Скачать 1.15 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю: зав.кафедрой _______________________ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_29» _августа___2013 г. Программа модуля ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность (направление подготовки): Дизайн Профиль: дизайн Квалификация: бакалавриат Кафедра Истории, философии и культурологии Составитель: канд. культ., доц. Смирнов А.Г. Москва-2013
Представляемый интегрированный курс состоит из ряда культурологических дисциплин, связанных с анализом развития мировых культур и цивилизаций, российской культуры и искусства. Следует подчеркнуть, что ключевой проблематикой курса является рассмотрение прошлого и настоящего российской истории, культуры, искусства в масштабном контексте эволюции мировых культур и цивилизаций. Такие интегрированные курсы для подготовки высококвалифицированных специалистов, где органически взаимоувязаны различные проблемно-дисциплинарные, содержательные и методические аспекты, ныне широко апробируются в мировой практике высшей школы, ибо они позволяют эффективнее достигать образовательных целей, добиваться мировоззренческих эффектов, лучше решать профессионально-обучающие практические задачи. 2.Основные цель и задачи курса Цель интегрированного курса: - сформировать в сознании студенческой аудитории адекватные представления, теоретические знания, символические образы, которые касаются, с одной стороны, исторического развития отечественной культуры, с другой, эволюции мировых культурно-цивилизационных систем; повысить уровень культурно-мировоззренческой компетенции в этих вопросах; научить использовать эти знания и компетентностные навыки в профессиональной деятельности, в личной жизни, исходя из уважения к многообразным этно-национальным формам мировой культуры, а также из понимания своего неразрывного единства с российской культурой. Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей: - анализируются историко-социальные и духовные закономерности развития мировых культур, этно-национальных культур и локальных цивилизаций; - рассматриваются общечеловеческие черты, а также самобытные и специфические особенности культурно-исторического развития России; - раскрывается высокий духовный потенциал российской цивилизационной системы, который формировали наши предки и наращивают живущие ныне поколения граждан России, в том числе молодежь. 3.Обоснование необходимости данного курса для будущих специалистов высокой квалификации социально-гуманитарного профиля. Данный курс задумывался и разрабатывался авторами на основе проблемно-инновационных подходов к его тематике и содержанию. Об этом свидетельствует, прежде всего, масштабный междисциплинарный синтез представленного исторического и современного материала, что позволяет нацелить чтение курса на пробуждение у студентов самостоятельного исторического мышления, на формирование мировоззренческой компетентности применительно к современным проблемам межкультурного и межцивилизационного взаимодействий, а также активной гражданской позиции в понимании родной культуры. В учебном курсе задействованы разноплановые фактологические и обобщающие материалы; концептуальная основа курса пронизана актуальными смысловыми поворотами; теоретические единицы анализа и мировоззренческие оценки позволяют рассматривать содержательные направления курса сквозь призму мировых глобальных процессов и россиеведческих проблем. В Целом эти качества задействованы с тем, чтобы пробудить у аудитории историческую память, укрепить у студентов чувство культурно-национальной идентичности, вызвать живой интерес к состоянию отечественной культуры, особенно ее духовных областей и практических форм (морали, религии, искусства, многообразных форм профессиональной культуры, культуры мышления и др.). Указанные характеристики представляемого курса приобретают профессиональную значимость для каждого отечественного специалиста в области социально-гуманитарных проблем. В противовес духовной дезориентации, моральному безразличию, материально-потребительским ориентациям, распространенным в современном обществе, курс активно мотивирует студентов выработать продуманные позиции по сложным мировоззренческим проблемам современного мира, по вопросам разработки адекватной стратегии развития российского культуры в новом столетии. Без такого выбора молодыми поколениями ответственных позиций наше общество не сможет ни на шаг продвинуться в преодолении тех кризисных процессов, которые охватывают сегодня не только Россию, но и многие государства, казавшиеся до этого вполне развитыми и благополучными. Фундаментальные историко-гуманитарные знания, культурно-мировоззренческая компетентность, которые освоят или сформируют у себя студенты на базе данного курса, дадут им возможность успешно освоиться в своей будущей профессиональной деятельности, где бы они ни стали работать – в области политической практики или социальных отношений, в педагогике или в процессе организации работы с молодежью, в правовой сфере или в искусстве. Требования к уровню освоения дисциплины В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны: Знать: - важнейшие понятия, тематику курса, теоретические основы данной дисциплины; - культурные признаки, свойства поведения, духовные ценности, характерные для представителей разных цивилизаций; - место и роль истории культур и цивилизаций в контексте профильных дисциплин культурологического цикла Уметь: - различать в истории и в современном мире важнейшие цивилизационные системы; - видеть в свете культурологического подхода проблематику современной культуры, своей этно-национальной культуры, а также межкультурных и межконфессиональных взаимодействий в условиях глобального мира. - использовать основные приемы культурологического анализа в исследовании культур в синхронном и диахронном аспектах; - анализировать художественные произведения в контексте определённого исторического этапа развития рассматриваемой национальной культуры; Владеть: - методами самостоятельной работы с литературой по специальности; - навыками раскрытия духовно-нравственного смысла произведений мирового искусства, его связи с традиционной культурой определённого региона; - приёмами культурологического анализа важнейших сфер и областей социокультурной практики, включая практику массовой культуры и информационно-коммуникативного взаимодействия. Объем в ЗЕ: 3 кредита Время изучения: курс 1 семестр 1 Взаимосвязь с другими модулями: Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: История философии. Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): К.1. Знание основных этапов развития мировой и отечественной культуры и их важнейших характеристик, взаимосвязей культур в синхронном и диахронном аспектах. К.2. Понимание специфики ведущих мировых культур («мёртвых» и «живых») в социально-политической, экономической, семейной, художественно-эстетической сферах деятельности. К.3. Понимание смысловых и ценностно-мировоззренческих доминант, определяющих специфику, основные характеристики ведущих мировых культур и цивилизаций. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: Понимание специфики своей профессии в контексте развития отечественной истории и культуры, а также тенденций современной мировой динамики. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Содержание модуля преимущественно распределено между лекционной и практической частями по принципу дополнения, когда практические занятия не дублируют лекции. Аудиторная работа предполагает следующее сочетание: - традиционные формы обучения (лекции, семинары, доклады и т.д.); - активные методы обучения (проблемные лекции, дискуссии, круглый стол); - формы обучения с использованием технических средств / информационных технологий (мультимедийные лекции, видеоматериалы, презентации); - самостоятельная работа студентов, включающая самостоятельное освоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к семинарским занятиям, текущему / рубежному и итоговому формам контроля и т.п. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: устный и письменный опрос, тестовые задания (с однозначными и многозначными видами ответа, с установлением последовательности). 2 уровень сложности: конспектирование, аннотирование, реферирование, тезирование. 3 уровень сложности: историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе, обучающие упражнения (имитация поведения в конкретных ситуациях межцивилизационных взаимодействий). Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер 2. Объем модуля и виды учебной работы Очная форма обучения
3. Содержание модуля / дисциплины 3.1. Разделы модуля / дисциплины и виды занятий Очная форма обучения
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
3.2.1. Тематический план лекций для очной формы обучения Раздел 1. «Российская культура и искусство» - объект изучения и учебная дисциплина Тема 1. Введение в дисциплину «Российская культура и искусство». Место дисциплины в контексте теоретических представлений о мировой культуре и локальных цивилизациях. Раскрытие российской культуры и искусства с позиций историко-культурологического подхода и теории цивилизаций; ее их роль в интеграции северной и центральной части евразийского материка; их промежуточное положение между Востоком и Западом. Системный, целостный, преемственный характер русской/российской культуры на протяжении тысячелетнего периода. Основные аспекты, категории анализа, признаки российской культуры. Варианты ее исторической периодизации. Анализ расширения ее территорий (многообразие форм вмещающего ландшафта, широкий диапазон гео-климатических условий жизни народов России, их традиционные хозяйственные занятия, освоение разнообразных форм экономической практики и др.). Этнические корни и этно-национальный и социальный состав российской культуры; развитие государственно-политической и военной практики; межэтнические взаимодействия внутри российской культуры и с зарубежными культурами и цивилизациями; созревание цивилизационного характера российской культуры и искусства; традиционные религии; разновидности формы искусства и художественной культуры; научная деятельность; система образования; быт и семейные отношения у российских народов; современные каналы связи и система интерактивных коммуникаций. Отечественные и зарубежные исследователи о сущности русской и российской культуры (Хомяков, Данилевский, Леонтьев, Сорокин, Шпенглер, Тойнби, Шубарт, исследователи русского зарубежья, советские и современные авторы). Теоретическая и учебная литература о российской культуре и искусстве. Раздел 2. Древнерусская культура и искусство Тема 2.1. Русская языческая культура. Языческий период. Этнические истоки и типологические качества культуры восточных славян, позже ставших русскими. Территория обитания, города. Особенности взаимодействия вост. славян/русских на своей земле с другими народами (угро-финами, балтскими племенами). Неоднозначные результаты взаимодействия со степняками-кочевниками на окраинах. Взаимодействие русских с народами центральной, Западной Европы, с Византией, с представителями арабо-мусульманского мира. Традиционные хозяйственные занятия русских. Городская культура. Ведущие сословия и группы русского общества. Умение воевать и защищать себя от врагов. Родо-племенной и семейный уклад; русский быт, одежда, кухня, привычки. Языческая мифология, народное русское искусство. Роль дохристианского искусства в дальнейшем развитии отечественной художественной культуры. Интерес современной российской молодежи к языческой культуре и языческому мировоззрению (неоязычество). Тема 2.2. Освоение христианского мировоззрения в Киевской Руси Русская культура после принятия христианства (Киевский период). Основные фазы и формы освоения христианской культуры – от язычества к Святой Руси; зарождение русских монастырей и христианской литературы. Значение летописного дела в монастырях. Изменение характера взаимодействий с Византией (заимствование культуры государственного и городского строительства, высоких моральных норм, религиозных обрядов и уклада жизни, специфических форм духовного опыта, религиозного искусства, определенных жанров светского, авторского искусства). Взаимосвязь христианской веры и христианской эстетики. Сакральное зодчество; храм как синтез искусств (архитектура, фресковая живопись, иконопись, мозаика, декоративно-прикладное искусство, церковная музыка). От византийского правового наследия к созданию русской правовой культуры («Русская правда»). Обретение русскими христианского высоких смыслов бытия: внесение в жизнь Божией Правды, проблема личного и народного спасения («Слово о Законе и благодати» Мирт. Илариона) и др. Важнейшие княжества и земли Киевской Руси; усобицы между русскими князьями, ослабление светской власти. Основные региональные культуры – удельная Русь. Художественные школы Новгорода, Владимиро-Суздальской Руси: самобытность и культурная преемственность архитектуры и изобразительного искусства. Военные столкновения русских с представителями кочевых культур и культур Запада (Тевтонский орден). Усиление идеи о гибели Руси. Образ русской земли в «Слово о полку Игореве». Тема 2.3. Развитие русской культуры в условиях ее зависимости от монгольского империи. Покорение русских земель монгольским военно-кочевым государством (показать на карте территориальные границы Древней Руси и завоеванные территории монголов). Погром русской культуры (разоренные опустевшие города, гибель или пленение русских людей, вассальная зависимость власти князей от ордынских баскаков, данничество и т.п.). Длительность татаро-монгольского ига и его тяготы. Утрата русскими землями многих прежних связей с народами Западной Европы и с Византией. Значение политики Александра Невского: военные победы над немецкими и шведскими рыцарями, договорные отношения с Ордой. Формирование в княжеской среде, в разных слоях населения новых черт народного характера, убеждений о необходимости консолидации русских земель против монголов. Постепенное политическое и экономическое возвышение Москвы; консолидация вокруг московского княжества русских земель. Значение православной веры и церкви в организации и поддержке русского духа. Процессы взаимодействия между русской земледельческой культурой и кочевой (поначалу языческой) культурой монголов. Принятие многими воинами Золотой Орды ислама. Начало сосуществования православия и ислама на Руси. Неодинаковые позиции современных отечественных теоретиков относительно процессов и итогов взаимодействия указанных двух культур. Данные об отдельных заимствованиях русскими достижений монгольской культуры (привыкание к освоению обширных степных пространств, стремление к централизованной государственности с режимом по типу восточной деспотии, освоение достижений военной культуры монголов, знакомство с переписью населения и др.). Отсутствие русских заимствований у монголов в области семейно-бытовых отношений, религии, искусства. Отражение в русском фольклоре монгольского периода трудностей подневольной жизни под игом завоевателей. Летописные и литературные произведения о событиях и особенностях жизни в период ордынской зависимости. Тема 2.4. Укрепление русской культуры в условиях Московской Руси-России. Ослабление власти Золотой Орды и усиление Московского княжества. Победа русского воинства под началом Дмитрия Донского на Куликовой битве - свидетельство зарождения национального самосознания русского народа. Последующее освобождение древне-русских земель и окраинных городов из-под ордынского влияния. Московское царство – Россия под началом самодержавного царя. Иван III как политический и духовный преемник византийского государственного наследия. Совершенствование русской военной и государственно-правовой культуры (Судебник). Расширение территории русского царства и роль в этих процессов войн Ивана IV. Смута и роль в ее углубление народов Западной Европы (поляков, шведов и др.). Преодоление Смуты в начале ХVII в. Присоединение территорий Сибири, Украины. Восстановление государственных связей с государствами и городами Западной Европы. Знакомство представителей высших кругов России с достижениями западной государственности, военного дела, образования, культуры. Единство и усложнения русской культуры до XVII в. (направления хозяйственной культуры, общий уклад и быт; «Домострой», одинаковое понимание государственных интересов). Значение православных религиозных ценностей в интеграции населения страны, включая иноверческое. В конце XVI-на протяжении XVII вв. дифференциация социальной структуры общества: усиление крепостных тенденций по отношению к земледельческому населению; появление новых страт и новых русских субкультур-субъэтносов (казаки, украинцы, белорусы, народы русского севера, старообрядцы и др.); вхождение неславянских этносов в русскую государственную систему (тюркоязычные народы, языческие народы Сибири и др.). Формирование ведущих тенденций в межэтнических и межконфессиональных отношениях в московском государстве. Церковно-приходская жизнь, монастырская практика, влияющие на все стороны культуры московского периода. Общецерковные святые (Сергий Радонежской, иконописец А.Рублев. и др.), местночтимые святые. Русские миссионеры и распространение православия среди язычников (Ст.Пермский и др.). Обретение Русской Церковью автокефалии. Расцвет русской святости (Святой Руси). Поиск русским обществом своего места в мировой истории. Идея-образ, предложенная старцем Филофеем, «Москва - Третий Рим» как осмысление мировой роли русского царства в качестве удерживающего, ответственного защитника православия. Новые духовно-религиозные ориентиры русской государственности после присоединения украинских земель. Религиозный раскол середины XVII в.: сущность и внешние проявления; его воздействие на русскую культуру. Сохранение верующими староорядческого уклада жизни как живой памятник средневековой Руси. Преследование старообрядцев официальной властью и церковью. Смутное время и раскол как факторы серьезных трансформаций русского духа и самосознания, как свидетельства приближения новой фазы русской культуры. Народное русское искусство; искусство других народов Московской Руси-России. Православно-религиозное искусство. Знакомство просвещенных русских людей с западными формами и принципами искусства, с результатами научной деятельности, с книгопечатанием, с современной системой образования. Зарождение отечественного книгопечатания. Славяно-греко-латинская академия как всесословное учебное заведение, действующее при православном монастыре. Раздел 3. Российская культура имперского периода – цивилизационное многообразие и синтез Сущность петровских реформ, вектор и характер их воздействия на российскую культуру. Расширение территории Российской империи; присоединение Польши, Молдавии, Кавказа и Закавказья, Средней Азии и др. Роль самодержавной власти, государственной элиты (родовитой аристократии, чиновничества) в создании имперского организма и культуры сложного типа: ассиметричное политическое строение империи; распространение русского языка, права, рыночных отношений и т.п. Реформаторские рывки в освоении населением империи капиталистического рынка и индустриальной культуры. Динамика изменений в хозяйственной практике (новые формы организации труда, новые профессии), в военно-политической, правовой сферах. Появление металлургических индустриальных предприятий, железнодорожной сети, производств военно-промышленного назначения, нефтяной и химической, текстильной и пищевой промышленности. Рост крупных городов. Сложная, поляризованная дифференциация общества. Наличие сословных перегородок. В целом культурное лидерство русских в общественном развитии при одновременном наличии высокой доли неграмотных или малограмотных среди них; крепостных пережитков в русской деревне; эксплуатации рабочих на промышленных предприятиях и др. Широкий диапазон этносов и культурных сообществ на национальных окраинах (поляки и чукчи, народы Кавказа и Дальнего Востока и т.п.). Освоение ими русской/российской культуры; неодинаковое отношение к достижениям западной цивилизации, возможности включения в культурно-преобразовательные процессы и современные формы деятельности. Появление русской философской мысли и науки. Создание светской системы образования современного типа, имеющей сословные ограничения в определенных своих сегментах. Формирование информационно-журнального и книжного дела. Развитие системы учреждений культуры, новых видов искусства, признаков массовой культуры. Расцвет русского искусства в условиях Золотого и Серебряного века. Русская классическая литература как потенциальный фактор культурной интеграции населения страны. Состояние русского народного искусства. Мозаика этнических художественных культур народов империи (польской, татарской, молдавской, литовской, армянской, якутской, бурятской и т.п.) – их оригинальность и типологическая замкнутость, отъединенность по отношению друг к другу. Зарождение в городах массового искусства и искусств с техническими технологиями (кино, фото и др.). В Х1Х-нач.ХХ вв. подавляющая часть населения –православные. Сохранение высокого уровня духовного опыта и культуры православного монашества, расцвет феномена старчества (Серафим Саровский, старцы Оптиной пустыни и др.). Снижение роли православия в государственном и культурном строительстве. Бюрократическое регулирование жизнедеятельности церковных организаций. В Х1Х-нач. ХХ вв. аналитический поиск приемлемых форм государственного и общественного развития страны в современном мире. Нарастание атеистических настроений среди образованных слоев, нравственного нигилизма среди студенческой молодежи, интеллигенции, рост революционных кружков в радикалистской среде. Истоки и факторы, обусловившие русские революции, а также крупные войны, в которых участвовала Россия в начале ХХ в. В целом отставание динамики общественного и культурного развития Российской империи при наличии прорывных достижений в отдельных сегментах экономики, военного дела, образовании, науке и т.п. Относительно высокий уровень жизни и здоровья у основной части населения. Раздел 4. ХХ век в истории российской культуры и искусства. Тема 4.1. Культура советского периода – культура народов СССР. Советская модель культуры – как рациональная попытка преодолеть кризисные противоречия в экономике, политике, полиэтническом пространстве традиционного общества со сложной культурой цивилизационного типа. Осуществление модернизацию марксистского (не некапиталистического) типа и интеграция в современную динамику в середине ХХ в. Социальные, технологические, культурно-информационные обретения советского периода. Освоение основ индустриальной культуры и формирование современного образа жизни населения в городских условиях на всей территории страны. Достаточно высокий уровень жизни и обслуживания населения. Социальная политика и социальные завоевания советского периода. Культурная политика советской власти. Расслоение творческой интеллигенции. Эмиграция части деятелей искусства из Советской России. Секуляризация культуры, Политизация искусства. Культура и партийно-государственный контроль. Творческие союзы. Принцип социалистического реализма. Идейная направленность искусства, общедоступность культуры. Массовость, увеличение числа театров, концертных залов, развитие художественной самодеятельности. Шедевры советского кино. Песня в советском обществе. Искусство во время Великой отечественной войны. «Оттепель» и её влияние на художественную культуру. Нон-конформистское движение в искусстве. Перестройка, постановка новых проблем, их отражение в художественной культуре. Достижения культурной политики: грамотность населения, печать, развитие информационных сетей связи, художественное творчество и практика искусства, кино, телевидение, самодеятельное творчество. Художественная практика в разных национальных республиках. Культурные и духовные утраты советского периода. Негативное отношение власти к отечественным традициям, истории, ее искаженная трактовка; идеологическая цензура; попытка разрушить или нейтрализовать народные, национальные корни культур народов страны; выборочное обращение к инновациям, идущим из-за рубежа; политика государственного атеизма, репрессирование священнослужителей, преследование активных верующих. Тема 4.3. Культура русского зарубежья. Русские за границей до 1917 г. Три «волны» русской эмиграции в ХХ веке: после Октябрьской революции, после окончания Великой Отечественной войны, период 1960 -80-х гг. Причины эмиграции различных периодов ХХ в. (идеологические, классовые, этнические…). Центры русской эмиграции (Париж, Берлин, Харбин, Нью-Йорк, и пр.). Особенности эмигрантской среды. Инокультурное окружение. Нахождение на стыке русской и мировой культурных традиций. Малое значение конфессионального и культурного окружения, языковой среды. Самоидентификация значительного числа эмигрантов как представителей, хранителей и продолжателей многовековой русской культуры. Русские газеты и журналы в духовной жизни эмиграции. Идейно-политические, философские течения, поиски путей возрождения России и её культуры. Неоднозначные оценки СССР в эмигрантской среде, процесс возвращения на Родину в 30-х гг. Раскол эмиграции в период Великой Отечественной войны. Русские писатели, музыканты, художники, философы за рубежом, их вклад в отечественную и мировую культуру. Влияние эмиграции на СССР («тамиздат», радиоголоса). Снятие запрета на выезд за рубеж в конце 80-х гг. Особенности миграционных процессов на рубеже ХХ – ХХI вв. Ближнее и дальнее зарубежье Тема 4.3. Трансформация отечественной культуры и искусства в постсоветский период Распад СССР как отображение культурного кризиса российской цивилизации в конце XX и в начале XXI вв. Неудачные реформы неолиберального направления, их крах. Материальные трудности, падение уровня жизни населения. Усиление потоков эмигрантов из ближнего и дальнего зарубежья в Россию. Поиск населением страны собственного вектора развития в новом столетии. Проблема культурно-национальной, государственной и цивилизационной идентичности народов России и, в первую очередь, русских. Возрождение интереса к религии, активизация роли религиозных организаций, в первую очередь Русской Православной церкви. Активизация проблемы сущности отечественной культуры, смысла отечественной истории. Сохранение неопределенности в дальнейшем развитии России и российской цивилизации. Возможные варианты преодоления нынешнего кризиса общества и культуры. Основные тенденции развития искусства рубежа XX - XXI вв. Стилевая мозаичность культуры, многообразие форм творческого выражения. Кризисные явления в духовной жизни общества. Глобализация культуры и информационное единство: плюсы и минусы. Отечественная художественная культура и её связь с мировым художественным процессом на современном этапе. Раздел 5. Теория цивилизаций |
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд | Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |