Пояснительная записка. Статус документа





Скачать 218.57 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Статус документа
Дата публикации02.11.2014
Размер218.57 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.

2. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного)

общего образования) по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.

3. Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).

4. Примерной авторской (авт.-сост. Снежневской М.А / под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого.) программы основного общего образования по литературе..

Литература – базовая учебная дисциплина. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные

произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст, становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать стремлением каждого ученика. Это стремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость

активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.

Задачи обучения:

1.Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2.Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3.Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4.Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5.Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

6.Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7.Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации,

умения пользоваться различными видами чтения).

8.Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

--осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится  в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Формы организации учебного процесса:

    Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия.

Методы и приёмы  обучения:

обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;  

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- написание сочинений;

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов;

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 Виды деятельности учащихся на уроке:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

 

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.   Прогнозируемые результаты

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ


  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

  • Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:

  • Учебник: «Литература». Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для  общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы: О.М.Хренова, М.А.Снежневская.  М.: Мнемозина, 2007

  • Методическое пособие для учителя:

  • 1. Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс/ Н.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2009

  • 2. Амбушева, Т.М. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам)/ Т.М.Амбушева, - Волгоград: Учитель, 2009

  • Дополнительная литература для учителя:

  • 1. Картавцева, М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие/ М.И.Картавцева, - ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006

  • 2. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2011

  • 3. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007

  • 4. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

  • 5. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, - Белгород: ООО «Логия», 2004

  • Пособия для учащихся:

  • 1.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.

  • 2. Маранцман, В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов/ В.Г.Маранцман, - СПб.: Про свещение, 2004.

  • 3. Обернихина, Г.А., Соколова, Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов/ Г.А.Обернихина, Л.Э.Соколова, - СПб.: Просвещение, 2006.

  • 4. Зуева, Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник/ Т.В. Зуева, - М.: Просвещение, 2005.

  • 5. Шайтанов, И.О., Свердлов, М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы/ И.О.Шайтанов, М.И.Свердлов, -М.: Просвещение, 2006.

  • 6. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006

  • Оборудование: 

  • Альбомы по литературе для 6 класса.

  • Папки-накопители.

  • Комплект портретов русских писателей и писателей.


  • СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ№ 
    Наименование раздела, темы урока
    Содержание учебного материала(дидактические единицы)

    Требования к уровню подготовкив соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы МБОУ гимназии №1 г. Липецка

    1
    Введение.
    О главном в литературе. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте
    Человек как главный объект изображения в
    художественной литературе. О книге и чтении

    Обучающиеся должны знать: главное в литературе – человек, его внутренний мир.
    Обучающиеся должны уметь: пользоваться аппаратом учебника, составлять план текста.

    2-4.
    Внеклассное чтение
    Книги, прочитанные летом. Тема детства в произведениях А.Рыбакова, В.Каверина,
    В. Крапивина
    Нравственная проблематика произведений. Композиция произведений
    Обучающиеся должны знать: содержание самостоятельно прочитанных произведении.
    Обучающиеся должны уметь: пересказывать содержание 
    произведений; беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям, выделять смысловую структуру текста.

    5-15
    «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…»

    5
    Устное народное творчество
    О былине и её героях
    Былина как фольклорный жанр, былинный стих,
    построение былины, язык былины, постоянные эпитеты,
    гипербола
    Обучающиеся должны знать: содержание изученных произведений;
    художественные особенности былин, уметь работать с вопросами 
    после текста.
    6
    «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
    Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.
    Построение и язык былины. Былинный стих, гипербола, постоянные эпитеты

    Обучающиеся должны уметь: пересказывать содержание изученного
    произведения; беседовать по самостоятельно прочитанному тексту;
    исполнять произведения фольклора.

    7-8
    Из литературы Древней Руси.
    «Повесть временных лет» 

    Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
    Летописные жанры древнерусской литературы, их особенности.
    Обучающиеся должны знать: изученное произведение, особенности
    летописи.
    Обучающиеся должны уметь: определять жанры древнерусской
    литературы, пересказывать подробно и кратко тексты и фрагменты
    произведений, выразительно читать текст с учётом особенностей
    художественного произведения.
    9
    Повести о монголо-татарском нашествии. «Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат»
    Исторические события, отражённые в произведениях. Прославление
    патриотического подвига русских воинов 
    Обучающиеся должны знать: изученные произведения.
    Обучающиеся должны уметь: определять жанры древнерусской
    литературы, пересказывать подробно и кратко тексты и фрагменты
    произведений, выразительно читать текст с учётом особенностей
    художественного произведения.
    10
    Баллада как лиро-эпический жанр. Торжество добра и любви в балладе В.А.Жуковского «Светлана»
    Понятие о балладе. Фольклорная основа
    баллады. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы.
    Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл
    баллады
    Обучающиеся должны знать: изученное произведение, его
    особенности.
    Обучающиеся должны уметь:

    анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять план текста.
    11
    В.А. Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. Баллады И.В. Гёте, Ф.Шиллера
    Понятие о балладе. «Лесной царь». «Перчатка».
    О рифме и строфе

    Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их
    особенности.
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять
    тексты в жанре баллады.
    12
    Баллады А.Н.Майкова, А.К. Толстого
    Понятие о балладе. «Емшан». «Канут»
    О рифме и строфе

    Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их
    особенности.
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять
    тексты в жанре баллады.

    13
    Повторение изученного по теме «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
    Былина как фольклорный жанр, былинный стих,
    построение былины, язык былины, постоянные эпитеты,
    гипербола.Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
    Летописные жанры древнерусской литературы, их особенности.Понятие о балладе. Фольклорная основа баллады. Особенности балладного сюжета.
    О рифме и строфе

    Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их
    особенности.
    Обучающиеся должны уметь: пересказывать подробно и кратко тексты
    произведений, выделять смысловую структуру текста, анализировать язык, исполнять тексты, систематизировать знания, обобщать.

    14-15
    КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…» И ЕЁ АНАЛИЗ 
    16
    Внеклассное чтение 
    «Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь». Анализ повести Альберта Лиханова «Последние холода»

    Дети военного времени. Нравственная проблематика повести

    Обучающиеся должны знать: изученное произведение, его
    особенности.
    Обучающиеся должны уметь: анализировать текст
    произведения. 

    17-46
    «ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА»

    17
    Жизнь и творчество А.С. Пушкина 
    Детство поэта. Пушкин на юге. Вторая ссылка поэта. Михайловское. «Няне». Волнующая задушевность стихотворения

    Обучающиеся должны знать: биографические сведения о Пушкине, значение творчества поэта для русской и мировой культуры

    18-19
    Художественные особенности «Песни о вещем Олеге»
    Летописный источник и балладный характер песни.
    Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога
    Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи
    Обучающиеся должны знать: изученное произведение, его особенности, отрывок наизусть.
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведение, сопоставлять балладу с летописным источником, выразительно читать текст.

    20-21
    Зимние мотивы в поэзии А.С. Пушкина
    «Зимняя дорога». Зарисовки природы, передающие настроение поэта. «Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин
    Обучающиеся должны знать: наизусть изученные произведения, их особенности.
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведения, выразительно читать тексты.

    22
    Избранные страницы Пушкинской поэзии
    «Узник». «Цветок». «Туча»
    Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их особенности.
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведения, выразительно читать тексты.

    23
    Пушкин-прозаик. История создания и композиция романа «Дубровский»
    Мастерство Пушкина в создании ярких
    характеров героев, пейзажа, в восприятии быта и нравов. Интерьер и его роль. Авторская характеристика.
    Обучающиеся должны знать: изученное произведение, его особенности, роль интерьера, авторской характеристики в тексте.
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведения, выделять смысловую структуру текста, отдельные эпизоды, характеризовать героев.

    24
    Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский»
    Столкновение чести, достоинства независимой
    личности с произволом, деспотизмом, беззаконием. Характеристика героев

    Обучающиеся должны уметь: 

    характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды.

    25
    Владимир Дубровский в родительском доме
    Внутренний монолог. Диалог как средство обрисовки характеров героев и раскрытия их внутреннего мира. Характер Владимира Дубровского, композиционная роль данного персонажа в романе.
    Обучающиеся должны уметь: 

    характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды.

    26
    Владимир Дубровский в доме Троекурова
    Мотивы поступков В. Дубровского. Средства раскрытия характера В.Дубровского
    Обучающиеся должны уметь: 

    характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды, видеть роль отдельного эпизода в раскрытии характера персонажа.

    27
    Образ Маши Троекуровой. Финал романа «Дубровский». 
    Построение романа. Роль Маши в судьбе Владимира. «Дубровский» в искусстве. Картина В.В. Пукирева «Неравный брак»

    Обучающиеся должны уметь: 

    характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды, видеть роль отдельного эпизода в раскрытии характера персонажа, выявлять аналогии между персонажами художественного произведения и картинами известных художников
    28-29
    СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА30-31
    Внеклассное чтение Повесть А.С. Пушкина «Барышня — крестьянка»
    Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы 
    Обучающиеся должны уметь: 

    характеризовать героев, анализировать отдельные эпизоды, видеть роль отдельного эпизода в раскрытии характера персонажа.

    32
    Н.М. Языков – один из ярких поэтов пушкинской поры
    «Песня», «Пловец». Своеобразие лирики
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты.

    33
    М. Ю. Лермонтов. Личность поэта.
    Биографические сведения. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества
    Обучающиеся должны знать: биографические сведения.

    34-35
    Мотивы грусти, тоски, мятежности и одиночества в лирике Лермонтова
    «Парус». Обобщённый смысл стихотворения. Чувство одиночества и грусти. Сложности переживаний поэта. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании
    живописных картин.
    «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. 
    Аллегорический смысл стихотворения
    Обучающиеся должны знать: наизусть изученные произведения. 
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты.

    36
    Избранные страницы Лермонтовской поэзии
    «Казачья колыбельная песня», «На севере диком…», «Утёс». Трёхсложные размеры стиха
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты, определять стихотворные размеры.

    37
    Н.В. Гоголь. Личность и творчество
    Биографические сведения. История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Занимательность сюжетов повестей. Роль рассказчика
    Обучающиеся должны знать: биографические сведения, особенности творчества.

    38
    Сочетание реального и фантастического в повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»
    Повесть как жанр литературы. Сказочность повести
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведение, выделять смысловую структуру текста, выразительно читать текст.

    39
    Мотивы вольнолюбия в изображении персонажей повести «Майская ночь, или Утопленница»
    Ироническое изображение «власти». Поэтизация чистой, светлой любви. Картины народной жизни
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведение, выразительно читать текст.

    40
    Вн. чт. Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
    Система образов. Тема любви
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведение, выразительно читать текст.

    41
    С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня».
    Изменчивая картина зимнего дня.
    Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкие
    чувства природы. Особенности интонации
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать очерк как литературный жанр.

    42
    Мотивы родной природы в русской лирике
    Стихотворения В. А. Жуковского, Н. П. Огарёва, А.К. Толстого, А.А. Фета, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать лирическое произведение, видеть художественные детали, выразительно читать текст.

    43
    А.П. Чехов. Жизнь и творчество писателя
    Биографические сведения. Раннее творчество писателя. 
    Обучающиеся должны знать: биографические сведения, особенности раннего творчества.

    44
    Смешное в жизни и в литературе. Рассказы А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил»
    Приёмы создания комического эффекта в рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в юмористической обрисовке героев. Острота комического сюжета
    Обучающиеся должны знать:приёмы создания комического эффекта в рассказах, роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в юмористической обрисовке героев.
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать юмористическое произведение.

    45
    Повторение по теме «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»
    Биографии писателей. Художественные особенности изученных произведений
    Обучающиеся должны знать:биографии изученных авторов, художественные произведения.
    Обучающиеся должны уметь: 

    Анализировать лирические, прозаические, юмористические произведения, отдельные эпизоды, систематизировать знания, обобщать.

    46
    КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ«ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА»
    47-67
    НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТВОМ47
    Повесть В.Г.Короленко
    «В дурном обществе». 

    Факты биографии писателя. Вера писателя в человека. 

    Обучающиеся должны знать: биографические сведения.

    48-49
    Нравственная суть взаимоотношений героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» 
    Нравственная суть взаимоотношений героев. Труд в жизни детей. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования. Портрет
    литературного героя
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведение, видеть роль портретной характеристики в тексте.

    50
    Проблема нравственного выбора в рассказе Н.Д. Телешова «Домой»
    Переживания осиротевшего мальчика и мотивы его поведения.
    Человечность старика – каторжника. Роль пейзажа в рассказе.

    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведение, определять проблему текста, видеть роль пейзажа в рассказе.

    51
    Мотивы поступков и ответственности человека за них в рассказе А.Доде «Маленький шпион»
    Трагические последствия необдуманного поступка
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведение, определять проблему текста, характеризовать героев и объяснять их поступки. 

    52
    А.П.Платонов. Нравственная проблематика рассказа 
    «Песчаная учительница» 
    Труд как нравственная основа жизни.
    Самоотверженность, доброта, отзывчивость героини

    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведение, определять проблему текста, характеризовать героев и объяснять их поступки. 

    53
    Внеклассное чтение Рассказ А. П. Платонова «На заре туманной юности»
    Нравственная проблематика повести
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведение, определять проблему текста, характеризовать героев и объяснять их поступки. 

    54
    М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»
    Личность писателя. История создания сказки-были «Кладовая солнца». Особенности жанра
    Обучающиеся должны знать: биографические сведения, историю создания сказки-были «Кладовая солнца».

    55
    Образы Насти и Митраши в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
    Конфликт в художественном произведении. Характеристика литературного героя. Олицетворение. Особенности пришвинского пейзажа. Смысл названия сказки-были
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведение, выборочно пересказывать текст, характеризовать героев и объяснять их поступки. 

    56
    Образ весны в лирике русских поэтов
    Стихотворения И.Бунина, И. Северянина, А. Твардовского
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать пейзажную лирику, видеть художественные детали, находить средства художественной выразительности, выразительно читать тексты.

    57
    Роль смеха в рассказах М. М. Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя»
    Особенности рассказов М.М. Зощенко
    Обучающиеся должны знать: особенности рассказов М.М. Зощенко. 

    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать юмористические произведения, раскрывать внутренний мир литературного героя на основе средств изображения персонажа

    58
    Проблема ответственности человека за мир природы в рассказе Ю.М. Нагибина «Старая черепаха»
    Тема и идея художественного произведения. Средства изображения внутреннего мира человека в художественном произведении. Авторская позиция
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведение, формулировать тему и идею произведения, через сочувствие герою и постижение авторской позиции осознать ответственность человека за мир природы.
    59
    Внеклассное чтение. 
    Интегрированный урок. Песни Победы
    История создания песен. Авторы. Исполнители. Важность 
    слова в песнях в годы Великой Отечественной войны
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать лирические произведения, выразительно читать тексты.

    60
    Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»
    Личность и творчество В. Г. Распутина. Нравственная проблематика прозы В.Г. Распутина. История создания рассказа «Уроки французского»
    Обучающиеся должны знать: биографические сведения, историю создания рассказа «Уроки французского»

    61
    Уроки доброты и милосердия в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
    Понятия «духовная память», «духовный опыт», «ответственность за свои поступки», «самовоспитание». Рассказ и реальные события, положенные в его основу. Сопоставление отношения к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведение, формулировать тему и идею произведения.

    62
    Внеклассное чтение Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
    Нравственная проблематика рассказа
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведение, формулировать тему и идею произведения.

    63
    «До слёз теперь любимые места!..» Стихотворения Н. Рубцова о детстве, о родине
    Стихотворения «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои – скрип да скрип…», «Воробей»
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать лирические произведения, выявлять авторские чувства, выраженные в стихах, определять стихотворные размеры, выразительно читать тексты.

    64
    Мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев рассказа Дж. Олдриджа «Последний дюйм»
    Становление новых взаимоотношений героев в критической ситуации. Многозначность названия рассказа «Последний дюйм», его связь с идеей произведения
    Обучающиеся должны уметь: 

    анализировать произведение, объяснять композиционную роль пейзажа, замечать средства изображения героя: портрет, речь, внутренний монолог, осмысливать их значение для передачи внутреннего состояния персонажа, формулировать тему и идею произведения.

    65
    Повторение изученного по теме «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом»
    Биографии писателей. Художественные особенности изученных произведений
    Обучающиеся должны знать:биографии изученных авторов, художественные произведения.
    Обучающиеся должны уметь: 

    Анализировать лирические, прозаические, юмористические произведения, отдельные эпизоды, объяснять композиционную роль пейзажа, замечать средства изображения героя: портрет, речь, внутренний монолог, осмысливать их значение для передачи внутреннего состояния персонажа, формулировать тему и идею произведения, определять стихотворные размеры, систематизировать знания, обобщать.
    66-67
    КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТВОМ» И ЕЁ АНАЛИЗ
    68
    Резервный урок


    ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ1. Комплексная контрольная работа по теме «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
    2.Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

    3. Комплексная контрольная работа «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»
    4.Комплексная контрольная работа по теме «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом»
    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



    Наименование раздела

    Кол-во часов

    Из них уроки внеклассного чтения

    Из них контрольные мероприятия

    1

    Введение.О главном в литературе

    4

    3

    -

    2

    «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
    · Устное народное творчество
    · Из литературы Древней Руси
    · Баллады

    12

    1

    1

    3

    Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека
    · А.С. Пушкин
    · Н. М. Языков
    · М.Ю. Лермонтов
    · Н.В. Гоголь
    · С.Т. Аксаков
    · В.А. Жуковский
    · Н.П. Огарёв
    · А.К. Толстой
    · А.А. Фет
    · И.С. Никитин
    · А.Н. Плещеев
    · И.З. Суриков
    · А.П. Чехов

    30

    2

    2

    4

    Нравственная ответственность человека перед собой и обществом
    · В.Г. Короленко
    · Н.Д. Телешов
    · А. Доде
    · А.П. Платонов
    · М.М. Пришвин
    · И.А. Бунин
    · И. Северянин
    · А. Твардовский
    · А. Межиров
    · М Зощенко
    · Ю. Нагибин
    · В Распутин
    · Н. Рубцов
    · Д. Олдрижд

    21

    2

    1

    Итого

    68 часов



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Статус документа. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе следующих нормативных актов и документов методического...
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа №26»
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Ориентирована на учебник Бархударов С. Г., Крючков С. Е. и др. «Русский язык 9»М. «Просвещение» 2006-2008
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Авторы: В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина Москва «Просвещение», 2010 год
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализована на основе следующих документов
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка статус документа
...
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Настоящая программа по информатике и икт для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т е является инвариантным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск