Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока»





Скачать 81.27 Kb.
НазваниеРешение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока»
Дата публикации27.05.2015
Размер81.27 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Биология > Решение
МБОУ «Школа 315», города Ачинска, учитель биологии

Бычинская Тамара Васильевна

Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока».
Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Сегодня на первый план выходят методы и приёмы обучения, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, умения видеть проблемы и искать пути их решения, ставить эксперимент и описывать методику его проведения. Все это помогает реализовать школьникам свои способности в обширном информационном пространстве, позволяет уйти от единообразия в обучении и в максимальной степени учитывать индивидуальные особенности детей. Учитель должен не только помочь учащимся в полной мере овладеть знаниями. Но и проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность и творческий потенциал.

На уроках биологии я использую приемы организации самостоятельной работы с текстом учебника.

У ребят развивается умение ориентироваться в учебнике, работать с его текстом, рисунками, схемами, самостоятельно оформлять результаты работы.

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ

  1. Работа с текстом учебника.

  2. Решением разнообразных задач - упражнений

  3. Самостоятельные работы, контрольные работы, биологические диктанты.

  4. Доклады, рефераты

  5. Выполнение индивидуальных и групповых заданий.

  6. Домашние наблюдения.

    • К примеру «Работа с текстом учебника».

При изучении темы «Пищеварение» по тексту предлагается ребятам в паре: 1) прочитать и понять текст учебника, 2) найти главные мысли и выполнить следующие задание.

1. Составить план прочитанного.

2. Заполнить таблицу.

Питательны вещества

Пищевые продукты

Функции питательных веществ












3. Выполнить упражнение: Используя, вопросы на запуск мышления проговорите друг другу.

    1. Какова роль пищеварительной системы в обмене веществ?

    2. Продукты, какого происхождения являются основными поставщиками углеводов и белков

    3. Человек использует диету, направленную на снижение белков в организме. К каким последствиям это приведёт?

    4. Как понимать слова: « Кушать надо со вниманием и удовольствием».

5. Почему лучше отдавать предпочтение растительным жирам, а не животным при приеме пищи?

6. Составьте рекомендации человеку, страдающему ожирением.
Внимательно прочитай текст «Мышечные ткани. Мышцы», выполни задания

Мышечные ткани. Мышцы.

Организм большинства животных и человека состоит из тканей – групп клеток и межклеточного вещества, сходного строения и выполняющих одинаковые функции.

Клетки мышечных тканей (миоциты, или мышечные волокна) содержат особые сократительные нити белковой природы - миофибриллы. Миофибриллы состоят из актина и миозина. Благодаря миофибриллам мышцы сокращаются (обладают свойством сократимости) и приводят в движение части тела. В миоцитах - очень много митохондрий.

Мышечные ткани бывают трёх видов: гладкая, поперечнополосатая скелетная, поперечнополосатая сердечная. Волокна гладкой ткани одноядерные веретёнообразной формы, сокращаются автоматически (помимо нашей воли), медленно. Они формируют стенки полых внутренних органов (желудка, кишечника, мочевого пузыря). Поперечнополосатые мышечные ткани состоят из вытянутых многоядерных клеток с полосатой исчерченностью. Могут иметь длину до 10 см. Из этих тканей состоят скелетные мышцы и стенки сердца соответственно. Сокращение этих тканей происходит быстро, а сердечная сокращается автоматически (как и гладкая ткань). Волокна сердечной ткани переплетаются.

Мышца состоит из мышечных волокон, объединённых в пучки и одетых соединительнотканной оболочкой. К мышце подходят нервы и кровеносные сосуды. Концы мышц крепятся к костям скелета с помощью сухожилий.
Задание№1. Работая в паре, сформулируйте и проговорите друг другу законченные по смыслу, однозначные высказывания.

А). Признаками тканей считаются наличие … … и …

Б). Большое количество митохондрий в мышечных волокнах объясняется тем, что …

В). Сердечные мышечные волокна работают слаженно, так как они …

Г). Из всех тканей только мышечная ткань выполняет функцию движения. Это возможно благодаря …

Д). Актин, миозин – это…
Правильные ответы:

А). Признаками тканей считаются наличие одинаковых клеток и межклеточного вещества

Б). Большое количество митохондрий в мышечных волокнах объясняется тем, что мышцам для движения необходима энергия, которая образуется в митохондриях

В). Сердечные мышечные волокна работают слаженно, так как они переплетаются друг с другом

Г). Из всех тканей только мышечная ткань выполняет функцию движения. Это возможно благодаря наличию миофибрилл - сократительных белковых нитей

Д). Актин, миозин – это органические белковые вещества.
Структурирование текста:
Заполните в таблице «Сравнительная характеристика мышечных тканей» графы, обозначенные числами 1 – 10. Таблицу не перерисовывайте. Запишите номер пропуска и содержание пропущенного элемента.


Признаки для сравнения

Поперечнополосатая скелетная ткань

1

2

Форма клеток

3

Вытянутые, переплетённые

веретёнообразные

Много ядер, много митохондрий, миофибриллы

Много ядер, много митохондрий, миофибриллы, длина до 10 см,

Много ядер, много митохондрий, миофибриллы

4

Свойства тканей

5

Сократимость

Автоматия

6

Скорость сокра-щения волокон

7

Очень быстро

медленно

8

9

10

Стенки полых внут-ренних органов (же-лудка, кишечника, мочевого пузыря)


Правильный ответ:
Сравнительная характеристика мышечных тканей.


Признаки для сравнения

Поперечнополосатая скелетная ткань

1-Поперечно-полосатая сердечная ткань

2-Гладкая ткань

Форма клеток

3-Вытянутые,

Вытянутые, переплетённые

веретёнообразные

Много ядер, много митохондрий, миофибриллы

Много ядер, много митохондрий, миофибриллы, длина до 10 см,

Много ядер, много митохондрий, миофибриллы

4- Одно ядро, много митохондрий, миофибриллы

Свойства тканей

5- Сократимость


Сократимость

Автоматия

6-Сократимость

Автоматия

Скорость сокращения волокон

7- Быстро

Очень быстро

медленно

8- Местонахождение в организме человека

9- скелетные мышцы

10 – сердечная стенка

Стенки полых внутренних органов (желудка, кишечника, мочевого пузыря)


При закреплении темы «Деление клетки. Митоз» предлагаю учащимся, работая в паре заполнить клише:
Задание. Работая с напарником, вставьте и обсудите подходящие по смыслу пропущенные слова так, чтобы получился текст:

В ходе митоза из одной материнской клетки образуются ……дочерних клетки. Дочерние клетки получают столько хромосом, сколько их было в …. клетке. Сохранение постоянства числа хромосом возможно благодаря процессу ... ДНК. Этот процесс происходит во время …. В процессе митоза … признаки вида.

Правильный ответ:
В ходе митоза из одной материнской клетки образуются ……(2).. дочерних клетки. Дочерние клетки получают столько хромосом, сколько их было в ….(материнской) клетке. Сохранение постоянства числа хромосом возможно благодаря процессу ... (удвоения, или редупликации) ДНК. Этот процесс происходит во время ….(интерфазы). В процессе митоза … (сохраняются) признаки вида.
При работе с текстом на понимание прочитанного учащимся предлагаю дописать клише. К примеру:

№30стр.148-150 Ланцетник примитивное хордовое животное.
Задание. Обсудите друг с другом и допишите предложения о приспособлениях ланцетника:
1. Быстро плавать в воде ланцетнику помогают …. (назовите три особенности)

2. Органами водного дыхания являются ……

3. Ланцетник незаметен на фоне дна моря, так как ….

4. Быстро зарываться в песок животному помогают развитые …..

5. Щупальца помогают ланцетнику….
Работа с рисунками:

В своей практике использую работу с рисунками учебника, в них наглядно отображается содержание текста, они дополняют и конкретизируют его. Работа с рисунками учебника позволяет включать учащихся в разнообразную познавательную деятельность.

К примеру:

Задание. Расшифруйте обозначения на рисунке и проговорите в паре. Составьте по рисунку рассказ, проблемный вопрос.

1. Как смогли выжить и не погибнуть такие древние организмы как ланцетники, ведь вокруг столько много врагов?

2. Почему ланцетника относят к категории промежуточных форм? Приведите не менее 2-ух доказательств.


Решением разнообразных задач - упражнений

При решении задач у учащихся развиваются мыслительные операции такие как:

1. сравнение

2. анализ

3. классификация

4. доказательство.

К примеру:

Задание. Даны объекты живой природы – вирусы, бактерии, грибы, растения, животные. Проговорите и объясните друг другу, кто в ком паразитирует.
Все виды работы с учебником направлены реализацию учебных и воспитательных задач курса, на развитие мыслительной деятельности, самостоятельности и формирование различных умений учащихся.

Для успешной реализации этих задач в практической деятельности использую в оптимальном сочетании различные организационные формы, различные речевые фазы – основной упор делаю на организованный диалог. Планирую уроки с учетом фаз процесса усвоения: припоминание, восприятие, осознание, осмысление изученного материала.

Данная деятельность позволяет моему каждому ученику быть включенным в учебно – познавательную деятельность и достигать в ней результатов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconТема: Число 10
Цели урока: ввести число 10, рассмотреть состав числа 10; закрепить изученные приёмы решения текстовых задач; развивать речь, память,...
Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconРешение текстовых задач по математике

Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconПлан карта работы коллектива школы по проблеме «Оптимизация современного...
План – карта работы коллектива школы по проблеме «Оптимизация современного урока»
Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconМетодическая разработка урока по алгебре в 9 классе Тема: ««Решение...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Среднетатмышская общеобразовательная средняя школа» Канашского района Чувашской...
Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Решение текстовых задач» до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов
Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconРабота учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
«Развитие творческого мышления младших школьников через решение задач разными способами на уроках математики»
Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconРешение текстовых задач арифметическим способом
У урок-повторение пройденного материала «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconМетодическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач»
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение
Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconРешение заседания
Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей
Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconРешение кафедры
Создание текстовых документов. Общие сведения о текстовом процессоре Microsoft Word. Приемы работы с текстами в процессоре Microsoft...
Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconРешение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия»
...
Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconРешение текстовых задач, как разновидность свободного мышления школьника
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconРешение задач егэ по теме «Углы между прямыми»
Тип урока: решение задач (урок проводится в рамках уроков выделенных на подготовку к егэ.)
Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconУрока: повторение и систематизация знаний изученного
Развитие интереса к математике через решение старинных задач; учить видеть связь между математикой и окружающей жизнью
Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconУрок математики в 6 классе. Проценты. Решение задач
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок беседа, обсуждение
Решение текстовых задач на уроках биологии через приемы организации «Оптимизация современного урока» iconПрезентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация...
Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск