Скачать 109.09 Kb.
|
Пояснительная записка. Цель элективного курса – дать возможность раскрыться творческим потенциям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определённый набор качеств, помочь развитию личности, дать учащимся необходимые навыки сочинения в художественных, публицистических и научных жанрах. Программа направлена на достижение следующих задач: - освоить культуру устной и письменной речи; - раскрыть особенности текста; - расширить и углубить знания о жанрах сочинения; - научить старшеклассников понимать специфические особенности жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату; - привить учащимся старших классов авторское достоинство, которое пробуждает подлинный интерес к написанию сочинений газетных жанров, воспитывает ответственность за творческую работу. В результате изучения курса учащиеся должны: - уметь писать сочинения в газетных жанрах; - уметь отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного жанра; - учиться редактировать тексты сочинений: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств; - уметь владеть навыками стилистической правки текста; - активно владеть жанрами сочинений, значимыми в учебной деятельности учащихся. Программа рассчитана на 35 часа. Учебно-тематический план.
Содержание программы. Введение. Текст как речевое произведение. (Повторение). Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в тексте. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста. Ключевые слова и выражения: микротема, абзац, зачин, лексические и грамматические средства связи. Сочинение – это тоже текст. Формулировка темы сочинения. Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений. Реферат как вид текста. Цель реферата. Требования к реферату. У каждого сочинения – свой жанр (обзор). Единство содержания и формы. Жанры малой формы. Жанры, используемые в научной работе. Репортаж. Репортаж – один из жанров публицистики. Содержание репортажа. Правила построения. Языковые средства в репортаже. Интервью. Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности. Своеобразие языка. Речевая ситуация. Портретный очерк. Очерк документальный и недокументальный, проблемный и портретный. Сходство и их различие. Герой очерка. Этапы работы над очерком. Путевой очерк (путевые заметки). Путевой очерк и путевые зарисовки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание и назначение путевых заметок. Статья – объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Строение, языковые особенности статьи. Эссе как разновидность очерка научного, исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства. Требования к эссе. Виды. Жанры эссе. Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи в рецензии. Типы речи. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования. Языковые средства. Формы рецензии. Дневниковые записи. Дневники великих людей. Композиция дневника. Типы речи в дневниках. Особенности текста дневника. Сочинение – письмо. Виды. Обязательные условия. Письма великих людей. Языковые особенности. Речевые формулы. Литература для учителя. 1.Е.П. Алексеева «Русский язык в таблицах и схемах», 2012 год 2.Головин Б.Н. Основы культуры речи. 3.Иванова С.В. Обучение устному и письменному высказыванию. 4.Новиков Л.А. Искусство слова. 5. Никитина Е.И. Эссе – воспоминание. Русский язык в школе №3, 1999 год. 6.Межов Е.Р. Работа над сочинением. 7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 8.Щепина О. Анализ текста в 10 классе как форма подготовки к сочинению. 9. Трубина Л. Методика работы над сочинением. 10. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Текст как речевое произведение. Учебник практикум для старших классов. |
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | ||
Пояснительная записка Программа элективного курса «Международное гуманитарное право» ... | Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного... Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся... | ||
Пояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных... Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология | Пояснительная записка Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер | ||
Пояснительная записка ... | Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | ||
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и... Программа элективного курса разработана заместителем директора по увр, учителем физики моу сош №2 г. Спирово Кудряшовой Н. А | Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа... Ловечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется... | ||
Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | Программа элективного курса «Великие россияне» пояснительная записка ... | ||
Лебедев А. Н. Психология рекламы Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника | Пояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту» Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина | ||
Пояснительная записка содержание программы элективного курса Календарно-тематическое... Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию... | Пояснительная записка. Цель курса Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи |