Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем,





Скачать 90.92 Kb.
НазваниеПояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем,
Дата публикации24.01.2015
Размер90.92 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Физика > Пояснительная записка
Слово методиста:

Одной из важных задач введения элективных курсов является развитие у учащихся интереса к физике. Содержание элективного курса должно соответствовать, с одной стороны, познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, развивать их творческие способности, предоставляя ученикам возможность работать на уровне повышенных требований к предмету, помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения этим курсом, чтобы по окончании 9 класса, учащиеся могли сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубления или обычного изучения физики.

(Главный методист по физике УМЦ ГОУ ТО ИУУ Борисов Игорь Иванович)
Вопросы медицины и гигиены в курсе физики

Программа элективного курса разработана заместителем директора по УВР, учителем физики МОУ СОШ №2 г.Спирово Кудряшовой Н.А.
Пояснительная записка

Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, что изложены в пояснительной записке к программе элективного курса «Измерения пространства и времени». Кроме этого следует учесть, что физика на современном этапе развития проникает во все области жизни человека, имеет широкие связи с другими науками естественнонаучного цикла, в частности с медициной и гигиеной, поэтому учащиеся должны иметь определённые знания в этих областях.

Законы физики и их практическое применение имеют весьма важное значение для сохранения здоровья и трудоспособности человека. Знание данного курса поможет учащимся понять науку, которая изучает влияние внешней среды на состояние здоровья человека – гигиену, а также санитарию – дисциплину, которая является практическим осуществлением научных достижений гигиены. Этим определяется необходимость ознакомления учащихся с вопросами медицины и гигиены в курсе физики.

Цели курса: расширение и углубление предметных знаний по физике, в том числе ознакомление учащихся с некоторыми сведениями из области медицинских и гигиенических знаний в соответствии с программой физики; развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности; сформировать интерес и мотивацию к изучению физики, установку на продолжение образования в данном профиле.

Задачи курса:

  • формирование системы взаимосвязанных теоретических и практических знаний в области физики; практических навыков использования обучающимися знаний вопросов медицины и гигиены для сохранения здоровья и работоспособности;

  • создание системы предметной компетенции в области физики, которая может быть использована как при изучении других предметов (биологии, химии, обеспечении безопасности жизнедеятельности), так и в повседневной жизни, а также способствовать повышению общекультурного уровня учащихся.

  • формирование развития творческой самодеятельности учащихся; расширение их кругозора.

Программа рассчитана на 8 часов (по 1 ч. в неделю).

Предполагается следующая последовательность в изложении материала:

  • силы в природе;

  • тепловые явления;

  • свойства твёрдых тел, жидкостей и паров;

  • постоянный электрический ток;

  • механические колебания и волны;

  • геометрическая оптика;

  • излучение и спектры;

  • подведение итогов изучения курса.





Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Лекции

Семинар. занятия

Практ. зан.

Круг.

стол

Форма контроля

1

Силы в природе

1

1













2

Тепловые явления

1

0,5




0,5







3

Свойства твёрдых тел, жидкостей и паров

1

1













4

Постоянный электрический ток

1

1













5

Механические колебания и волны

1




1










6

Геометрическая оптика.

1

0.5




0,5







7

Излучение и спектры

1

1













8

Подведение итогов изучения курса

1










1

Защита реферата, собеседование


Содержание программы

Тема 1. Силы в природе. Виды сил, действующих на элементы опорно-двигательного аппарата человека; деформации, вызываемыми этими силами; применимость закона Гука к этим деформациям. Сравнительные данные механических свойств тканей тела и технических материалов. Оптимальное распределение нагрузки при переносе тяжестей в соответствии с возрастом учащихся.

Тема 2. Тепловые явления. Тепловой режим внешней среды (микроклимат) и его параметры (температура, влажность, движение воздуха). Гигиенические требования к температурному режиму и влажности помещения, их влияние на самочувствие человека, его работоспособность. Меры устранения перегрева и увлажнения воздуха в жилищах в летнее время. Роль конструкций зданий, окраска стен и окон, значение ставен, жалюзи, штор, насаждений вокруг дома и в комнатах для улучшения теплового режима. Теплозащитные свойства одежды. Жизнедеятельность человеческого организма, связанная с теплообразованием за счёт получаемого тепла в окружающее пространство и затрат на совершаемую работу. Данные тепловых отдач человеческого организма за сутки. Рациональное питание.

Практическая работа: «Расчёт суточной потребности в пищевых веществах и энергетические затраты человека за сутки».

Тема 3.Свойства твёрдых тел, жидкостей и паров. Поверхностное натяжение жидкостей и его связь с механическими свойствами тканей человеческого тела. Явление капиллярности и газовая эмболия. Зависимость температуры кипения от поверхностного давления. Автоклав. Стерилизация. Использование стерильных материалов при оказании первой медицинской помощи.

Роль влажности в поддержании баланса воды в организме. Обезвоживание, опасные последствия.

Тема 4. Постоянный электрический ток. Опыты Гальвани. Биопотенциалы в человеческом теле, их ионная природа. Потенциалы покоя и потенциалы действия. Влияние активной деятельности, наркотиков на биопотенциалы. Электрокардиография. Значение ионизации воздуха для жизни и здоровья человека. Оздоровительные и лечебные мероприятия для повышения умственной и физической работоспособности. Медицинские приборы, использующие электроэнергию. Франклинизация, гальванизация организма человека.

Тема 5. Механические колебания и волны. Устройство и действие голосового и слухового аппаратов человека. Гигиена слуха. Инфразвук и ультразвук, их применение в медицине.

Тема 6. Геометрическая оптика. Глаз как оптический прибор. Дефекты зрения. Гигиена зрения.

Опыты:

  1. Протянуть обе руки и поместить два указательных пальца в вертикальном положении на разных расстояниях от глаза. Если сосредоточить взгляд на ближнем пальце - задний двоится, и наоборот. Предмет, на котором сосредотачивается взгляд, находится в пересечении глазных осей, и изображение попадает на соответствующие точки.

  2. Чуть-чуть нажать пальцем на глазное яблоко одного из глаз. Все предметы двоятся. Это доказывает, что только при нормальной деятельности обоих глаз два изображения сливаются в одно. Если глаза устали, они не в состоянии координировать изображения: предметы, буквы двоятся. Значит надо отдохнуть от занятий. Часто общее утомление, тяжёлые условия жизни, недосыпание, плохое питание приводят к ухудшению зрения. В таких случаях требуется совет врача.

Тема 7. Излучение и спектры. Основы фотометрии. Гигиена освещённости жилых помещений и общественных зданий. Естественное и искусственное освещение. Различные показатели освещённости, с которыми человек встречается в жизни. Спектральный состав солнечной радиации, достигающей поверхности Земли, и её биологическое действие. Количественные показатели, характеризующие свойства некоторых тканей по отношению к ультрафиолетовым лучам.

Тема 8. Подведение итогов изучения элективного курса.

Подведение итогов целесообразно провести в форме круглого стола, на котором обучающиеся защищают свои рефераты, тематику которых определяют самостоятельно или при консультации преподавателя.

В результате изучения элективного курса учащиеся получают возможность

Знать:

  • гигиенические требования к организации и проведению всех видов учебных занятий, внеклассных и внешкольных занятий;

  • понятия влажности воздуха, микроклимата, биопотенциала.


Уметь:

  • использовать правила безопасности при пользовании различными бытовыми приборами, в том числе электрическими;

  • оказывать первую помощь при различных поражениях;

  • соблюдать гигиену умственного и физического труда;

  • измерять атмосферное давление, артериальное давление, влажность воздуха;

  • рассчитать энергетические затраты человека за сутки.



Литература

Агаев Э. Р. , Саркисянц Э.Э. Гигиена с основами организации здравоохранения. М. «Медицина», 1970.

Антропова М. В. Школьная гигиена. М. «Медицина», 1970.

Галанин И. Ф. Лучистая энергия и её гигиеническое значение. Л. «Медицина», 1969.

Жданов Л. С., Мараджян В. А. Курс физики, ч. 2. М. «Наука», 1970.

Минх А. А. Методы гигиенических исследований. М. Медгиз, 1961.

Шустиков В. М. первая помощь при электротравме. М. «Медицина», 1969.

Бабушкина Е. Д. Вопросы медицины и гигиены в курсе физики средней школы. М. Центральный научно-исследовательский институт санпросвещения М3 СССР, 1972.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconПояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia
Программа предназначена для организации предпрофильной подготовки по математике в 9 классе общеобразовательной школы
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconРабочие программы по биологии класс 7
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе...
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconПояснительная записка к рабочей учебной программе «Технология» (Труд)....
Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconПояснительная записка содержание тем учебного курса учебно-тематический план
Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного...
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconКраткое содержание курса дисциплины «Межкультурная коммуникация»...
Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы...
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconСоциальные особенности поведения покупателей на рынке потребительских товаров
Основные концептуальные подходы к изучению поведения потребителей на рынке в экономической теории 6
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconПрограмма курса для предпрофильной подготовки «Офицер- профессия...
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и письмом Министерства общего и про­фессионального...
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconМетодические рекомендации по курсу базы данных подготовки бакалавриата...
Цель данного курса дать основные понятия теории баз данных и подходы к проектированию реляционных баз данных. Представить современные...
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconПояснительная записка Тема занятия «Я познаю мир»
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.”
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconПояснительная записка Статус документа
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса...
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconСоставила: Воспитатель первой квалификационной категории Ольга Олеговна...
С. С. Бердоносов, Е. А. Менделеева «Особенности содержания и методики преподавания некоторых избранных тем курса химии 8-9 классов.»Москва...
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconПрограмма дисциплины "Компьютерные технологии в управлении человеческими...
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconЭлективный курс "Немецкая литература: ее вчера и сегодня" Белянина...
Курс «Немецкая литература: эпохи, произведения» предназначен в качестве элективного курса учащимся 10 класса в рамках предпрофильной...
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и особенности организации предпрофильной подготовки девятиклассников по данной программе аналогичны тем, iconПрограмма элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск