Скачать 2.87 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс ЛИДЕРСТВО И КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ по модулю (шифр, название) Составитель: доктор психологических наук, профессор Огнев А.С Москва-2012 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ Огнев А.С. Решение заседания кафедры Протокол № 3 «26» сентября 2012 г. Программа модуля ЛИДЕРСТВО И КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ Составитель: длктор психологических наук Профессор Огнев А.С. Москва-2012 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд. Задачи: - освоение технологиями командообразования; - овладение приемами создания Объем в ЗЕ: 2 кредита Время изучения: курс 3 семестр 6 Взаимосвязь с другими модулями: Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Экономическая и социальная организация современного общества/Современный деловой этикет Групповая принадлежность ОМ: общекультурный/профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий/нормативный/инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): 2.2.4. Способен нести ответственность за свои поступки и последствия принятых решений 3.5.2. Способен создавать рабочие команды и оптимизировать их деятельность. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - формирование первичных трудовых коллективов и рабочих групп; - организация деятельности первичного трудового коллектива (рабочих бригад, проектных команд, первичных структурных подразделений); - оптимизация трудовой деятельности существующих команд. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Лекционно-практические занятия, самостоятельная работа Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: тест 2 уровень сложности: итоговые задания практических занятий 3 уровень сложности: описание оригинального проекта Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: (ненужное удалить) 70/30 % - мировоззренческий кластер 50/50 % - нормативный кластер 30/70 % - инструментальный кластер 2. Объем модуля и виды учебной работы (по каждой форме обучения)
3. Содержание модуля/ дисциплины 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения)
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД Тема 1. Кто такой лидер. Понятие лидерства В рамках данной темы преподавателем рассматриваются такие подходы к описанию лидерства, как:
Проводится анализ лидерства как одного из базовых механизмов дифференциации социальной деятельности, которая ведет к достижению особого (лидирующего) положения определенным лицом (индивидуальное лидерство) или определенной частью группы (групповое лидерство) по отношению к остальным членам группы (класса). В качестве главных признаков лидерства разбираются:
Проводится разграничение лидеров трех уровней. Лидер малой группы лиц, имеющих общие интересы. Он обладает внутригрупповой властью в виде авторитета, который формируется на основе его личных качеств, оцениваемых группой непосредственно, в процессе их совместной деятельности. Лидер общественного движения, организации — лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) связывают возможность удовлетворения своих интересов. Он воздействует на общественное мнение как в силу своих личных качеств, так и благодаря тому, что поддерживающая его часть населения находится в состоянии ожидания. Политический лидер — лицо, действующее в системе властных отношений, в которой лидерство представлено в виде своеобразных социальных институтов (представительных органов, многопартийности, влиятельных общественных организаций), обеспечивающих защиту и баланс интересов различных социальных групп. Тема 2. Типы лидерства В этой части курса кратко излагаются различные типологии лидерства, оказавшие наиборльшее влияние на современную трактовку этого феномена. Показано, что вначале Е.С. Богардус выделил следующие типы:
Затем Ф.С. Бартлетт предложил такую классификацию лидеров, в которой были выделены :
С.С. Кичело выделил особый тип «лидера без офиса» и назвал его «пророком». Пророки выходят на авансцену истории в смутные времена и, вызывая поддержку ведомых, становятся символами инициированного ими самими движения. Ф. Редл считал, что институциональные и эмоциональные групповые процессы могут происходить только вокруг девяти типов личностей. В его терминологии, это «патриарх», «лидер», «тиран», «объект любви», «объект агрессии», «организатор», «искуситель», «герой» и «пример для подражания» (причем как позитивный, так и негативный). Дж.В. Гетцель и Е.Г. Губа подразделяли: «законодательное (nomothetic) лидерство», когда роли и ожидания определяют нормативные измерения деятельности в общественных системах, «идеографическое лидерство», при котором потребности и предрасположенности индивидов определяют личностные измерения групповой деятельности; «синтетическое лидерство», примиряющее конфликтующие стороны. В. Белл, Р.Дж. Хилл и С.В. Миллз рассматривали следующие типы лидеров: «формальный» (на официальных постах); «известный» (считается влиятельным в обществе); «влиятельный» (реально оказывающий влияние); «общественный» (активно участвующий в самодеятельных организациях). М. Конвей наблюдал лидеров толпы и выделил три лидерские роли. вожак (стремящийся «пасти» толпу, находящуюся в гипнотическом экстазе, и вести ее за собой по избранной им дороге — например, Наполеон). представитель толпы (выражает известные устоявшиеся «правильные» мнения народа — например, Т. Рузвельт). толкователь мнений (стремится артикулировать то, что смутно чувствует толпа, ее скрытые страхи и переживания). Классификация типов лидеров по Парыгину Б.Д. Строилась на подразделении их с учетом содержания деятельности (вдохновители, организаторы), с учетом стиля деятельности (авторитарный, демократический, смешанный) и с учетом характера деятельности (универсальный, ситуативный). С четом исполняемых ролей Л.И. Уманский считал, что лидер может быть : организатором (функция групповой интеграции); инициатором (выдвижение идей и решение новых проблем); генератором эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); эталоном (образец, идеал, «звезда»); мастером (специалист в каком-то виде деятельности); эрудитом (отличается обширными знаниями). Тема 3. Лидерство и власть Власть в данном разделе рассматривается как форма социальных отношений, отличающаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. Преподавателю целесообразно показать, что любой лидер организации может увеличить свою власть, дав ключевым членам организации возможность увидеть, что они зависят от него в вопросах ресурсов, необходимых для их деятельности. Эти ресурсы могут означать доступ к важным персонам, информации, услугам, деньгам, нужным собраниям и т.д. Также следует на примерах показать, что сотрудники организации, не имеющие формальных полномочий, также могут обладать властью. В частности, можно обсудить, что все это зависит от их компетентности, служебного положения и информативности. Значительной, «направленной вверх властью» (или влиянием) могут обладать такие люди, которые компетентны, связаны с руководителями высокого уровня или имеют доступ к важной информации. Лидеры организаций имеют власть над ее членами потому, что последние зависят от них в таких вопросах, как: продвижение в карьере; расширение полномочий; «степени свободы» для внешних контактов; возможность работать в «командах», осуществляющих отдельные проекты; удовлетворение социальных потребностей и т.п. Сотрудники организаций имеют власть над ее лидерами, так как последние зависят от них в таких вопросах, как: необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других организациях, чье содействие необходимо для руководителя, экспертные знания, почерпнутые в общении с коллегами из других организаций; влияние, которое члены организации могут оказывать на своих коллег, способность сотрудников выполнять сложные (нестандартные) задания. При описании власти в любой организации разбираются следующие аспекты: 1. Власть определяется, в частности, структурой организации. Структура обеспечивает распределение полномочий в принятии решений в соответствии с занимаемой должностью. Кроме того, она устанавливает характер общения и поток информации. Следовательно, организационная структура создает основы официальной власти и обеспечивает полномочиями для принятия и выполнения определенных решений. 2. В зависимости от должности индивид наделяется определенными правами, ответственностью и привилегиями. 3. Доступ к ресурсам, информация и материально-техническое обеспечение также служат источником власти. 4. Мощным источником власти служит способность устанавливать сотрудничество с другими для выполнения требуемой задачи. 5. Власть представляет собой динамическую систему, границы которой: подвижны; могут переопределяться осознанно как руководителями, так и их подчиненными; а также неосознанно изменяются как руководителями, так и их подчиненными. Далее анализируются такие формы власти, как: Законная власть Власть, основанная на вознаграждении; Власть, основанная на наказании; Экспертная власть; Харизматическая власть. В связи с описанием феномена лидерства даются рекомендации о том, как претендующий на статус лидера член организации должен использовать сильные и учитывать слабые стороны каждой из указанных форм власти. |
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |