Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия»





Скачать 101.45 Kb.
НазваниеРешение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия»
Дата публикации24.07.2014
Размер101.45 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Математика > Решение



Светлана Владимировна Будник, руководитель методического объединения учителей математики, учитель первой квалификационной категории.


Галина Константиновна Волкова, учитель химии

(первая квалификационная категория)


РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ. ПРОЦЕНТЫ.

(интегрированный урок «математика-химия» в 8 классе)
Форма урока: решение проблемного вопроса «Курить или жить?» при помощи решения задач, урока-беседы, обсуждения.

Место урока в учебном плане: итоговое повторение по математике за курс 6 класса.

Цель урока: восстановить и закрепить знания и умения решать текстовые задачи по теме «Проценты».

Задачи:

Обучающая: отработка практических навыков в вычислении процентов.

Развивающая: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Проценты», через решение задач с несформулированным вопросом развить творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества; учить учащихся корректировать свою деятельность в ходе урока; формировать умения четко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы.

Воспитывающая: содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о вреде курения и понятии «Здоровый образ жизни».

Оборудование урока: слайдовая презентация, печатные тексты.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

Сегодня на уроке мы займёмся решением задач на проценты, и у нас с вами будет не совсем обычный урок. Перед вами на листе бумаги жизненная ситуация, прочтите её и ответьте на вопросы.

Молодая жительница Тогура, назовём её Ольга, была как все: жила, училась, общалась со сверстниками, в 13 лет «чтобы чувствовать себя своей среди друзей» первый раз закурила. Прошло несколько лет, Ольга стала взрослым самостоятельным человеком, вышла замуж, искала хорошую работу, но в серьёзные организации требовались люди без вредных привычек. Физическое состояние Ольги становилось хуже, она задыхалась, её очень часто одолевал страшный кашель. Внешний вид Ольги тоже был не очень хороший: появился какой-то желтый налёт на зубах и на пальцах рук. Но вот когда у Ольги родился больной ребёнок, она решила обратиться к врачу, потому что стала чувствовать себя какой-то ущербной.

Отметьте в тексте:

1.Симптомы заболевания, которые наблюдались у Ольги.

2.Причины этого заболевания (обсуждение текста).

Учитель:

На уроке сегодня мы затронем тему «Курение». Да, одной из актуальных проблем нашего времени является курение. Курят мужчины и женщины, курят мальчики и девочки. Кто-то является активным (сам курит), а кто-то пассивным курильщиком. Так или иначе, все мы связаны с этой проблемой. Каждый, кто курит не один год, я думаю, понимает, насколько он вредит своему здоровью. Поэтому каждый из них рано или поздно встанет перед выбором: жить или курить. Хотя мы с вами не курим, и надеюсь, никогда не будем курить, попробуем сегодня тоже решить эту проблему «жить или курить?». Решая задачи на проценты и посмотрев химические опыты, попытаемся сделать правильный выбор. Какая же чаша весов перевесит?

II. Повторение ранее изученного.

1. Устный счёт.

Учитель:

Чтобы хорошо решать задачи и чувствовать себя уверенно нужно провести «зарядку ума» (учащиеся отвечают « цепочкой»). На слайде вы видите ряд чисел (дробей):

а) 0,5; 1/2; 0,17; 1,01; 2/5; 1/25; 3/4; 0,017. Подумайте, какое задание может быть спрятано за последовательностью этих чисел? Задание должно соответствовать теме нашего урока. Возможный ответ учащихся: выразить дроби в процентах.

б) 13%; 4%; 25%; 1,3%; 112%; 50,3%. Какое задание можно придумать для пункта б)?

Возможный ответ учащихся: Представить дроби в виде процентов.

в) Третье задание я продиктую сама.

Найдите 1%; 2%; 20%; 25%; 40%; 50%; 75%; 150% от 400. Постарайтесь выполнить это задание рациональным способом (ученики отвечают), как найти несколько процентов от числа? Повторим основные задачи на проценты: (слайды).

Перейдём к более серьёзным заданиям.

2. Решение задач.

У нас сегодня гости. Конечно, мы должны показать им всё своё мастерство и умение решать задачи, говорить правильно, чётко и понятно, при общении друг с другом вести себя тактично и воспитанно. Решаем задачи группой, верно решённые помечаем (+).

Очень большой вред здоровью приносит табачный дым. Он содержит очень много ядовитых веществ. Рассмотрим самые ядовитые из них, решив задачу №1:

В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ: синильной кислоты, табачного дёгтя, окиси углерода, полония-210, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет 1/2 часть никотина; табачного дёгтя в 7,5 раз больше, чем никотина, окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дёгтя, полоний-210 составляет 2/3 от количества окиси углерода.

Ученики решают задачу самостоятельно в группах, после один из них комментирует решение, а другие проверяют. Возможность заработать один «+»).

Учитель химии:

А теперь поговорим о веществах, которые входят в состав табачного дыма, ведь химия - наука о веществах и превращениях веществ (далее - выступления учащихся: 1,2,3,4 ученики)

1 ученик:

Никотин – один из сильнейших растительных ядов, он составляет основную часть табачного дыма. В чистом виде никотин представляет собой бесцветную маслянистую жидкость с неприятным запахом, горькую на вкус, легко растворимую в воде, спирте, эфире и поэтому легко проникающую через слизистые оболочки полости рта, носа, бронхов, желудка. Попав в организм человека, никотин блокирует сердечнососудистые и дыхательные центры в головном мозге. Сердце начинает работать в аварийном режиме, что приводит к тому, что кровеносные сосуды преждевременно изнашиваются, преждевременно стареет мышца сердца. Инфаркт миокарда среди курящих в 3 - 4 раза чаще, чем среди тех, кто не курит.

2 ученик:

Угарный газ (окись углерода), попав в организм, соединяется с гемоглобином крови, образуя стойкое соединение карбоксигемоглобин. Карбоксигемоглобин блокирует способность эритроцита соединяться с кислородом, в результате чего возникает кислородное голодание организма, в первую очередь мозга.

3 ученик:

На внутренней стороне трубки при курении накапливается коричневый налёт. Это табачный дёготь. Он образуется и при курении сигарет. Человек, который выкуривает ежедневно пачку сигарет, за год пропускает через лёгкие около 1,5 литра дёгтя. Учёные установили, что в состав табачного дёгтя входят различные вещества и смолы, способные вызвать злокачественные опухоли. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дёгтем, то на этом месте возникает раковая опухоль; при введении табачной смолы в трахею лабораторной крысы получают типичную раковую опухоль лёгкого.

4 ученик:

Радиоактивный полоний-210 даёт в год облучение 500 микрорентген, что соответствует второй степени лучевой болезни при одномоментном получении такой дозы.

Учитель химии:

Говорят:

«Когда я слышу – я забываю.

Когда я вижу – запоминаю,

Когда я действую – Я понимаю!»

Проведём несколько опытов, в которых участвуют продукты сгорания табака.

Опыт 1. Попробуйте поджечь в ложечке кусочек сахара. У вас ничего не получится: сахар будет плавиться, дымить, обугливаться, но не загорится. Если же на кусочек сахара поместить немного сигаретного пепла и поджечь, кусочек сахара загорит ровным синим пламенем.

Вывод: Пепел – катализатор, попадая в организм человека он увеличивает скорость химической реакции внутри тела человека, а так как табачный дым содержит вещества разрушающие, то увеличивается скорость разрушения самого организма.

Опыт 2. (обнаружение в табачном дыме синильной кислоты)

В две пробирки наливают NaOH + фенолфталеин, в обе опускают фильтры от сигарет, в одну – чистый, в другую – фильтр от использованной сигареты. Содержимое пробирок взбалтывают. Во второй пробирке исчезает окраска, появляется бурый цвет от растворения смол.

Вывод: В состав табака входят органические кислоты (среди них – синильная, ЯД). Многие из них хорошо растворимы в воде и легко проникают в организм.

Учитель:

Как вы думаете, люди начинают курить осознанно или большинство из них не задумываются над тем, для чего они курят и какие последствия ждут их после? Конечно же неосознанно. И это подтверждает небольшое исследование, жителям одной деревни задали вопрос: « Со скольких лет вы начали курить?» Опросили всего 139 человек. Вот его результаты:

Начали курить:

до 18 лет

в 18 – 25 лет

после 25 лет

76 человек

39 человек

24 человека


Какие вопросы можно составить по результатам этого опроса, чтобы получилась задача на проценты?

Предполагаемые вопросы учеников: Какой процент опрошенных начали курить до 18 лет? Какой процент опрошенных начали курить в 18 – 25 лет? Какой процент опрошенных начали курить после 25 лет?

Учитель:

Решим эту задачу следующим образом: 1 и 2 группы отвечают на первый вопрос, 3 – на второй, 4 – на третий вопрос.

Разрешите мне прочитать вам условие следующей задачи.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 33% детей и подростков в России являются постоянными курильщиками. Кроме того, 55% подростков подвергаются воздействию пассивного курения дома и 73% в общественных местах. В нашей школе 505 учеников. Выясните: 1.Сколько учеников нашей школы являются постоянными курильщиками? (1 группа). 2. Сколько учащихся подвергается пассивному курению? (2-3 группа). 3. Сколько учащихся подвергается пассивному курению в общественных местах? (4 группа).

Учитель:

Треть учеников школ не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.

Решив самостоятельно следующие две задачи, вы можете заработать два «+».

4. При проверке состояния здоровья группы учеников из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные – по 1заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному?

5. Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет? (проверяет учитель)

Учитель:

Вы все будущие мамы и папы. Какова будет судьба у вашего будущего ребёнка, если вы будете курить? Задача №6:

Средний вес новорожденного ребёнка 3кг 300г. Если у ребёнка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125 г, если курит мать – меньше на 300 г. Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если:

а) курит папа (1-2 группы);

б) курит мама (3-4 группы);

Ответ округлите до единиц.

Учитель:

Как вы думаете, только ли здоровью вредит курение? Из результатов опроса видно, что курение также вредит финансовому благополучию. Задача №7:

Исследование было проведено учёными Государственного университета штата Огайо. В ходе исследования была изучена информация более чем о 10000 граждан США старше 15 лет. Учитывая образ жизни, который обычно ведут заядлые курильщики, учёные пришли к выводу, что их годовой доход в среднем меньше дохода некурящих людей на 8400 долларов. Средний годовой доход некурящих людей составляет 135000 долларов. Поставьте вопрос к условию задачи и ответьте на него.

По словам учёных, пассивное курение не менее вредно, чем активное. Поэтому медики и политики стали задумываться о принятии необходимых мер, чтобы ограничить некурящих людей от воздействия токсичного табачного дыма.

Ученик 5:

Во Франции опубликован правительственный декрет, запрещающий курение в общественных местах. Начиная с 1 февраля 2007 года, запрещается курить в зданиях школ и других учебных заведениях, а также во всех медицинских учреждениях. В остальных учреждениях и публичных местах рекомендовано оборудовать хорошо вентилируемые помещения для курения. Запрет на курение в ресторанах, кафе, казино и дансингах вступил в силу несколько позже – с 1 января 2008 года. Нарушение запрета на курение будет караться штрафом, размер которого составит 75 евро для частных лиц и 150 евро для заведений, в которых было зафиксировано нарушение. - «Наши действия основываются на одном простом наблюдении: по данным статистики, ежегодно в нашей стране фиксируется 60 тыс. смертей, напрямую связанных с курением, и около 5 тыс. смертей, связанных с пассивным курением. Это совершенно неприемлемая ситуация с точки зрения охраны здоровья населения»,- сказал премьер-министр Франции Доминик де Вильпен.

Ученик 6:

Следует отметить, что в ряде стран введён запрет на курение в общественных местах. Например, такой запрет действует в Англии, в Ирландии, а также в некоторых районах Великобритании (в частности, в Шотландии). Не менее активно и жёстко борются с курильщиками в Калифорнии. Власти этого щтата первыми в США запретили курение в офисах, а в последствии – в барах и ресторанах. А в ближайшие три года вне закона будет объявлено курение в автомобилях, на общественных пляжах, парках и других местах, где до сих пор любители табака могли смолить в своё удовольствие.

По количеству мрачных прогнозов Всемирная организация здравоохранения сегодня не уступает Нострадамусу. В очередном докладе ВОЗ будущее видится сплошным кошмаром. Медики подробно объяснили, какие болезни выкосят человечество в ближайшие десятилетия. Смертность, связанная с употреблением табачных изделий увеличится с 5,4 млн. человек в 2005 до 8,3 млн. в 2030 году. Курение станет причиной каждой десятой смерти в мире.

Учитель химии:

Ежегодно в атмосферу выбрасывается

720т – синильной кислоты

384 000т – аммиака

108 000т – никотина

600 000т – дёгтя

550 000т - угарного газа

Учёные провели опыт – на тело курящего человека приложили несколько медицинских пиявок, как только он выкурил первую папиросу (сигарету) – пиявки отвалились в судорогах. Вывод: (дети высказывают свои суждения) – Яд!

ученикам даётся задание – написать синквейн «Сигарета» 10 мин., после послушать то, что написали ученики - например: Сигарета

Вредная неприятная

Дымит, пахнет, курит.

Я уже давно бросаю курить.

ЯД!

Учитель:

На этом у нас все задания закончились, мы ответили на поставленные вопросы и решили задачи на определение процента и процентного соотношения. А сейчас оцените свою работу. Для этого посчитайте, сколько процентов составляет количество правильно решённых вами задач.

Оцени свою работу:

от 81% до 100% - «5»;

от 61% до 80% - «4»;

от 41% до 60% - «3»;

меньше 41% - «2».

В самом конце урока запишем домашнее задание: найти материал о курении в справочниках и энциклопедиях, составить на основании этих данных 1 – 2 задачи.

Спасибо всем за урок! И окончательно, попрошу вас разноцветными флажками отметить свой выбор: «Жить или курить?» (учащиеся приклеивают свой флажок к выбранному слову).

Спасибо всем за урок!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconУрок математики в 6 классе. Проценты. Решение задач
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок беседа, обсуждение
Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconУрок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле....
Интегрированный урок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле. Решение математических задач"
Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconПояснительная записка Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты»
Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению...
Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconМетодическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач»
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение
Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одним их видов текстовых задач являются задачи на проценты. Как правило, такие задачи вызывают затруднения у учащихся. Решение задачи...
Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconРешение текстовых задач арифметическим способом
У урок-повторение пройденного материала «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Проценты. Задачи на проценты»
Урок разработан для учащихся 11 класса. Анализ диагностических работ показал и пробных егэ, что учащиеся еще не в полной мере освоили...
Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconКонспект урока по математике. 5 класс. Тема: «Решение задач на проценты»
Базовый учебник- математика. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд....
Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconМехнина Марина Владимировна Бушуева Валентина Степановна Интегрированный урок
Интегрированный урок (география -химия) по теме: "Горно-химическая промышленность Мурманской области"
Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconРешение текстовых задач по математике

Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconПрезентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация...
Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера....
Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Решение текстовых задач» до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов
Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня у нас урок по теме «Решение задач на проценты». Мы будем решать такие задачи, которые позволяют нам больше узнать о нашем...
Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconУрок математики в 5 классе по теме: «Проценты. Решение задач»
В развитых странах мира за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза. В нашей стране, наоборот, количество курящих...
Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconРешение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации...

Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» iconУрок математики в 5 классе по теме «Микрокалькулятор»
Характеристика темы урока: Данная тема в учебнике Виленкина Н. Я. и др. «Математика 6» рассматривается перед изучения темы «Проценты»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск