Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа»





Скачать 241.41 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа»
страница1/2
Дата публикации18.11.2014
Размер241.41 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Право > Образовательная программа
  1   2
«УТВЕРЖДАЮ»                                               «СОГЛАСОВАННО» «РАССМОТРЕННО»

Директор УСОШ Зам.директора по ВР на заседании МО

__________ Абрамович В.Ф                             Алексеева А.И.  протокол №______

«__»__________  2013-14 Г.                               «__»__________ 2013-14Г.       «__» ___________2013-14 Г.

Образовательная программа «Охотничья тропа» (БУЛЧУТ ЫЫРА)


Возраст детей: 14 – 16
Срок реализации: 3 года педагог доп. образования

МБОУ «Устьинская средняя общеобразовательная школа» Сунтарский улус

Руководитель кружка: Корякин Сергей Васильевич, УПД: 1 категория

Образование: Высшее, СГПА

Педстаж: 15

1.Авданин В.О, Калашников О.А- Методические рекомендации для учителей по вовлечению учащихся в массовую орнитологию:. М 2007 2.Винокурова Н.Ф, Камерилова Г.С, Николина В.В и.др – Методическое пособие по курсу природопользование:. М- просвещение, 1996  3.Жирков Е.П. -Национальная концепция в образовании РС(Я). Якутск. 1992. 4.Программы для общеобразовательных школ. География. М. 1998. 5.Жиркова Е.С "Терут культура уруогар итэ5эли уерэтии барыьа" /Народное образование Якутии/ 97 №4
ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРУЖКА «Охотничья тропа» (БУЛЧУТ ЫЫРА)

Пояснительная записка

В современных условиях все больше осознается истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества является сам человек, его нравственная позиция, его культура, образованность, профессиональная компетентность. Современная задача школы это не только обучение отдельным учебным предметам, но и подготовка к будущей семейной жизни, воспитание общественной сознательности, профессиональное ориентирование и формирование общетрудовых умений и навыков, побуждение к осознанному выбору профессии, создание основы для воспитания мастера своего дела, отличающегося профессиональной мобильностью, честного и добросовестного гражданина.

Развитие демократических основ общества, становление правового государства привело к образованию многочисленных детских организаций, которые своей деятельностью обеспечивают денное государством право на свободу ассоциаций, формирование собственного отношения к жизни.

Одной из глобальных проблем современности являются экологические, которые породило само человечество и, если эти проблемы не будут решены в ближайшем будущем, то они станут угрозой самому человечеству. Впервые об экологических проблемах, о влиянии деятельности человека на окружающую среду было изложено в работах Чарльза Дарвина. В настоящее время экология изучается в школе, как отдельный учебный предмет. Но, одного учебного предмета недостаточно для формирования экологического сознания у учащихся, необходима целенаправленная, системная работа по экологическому образованию и воспитанию. По каждому учебному предмету системно вводится экологический компонент, который помогает связывать данный учебный материал с повседневной жизнью. 

Происходящие в настоящее время разрушение уклада семьи - той почвы, на которой испокон веков в детях проращивалась трудолюбие, достоинство - приводят к убожеству духовной сферы, праздности рук и ума молодежи и немалой части взрослого населения. При некотором снижении, остается высокой безнадзорность среди несовершеннолетних, подростковая преступность. Причина тому - стремление многих родителей оградить своих детей от участия в решении жизненных проблем и забот семьи, свободное, незанятое полезной деятельностью времяпрепровождение молодежи. 

Детские организации школьников и дополнительное образование имеют огромное значение в воспитании школьников в духе коллективизма, экологического сознания и патриотизма, в бережном отношении к окружающему миру и природе. В настоящее время нет идеологии, нет идеологического противостояния, что породило бы систему воспитания, изменились общественные ценности. Одновременно изменились цели и способы учебно - воспитательного процесса. Вместо формирования молодого человека по заранее заданному идеологическому образцу, в настоящее время ставится цель формирования свободной в своем жизненном выборе личности на основе её ознакомления с огромным разнообразием социальных, экономических и политических тенденций общественного и мирового развития.

При внедрении данной программы предусматривается проведение комплексных занятий, сочетающих теоретические занятия с практическими работами непосредственно в полевых условиях, которые дают заметный эффект в области физического воспитания и закаливания учащихся; пребывание на свежем воздухе и активная физическая работа способствуют улучшении их здоровья. В полевых условиях возможно комплектование разновозрастных групп учащихся и использование принципа «старшие обучают младших». Наблюдение за природой позволяют осуществлять эстетическое воспитание учащихся, учат их уметь видеть красивое вокруг себя, создавать красивое, поступать красиво.

 Направленность экологических образовательных программ кружка «Булчут ыыра»:

Экологическая образовательная программа кружка «Булчут ыыра» состоит из следующих разделов:



  1. Полевая экология;

  2. Рыбы реки Вилюй;

  3. Рыбы озер бассейна реки Вилюй;

  4. Ориентирование на местности, основы топографии;

  5. Экосистема бассейна реки Вилюй;

  6. Охота и рыбалка в Якутии;

  7. Коневодство – традиционное занятие народа Саха;

  8. Основы орнитологии;

  9. Памятники природы и исторические места;

  10. Заключение.


Реализация программы предусматривает использование различных форм и методов преподавания. Необходимые теоретические знания даются путем лекций, бесед. Практические навыки и умения вырабатываются на лабораторно – практических занятиях, полевых занятиях, походах и экспедициях. В качестве одной из основных форм обучения предусматривается вовлечение учащихся в научно – исследовательской работе.

Программа направлена на воспитание детей адекватного поведения и детей из неполных семей в духе национальных традиций и коллективизма, развитие коммуникабельности.

 Новизна и актуальность экологических образовательных программ кружка «Булчут ыыра»:

В настоящее время ощущается необходимость в создании комплексных экологических программ, посвященных не какому – то отдельному разделу экологии, а таких которые помогли бы создать у детей общий экологический кругозор, комплексное восприятие экологических знаний и проблем. Большинство существующих программ ориентированы на проведение, в основном аудиторных занятий, недостаточно используя обучение непосредственно в природных условиях. 

В подростковом возрасте и в ранней юности парни должны научиться элементарным навыкам, которые необходимы для взрослой жизни.


 Цели и задачи детских экологических образовательных программ:

Целью детских экологических операций являются: привитие охотничьих умений и навыков, ознакомление с обрядоми охоты, экологического сознания.

Направления работы:

- якутская национальная культура;

- поклонение духу богатой дремучей тайги Байанаю;

- охотничью обряды и обычаи;

- охотничье снаряжение;

- якутская тайга;

- повадки животных;

- поведение в лесу, техника безопасности;

- якутская лайка;

- я следопыт;

- устройства охотничьего ружья;

- рыбы якутии;

- рыболовное снастье;

- мунха традиционное занятие якутов.

- воспитание экологического сознания у учащихся,

- развитие жизненно важных навыков поведения в экстремальных условиях,

- связь полученных знаний с практикой.

 Задачи детских экологических операций включают:

- оказание учащимся помощи в формировании индивидуальной "стратегии жизни" ( умения соединять свои индивидуальные особенности, статусные возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих),

- организация досуга, исключающей свободное времяпрепровождение, учитывающей возрастные особенности учащихся,

- формирование у школьников активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам.

- осознание школьниками человека как части природы /"Киьи айыл5а о5ото"/, формирование у них ответственности по отношению к природе 

- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе родного края, формирование понятий о целостности и диалектике природных комплексов, путях их рационального использования и охраны, овладения навыками полевых исследований и экспедиций, анализа материалов;

-активное участие в практической деятельности по охране природы развитие логического мышления освоение методов анализа и синтеза, моделирование простых экосистем, развитие умения четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.


 Общие сведения о программе:

Возраст обучаемых: 14-16 лет.

Программа рассчитана на 3 года

В первый год обучения учащиеся осваивают основы экологических знаний, учатся проводить исследования на уровне отдельных особей и частных факторов среды, т.е занимаются факториальной экологией.

Во второй год обучения учащиеся осваивают полевые исследования на уровне сред обитания популяций, занимаются популяционной экологией.

На третий год обучения учащиеся осваивают экологические исследования биогеоценотического уровня. Учатся проводить несложную экологическую экспертизу и составлять экологический прогноз.

Количество часов занятий в неделю: 9 часов / 3 занятия по 2 часа и 1 занятие по 3 часа/.; в год 270 часов.

Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ. Можно предложить реализацию программы не одним педагогом, а коллективам из 2-3 педагогов, каждый из которых будет вести занятия по отдельным главам.

Формы занятий: проводятся в виде кружковых внеклассных занятий во внеурочное время.

Программа имеет территорию исследования и выбранный маршрут, протяженность которой составляет около 25 км. Территория исследования имеет площадь 800 га.

Работа проводится в виде десантов, походов, экскурсий во внеурочное время (по выходным, в каникулярное время).

Контингент набирается из добровольцев на конкурсной основе, старше 13 лет включительно.

Режим занятий: во внеурочное время.

Ожидаемый педагогический результат, методы их оценки, требования к уровню знаний и умений учащихся.

Промежуточный контроль:


  1. Тестовая проверка

  2. Решение ситуационных задач

  3. Творческое использование полученных знаний и умений в научно – исследовательской работе (рефераты, доклады, участие в НПК и др. конкурсах)

  4. Итоговый контроль (рейтинг)


 Стимулирующий результат:

По итогам учебного года по результатам рейтинга учащиеся получают свидетельство «Юный инспектор охраны природы».

Раздел 1: Полевая экология

Полевая экология – это походы и экспедиции, в которых исследуются леса, поля и реки, производится подсчет численности животных и птиц, изучение условий их обитания и экологии, также процесс изучения окружающей среды. Методическое обеспечение(пособия по отдельным курсам полевой экологии, сборники тестов, сборники задач по экологии). Использование словаря терминов и понятий. Учебно материальная база (инструкция по ТБ, мед. инвентарь для оказания первой помощи, наглядно – иллюстративный материал, бинокль, лупа, компас и.т.д)

Разделы 2 и 3 : «Ихтиофауна реки Вилюй» и «Рыбы озер бассейна реки Вилюй»

В данных разделах изучаются виды рыб, обитающих в реке Вилюй и в озёрах, по натурным данным рыбное население состоит из следующих фаунистических комплексов: арктического пресноводного (тугун, сиг-пыжьян, сиг – валек, налим); бореально-предгорного (таймень, ленок, хариус, амурский гольян, гольян пеструха, сибирский голец, пестроногий подкаменщик); бореально-равнинного (осетр, щука, сибирский елец, сибирская платва, окунь, ерш), промысловое значение и традиционные методы лова рыб. На практических занятиях в походах учащиеся знакомятся с устройством орудий лова, принимают непосредственно в процессе лова.

 Раздел 4: Ориентирование на местности, основы топографии

Топография – это составление карт, схем местности с помощью принятых символов и методов, применяемых в картографии. Выбор маршрутов в походах и экспедициях с помощью карт и компаса в местности. Учащиеся должны уметь составлять план – схему маршрута и проводить глазомерные съёмки местности, знать и уметь способы и приёмы ориентирования на местности. Учебно - материальная база (учебные карты, компас желательно жидкий, планы схемы глазомерной съемки, карандаши, циркуль, линейка, наборы топографических знаков и условных обозначений, бумага чертежная, бинокль, рулетка и.т.д )

Раздел 5: Экосистема бассейна реки Вилюй

В этом разделе учащиеся изучают основные типы экосистем бассейна реки Вилюй и их взаимосвязь. Есть ли проблемы экологии Вилюй? Имеются ли настораживающие симптомы ухудшения экологической ситуации в б. реки Вилюй? Природная система состоит из отдельных крупных блоков, определить видовой состав организмов, установить характер связи организмов с неживыми компонентами экосистемы. 

 Раздел 6: Охота и рыбалка в Якутии

В этом разделе учащиеся знакомятся с понятием браконьерства, правилами и сроками охоты, традиционными методами, орудиями и способами охоты, формами национального обряда «Байанай», участвуют в природоохранной деятельности.

 Раздел 7: Коневодство – традиционное занятие народа Саха

Коневодство – основное занятие населения нашей Республики. В этом разделе учащиеся знакомятся с основами коневодства с особенностями быта коневодов, участвуют в работе коневодов, знакомятся с проведением традиционных обрядов и культовых мероприятий, связанных с коневодством.

 Раздел 8: Основы орнитологии

Орнитология по английски называется – бердинг (от bird - птица). В этом разделе целью является вызвать интерес учащихся к занятиям массовой орнитологией, включая спортивную орнитологию, экотуризм, участия в птичьих праздниках и мероприятиях (земная подкормка, развеска искусственных гнездований и многое другое). На занятиях желательно использовать компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации фотографий и рисунков, прослушивания аудиозаписей голосов птиц, видеозаписей которые подбирает учитель в соответствии с темой и выбранными информационными блоками. Урок, занятия может быть построен на компьютерной презентации.

 Раздел 9: Памятники природы и исторические места

В разделе изучаем памятные места и достопримечательности нашего наслега. Историю быт населения, заповедные места Якутии. 

В качестве опережающего задания провести микросоциологическое исследование среди одноклассников, родителей, старожил села, знакомых по следующим вопросам: 

1 какие охраняемые виды своей области вы знаете?

2. назовите причины сокращения численности?

3. . какие природоохранные меры принимаются и какие следует предпринять по их охране?

Существенным вкладом учащихся в дело охраны природы может стать пропаганда идей заповедного дела. Рекомендуем организовать практическую работу со школьниками (контроль за состоянием памятников природы, выявление и описание объектов нуждающихся в государственной охране, источников нарушения охранного режима, изучение местных природоохранных традиций, сбор преданий, былин, пропагандистская работа – беседы, выступления)





 
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа кружковых занятий «Моя первая экология» Возраст...
Муниципальное казенное образовательное учреждение демидовская средняя общеобразовательная школа
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconДополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»...
Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,...
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа среднего общего образования муниципального...
Срок реализации основной образовательной программы среднего общего образования – 2 года
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconДополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» icon"Художественная лепка из соленого теста " Тип программы: модифицированная...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества" п. Морки
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма воспитательной работы школы. Срок реализации 2011-2016...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еленская средняя общеобразовательная школа» функционирует как средняя школа с 1983...
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа среднего общего образования мбоу «Средняя...
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №5» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма кружка шахматы возраст детей 7-15 лет Срок реализации программы 3 года
Обучающий семинар «Методика организации проектной – исследовательской деятельности»
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconДоклад директора мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области Ланиной Ирины...
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconДополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для...
Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа)
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconНаименование программы Срок реализации Возраст детей
Образовательная программа «У озера» (изобразительное искусство) направлена на развитие общей и эстетической культуры обучающихся,...
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа педагога мбоу «Утяшкинская средняя общеобразовательная...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Литературное чтение» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под...
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа основного общего образования мбоу «Камскополянская...
Директор мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1» Нижнекамского муниципального района
Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст детей: 14 16 Срок реализации: 3 года педагог доп образования мбоу «Устьинская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа основного общего образования муниципального...
«Средняя общеобразовательная школа №5» протокол заседания № от 30 августа 2012 года


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск