Решение заседания кафедры





НазваниеРешение заседания кафедры
страница1/24
Дата публикации09.03.2015
Размер2.87 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

Огнев А.С

МГГУ им. М.А. Шолохова




Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол №3 от 26.09.2012

Учебно-методический комплекс

ЛИДЕРСТВО И КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ

по модулю (шифр, название)


Составитель: доктор психологических наук, профессор Огнев А.С

Москва-2012

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

Огнев А.С.
Решение заседания

кафедры Протокол № 3

«26» сентября 2012 г.

Программа модуля

ЛИДЕРСТВО И КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ

Составитель: длктор психологических наук

Профессор Огнев А.С.

Москва-2012

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд.

Задачи:

- освоение технологиями командообразования;

- овладение приемами создания
Объем в ЗЕ: 2 кредита

Время изучения: курс 3 семестр 6

Взаимосвязь с другими модулями:

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Экономическая и социальная организация современного общества/Современный деловой этикет

Групповая принадлежность ОМ:

общекультурный/профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий/нормативный/инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

2.2.4. Способен нести ответственность за свои поступки и последствия принятых решений

3.5.2. Способен создавать рабочие команды и оптимизировать их деятельность.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

- формирование первичных трудовых коллективов и рабочих групп;

- организация деятельности первичного трудового коллектива (рабочих бригад, проектных команд, первичных структурных подразделений);

- оптимизация трудовой деятельности существующих команд.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Лекционно-практические занятия, самостоятельная работа

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тест

2 уровень сложности: итоговые задания практических занятий

3 уровень сложности: описание оригинального проекта

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: (ненужное удалить)

70/30 % - мировоззренческий кластер

50/50 % - нормативный кластер

30/70 % - инструментальный кластер


2. Объем модуля и виды учебной работы

(по каждой форме обучения)

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

Ные

Самост. работа

Лекции

10

10

6

Практические/семинарские

20

30

6

Консультации

2




6

Итоговый контроль

Зачет








6

Общий объем часов по дисциплине

32

40

72


3. Содержание модуля/ дисциплины

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения)

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Кто такой лидер. Понятие лидертства

1

2

4

2.

Типы лидерства

1

2

4

3.

Лидерство и власть

1

2

4

4.

Основные компетенции в реализации лидерской позиции

1

2

4

5.

Создание команды. Основные роли в команде

2

4

8

6.

Отличия команды от рабочих групп. Жизненный цикл команды

1

2

4

7.

Конфликты в команде и управление ими

1

2

4

8.

Базовые инструменты лидера

2

4

8




ИТОГО

10

20

40

3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

Тема 1. Кто такой лидер. Понятие лидерства

В рамках данной темы преподавателем рассматриваются такие подходы к описанию лидерства, как:

  • теория черт

  • поведенческий подход

  • ситуационный подход

  • теория адаптивного подхода

Проводится анализ лидерства как одного из базовых механизмов дифференциации социальной деятельности, которая ведет к достижению особого (лидирующего) положения определенным лицом (индивидуальное лидерство) или определенной частью группы (групповое лидерство) по отношению к остальным членам группы (класса).

В качестве главных признаков лидерства разбираются:

  • высокая активность и инициативность при решении группой совместных задач,

  • ярко выраженная способность воздействовать на других людей,

  • более заметное проявление личностных качеств, эталонных для данной группы.


Проводится разграничение лидеров трех уровней.

Лидер малой группы лиц, имеющих общие ин­тересы. Он обладает внутригрупповой вла­стью в виде авторитета, который формирует­ся на основе его личных качеств, оцениваемых группой непосредственно, в процессе их со­вместной деятельности.

Лидер общественного движения, организации — лицо, с которым конкретные соци­альные слои (группы) связывают возможность удовлетворения своих интересов. Он воздействует на общественное мнение как в силу своих личных качеств, так и благодаря тому, что поддержи­вающая его часть населения находится в со­стоянии ожидания.

Политический лидер — лицо, действующее в сис­теме властных отношений, в которой лидерство представлено в виде своеобразных социальных институтов (представительных органов, много­партийности, влиятельных общественных органи­заций), обеспечивающих защиту и баланс инте­ресов различных социальных групп.
Тема 2. Типы лидерства

В этой части курса кратко излагаются различные типологии лидерства, оказавшие наиборльшее влияние на современную трактовку этого феномена.

Показано, что вначале Е.С. Богардус выделил следую­щие типы:

  • автократический (в сильной организации),

  • демократический (представитель интересов группы),

  • исполнительный (в состоянии выполнить ка­кую-либо работу),

  • рефлексивно-интеллектуальный (неспособный руководить большой группой).

Затем Ф.С. Бартлетт предложил такую классификацию лиде­ров, в которой были выделены :

  • институциональный тип (лидер вследствие пре­стижа занимаемой позиции),

  • доминирующий (получает и сохраняет свою по­зицию с помощью силы и влияния),

  • убеждающий (оказывает влияние на настрое­ния подчиненных и побуждает их к действиям).

С.С. Кичело выделил особый тип «лидера без офиса» и назвал его «пророком». Пророки выхо­дят на авансцену истории в смутные времена и, вызы­вая поддержку ведомых, становятся символами ини­циированного ими самими движения.
Ф. Редл считал, что институциональные и эмоцио­нальные групповые процессы могут происходить толь­ко вокруг девяти типов личностей. В его терминоло­гии, это «патриарх», «лидер», «тиран», «объект любви», «объект агрессии», «организатор», «искуситель», «ге­рой» и «пример для подражания» (причем как позитив­ный, так и негативный).
Дж.В. Гетцель и Е.Г. Губа подразделяли:

«законодательное (nomothetic) лидерство», когда роли и ожидания определяют нормативные изме­рения деятельности в общественных системах,

«идеографическое лидерство», при котором по­требности и предрасположенности индивидов определяют личностные измерения групповой деятельности;

«синтетическое лидерство», примиряющее кон­фликтующие стороны.
В. Белл, Р.Дж. Хилл и С.В. Миллз рассматривали следующие типы лидеров:

«формальный» (на официальных постах);

«известный» (считается влиятельным в обществе);

«влиятельный» (реально оказывающий влияние);

«общественный» (активно участвующий в само­деятельных организациях).
М. Конвей наблюдал лидеров толпы и выделил три лидерские роли.

вожак (стремящийся «пасти» толпу, находящуюся в гипнотическом экстазе, и вести ее за собой по избранной им дороге — напри­мер, Наполеон).

представитель толпы (выра­жает известные устоявшиеся «правильные» мнения народа — например, Т. Рузвельт).

толкователь мнений (стремится артикулировать то, что смутно чув­ствует толпа, ее скрытые страхи и переживания).
Классификация типов лидеров по Парыгину Б.Д. Строилась на подразделении их с учетом содержания деятельности (вдохновители, организаторы), с учетом стиля деятельности (авторитарный, демократический, смешанный) и с учетом характера деятельности (универсальный, ситуативный).
С четом исполняемых ролей Л.И. Уманский считал, что лидер может быть :

организатором (функция групповой интеграции);

инициатором (выдвижение идей и решение новых проблем);

генератором эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

эталоном (образец, идеал, «звезда»);

мастером (специалист в каком-то виде деятельности);

эрудитом (отличается обширными знаниями).
Тема 3. Лидерство и власть
Власть в данном разделе рассматривается как форма социальных отношений, отличающаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия.
Преподавателю целесообразно показать, что любой лидер организации может увеличить свою власть, дав ключевым членам организации возможность увидеть, что они зависят от него в вопросах ресурсов, необходимых для их деятельности. Эти ресурсы могут означать доступ к важным персонам, информации, услугам, деньгам, нужным собраниям и т.д.
Также следует на примерах показать, что сотрудники организации, не имеющие формальных полномочий, также могут обладать властью. В частности, можно обсудить, что все это зависит от их компетентности, служебного положения и информативности. Значительной, «направленной вверх властью» (или влиянием) могут обладать такие люди, которые компетентны, связаны с руководителями высокого уровня или имеют доступ к важной информации.

Лидеры организаций имеют власть над ее членами потому, что последние зависят от них в таких вопросах, как:

продвижение в карьере;

расширение полномочий;

«степени свободы» для внешних контактов;

возможность работать в «командах», осуществляющих отдельные проекты;

удовлетворение социальных потребностей и т.п.
Сотрудники организаций имеют власть над ее лидерами, так как последние зависят от них в таких вопросах, как:

необходимая для принятия решений информация,

неформальные контакты с людьми в других организациях, чье содействие необходимо для руководителя,

экспертные знания, почерпнутые в общении с коллегами из других организаций;

влияние, которое члены организации могут оказывать на своих коллег,

способность сотрудников выполнять сложные (нестандартные) задания.
При описании власти в любой организации разбираются следующие аспекты:

1. Власть определяется, в частности, структурой организации. Структура обеспечивает распределение полномочий в принятии решений в соответствии с занимаемой должностью. Кроме того, она устанавливает характер общения и поток информации. Следовательно, организационная структура создает основы официальной власти и обеспечивает полномочиями для принятия и выполнения определенных решений.

2. В зависимости от должности индивид наделяется определенными правами, ответственностью и привилегиями.

3. Доступ к ресурсам, информация и материально-техническое обеспечение также служат источником власти.

4. Мощным источником власти служит способность устанавливать сотрудничество с другими для выполнения требуемой задачи.

5. Власть представляет собой динамическую систему, границы которой: подвижны; могут переопределяться осознанно как руководителями, так и их подчиненными; а также неосознанно изменяются как руководителями, так и их подчиненными.
Далее анализируются такие формы власти, как:

Законная власть

Власть, основанная на вознаграждении;

Власть, основанная на наказании;

Экспертная власть;

Харизматическая власть.

В связи с описанием феномена лидерства даются рекомендации о том, как претендующий на статус лидера член организации должен использовать сильные и учитывать слабые стороны каждой из указанных форм власти.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск