Скачать 90.92 Kb.
|
Слово методиста: Одной из важных задач введения элективных курсов является развитие у учащихся интереса к физике. Содержание элективного курса должно соответствовать, с одной стороны, познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, развивать их творческие способности, предоставляя ученикам возможность работать на уровне повышенных требований к предмету, помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения этим курсом, чтобы по окончании 9 класса, учащиеся могли сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубления или обычного изучения физики. (Главный методист по физике УМЦ ГОУ ТО ИУУ Борисов Игорь Иванович) Вопросы медицины и гигиены в курсе физики Программа элективного курса разработана заместителем директора по УВР, учителем физики МОУ СОШ №2 г.Спирово Кудряшовой Н.А. Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, что изложены в пояснительной записке к программе элективного курса «Измерения пространства и времени». Кроме этого следует учесть, что физика на современном этапе развития проникает во все области жизни человека, имеет широкие связи с другими науками естественнонаучного цикла, в частности с медициной и гигиеной, поэтому учащиеся должны иметь определённые знания в этих областях. Законы физики и их практическое применение имеют весьма важное значение для сохранения здоровья и трудоспособности человека. Знание данного курса поможет учащимся понять науку, которая изучает влияние внешней среды на состояние здоровья человека – гигиену, а также санитарию – дисциплину, которая является практическим осуществлением научных достижений гигиены. Этим определяется необходимость ознакомления учащихся с вопросами медицины и гигиены в курсе физики. Цели курса: расширение и углубление предметных знаний по физике, в том числе ознакомление учащихся с некоторыми сведениями из области медицинских и гигиенических знаний в соответствии с программой физики; развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности; сформировать интерес и мотивацию к изучению физики, установку на продолжение образования в данном профиле. Задачи курса:
Программа рассчитана на 8 часов (по 1 ч. в неделю). Предполагается следующая последовательность в изложении материала:
Содержание программы Тема 1. Силы в природе. Виды сил, действующих на элементы опорно-двигательного аппарата человека; деформации, вызываемыми этими силами; применимость закона Гука к этим деформациям. Сравнительные данные механических свойств тканей тела и технических материалов. Оптимальное распределение нагрузки при переносе тяжестей в соответствии с возрастом учащихся. Тема 2. Тепловые явления. Тепловой режим внешней среды (микроклимат) и его параметры (температура, влажность, движение воздуха). Гигиенические требования к температурному режиму и влажности помещения, их влияние на самочувствие человека, его работоспособность. Меры устранения перегрева и увлажнения воздуха в жилищах в летнее время. Роль конструкций зданий, окраска стен и окон, значение ставен, жалюзи, штор, насаждений вокруг дома и в комнатах для улучшения теплового режима. Теплозащитные свойства одежды. Жизнедеятельность человеческого организма, связанная с теплообразованием за счёт получаемого тепла в окружающее пространство и затрат на совершаемую работу. Данные тепловых отдач человеческого организма за сутки. Рациональное питание. Практическая работа: «Расчёт суточной потребности в пищевых веществах и энергетические затраты человека за сутки». Тема 3.Свойства твёрдых тел, жидкостей и паров. Поверхностное натяжение жидкостей и его связь с механическими свойствами тканей человеческого тела. Явление капиллярности и газовая эмболия. Зависимость температуры кипения от поверхностного давления. Автоклав. Стерилизация. Использование стерильных материалов при оказании первой медицинской помощи. Роль влажности в поддержании баланса воды в организме. Обезвоживание, опасные последствия. Тема 4. Постоянный электрический ток. Опыты Гальвани. Биопотенциалы в человеческом теле, их ионная природа. Потенциалы покоя и потенциалы действия. Влияние активной деятельности, наркотиков на биопотенциалы. Электрокардиография. Значение ионизации воздуха для жизни и здоровья человека. Оздоровительные и лечебные мероприятия для повышения умственной и физической работоспособности. Медицинские приборы, использующие электроэнергию. Франклинизация, гальванизация организма человека. Тема 5. Механические колебания и волны. Устройство и действие голосового и слухового аппаратов человека. Гигиена слуха. Инфразвук и ультразвук, их применение в медицине. Тема 6. Геометрическая оптика. Глаз как оптический прибор. Дефекты зрения. Гигиена зрения. Опыты:
Тема 7. Излучение и спектры. Основы фотометрии. Гигиена освещённости жилых помещений и общественных зданий. Естественное и искусственное освещение. Различные показатели освещённости, с которыми человек встречается в жизни. Спектральный состав солнечной радиации, достигающей поверхности Земли, и её биологическое действие. Количественные показатели, характеризующие свойства некоторых тканей по отношению к ультрафиолетовым лучам. Тема 8. Подведение итогов изучения элективного курса. Подведение итогов целесообразно провести в форме круглого стола, на котором обучающиеся защищают свои рефераты, тематику которых определяют самостоятельно или при консультации преподавателя. В результате изучения элективного курса учащиеся получают возможность Знать:
Уметь:
Литература Агаев Э. Р. , Саркисянц Э.Э. Гигиена с основами организации здравоохранения. М. «Медицина», 1970. Антропова М. В. Школьная гигиена. М. «Медицина», 1970. Галанин И. Ф. Лучистая энергия и её гигиеническое значение. Л. «Медицина», 1969. Жданов Л. С., Мараджян В. А. Курс физики, ч. 2. М. «Наука», 1970. Минх А. А. Методы гигиенических исследований. М. Медгиз, 1961. Шустиков В. М. первая помощь при электротравме. М. «Медицина», 1969. Бабушкина Е. Д. Вопросы медицины и гигиены в курсе физики средней школы. М. Центральный научно-исследовательский институт санпросвещения М3 СССР, 1972. |
Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia Программа предназначена для организации предпрофильной подготовки по математике в 9 классе общеобразовательной школы | ||
Рабочие программы по биологии класс 7 В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе... | Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Технология» (Труд).... Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ | ||
Пояснительная записка содержание тем учебного курса учебно-тематический план Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного... | Краткое содержание курса дисциплины «Межкультурная коммуникация»... Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы... | ||
Социальные особенности поведения покупателей на рынке потребительских товаров Основные концептуальные подходы к изучению поведения потребителей на рынке в экономической теории 6 | Программа курса для предпрофильной подготовки «Офицер- профессия... В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и письмом Министерства общего и профессионального... | ||
Методические рекомендации по курсу базы данных подготовки бакалавриата... Цель данного курса дать основные понятия теории баз данных и подходы к проектированию реляционных баз данных. Представить современные... | Пояснительная записка Тема занятия «Я познаю мир» Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | ||
Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного... Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся... | Пояснительная записка Статус документа Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса... | ||
Составила: Воспитатель первой квалификационной категории Ольга Олеговна... С. С. Бердоносов, Е. А. Менделеева «Особенности содержания и методики преподавания некоторых избранных тем курса химии 8-9 классов.»Москва... | Программа дисциплины "Компьютерные технологии в управлении человеческими... Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии | ||
Элективный курс "Немецкая литература: ее вчера и сегодня" Белянина... Курс «Немецкая литература: эпохи, произведения» предназначен в качестве элективного курса учащимся 10 класса в рамках предпрофильной... | Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки |