занятиях могут быть заслушаны доклады студентов с последующим их обсуждением. О теме доклада студент должен сообщить преподавателю не позднее, чем за неделю. Содержание доклада должно быть оформлено в виде реферата объемом не более 10 страниц (формата А4), включать в себя помимо основного текста титульный лист, содержание и список литературы.

Оценивание работы каждого студента производится преподавателем по возможности на каждом семинарском занятии. При выставлении оценки учитываются все виды заданий, выполненных (невыполненных) студентом в рамках подготовки к семинару. Полученные оценки заносятся преподавателем в рабочую ведомость и сообщаются студентам в конце семинарского занятия.

В случае пропуска одного или нескольких семинаров необходимо сдать на проверку преподавателю рабочую тетрадь со всеми выполненными письменными заданиями и быть готовыми к собеседованию по теме (темам) пропущенных семинарских занятий. Сделать это можно в часы консультаций преподавателя. В противном случае следует быть готовыми к дополнительным вопросам на зачете по всем пропущенным темам (независимо от вопросов в билете).
Зачет

Допуском студента к зачету является посещение лекционных и семинарских занятий (все пропущенные семинарские занятия должны быть отработаны). Зачет проходит в устной форме по билетам: студент должен ответить на один вопрос (на подготовку ответа отводится 10 минут) и решить одну задачу (на ее решение отводится 10 минут), аналогичную тем, которые решались на семинарских занятиях.

На зачете не разрешается пользоваться никакой литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами (при решении задачи допускается использование Закона РФ от 22 июля 1993 года № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», а также других специальных законов и нормативных правовых актов в сфере медицинской деятельности).

Студенты, отличившиеся посещением лекций, активной работой на семинарских занятиях и выступлением с докладом, по результатам текущего контроля могут быть освобождены экзаменатором от ответа на вопрос или от задачи, содержащихся в билете. Особо отличившиеся студенты могут быть освобождены от сдачи зачета с выставлением в экзаменационную ведомость оценки «отлично».

Оценивание ответа на зачете осуществляется следующим образом: вопрос и задача оцениваются по 5-балльной системе.

Оценивание вопроса:

5 баллов – логически и лексически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ, подкрепленный знанием литературы и источников по теме вопроса, умение отвечать на дополнительно заданные вопросы;

4 балла – незначительное нарушение логики изложения материала, периодическое использование разговорной лексики, допущение не более одной ошибки в содержании вопроса, а также не более одной неточности при аргументации своей позиции, неполные или неточные ответы на дополнительно заданные вопросы;

3 балла – существенное нарушение логики изложения материала, систематическое использование разговорной лексики, допущение не более двух ошибок в содержании вопроса, а также не более двух неточностей при аргументации своей позиции, неправильные ответы на дополнительно заданные вопросы;

2 балла - грубое нарушение логики изложения материала, систематическое использование разговорной лексики, допущение не более трех ошибок в содержании вопроса, а также не более трех неточностей при аргументации своей позиции, неправильные, неаргументированные ответы на дополнительно заданные вопросы;

1 балл - полное нарушение логики изложения материала, систематическое использование разговорной лексики, допущение не более четырех ошибок в содержании вопроса, а также не более четырех неточностей при аргументации своей позиции, неправильные, неаргументированные ответы на дополнительно заданные вопросы;

0 баллов – полное отсутствие логики изложения материала, постоянное использование разговорной лексики, допущение пяти и более ошибок в содержании вопроса, а также пяти и более неточностей при аргументации своей позиции, полное незнание литературы и источников по теме вопроса, отсутствие ответов на дополнительно заданные вопросы.

Оценивание задачи:

5 баллов – оформление решения задачи с выделением описательной (юридически значимые действия и события), мотивировочной (конкретные статьи нормативно-правовых актов) и резолютивной (принятое решение) частей, полные аргументированные ответы на все поставленные в задаче вопросы;

4 балла – незначительные погрешности в оформлении решения задачи, неполные (не полностью аргументированные) ответы на поставленные в задаче вопросы;

3 балла – существенные погрешности в оформлении решения задачи, ответы не на все из поставленных в задаче вопросов;

2 балла – оформление решения без выделения описательной, мотивировочной и резолютивной частей, неумение аргументировано объяснить предложенное решение, ответы не на все из поставленных в задаче вопросов;

1 балл – грубое нарушение логики при изложении решения, оформление решения без выделения описательной, мотивировочной и резолютивной частей, неумение аргументировано объяснить предложенное решение, ответы не на все из поставленных в задаче вопросов или неправильные ответы на все вопросы;

0 баллов – отсутствие решения задачи (отсутствие ответов на все из поставленных в задаче вопросов).

Содержание дисциплины

«Медицинское право»
Тема 1. Понятие и система медицинского права. История становления юридической регламентации медицинской деятельности в России. Экономические, политические, идеологические и специальные гарантии охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Понятие, предмет и метод медицинского права. Медицинские правоотношения: понятие, виды состав. Система и источники медицинского права. Классификация источников медицинского права. Международные правовые акты, содержащие нормы по охране здоровья и предоставлению медицинской помощи. Медицинское право как учебная дисциплина и отрасль науки.

Тема 2. Медицинское право в системе социального регулирования медицинской деятельности. Уровни социального регулирования медицинской деятельности. Соотношение норм морали, обычаев, корпоративных норм и норм права. Роль врачебной этики и деонтологии в общей структуре социального регулирования медицинской деятельности. Биоэтика как комплексная наука, занимающаяся вопросами медицины в ракурсе защиты прав человека. Основные принципы биоэтики. Комитеты по этике и их роль в принятии решения о биомедицинском исследовании.

Тема 3. Правовые основы организации здравоохранения. Управление в сфере здравоохранения. Понятие здоровья и охраны здоровья граждан. Основные принципы охраны здоровья граждан. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Государственная, муниципальная и частная система здравоохранения. Полномочия федеральных органов государственной власти. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Компетенция органов местного самоуправления. Виды лечебно-профилактической помощи населению. Первичная медико-санитарная помощь. Скорая медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Формы и порядок ведения медицинской документации в лечебно-профилактических учреждениях. Организация страховой медицины. Обязательное медицинское страхование. Добровольное медицинское страхование. Права, обязанности и ответственность участников медицинского страхования.

Тема 4. Правовое регулирование оказания платных медицинских услуг. Правовые основы оказания платных медицинских услуг. Принципы юридического обеспечения системы платных медицинских услуг. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения в системе оказания платных медицинских услуг. Юридическая регламентация ценообразования и заключения договоров на платные медицинские услуги. Договор на оказание платных медицинских услуг: понятие, содержание, существенные условия, форма.

Тема 5. Права граждан в области охраны здоровья. Общая структура и классификация прав граждан в области охраны здоровья. Права граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Право граждан на медико-социальную помощь. Охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности. Права граждан в системе медицинского страхования. Права членов семьи. Права беременных женщин и матерей. Права несовершеннолетних. Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту. Права лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи. Права пациентов. Общие права пациентов. Информированное согласие на медицинское вмешательство: общие организационно-правовые вопросы, критерии правомерности, формы выражения. Врачебная тайна: понятие и медико-правовая значимость, субъекты сохранения и объект, случаи правомерности разглашения. Специальные права пациентов в отдельных направлениях медицинской деятельности. Защита прав пациентов. Юридический конфликт как основание для защиты прав пациента. Досудебный и судебный уровни защиты прав пациентов.

Тема 6. Получение медицинской помощи в контексте реализации права человека на жизнь. Право на жизнь и медицинская деятельность: вопросы соотношения. Возникновение права на жизнь человека. Правовые проблемы аборта. Эвтаназия.

Тема 7. Правовое регулирование проведения медицинских экспертиз. Экспертиза временной нетрудоспособности. Уровни экспертизы временной нетрудоспособности. Листок временной нетрудоспособности. Медико-социальная экспертиза. Виды учреждений медико-социальной экспертизы, их задачи, структура и полномочия. Основания и организационно-правовые принципы признания лица инвалидом. Военно-врачебная экспертиза. Категории годности к военной службе. Задачи военно-врачебных комиссий. Виды медицинского освидетельствования военнослужащих. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы: понятие, права и обязанности экспертов, виды экспертиз. Проведение патолого-анатомических вскрытий.

Тема 8. Правовое регулирование донорства и трансплантации органов и тканей человека. Общие принципы правового регулирования трансплантологии. Современная нормативно-правовая база трансплантации органов и тканей человека. Условия и порядок трансплантации органов и тканей человека. Условия изъятия органов и тканей человека у живого донора для трансплантации. Правовые проблемы в сфере трансплантации и пути их решения. Трансплантация органов и тканей с использованием трупных трансплантатов. Определение момента смерти человека. Гарантии донора и реципиента. Правовое регулирование донорства крови и ее компонентов.

Тема 9. Правовое регулирование репродуктивных технологий. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона. Искусственное прерывание беременности и медицинская стерилизация. Суррогатное материнство. Показания к суррогатному материнству. Правовые принципы осуществления суррогатного материнства. Проблемы искусственного оплодотворения и суррогатного материнства. Правовое регулирование медицинской генетики. Основные направления государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности. Понятие генной терапии. Правовые проблемы смены пола. Актуальные этико-правовые вопросы клонирования.

Тема 10. Правовое регулирование проведения медицинских экспериментов. Современная нормативно-правовая база Российской Федерации по вопросам проведения медицинских (клинических) экспериментов. Условия правомерности проведения медицинских экспериментов с участием человека. Порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств и проведения биомедицинских исследований.

Тема 11. Правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности. Правовое регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности окружающей среды, качества и безопасности пищевых продуктов. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Предупреждение распространения туберкулеза в Российской Федерации. Правовое регулирование в области предупреждения распространения заболеваний, вызываемых вирусом иммунодефицита человека (СПИД). Правовое регулирование психиатрической помощи. Общие вопросы юридического обеспечения психиатрии. Принципы оказания психиатрической помощи. Виды и порядок оказания психиатрической помощи. Организация телемедицины. Правовое регулирование лекарственного обеспечения. Государственное регулирование обращения лекарственных средств. Производство, изготовление и реализация лекарственных средств. Государственные гарантии доступности лекарственных средств.

Тема 12. Особенности правового положения медицинских и фармацевтических работников. Право на занятие медицинской фармацевтической деятельностью. Клятва врача. Сертификат специалиста. Интернатура, ординатура, аспирантура. Лицензирование медицинской деятельности. Аттестация медицинских и фармацевтических работников. Допуск к медицинской деятельности лиц, получивших медицинскую или фармацевтическую подготовку в иностранных государствах. Условия и порядок занятия частной медицинской практикой. Право на занятие народной медициной (целительством): условия и порядок реализации, правовые проблемы. Особенности правового статуса лечащего и семейного врача. Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации. Особенности правового регулирования труда и пенсионного обеспечения медицинских и фармацевтических работников. Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников. Обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственных и муниципальных систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью.

Тема 13. Правовая квалификация дефектов оказания медицинской помощи. Юридическая оценка неблагоприятных исходов лечения больных. Дефекты оказания медицинской помощи: понятие, виды. Врачебные ошибки: понятие, виды причины. Несчастные случаи. Экспертиза дефектов оказания медицинской помощи. Ятрогении: понятие, основные причины возникновения, классификация. Правовые проблемы ятрогений и пути их решения.

Тема 14. Юридическая ответственность медицинских и фармацевтических работников за профессиональные правонарушения. Общие вопросы юридической ответственности медицинских и фармацевтических работников. Уголовная ответственность медицинских и фармацевтических работников за совершение профессиональных преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяния в медицинской деятельности. Отличие крайней необходимости от обоснованного риска. Классификация и виды преступлений, за которые медицинские и фармацевтические работники могут быть привлечены к уголовной ответственности. Понятие должностного лица в медицине. Гражданско-правовая ответственность в сфере медицинской деятельности. Разновидности вреда как результата противоправного медицинского вмешательства. Административная, дисциплинарная и материальная ответственность в сфере медицинской деятельности.
План семинаров
Пояснение: при подготовке к семинарским занятиям следует использовать сборник задач по медицинскому праву; базовые нормативные правовые акты, основную и дополнительную литературу, указанные в программе курса; иные нормативные правовые акты и литературу по курсу «Медицинское право».

Семинар 1. Организация охраны здоровья граждан.

  1. Понятие, принципы, задачи охраны здоровья граждан.

  2. Компетенция органов управления здравоохранением в Российской Федерации в области организации охраны здоровья граждан.

  3. Правовые основы организации медицинского страхования.

  4. Порядок оказания платных медицинских услуг.

  5. Виды лечебно-профилактической помощи населению.

  6. Права граждан в области охраны здоровья.


Семинар 2. Правовой статус медицинских работников. Ответственность в сфере медицинской деятельности.

  1. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью.

  2. Право на занятие народной медициной (целительством): условия и порядок реализации, правовые проблемы.

  3. Особенности правового статуса лечащего и семейного врача.

  4. Особенности правового регулирования труда и пенсионного обеспечения медицинских и фармацевтических работников.

  5. Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников.

  6. Уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и материальная ответственность в сфере медицинской деятельности.



Тематика контроля

Примерный перечень тем курсовых и дипломных работ


  1. Врачебная тайна: режим правового регулирования

  2. Режим ограничения прав граждан в сфере здравоохранения

  3. Компенсация морального вреда как способ защиты прав пациента

  4. Донорство крови: особенности правового регулирования

  5. Правовой режим лекарственных средств

  6. Договор оказания медицинских услуг в системе гражданско-правовых договоров

  7. Понятие и виды репродуктивных прав граждан

  8. Эвтаназия: за и против

  9. Реализация и защита прав несовершеннолетних пациентов

  10. Правовое значение и порядок определения смерти

  11. Особенности правового регулирования трансплантации органов и тканей человека

  12. Медицинская экспертиза: понятие, виды, режим правового регулирования

  13. Правовые аспекты реализации права на занятие частной медицинской деятельностью

  14. Гражданско-правовая ответственность исполнителя медицинских услуг

  15. Уголовно-правовая ответственность медицинских работников

  16. Проблемы правовой квалификации врачебных ошибок

  17. Международное сотрудничество в сфере охраны здоровья

  18. Правовой режим наркотических средств и психотропных веществ

  19. Правовое регулирование медицинской стерилизации

  20. Источники медицинского права

  21. Пациент: понятие, особенности правового статуса

  22. Правовые и этические проблемы искусственного прерывания беременности

  23. Суррогатное материнство: проблемы правового регулирования

  24. Проблемы защиты прав медицинских работников

  25. Иммунопрофилактика: режим правового регулирования

  26. Права и обязанности пациента

  27. Правовой статус семейного врача: перспективы развития

  28. Правовое регулирование страхования профессиональной врачебной ошибки

  29. Соотношение договорной и внедоговорной ответственности исполнителя медицинских услуг

  30. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания

  31. Правовой режим трансплантатов

  32. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений

  33. Правовой режим искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона

  34. Социальная и правовая защита медицинских работников

  35. Предпринимательская деятельность в медицине

  36. Биоэтика: понятие, принципы, проблемы

  37. Доктрина информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство

  38. Правовые проблемы, связанные с изменением пола человека

  39. Проблемы правового регулирования донорства репродуктивных органов

  40. Система здравоохранения Российской Федерации на современном этапе

  41. Правовое регулирование биомедицинских экспериментов

  42. Правовое регулирование обязательного и добровольного страхования в медицине

  43. Проблемы в правовом регулировании клонирования и генной инженерии (наследственные болезни, генетическая гигиена и т.д.)

  44. Телемедицина: вопросы правового регулирования.

  45. Правовое регулирование отношений, возникающих при оказании медицинской помощи при туберкулезе.

  46. Проблемы правового регулирования оказания медицинской помощи в связи с ВИЧ-инфекцией

  47. Правовое регулирование деятельности санитарно-эпидемиологической службы

  48. Правовые аспекты регулирования отношений, возникающих при нетрадиционных методах лечения (целительстве, знахарстве и т.д.)

  49. Правовое регулирование патолого-анатомических вскрытий



Перечень вопросов к зачету


  1. Понятие, предмет и методы медицинского права.

  2. Медицинские правоотношения: понятие, виды, состав.

  3. Система и источники медицинского права.

  4. Медицинское право как учебная дисциплина и отрасль науки.

  5. Уровни социального регулирования медицинской деятельности.

  6. Роль и значение врачебной этики и деонтологии в общей структуре социального регулирования медицинской деятельности.

  7. Понятие биоэтики и ее основные принципы. Комитеты по этике.

  8. Управление в сфере здравоохранения.

  9. Виды лечебно-профилактической помощи населению и порядок ее оказания.

  10. Организация страховой медицины.

  11. Правовые основы оказания платных медицинских услуг.

  12. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения в системе оказания платных медицинских услуг.

  13. Договор возмездного оказания медицинских услуг.

  14. Общая структура и классификация прав граждан в области охраны здоровья.

  15. Права граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья.

  16. Общие права пациентов.

  17. Права пациентов в отдельных направлениях медицинской деятельности. Защита прав пациента.

  18. Общие организационно-правовые вопросы информированного согласия на медицинское вмешательство (понятие, критерии правомерности, формы выражения). Отказ от медицинского вмешательства.

  19. Определение и медико-правовая значимость врачебной тайны (субъекты сохранения, объект, правомерность разглашения).

  20. Возникновение права на жизнь человека. Правовые проблемы аборта. Эвтаназия.

  21. Виды экспертиз в медицинской деятельности.

  22. Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная экспертиза, военно-врачебная экспертиза.

  23. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертиза. Правовое регулирование паталого-анатомического вскрытия.

  24. Трансплантация органов и тканей человека: правовые проблемы. Донорство крови и ее компонентов.

  25. Правовое регулирование оказания психиатрической помощи.

  26. Правовое регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

  27. Правовое регулирование иммунопрофилактики. Правовое регулирование в области предупреждения распространения туберкулеза.

  28. Правовое регулирование в области предупреждения распространения ВИЧ/СПИД. Правовое регулирование репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, суррогатное материнство, медицинская генетика, клонирование).

  29. Правовое регулирование проведения медицинских экспериментов. Правовое регулирование лекарственного обеспечения.

  30. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью (клятва врача, интернатура, ординатура, аспирантура, лицензирование, аккредитация).

  31. Право на занятие народной медициной (целительством). Особенности правового статуса лечащего и семейного врача.

  32. Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников. Обязательное государственное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения.

  33. Дефекты оказания медицинской помощи (несчастные случаи, врачебные ошибки, профессиональные преступления).

  34. Ятрогении (понятие, основные причины возникновения, классификация, правовые проблемы).

  35. Юридическая ответственность медицинских и фармацевтических работников за профессиональные правонарушения (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность).


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Составитель iconПрограмма по русскому языку 6 класс составитель: учитель русского...
Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические...
Пояснительная записка Составитель iconРабочая программа по мхк. 5 класс Пояснительная записка
Составитель(и): учитель истории Дехтевич Д. И (высшая квалификационная категория)
Пояснительная записка Составитель iconПояснительная записка Статус документа
Мхк рекомендованной Министерством образования рф, программы по мхк автор-составитель Г. И. Данилова (Москва, Из-во Дрофа,2010)
Пояснительная записка Составитель iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Пояснительная записка Составитель icon9 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель...
Пояснительная записка Составитель icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Составитель iconПояснительная записка Данная рабочая программа по алгебре ориентирована...
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2009 г
Пояснительная записка Составитель iconПояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся...
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2009 г
Пояснительная записка Составитель iconПояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту»
Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина
Пояснительная записка Составитель iconПояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся...
...
Пояснительная записка Составитель iconПрограмма модуля «Стилистика» Направление: 050100 Педагогическое...
Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк /сп
Пояснительная записка Составитель iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка Составитель iconПояснительная записка Данная дисциплина относится к блоку дисциплин...
Детская практическая психология. Дпп. Ф. 08 050703. 65 / Составитель Косарева Е. Ю
Пояснительная записка Составитель iconПояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся...
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Муравина Г. К., Муравина К. С., Муравиной О. В., Дрофа....
Пояснительная записка Составитель iconПояснительная записка Составитель: доктор юридических наук, профессор...
России, их содержание, значение, системные связи в рамках отрасли и системы права
Пояснительная записка Составитель iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск