Пояснительная записка Направленность программы элективного курса





Скачать 346.37 Kb.
НазваниеПояснительная записка Направленность программы элективного курса
страница1/3
Дата публикации05.11.2014
Размер346.37 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3
элективный курс химия 10 класс.jpg

Пояснительная записка

Направленность программы элективного курса. Согласно требованиям Федерального стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной области "Естественнонаучные предметы", направлено на обеспечение формирования целостной научной картины мира и воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Предмет предполагает овладение учащимися межпредметным анализом различных сфер жизни человека. Данная дополнительная образовательная программа, используя деятельностный подход в обучении, способствует более глубокому изучению курса химии и позволяет учащимся овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать и моделировать химические процессы; сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; оценивать полученные результаты, понимая постоянный процесс эволюции научного знания, что в конечном итоге способствует самообразованию и саморазвитию учащихся.

Умение определять химические компоненты в окружающем мире является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях. Процесс определения включает сочетание теоретического материала, предусмотренного программой, с умениями логически связывать воедино отдельные химические явления и факты, что стимулирует более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний курса химии. Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на «зону ближайшего развития» ученика, развивая его личностные, метапредметные и предметные результаты, способствуя профессиональному самоопределению.

Новизна программы элективного курса заключается в возможности изучения учащимися новых тем, не рассматриваемых программой предмета, а именно позволяет строить обучение учащихся 10-11 классов с учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни, к тому, с чем учащиеся сталкиваются каждый день в быту.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в учебном плане предмету «Химия» отведено всего 1-2 часа в неделю (8-11 классы), что дает возможность сформировать у учащихся лишь базовые знания по предмету. В тоже время возраст 8-11 классов является важным для профессионального самоопределения школьников. Возможно, что проснувшийся интерес к химии может перерасти в будущую профессию. С другой стороны, представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствами общественного потребления, решение данных проблем раскрывается в данной дополнительной образовательной программе.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является более глубокий анализ программных тем по предмету «Химия» и их расширение, связанное с практической стороной жизни человека («Химия и питание», «Химия и окружающая среда», «Химия и медицина», «Химия и косметика», «Живопись глазами химика» и др.). Другой особенностью курса является его краеведческая составляющая, а именно организация многочисленных экскурсий для учащихся.

Цель дополнительной образовательной программы:

Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия.

Основные задачи курса:

  1. Образовательные:

    • освоить новые темы, не рассматриваемые программой, имеющие прикладное назначение;

    • использовать теоретические знания по химии на практике;

    • изучить экологические аспекты в свете химических процессов.

  2. Воспитывающие:

  • формировать личностные умения (целенаправленность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность, волевые качества и т.д.);

  • воспитывать экологическую культуру.

3. Развивающие:

  • формировать метапредметные навыки работы с учебной литературой, сетью Интернет;

  • формировать ИКТ-компетентости;

  • развивать логическое мышление, внимание, творческие способности посредством выработки рациональных приемов обучения.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения, всего 69 часов: в первый – 35 часов, второй – 34 часа(1час в неделю).

Предлагаемый курс адресован учащимся 10-11 классов для формирования научных представлений о химии в повседневной жизни; развития профессиональных склонностей к предмету химия.

Формы подведения итогов реализации программы элективного курса:

- итоговый контроль через составление учащимися творческих отчетов, эссе и пр.;

-выполнение учащимися исследовательских и поисковых работ;

- участие в научно-практических конференциях и творческих конкурсах по химии;

Ожидаемые результаты - пройдя данный курс, учащиеся получат расширенные знания по предмету химия; смогут результативно выступать на творческих химических конкурсах; повысят экологическую культуру; получат полное представление об окружающем мире с позиций химических явлений.

Дополнительная образовательная программа направлена на достижение обучающимися различных результатов:

-Личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность, бережное отношение к окружающей среде;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; знание и стремление к соблюдению экологической безопасности на производстве;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить исследования, наблюдения, составлять отчеты наблюдений.

-Метапредметных результатов:

1) использование умений и навыков по предмету в других видах познавательной деятельности;

2) применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
3) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

4) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
5) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

6)использование различных источников для получения химической информации.
-Предметных результатов:

1) В познавательной сфере:

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
-описывать и различать химические явления, протекающие в окружающем пространстве;

- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и протекающие в природе и в быту химические реакции;
-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
-структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
2) В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- анализировать и оценивать последствия использования различной продукции с точки зрения химического состава для человека и лично для себя;

- принимать участие в акциях «За химическую безопасность родного края».
Учебно-тематический план




Тема занятия

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1. Химия и медицина

13

1

Из истории медицины

1

1




2

Агрессивная перекись

2

1

1

3

Глюкоза – источник энергии

2

1

1

4

Ионы натрия на службе здоровья

2

1

1

5

Всем известный аспирин

2

1

1

6

Любимые поливитамины.

Элементы жизни

3

2

1

7

Необычные способности медицинских препаратов

1

1




Раздел 2.Химия и косметика

11




9

История косметики

1

1




10

Бархатистая кожа

1

1




11

Декоративный макияж

2

1

1

12

Империя ароматов

3

2

1

13

Золотистый локон

2

1

1

14

Сообщения учащихся о косметических препаратах

2




2

Раздел 3. Химия и экологическая безопасность

10




15

Химические выбросы предприятий города

1

1




16

Заболевания человека, вызванные загрязнением окружающей среды

1

1




17

Влияние радиации на организм человека

2

1

1

18

Кислотные дожди как результат деятельности человечества

1

1




19

Смог - химический апокалипсис наших дней

2

1

1

20

Способы защиты окружающей среды

2

1

1

21

Проведение школьной акции: «За химическую безопасность родного края!»

1




1

Итого:

21ч

14ч

Резерв:



Всего:

35 часов



Первый год обучения

Раздел 1. Химия и медицина (13 часов)

1. Из истории медицины

От лекарства до врачебной практики. Первые препараты на травяной основе.

2. Агрессивная перекись

Особенности состава и строения перекиси водорода, химические свойства. Медицинское применение пероксида водорода.

3. Глюкоза – источник энергии

Использование глюкозы в качестве медицинского препарата. Биологическое объяснение использования глюкозы в медицине. Химическая природа глюкозы.

4. Ионы натрия на службе здоровья

Хлорид натрия – один из основных компонентов плазмы крови. Физраствор. Медицинское применение физраствора. Обезвоживание организма.

5. Всем известный аспирин

Сложная химическая формула аспирина. Лечебные свойства аспирин.

6. Любимые поливитамины. Элементы жизни

Биологическая роль витаминов. Витамины – медицинские препараты. Химическая природа витаминов. Сочетание витаминов и микроэлементов. Потребность организма человека в микроэлементах. Роль микроэлементов в жизнедеятельности организма. Элементы жизни. Поговорим подробней о железе. Малокровие. Уровень гемоглобина.

7. Необычные способности медицинских препаратов

Фенолфталеин – химический индикатор. Уротропин – ингибитор коррозии. Ризорцин (тимол) – медицинский препарат и определитель углеводов. Фенол – природное дезинфицирующее вещество и ядохимикат.
Раздел 2.Химия и косметика (11 часов)

8. История косметики

Возникновение профессиональной косметологии, основные наборы косметолога. Естественная или химическая красота.

9. Бархатистая кожа

Химический состав кремов для лица и рук. Глицерин- важнейший компонент смягчения кожи.

10. Декоративный макияж

Влияние цветных теней на кожу век, причины аллергий на косметическую пудру.

11. Империя ароматов

Химизм запаха. Диффузия. Цветочные и мускусные компоненты туалетных вод.

12. Золотистый локон

Состав современных шампуней, правила использования шампуней, содержащих гель для тела. Причины облысения.

13. Сообщения учащихся о косметических препаратах
Раздел 3. Химия и экологическая безопасность (10 часов)

14. Химические выбросы предприятий города

Основные выбросы и их влияние на человека и окружающую среду.

15. Заболевания человека, вызванные загрязнением окружающей среды

Аллергии: приобретенные и врожденные. Астма – болезнь дыхательных путей. Способы улучшения экологической обстановки.

16. Влияние радиации на организм человека

Фоновый уровень радиации. Генетические изменения организма. Измерение радиационного фона.

17. Кислотные дожди как результат деятельности человечества

Причины возникновения кислотных дождей. Основные кислоты, образующие дожди антропогенного характера. Влияние кислотных дождей на окружающую среду.

18. Смог - химический апокалипсис наших дней

Виды смога, его химический и физический состав. Заболевания, вызванные частицами смога. Источники возникновения смога.

19. Соли и их применение в быту

Неорганические соли, применяемые для приготовления пищи. Обнаружение солей в средствах для мытья посуды по составу.

20. Проведение школьной акции: «За химическую безопасность родного края!»

Предполагаемые результаты обучения

В результате изучения ученик должен

знать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Методическое обеспечение программы


1

Химия и медицина

Комбинированные тематические занятия

Рассказ,

объяснение,

беседа,

создание ситуации новизны,

актуальности, успеха,

доклады,

проведение конкурсов,

мозговой штурм, экскурсия

Конспект занятия,

презентация,

компьютер,

интерактивная доска,

медиапроектор

Участие в акции по забору крови, для детей больных раком крови

2

Химия и косметика

Комбинированные тематические занятия

Рассказ,

объяснение,

беседа,

создание ситуации новизны,

актуальности, успеха, эвристический метод,

доклады,

проведение конкурсов практическая деятельность

групповая работа

Конспект занятия,

презентация,

компьютер,

интерактивная доска,

медиапроектор

косметическая пудра

Сообщения учащихся о косметических препаратах.

13

Химия и экологическая безопасность

Комбинированные тематические занятия

Рассказ,

объяснение,

беседа,

создание ситуации новизны,

актуальности

Конспект занятия,

презентация,

компьютер,

интерактивная доска,

медиапроектор

Проведение школьной акции: «За химическую безопасность родного края!»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПояснительная записка направленность программы
Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической...
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПояснительная записка направленность программы
Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической...
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПояснительная записка Направленность
Направленность программы художественно-патриотическая и информационно-образовательная. Программа представляет из себя интегрированный...
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПояснительная записка
...
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПояснительная записка. Цель элективного курса
Цель элективного курса – дать возможность раскрыться творческим потенциям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определённый...
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПояснительная записка Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты»
Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению...
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПояснительная записка Программа элективного курса «Международное гуманитарное право»
...
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПояснительная записка программа курса «Народное зодчество»
Основные задачи курса заключаются в следующем: дать представление о характере народного зодчества, его многообразии, особенностях,...
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconЭлективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа...
Ловечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется...
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПояснительная записка содержание программы элективного курса Календарно-тематическое...
Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию...
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПояснительная записка Программа элективного курса составлена с учетом...
Г. Я. Мякишева // Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» / сост. В. А. Коровин, В....
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса iconПояснительная записка Данная программа элективного курса предназначена...
Создание программы курса обусловлена необходимостью создать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск