Департамент образования г. Москвы
Юго-Западного окружного управления образования
Государственное образовательное учреждение
ГБОУ СОШ № 2047
Рекомендовано Утверждаю
педагогическим советом Директор ГОУ СОШ №2047
протокол №. А.А.Кулаков «…»__________2012г. «…..»______________2012
Направленность: физкультурно-спортивная
Рабочая программа
дополнительного образования детей
(адаптированная)
Секция «Баскетбол»
Вид деятельности: «Баскетбол и мини баскетбол»
Педагог дополнительного образования:
Заботина Ирина Владимировна.
Возраст обучающихся: 8 -12 лет.
Срок реализации: 3 года.
Москва, 2012 год
Пояснительная записка
Направленность
Общеобразовательная программа составлена для образовательного учреждения дополнительного образования детей разработана на основании существующих нормативных документов для учреждений дополнительного образования, нормативных документов для учреждений дополнительного образования по физической культуре.
Программа Баскетбол имеет физкультурно- спортивную направленность. При составлении программы использовались, материалы пособия для учителей «Мини-баскетбол в школе», г. Москва «Издательство» "Просвещение", 1976 г. и другие источники.
Особенностью программы является то, что она не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и разностороннее физическое развитие детей.
Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Цель образовательной программы:
Обеспечение разностороннего физического развития, укрепление здоровья учащихся, воспитание социально-активной личности через обучение игре в баскетбол.
Для достижения цели определены следующие воспитательные и образовательные задачи:
- формирование устойчивой привычки к систематическим занятиям;
- формирование активной творческой личности;
- приобретение высокого уровня развития необходимых двигательных навыков;
- обеспечение развития физических качеств (выносливость, быстрота, сила, ловкость, гибкость);
- овладение основами игры в баскетбол;
- овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для участия в соревнованиях по баскетболу;
- выявление перспективных детей для дальнейшего прохождения обучения в спортивных школах.
Участники программы:
Участниками программы являются дети 8-11 (12 лет).
Образовательная деятельность на каждом году обучения осуществляется в спортивно-оздоровительных группах (СОГ)
СОГ 1-го года 8- 9 лет;
СОГ 2-го года 9-10 лет;
СОГ 3-го года 10-11 (12 лет)
Набор детей для обучения по общеобразовательной программе « Баскетбол» осуществляется согласно заявления родителей, а так же при наличии медицинской справки о состоянии здоровья ребёнка.
Формирование групп осуществляется в начале учебного года, Образовательная деятельность осуществляется с детьми 8-11(12лет), имеющими желание заниматься данным видом спорта. Количественный состав групп - 10-15 человек.
Срок обучения по программе: 3 года.
Особенности содержания программы:
На первом году обучения - учащиеся знакомятся с содержанием игры в баскетбол, её привалами и основными приёмами. Приобретают основы индивидуальных и групповых действий. Особое внимание уделяется развитию физических качеств, т.е. повышению уровня физической подготовки, как основы для успешности дальнейшего обучения. К концу учебного года осуществляется переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста.
На втором году обучения - через освоение более сложных приёмов и навыков, в том числе единоборств, через осмысление на практике соревновательной деятельности создаются предпосылки для изучения командных действий.
На третьем году обучения - упор делается на дальнейшее овладение приёмами единоборств. Учащиеся осваивают новые способы ловли и передач мяча. Увеличивается объём и интенсивность упражнений. Особое внимание уделяется специализированным упражнениям. На занятиях делается акцент на освоение командных взаимодействий, слаженности в командной игре. Шире применяется соревновательный метод.
Образовательная деятельность осуществляется по следующим разделам:
1. Теоретическая подготовка;
2. Общефизическая подготовка;
3. Основные умения и навыки игры в баскетбол;
4. Подвижные и спортивнее игры;
5. Соревнования.
Основными формами учебного процесса в группах являются:
-теоретические и групповые практические занятия,
-соревнования,
-учебные, тренировочные и товарищеские игры,
- педагогическое тестирование.
- самостоятельное изучение программного материала (домашние задания).
Основные методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.
Результатом образовательной деятельности детей по программе баскетбол» являются показатели, характеризующие оздоровление и развитие воспитанников:
улучшение физических кондиций;
рост уровня развития физических качеств;
освоение основных приёмов и навыков игры в баскетбол;
рост личностного развития ребёнка;
приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни;
умение оценивать свои достижения;
Для определения эффективности образовательного процесса применяются следующие формы педагогического контроля:
Теоретическая подготовка: опрос, собеседование, экзаменационные формы.
Общефизическая подготовка: тестирование.
Освоение программного материала: тестирование, наблюдения, контрольные задания.
Сравнительные таблицы для определения уровня физической подготовленности и степени освоения программного материала, описание тестов и способы проведения диагностических процедур прилагаются в «Приложении» к программе.
Учебный план
Примерный учебный план.
-
Виды подготовки
| СОГ 1 года
8-9 лет
| СОГ 2 года
9-10 лет
| СОГ 3 года
10-11, 12 лет
| Теоретическая подготовка
| 7
| 9
| 10
| Общая физическая
| 64
| 55
| 49
| Освоение игры в баскетбол
| 18
| 22
| 24
| Подвижные и спортивные игры
| 21
| 22
| 25
| Соревнования
| 4
| 6
| 6
| Всего часов
| 114
| 114
| 114
|
Таблица 3
Примерный учебно-тематический план для групп СОГ-1 (8-9 лет)
№ п\п
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Форма контроля
| теория
| практика
| I
| Теоретическая подготовка
|
| 1
| Физическая культура и спорт в России Инструктаж по технике безопасности
| 2
|
| Опрос, беседа
| 2
| Краткий обзор развития баскетбола в России и за рубежом
| 1
|
| Опрос, беседа
| 3
| Краткие сведения о функциональных органах и системах организма, влияние физических упражнений на организм человека
| 1
|
| Опрос, беседа, тест- задание
| 4
| Гигиенические требования к
занимающимся спортом
| 1
|
| Опрос, беседа
| 5
| Правила игры
| 1
|
| Тест-задание
| 6
| Оборудование и инвентарь
| 1
|
| Опрос, беседа
|
| Всего часов
| 7
|
|
|
| Всего по разделу
| 7ч
|
| II
| Общая физическая подготовка
|
| 1
| Выносливость
| 1
| 7
|
Тестирование
| 2
| Силовые способности
| 1
| 7
| 3
| Быстрота
| 1
| 12
| 4
| Гибкость
| 1
| 8
| 5
| Ловкость
| 1
| 25
|
| Всего часов
| 5
| 59
|
|
| Всего по разделу
| 64ч
|
| III
| Освоение игры в баскетбол
|
| 1
| Основные навыки игры в баскетбол
| 1
| 8
| Тестирование,
наблюдение
| 2
| Основные умения игры в баскетбол
| 1
| 8
|
| Всего часов
| 2
| 16
|
|
| Всего по разделу
| 18ч
|
| ІV
| Подвижные и спортивные игры
|
|
|
| 1
| Подвижные игры
| 1
| 10
| Наблюдения, соревновательные формы
| 2
| Эстафеты
| 1
| 5
| 3
| Спортивные игры
| 1
| 3
|
| Всего часов
| 3
| 18
|
|
| Всего по разделу
| 21ч
|
| V
| Соревнования
|
|
|
| 1
| Внутригрупповые
|
| 2
| наблюдения
| 2
| Межгрупповые
|
| 2
|
| Всего часов
|
| 4
|
|
| Всего по разделу
| 4ч
|
|
| Всего часов
| 17
| 97
|
|
| Итого часов
| 114
|
|
Примерный учебно-тематический план для групп СОГ-2 (9-10 лет)
№ п\п
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Форма контроля
| теория
| практика
| I
| Теоретическая подготовка
|
|
|
| 1
| Физическая культура и спорт в России Инструктаж по технике безопасности
| 1
|
| Опрос, беседа
| 2
| Краткий обзор развития баскетбола в России и за рубежом
| 2
|
| Опрос, беседа
| 3
| Краткие сведения о функциональных органах и системах организма, влияние физических упражнений на организм человека
| 2
|
| Опрос, беседа, тест-задание
| 4
| Гигиенические требования к
занимающимся спортом
| 2
|
| Опрос, беседа
| 5
| Правила игры
| 1
|
| тест-задание
| 6
| Оборудование и инвентарь
| 1
|
| Опрос, беседа
|
| Всего часов
| 9
|
|
|
| Всего по разделу
| 9ч
|
| II
| Общая физическая подготовка
|
| 1
| Выносливость
| 1
| 12
|
тестирование
| 2
| Силовые способности
| 1
| 5
| 3
| Быстрота
| 1
| 13
| 4
| Гибкость
| 1
| 5
| 5
| Ловкость
| 1
| 15
|
| Всего часов
| 5
| 50
|
|
| Всего по разделу
| 55ч
|
| III
| Освоение игры в баскетбол
|
| 1
| Основные навыки игры в баскетбол
| 1
| 10
| Наблюдения,
| 2
| Основные умения игры в баскетбол
| 1
| 10
|
|
| Всего часов
| 2
| 20
|
|
| Всего по разделу
| 22ч
|
| IV
| Подвижные и спортивные игры
|
| 1
| Подвижные игры
| 1
| 11
| Соревновательные формы
| 2
| Эстафеты
| 1
| 5
| 3
| Спортивные игры
| 1
| 3
|
| Всего часов
| 3
| 19
|
|
| Всего по разделу
| 22ч
|
| V
| Соревнования
|
| 1
| Внутригрупповые
|
| 3
| наблюдения
| 2
| Межгрупповые
|
| 3
|
| Всего часов
|
| 6
|
|
| Всего по разделу
| 6ч
|
|
| Всего часов
| 19
| 95
|
|
| Итого часов
| 114ч
|
| Примерный учебно-тематический план для групп СОГ-3 (10-11 лет)
№ п\п
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Форма контроля
| теория
| практика
| I
| Теоретическая подготовка
|
| 1
| Физическая культура и спорт в России Инструктаж по технике безопасности
| 1
|
| Опрос, беседа
| 2
| Краткий обзор развития баскетбола в России за рубежом
| 2
|
| Опрос, беседа
| 3
| Краткие сведения о функциональных органах и системах организма, влияние физических упражнений на организм человека
| 2
|
| Опрос, беседа, тест-задания
| 4
| Гигиенические требования к
Занимающимся спортом
| 2
|
| Опрос, беседа
| 5
| Правила игры
| 2
|
| Тест- задания
| 6
| Оборудование и инвентарь
| 1
|
| Опрос, беседа
|
| Всего часов
| 10
|
|
|
| Всего по разделу
| 10ч
|
| II
| Общая физическая подготовка
|
| 1
| Выносливость
| 1
| 9
|
Тестирование
| 2
| Силовые способности
| 1
| 2
| 3
| Быстрота
| 1
| 15
| 4
| Гибкость
| 1
| 4
| 5
| Ловкость
| 1
| 14
|
| Всего часов
| 5
| 44
|
|
| Всего по разделу
| 49ч
|
| III
| Освоение игры в баскетбол
|
| 1
| Основные навыки игры в баскетбол
| 1
| 11
|
Наблюдение
| 2
| Основные умения игры в баскетбол
| 1
| 11
|
| Всего часов
| 2
| 22
|
|
| Всего по разделу
| 24ч
|
| IV
| Подвижные и спортивные игры
|
| 1
| Подвижные игры
| 1
| 11
|
Наблюдения
| 2
| Эстафеты
| 1
| 3
| 3
| Спортивные игры
| 1
| 8
|
| Итого часов
| 3
| 22
|
|
| Всего по разделу
| 25ч
|
| V
| Соревнования
|
| 1
| Внутригрупповые
|
| 3
| Наблюдения
| 2
| Межгрупповые
|
| 3
|
| Всего часов
|
| 6
|
|
| Всего по разделу
| 6ч
|
|
| Всего часов
| 20
| 94
|
|
| Итого часов
| 114ч
|
|
Содержание программы.
На протяжении всего обучения обучающиеся проходят три возрастных периода, на каждом из которых предусматривается решение следующих задач.
СОГ-1 (8-9 лет).
Задачи первого года обучения:
1. Приобретение основ теоретических знаний.
2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
3. Разностороннее гармоничное развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
5. Приобретение основных навыков и умений игры в баскетбол (перемещения, стойки, ловля, передачи, ведение и броскам мяча в корзину).
6. Привитие навыков соревновательной деятельности.
СОГ-2 (9-10 лет).
Задачи второго года обучения:
1. Дальнейшее освоение основ теоретических знаний
2. Дальнейшее укрепление здоровья и закаливание организма детей.
3. Повышение общефизической подготовленности.
4. Обучение основам техники перемещений и стоек, ловле, передачам, ведению и броскам мяча в корзину.
5. Овладение основами навыков и умений игры в баскетбол.
6. Воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу.
7. Формирование у детей коммуникативных навыков.
СОГ-3 (10-11 лет).
Задачи третьего года обучения:
1. Приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни
2. Дальнейшее освоение основ теоретических знаний.
3. Укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию. Повышение уровня общей физической подготовки.
4. Совершенствование основных навыков и умений игры в баскетбол.
5. Овладение индивидуальными и групповыми действиями в нападении и в защите.
6. Совершенствование навыков соревновательной деятельности.
|