Пояснительная записка
Статус документа
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне на основе программы по МХК рекомендованной Министерством образования РФ, программы по МХК автор-составитель Г.И. Данилова (Москва, Из-во Дрофа,2010)
Структура документа
Программа по МХК представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки пятиклассников, календарно - тематическое планирование уроков русского языка; рекомендации по оснащению образовательного процесса, методические приложения.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Раздел I. Пояснительная записка
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. Развитие творческих способностей учащихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. На уроках применяются средства ИКТ.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла. Специфика программы
Таким образом, учащиеся приобщаются к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формированию, через общение с искусством, «активно мыслящего мировоззрения». В результате изучения данных блоков тем учащиеся должны прийти к выводу, что человек является активным участником миротворения, от действий и образа жизни которого зависит конечный результат бытия и качество созданного им мира.
Древнейший пласт культуры характеризуется непосредственной связью искусства и мифологии, поэтому для изучения культуры Древнего мира были выбраны памятники, наиболее полно отразившие влияние на творческий процесс мифологического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни.
Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития — от первобытного мира до культуры XX века — дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения предельно полной картины культурного развития выбраны все наиболее значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Китай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.
Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Целью изучения дисциплины «Мировая художественная культура» является приобретение теоретических знаний; ознакомление с художественной культурой народов различных стран мира, различных эпох, расширение кругозора школьников в области истории искусств, приобретение новой информации.
Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников
реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполни- тельскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности. Изучение МХК — процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.
Место предмета в школьном учебном плане
В соответствии с учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях общего образования, изучается на базовом уровне в объёме 68 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.
В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
В программе 7 класса темы объединены в девять содержательных блоков. ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ ( 17 час.) :
1.В мире художественной культуры
Тема знакомит с современной классификацией видов искусства.
Соотношение понятий «цивилизация и культура»,
Что значит быть культурным и цивилизованным человеком сегодня.
|
|
| Единство мировой культуры, многообразие и национальная самобытность культуры.
|
2.Своеобразие литературных традиций.
В теме раскрывается понятие героического эпоса народов мира, истории его возникновения и развития. Учащиеся знакомятся с памятниками народного эпоса, главными темами и сюжетами произведений, художественными традициями эпоса. 3.Архитектура народов мира.
В теме подробно изучаются особенности храмовой архитектуры христианства, культовых сооружений ислама, традиционных буддийских храмов на примерах шедевров архитектуры. Так же рассматривается своеобразие жилищных построек различных народов мира, проводится творческая работа – конкурс на проект дома будущего. 4.Изобразительное искусство народов мира.
В теме раскрывается понятие героического эпоса народов мира, истории его возникновения и развития. Учащиеся знакомятся с памятниками народного эпоса, главными темами и сюжетами произведений, художественными традициями эпоса. 5.Декоративно-прикладное искусство.
В теме раскрываются многообразие ДПИ, история орнамента. Многообразие и самобытность изделий ДПИ, народных промыслов Росии. Русские народные игрушки ( Каргопольская, филимоновская, дымковская, семеновская и другие). ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ:(18 час.).
6.Праздники и обряды народов мира.
Тема изучает историю и традиции праздников и обрядов разных народов, классификацию праздников, подробно останавливаясь на религиозных праздниках мировых религий, а так же карнавальных праздниках в Венеции и Бразилии.
7.Театр народов мира.
Тема изучает истоки театрального искусства некоторых народов мира, оставивших яркий след в истории мировой культуры, наиболее значительные явления театрального искусства современности. С помощью виртуальных экскурсий учащиеся побывают в крупнейших музыкальных театрах мира, посетят представление кукольного театра и познакомятся с историей возникновения и развития кукольных театров в разных странах мира. 8.Музыка народов мира.Своеобразие музыкальной культуры.
Тема знакомит с разнообразными жанрами музыки: духовной музыкой православного и католического храма, церковными песнопениями на Руси, культовой музыкой ислама, культовой буддийской музыкой, а так же различными русскими народными песнями. Рассматривается вопрос о рождении американской музыки, истоках джаза и музыке в стиле кантри. 9.Самобытность танцевальной культуры.
Тема обращается к танцевальному искусству разных народов мира, знакомит с некоторыми танцами, выразившими характер народа и особенности его жизни. Учащиеся познакомятся с зажигательным танцем фламенко, классическим индийским танцем, ритуальными танцами народов Африки, а так же с танцами народов России.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Требования к уровню знаний В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Учебно-тематический план
№ уроков
|
Тема
Подтема:
| Количество часов
| Календарные сроки
(дата)
| Контроль знаний
(вид контроля)
| Практические работы, лабораторные работы
| Повторение на конкретном уроке
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 8
| 9
| 1. В мире художественной культуры
| 4
|
|
|
|
| 1
| Соотношение понятий «цивилизация и культура»
| 1
|
| Беседа
|
|
| 2
| Что значит быть культурным и цивилизованным человеком сегодня.
| 1
|
|
|
|
| 3
| Единство мировой культуры
| 1
|
| Сообщения учащихся
|
| Урок 1
| 4
| Многообразие и национальная самобытность культуры
| 1
|
| Сообщения учащихся
|
| Урок 2
| 2. Своеобразие литературных традиций
| 3
|
|
|
|
| 1
| Героический эпос народов мира
| 1
|
| Беседа, Сообщения учащихся
|
| Урок 3
| 2
| Герои и темы народного эпоса
| 1
|
| Беседа,
|
| Урок 4
| 3
| Шедевры народного эпоса
| 1
|
| Сообщения учащихся
|
| Урок 5
| 3. Архитектура народов мира
| 3
|
|
|
|
| 1
| Храмовая архитектура
| 1
|
| Сообщения учащихся
|
|
| 2
| Дом – жилище человека.(русская изба, инсулы, иглу, юрта, чум)
| 2
|
| Тест с выбором ответа Сообщения учащихся
|
| Урок 7, 8
| 4, Изобразительное искусство народов мира
| 3
|
|
|
|
| 1
| Древнерусская иконопись
| 1
|
| Сообщения учащихся
|
| Урок 7, 8
| 2
| Книжная миниатюра Востока
| 1
|
| Тест с выбором ответа
|
|
| 3
| Скульптура Тропической и Южной Африки
| 1
|
| Беседа
|
| Урок 11
| 5. Декоративно-прикладное искусство
| 5
|
|
|
|
| 1
| Традиции народного орнамента. Возникновение, ритм. Русский народный орнамент. Символика.
| 2
|
| Беседа,
|
| Урок 7, 8, 9
| 2
| Игрушки народов мира. Русская народная игрушка.(каргопольская, филимоновская, дымковская, семеновская)
| 1
|
| Сообщения учащихся
|
| Урок 13
| 3
| Художественные промыслы России
| 2
|
| Сообщения учащихся
|
| Урок 13, 14
| 4
| Повторительно-обобщающий урок
| 1
|
| Контрольная работа
|
|
| 6. Праздники и обряды народов мира
| 5
|
|
|
|
| 1
| Всякая душа празднику рада
| 2
|
| Беседа.Сообщения учащихся
|
|
| 2
| Религиозные праздники и обряды. Православные праздники, мусульманские праздники. Масленица(проводы русской зимы)
| 2
|
| Беседа, Сообщения учащихся
|
| Урок 18, 19
| 3
| Ах, карнавал! Удивительный мир…Происхождение карнавала. Бразильский карнавал.
| 1
|
| Беседа
|
| Урок 20, 21
| 7. Театр народов мира
| 3
|
|
|
|
| 1
| Идут по Руси скоморохи…
| 1
|
| Сообщения учащихся
|
| Урок 22
| 2
| Пекинская народная опера
| 1
|
| Беседа,
|
| Урок 23
| 3
| Искусство кукольного театра
| 1
|
| Сообщения учащихся
|
| Урок 24
| 8. Музыка народов мира
| 4
|
|
|
|
|
| Музыкальные инструменты народов мира
| 2
|
| Беседа. Сообщения учащихся
|
| Урок 26
|
| Музыка в храме
| 2
|
| Сообщения учащихся
|
| Урок 27
|
| Колокольные звоны Руси
| 1
|
| Беседа,
|
| Урок 28
| 9. Самобытность танцевальной культуры
| 4
|
|
|
|
| 1
| Радуга русского танца.Зоровод.Русские народные танцевальные традиции.
| 2
|
| Беседа, Сообщения учащихся
|
| Урок 26, 27
| 2
| Искусство индийского танца
| 1
|
| Беседа,
|
| Урок 30
| 3
| Страстные ритмы фламенко
| 1
|
| Тест с выбором ответа Сообщения учащихся
|
| Урок 31
| 4
| Под звуки тамтамов
| 1
|
| Сообщения учащихся
|
| Урок 32
| 1
| Обобщение
| 2
|
| Рефераты
|
| Материал за курс 8 класса
|
Перечень литературы и средств обучения
Учебники, по которым работают учащиеся
Данилова Г.И. Мировая художественная культура 7-8 класс. – М.: Дрофа,2011 -2012
Программа, по которой работает учитель
Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл./ сост. Г.И.Данилова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012 Список дополнительной литературы литературы:
Я познаю мир: Мировая художественная культура: Энцикл. / Е. Ю. Пархоменко. — М.: 000 «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: 000 «Издательство Астрель», 2003.
Карпушина С. В. , Карпушин В. А. Мировая художественная культура. Древний мир. 10 класс. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. В З ч. Ч. 2 л. г. Емохонова. — М.: Просвещение, 2011
Дмитриева НА. Краткая история искусств. Кн. 1—2. М., 1996.
CD-учебник Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура
Ушаков О.Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От истоков до XVII века; 10 кл. – Дрофа.2011
~ ~
|