Скачать 386.54 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зырянская средняя общеобразовательная школа Путеводитель по критериям конкурса на денежное поощрение коллективов областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Томской области, внедряющих инновационные образовательные программы (проекты) Зырянское 2013 Критерий 1 Направленность целей и структуры инновационной образовательной программы (проекта) на решение задач модернизации региональной системы общего образования, соответствие федеральным государственным образовательным стандартам; Инновационный образовательный проект МБОУ «ЗырянскаяСОШ» «Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников в рамках ФГОС второго поколения » был создан в соответствии с разработкой и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, Комплексного проекта модернизации образования, инициативы Президента РФ «Наша новая школа». Компетентностный подход становится основой для изменения всех направлений образовательного процесса в школе. Проанализировав деятельность школы, мы пришли к выводу, о необходимости повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии среды электронного обучения в начальной школе, во внедрении информационных технологий на базе программы ИНТЕЛ. Мобильный компьютерный класс будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся за счёт включения их в эмоционально насыщенную деятельность, организуемую с помощью мультимедиа средств (групповые чаты, организация электронного общения ученик-учитель-родитель, электронная почта, сетевые образовательные ресурсы). Особая ценность данного проекта в его мобильности: станет реальным проведение занятий в оборудованных учебных кабинетах в привычной для детей психологической обстановке, но с использованием классмейта каждым учеником на своем рабочем месте. Эти условия реализуются при особой организации образовательного пространства На уроке: • зона работы с учителем • зона работы с учебниками и дополнительной литературой • зона работы с современными информационными (компьютер, Интернет) источниками. Внеурочное время: • зона исследовательской деятельности •зоны отдыха – места общения детей и учителя В связи с непрерывно ускоряющимися процессами изменений меняется зона ведущей деятельности учителя. Расширенная зона ведущей деятельности требует от учителя освоения новых технологий. Для этого необходимы повышение квалификации и программно-методическое обеспечение по указанной теме. В целом инновационная образовательный проект является организационной основой осуществления образовательной политики школы в сфере изменения содержания образования и информатизации образования. Инновационный образовательный проект является целостным документом, все разделы проекта последовательно вытекают друг из друга и взаимосвязаны по разным направлениям: актуальность проекта, изменение содержания образования, формирование сквозных результатов обучающихся, образовательные ступени, профессиональная компетентность педагогов, использование современных образовательных технологий. В 2011 году в начальной школе было проведено комплексное исследование по формированию компетентностей у обучающихся. Были выявлены проблемы: • у обучающихся недостаточно сформирован уровень коммуникативной компетентности; • недостаточный уровень мотивации обучения; Целью инновационного образовательного проекта является создание условий, способствующих формированию творческой личности, раскрытию способностей каждого ученика, выявлению одарённых и талантливых детей, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, способной самостоятельно ставить и достигать поставленных целей. Инновационный образовательный проект предусматривает 1. Обновление содержания и технологий образования: • модернизация реализуемых образовательных программ с учетом требований ФГОС. • новые условия и формы организации образовательного процесса, включая сетевые и дистанционные • современные образовательные технологии, включая информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие • новые подходы к оценке качества образования 2. Развитие кадрового потенциала через: • новую систему оплаты труда педагогов • совершенствование механизмов стимулирования повышения уровня квалификации, участия в профессиональных конкурсах • совершенствование системы обобщения и распространения педагогического, в том числе инновационного, опыта 3. Обеспечение вариативности содержания образования: • предоставить возможность обучающимся учиться по индивидуальным образовательным программам • развивать оценочные компетентности обучающихся и умения выстраивать индивидуальные образовательные маршруты 4. Вовлечение родителей в образовательный процесс в качестве инвесторов, консультантов и экспертов продуктов самостоятельной деятельности обучающихся. 5. Обеспечение открытости образовательного пространства, государственно-общественного управления школой. Информационно-образовательная среда способствует развитию познавательной деятельности и созданию механизмов управления собственной деятельностью участников образовательного процесса. Критерий 2 Наличие системы оценки образовательных результатов по критериям, соответствующим направлениям и целям инновационной образовательной программы (проекта); Определяющим фактором развития школы является качественное образование, которое позволяет обеспечить каждому ребенку наилучшие стартовые условия для того, чтобы он стал конкурентноспособен и успешен в жизни. Поэтому направленность образовательного процесса школы ориентирована на формирование познавательной деятельностишкольника и развитие его творческих способностей. В систему оценки результатов инновационного образовательного проекта входят: 1. Образовательные результаты предметные результаты (качество обучения,уровень усвоения учебного материала выпускниками ступеней обучения, внешняя экспертиза) метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, универсальные учебные действия); личностные результаты (самостоятельность, организованность, система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.) 2. Показатели ресурсного обеспечения и условий образовательного процесса обеспеченность участников образовательного процесса учебно-методическими материалами обеспеченность современными информационными техническими средствами кадровое обеспечение образовательного процесса Материально-техническая база Эта работа может быть организована как через изменение содержания образования, так и через создание в школе «мест» работы обучающегося с целью включения его в процесс постановки целей, задач, формулирование ожидаемых результатов и планирования деятельности по их достижению (подготовка – действия – демонстрация результата – рефлексия). Поэтому, необходимо создать условия для освоения педагогами проектной формы работы как особой формы организации учебной деятельности, ориентированной на развитие учебной самостоятельности, обучающимися на основе комплекса ключевых компетентностей, а также отличными от традиционных, способов оценивания образовательных результатов (варианты портфолио, оценки творческих, учебно-исследовательских работ и т.д.). Основные методы исследований подразделяются на методы оценки предметных, метапредметных, личностных результатов. Методы оценки предметных результатов. 1. Анализ качества успеваемости; 2.Анализ результатов промежуточной аттестации ( тестирование); Методы оценки метапредметных результатов. 1.Анализ сформированности универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных. 2. Анализ вовлеченности в проектно-исследовательскую деятельность (вовлеченность и выбор разных видов деятельности) 3. Анализ рефлексивных материалов (отзывов, рецензий) на проектно-исследовательские работы, презентации. 4. Методики диагностики образовательных эффектов и результатов, разработанные в инновационных образовательных программах ( построение и анализ модельных ситуаций, анализ разных видов текстов и др.); 5. Результаты участия в образовательных событиях разного уровня. Методы оценки личностных результатов. 1. Анализ сформированности самостоятельности на всех ступенях обучения 2. Анализ рефлексивных материалов (Портфолио, эссе) 3. Анализ процентного соотношения творческих работ, выполненных под руководством педагога и самостоятельно обучающимися Для оценки результативности инновационного образовательного проекта организованы регулярные мониторинговые исследования ресурсного обеспечения и условий образовательного процесса и образовательных результатов по линиям «ученик», «учитель», «родитель». Критериями (индикаторами) успешности работы данного проекта являются:
Данные результаты помогают корректировать образовательный процесс, подтверждают профессиональную компетентность педагога, способствуют формированию общественного признания. Информационно-образовательная среда способствует развитию познавательной деятельности и созданию механизмов управления собственной деятельностью участников образовательного процесса. Деятельность школы получает общественное признание в публикациях СМИ, телесюжетах, отзывах выпускников и гостей школы, коллег.
Критерий 3 Используемые образовательные технологии и обоснованность их выбора Обоснование выбора образовательных технологий Предметом инновационной деятельности педагогического коллектива МБОУ «ЗСОШ» является совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся. В рамках реализации ФГОС второго поколения, Программы развития школы и инновационной образовательной программы изменились содержание и структура организации образовательного процесса, дающего большую свободу и ответственность самому обучающемуся и тем самым повышающего мотивацию к учению. Для реализации инновационного образовательного проекта школы в образовательном процессе используются современные образовательные технологии, (в том числе информационно-коммуникационные): личностно-ориентированные технологии, метод проектов, технология исследовательского обучения, информационно - коммуникационные технологии, технология игровой деятельности, технология РКМЧП, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, технологии организации группового взаимодействия. Во всех используемых технологиях присутствуют: включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера; групповые формы работы; возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления; возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение; презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе, модели и т.д.); рефлексия результата и процесса. Масштаб использования образовательных технологий Вышеперечисленные технологии используются не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности, где формируются предметные, метапредметные, личностные навыки. Таблица 1.
|