Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит





Скачать 233.73 Kb.
НазваниеПояснительная записка Настоящая образовательная программа носит
Дата публикации16.07.2014
Размер233.73 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка


Пояснительная записка

Настоящая образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к кружевоплетению – одному из известнейших народных ремесел России.

В наши дни стремительного технического прогресса, роста влияния иностранной культуры особо актуальным становится сохранение народных традиций, памяти о своих корнях, элементов национального достояния, связывающих прошлое с настоящим.

Система дополнительного образования позволяет на практике познакомить детей со многими явлениями бытовой русской художественной культуры, одним из которых является искусство кружевоплетения.

История этого промысла уходит своими корнями в далекое прошлое. Первые сведения о русских кружевах содержатся в летописном источнике XII века – Ипатьевской летописи. В XV веке пользовались популярностью кружева из золотых и серебряных нитей, на смену которым пришло льняное и шелковое кружево XVIII века. К началу XIX столетия в России сложился ряд кружевных районов, каждый из которых отличался характерными особенностями приемов плетения. В XX веке мастерами кружевоплетения прославились гг. Вологда, Елец, Советск Кировской области, г. Михайлов Рязанской области, г. Кириши Ленинградской области и др.

Вологда является известным центром кружевоплетения не только в России, но и за ее пределами. Кружевной промысел в наших краях известен с XVII века. Самобытное, уникальное по рисунку и исполнению вологодское кружево - излюбленное украшение одежды и интерьера, популярный сувенир.

Традиции кружевоплетения Вологодчины имеют глубокие корни. Для сохранения этого промысла необходима передача опыта, знаний и умений от народных мастеров молодому поколению. В связи с этим обучение основам кружевоплетения становится важной составляющей образовательного процесса БОУ ДОД ВО «Вологодский областной детско-юношеский центр традиционной народной культуры».

Актуальность настоящей программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к искусству кружевоплетения оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции. Более того, реализация программы оказывает влияние на формирование нравственной сферы, развивает эстетические чувства учащихся, предоставляет им возможность овладеть навыками ремесла, способствует последующему самоопределению.

Новизна и оригинальность программы обусловлена тем, что в её содержание включается работа по изучению этнографических образцов кружевных изделий фонда учреждения и музеев. Юные кружевницы, изучая старинные образцы, учатся копировать сколки (схемы плетения кружева), осваивают приемы плетения, характерные для традиций разных районов Вологодской области.

Целью программы является художественно-эстетическое воспитание и творческое развитие личности посредством обучения традиционному мастерству плетения вологодского кружева.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Изучение истории вологодского кружева, его отличительных особенностей.

  2. Формирование базовых навыков технических приемов кружевоплетения.

  3. Формирование умения самостоятельного составления композиции и технического рисунка кружевного изделия.

Развивающие:

  1. Развитие ассоциативного, образного, логического мышления; воображения.

  2. Развитие конструктивного видения.

  3. Развитие творческих способностей детей.

Воспитательные:

1. Воспитание художественно-эстетического вкуса.

2. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе над изделием.

3. Воспитание бережного отношения к ценностям традиционной культуры, чувства национальной гордости.

Программа обучения в мастерской кружевоплетения рассчитана на три года обучения. Возраст учащихся - 10-17 лет.

Учебная группа составляет не более 12 человек, что позволяет педагогу держать группу в поле внимания и проводить индивидуальные работы с каждым учащимся, давая советы и оценивая работу каждого.

Учебные занятия могут проводиться в следующем режиме: 2 раза в неделю по 2 учебных часа, 2 раза в неделю по 3 учебных часа (3 раза в неделю по 2 часа).

Занятия в мастерской кружевоплетения проводятся в форме групповых, как теоретического, так и практического характера, последним отводится основное место.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

По окончанию 1-го года обучения по программе учащиеся должны знать:

- основные понятия курса;

- историю развития кружевного промысла в Вологодской области;

- оборудование, инструменты и материалы, используемые в кружевоплетении.

- отличительные особенности вологодского кружева (элементы, переплетения, виды сканей и т.д.).

- технические требования, предъявляемые к кружевному изделию.

Учащиеся должны уметь:

- готовить рабочее место кружевницы;

- применять правила техники безопасности в работе с крючком, булавками, ножницами;

- выполнять несложные мелкие и средние штучные кружевные изделия.
По окончанию 2-го года обучения по программе учащиеся должны знать:

- историю развития кружевного промысла в России;

- характерные особенности российского кружева;

- техники плетения коклюшечного кружева (мерное, сцепное);

- технологию выполнения зашивки и заплета кружевного изделия;

- скоростные приемы плетения;

- методы реконструкции этнографических эскизов (сколков).

Учащиеся должны уметь:

- владеть скоростными приемами плетения;

- владеть техникой выполнения заплета и зашивки;

- самостоятельно выполнять изделия в сцепной технике плетения;

- анализировать этнографические образцы и оценивать свою работу в соответствии с требованиями;

- владеть приемами выполнения копирования этнографических образцов (создание сколка);

- уметь изготовить изделие по этнографическому образцу.
По окончанию 3-го года обучения по программе учащиеся должны знать:

- старинное кружево парной техники плетения, его отличительные особенности;

- виды, способы выполнения изделия в парной технике плетения;

- применение мерного кружева в традициях Вологодской области и в современности;

- способы соединения частей крупных кружевных изделий.

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно выполнять кружевные изделия разных техниках плетения (мерная, сцепная);

- выполнять изделия с применением скоростных приемов труда;

- самостоятельно выполнять средние и крупные изделия сцепной техники плетения;

- самостоятельно оформлять выставку кружевных изделий.
На протяжении процесса обучения педагог контролирует эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, обращая особое внимание на способность детей самим определить выбор работ для исполнения. Подготовленные работы оцениваются педагогом по соответствию поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения.

Итоги реализации программы подводятся в форме отчётной выставки творческих работ обучающихся в конце учебного года, итоговой выставки по завершению всей образовательной программы.

Техническое обеспечение программы


1. Оборудование: пяльца, коклюшки, подушка.

2. Материалы: картон, сколок, нитки, булавки, наволочки.

3. Инструменты: ножницы, крючок, накол.

4. Наглядные пособия: образцы изделий, карточки-задания, кроссворды, карты-схемы, папки с рисунками кружев разных областей России.

Учебно-тематический план


1-й год обучения

(5 ч/н)



Тема занятия

Всего

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие.

2

2




2

Кружевной промысел в Вологодской области.


3

3




3

Оборудование и материалы в кружевоплетении.

2

1

1

4

Основные элементы и переплетения

вологодского кружева.


30

3

27

5

Выполнение сувенира «Подвеска круглая».

5

1

4

6

Сцепная техника плетения.


35

5

30

7

Выполнение мелких штучных кружевных изделий.

15

2

13

8

Выполнение средних штучных кружевных

изделий.



85

15

70

9

Итоговое занятие.

3




3




ИТОГО:

180

32

148



Содержание программы

1-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса. Правила техники безопасности.
Тема 2. Кружевной промысел в Вологодской области.

История кружевного промысла в Вологодской области. Характерные особенности кружевоплетения Вологодской области. Экскурсия в художественное училище «Рабочее место кружевницы». Требования к организации рабочего места кружевницы, правила личной гигиены. Технология изготовления кружева.
Тема 3. Оборудование и материалы в кружевоплетении.

Правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками, крючком.

Оборудование и материалы для кружевоплетения, их свойства.

Практическая работа по подготовке рабочего места в соответствии с техническими требованиями (обшивка подушки, намотка коклюшек, прикалывание сколка).
Тема 4. Основные элементы и переплетения Вологодского кружева.

Знакомство с основными элементами в кружеве, их значение и техника выполнения. Работа с этнографическими образцами.

Практическая работа по освоению технологии выполнения плетешка и плетешка с отвивными петельками.

Выполнение плетешка в соответствии с техническими требованиями (ровный, плотный, четкость отвивных петелек).

Практическая работа по освоению технологии выполнения полотнянки. Полотнянка и ее разновидности (полотнянка с перевивом крайних долевых пар, полотнянка без перевива крайних долевых пар, полотнянка вперевив все пары).

Усвоение качества перевивов крайних пар и ходовой пары.

Выполнение полотнянки в соответствии с техническими требованиями:

  • четкость крайних долевых пар;

  • равномерное распределение пар по ширине полотнянки;

  • утянутость пар.

Практическая работа по освоению технологии выполнения сетки. Практическая работа по выполнению сетки в соответствии с техническими требованиями.

Практическая работа по освоению технологии выполнения овальной насновки.

Практическая работа по освоению технологии выполнения квадратной насновки.

Практическая работа по выполнению насновки в соответствии с техническими требованиями (ровность, плотность, чистота, утянутость).
Тема 5. Выполнение сувенира «Подвеска круглая».

Практическая работа по выполнению сувенира «Подвеска круглая»:

  • освоение технологии выполнения заплета сувенира;

  • освоение технологии выполнения плетешкового заполнения;

  • знакомство с «зашивкой» изделия;

Практическая работа по выполнению «зашивки» изделия.
Тема 6. Сцепная техника плетения.

Знакомство с видами различных техник плетения (сцепная, парная, парносцепная) и их характеристика. Классификация изделий по их размерам.

Практическая работа по освоению технологии выполнения вилюшки.

Освоение поворотов вилюшки, выполнения закидок на поворотах. Практическая работа с крючком.

Освоение сцеплений и перевивов пар.

Практическая работа по качественному выполнению вилюшки.

Виды сканей: «веревочка», «елочка». Освоение технологии выполнения скани «веревочка». Освоение технологии выполнения скани «елочка». Качественное выполнение скани.

Решетка № 1

Практическая работа по освоению заплета решетки №1.

Самостоятельное выполнение поворотов в решетке.

Практическая работа по освоению технологии выполнения зашивки изделия в соответствии с техническими требованиями. Практическая работа по освоению технологии выполнения плетешковой решетки, способ - «рядами».

Практическая работа по выполнению зашивки изделия в соответствии с техническими требованиями.

Решетка №2

Практическая работа по самостоятельному выполнению заплета решетки. Практическая работа по освоению технологии выполнения решетки способом «восьмерками». Самостоятельная работа по качественному выполнению решетки.

Контрольная работа по зашивке изделия.

Новоладожская решетка.

Практическая работа по освоению технологии плетения новоладожской решетки.
Тема 7. Выполнение мелких штучных кружевных изделий.

Практическая работа по освоению технологии выполнения заплета подстаканника.

Самостоятельная работа по качественному выполнению основного узора.

Освоение технологии выполнения плетешкового и насновчатого заполнения.

Проверочная работа по выполнению зашивки изделия, и ее соответствия с техническими требованиями.

Экскурсия в музей. Выставка «Вологодское кружево». Знакомство с развитием кружевоплетения на Вологодчине.

Классификация изделий по размерам, форма решеток и способы их

выполнения. Зарисовка решеток.
Тема 8. Выполнение средних штучных кружевных изделий.

Практическая работа по самостоятельному заплету салфетки (правильно выбрать место заплета, навесить пары, выполнить заплет).

Практическая работа по качественному выполнению основного узора.

Практическая работа по выполнению «вилюшки» без искажения ходовой пары.

Проверочная работа по усвоению технологии выполнения плетешковых и насновчатых заполнений.

Скоростные приемы плетения и применение их в работе. Понятие «дневная норма».

Практическая работа по качественному выполнению «дневной нормы».

Практическая работа по выполнению зашивки изделия в соответствии с техническими требованиями.
Тема 9. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год. Оформление итоговой выставки.

Учебно-тематический план

2-й год обучения

(6 ч/н)




Тема занятия

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

3

3




2

Кружевной промысел России.

3

3




3

Мелкие штучные кружевные изделия

21

2

19

4

Средние штучные кружевные изделия.

87

6

81

5

Выполнение сувениров к ярмарке.

15

6

9

6

Выполнение авторских и копирование экспедиционных кружевных изделий.

84

15

69

7

Итоговое занятие.

3

1

2




ИТОГО:

216

36

180


Содержание программы

2 год обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Цели и задачи года. Техника безопасности. Подготовка рабочих мест кружевниц.
Тема 2. Кружевной промысел России.

Центры кружевоплетения в России. Знакомство с современным и старинным кружевным промыслом. Старинное и современное кружево разных техник плетения. Техники плетения в этнографических и современных образцах кружева.
Тема 3. Мелкие штучные кружевные изделия.

Освоение технологии заплета мелких штучных кружевных изделий.

Самостоятельная работа по освоению выполнения основного узора.

Практическая работа по качественному выполнению основного узора.

Самостоятельная работа по выполнению «зашивки» изделия в соответствии с техническими требованиями.
Тема 4. Средние штучные кружевные изделия.

Освоение технологии заплета салфетки (самостоятельный выбор места заплета, правильное распределение пар, техника выполнения заплета).

Самостоятельная работа по освоению выполнения основного узора.

Практическая работа по качественному выполнению основного узора.
Практическая работа по выполнению дневного задания в соответствии с техническими требованиями.

Практическая работа по повышению производительности труда.

Самостоятельное применение в работе скоростных методов (предварительный перевив крайних долевых пар, работа 3-4 парами, предварительное освобождение булавочки).

Урок-соревнование по качественному выполнению задания.

Практическая работа по освоению выполнения плетешковых и насновчатых заполнений в соответствии с техническими требованиями.

Контрольная работа по выполнению основного узора и заполнения в соответствии с техническими требованиями.

Практическая работа по освоению технологии выполнения переплетения «цепочка».

Практическая работа по освоению выполнения перехода пар из полотнянки в цепочку и обратный процесс.

Самостоятельная работа по качественному выполнению «зашивки» изделия.

Знакомство с техническими требованиями, предъявляемыми к изделиям.

Знакомство с понятием «скоростные методы выполнения изделий».

Переплетение «цепочка».

Тема 5. Выполнение сувениров к ярмарке.

Практическая работа по навивке пар, заплету изделия. Практическая работа по качественному выполнению сувенира.

Самостоятельное выполнение «зашивки» изделия. Качество изделий, технические требования.
Тема 6. Выполнение авторских и копирование экспедиционных кружевных изделий.

Работа с этнографическими образцами кружевных изделий. Реконструкция этнографических эскизов кружева (сколков).

Разработка авторских эскизов кружева (сколков).

Самостоятельная работа по заплету изделия.

Практическая работа по освоению технологии выполнения основного узора.

Практическая работа по качественному выполнению дневного задания.

Практическая работа по повышению производительности труда (применение передовых методов).

Практическая работа по освоению технологии выполнения «накладных кругов» в плетешковых заполнениях.

Самостоятельная работа по качественному выполнению плетешковых и насновчатых заполнений.

Практическая работа по освоению технологии выполнения «решетки». Практическая работа по качественному выполнению кругов в решетке.

Контрольная работа по выполнению «зашивки» изделия в соответствии с

техническими требованиями.

Экскурсия в объединение «Снежинка».

Решётка в изделиях, её значение, способы выполнения.

Тема 7. Итоговое занятие.

Подведение итогов. Оформление итоговой выставки.

Учебно-тематический план

3-й год обучения

(6 ч/н)




Тема занятия

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

6

6




2

Парная техника плетения. Мерное кружево


60

6

54

3

Сувениры для ярмарки.

15

3

12

4

Средние штучные кружевные изделия.

132

15

117

5

Заключение.

3




3




ИТОГО:

216

30

186

Содержание программы

3-й год обучения

Тема 1. Введение.

Цели и задачи на текущий год.

Мерное кружево, его разнообразие. Мерное кружево: виды, способы

выполнения, применение. Старинное мерное кружево, его отличительные

особенности.

Экскурсия в музей «Мерное кружево XVIII - XIX веков».

Техника безопасности. Практическая работа по подготовке рабочих мест.

Экскурсия в объединение «Снежинка». Знакомство с профессией кружевницы.

Тема 2. Парная техника плетения. Мерное кружево.

Виды мерного кружева: «прошва», «край», «аграмант»

Практическая работа по освоению технологии выполнения заплета кружева - «прошвы».

Практическая работа по освоению технологии выполнения кружева - «прошвы».

Индивидуальная работа по освоению выполнения изделия.

Практическая работа по освоению кружева «прошвы» с «насновками».

Практическая работа по освоению технологии выполнения кружева «край».

Самостоятельная работа по качественному выполнению кружева - «край».

Практическая работа по освоению технологии выполнения кружева «агармант».

Самостоятельная работа по качественному выполнению кружева - «аграмант».

Тема 3. Сувениры для ярмарки.

Практическая работа по выполнению сувениров.

Самостоятельная работа по выполнению «зашивки» в сувенирах.

Тема 4. Средние штучные кружевные изделия.

Самостоятельная работа по выбору изделия, места заплета и материала для

выполнения изделия к итоговой аттестации.

Практическая работа по заплету изделия и качественного выполнения

основного узора.

Практическая работа по качественному выполнению заполнений различной

сложности.

Самостоятельная работа по выполнению изделия с применением скоростных

приемов труда.

Контрольная работа по выполнению зашивки изделия.

Средние штучные кружевные изделия, их многообразие, использование.

Качество изделия. Скоростные приёмы труда.

Подготовка изделий к итоговой аттестации.

Тема 5. Заключение.

Подведение итогов. Оформление итоговой выставки. Аттестация выпускников.

Методическое обеспечение программы


Методика обучения приемам кружевоплетения учитывает индивидуальные способности к художественному творчеству, опирается на технические знания учащихся, полученные на занятиях, и их работоспособность.

На занятиях по разработке технического рисунка (сколка) при работе с детьми применяется более подробная схема плетения узоров в отличие от норм подготовки сколков посредством накола. Это дает возможность учащимся, особенно на начальном этапе, проще освоить процесс образования рисунка и последовательность плетения.

Обучение по программе осуществляется посредством следующих методов:

1. Метод изложения знаний и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация видеоматериалов.

2. Методы закрепления изучаемого материала: практическая работа.

3. Методы самостоятельной работы по усвоению нового материала:
практические занятия, индивидуальная работа с детьми по карточкам-
заданиям. Методы самостоятельной работы могут проводиться как под
руководством педагога, так и без его вмешательства. Такая форма работы
воспитывает у детей самостоятельность, чувство ответственности,
уверенности в себе.

4. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике: практическая работа, упражнения. Учащиеся производят многократные действия, то есть тренируются в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют знания, вырабатывают умения и навыки, развивают мышление и творческие способности.

5. Методы проверки и оценки знаний умений и навыков учащихся:
анализ и самоанализ учащимися, контроль педагога за выполнением того или
иного задания, устный опрос, использование карточек-заданий
(усложненный опрос).

В работе также используется тестовый контроль (метод выбора). Учащимся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается 3 варианта ответа, нужно выбрать правильный вариант.

С целью проверки усвоения терминов, понятий, в качестве психологической разгрузки проводятся тематические игры, используются кроссворды на тему «Кружевоплетение», карточки-задания.

Большое внимание на занятиях уделяется качеству работ, поэтому значительная часть учебного времени уделяется отработке практических умений и навыков по качественному выполнению, как отдельных элементов, так и изделия в целом.

В ходе занятия могут использоваться взаимоконтроль, взаимопомощь.

Программа предусматривает проведение экскурсий в вологодские музеи, выставочные залы (экспозиции декоративно-прикладного искусства), АО «Снежинка», художественное училище.

Образовательный процесс требует следующего технического оборудования, инструментов и материалов: подушки, пяльца, коклюшки; картон, сколок, нитки, булавки; ножницы, крючки, шило.

Дидактические материалы: этнографические образцы кружевных изделий, карточки-задания, кроссворды, карты-схемы, папки с рисунками кружев различных областей России.

Список литературы


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.

  2. Белогорская P.M., Ефимова Л.В. Русская вышивка и кружево. М., 1991.

  3. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. М., 1979.

  4. Кульневич СВ. Педагогика личности от концепции до технологии. М., 2002.

  5. Некрасова М.А. Народное искусство России. – М., 1983.

  6. Некрасова М.А. Народное искусство России. – М., 1983.

  7. Основы художественного ремесла/ под редакцией В.А. Барадулина. М., 1982.

  8. Подласый И.П. Педагогика. М., 1999.

  9. Попова О.С. Народные художественные промыслы. М., 1984.

  10. Сборник авторских программ дополнительного образования «Народное образование». М., 2002.

  11. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л., 1983.

  12. Фридман Я. Педагогический опыт глазами психолога. № 11. М., 1991.

  13. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2000.

  14. Шорохов Е.В. Композиция. – М., 1986.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconПояснительная записка
Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа курса «Химия»
...
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconПояснительная записка статус документа
Настоящая программа по информатике и икт для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе составлена на основе
Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconПояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана...
«Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и Образовательной...
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconПояснительная записка Данная образовательная программа имеет
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности....
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconПояснительная записка Перечень тем для подготовки выпускниками экзаменационных...
Роль и значение предпринимательской деятельности в жизни общества. Развитие института малого бизнеса в России и в регионе
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconПояснительная записка Перечень тем для подготовки выпускниками экзаменационных...
Возможности текстового процессора Microsoft Word для оформления результатов работы с информацией
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconРоманова Марина Юрьевна 2012-2013 учебный год пояснительная записка...
Заместитель директора по ур мбоу «Красноярская основная общеобразовательная школа»
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 9 класса
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности «юриспруденция» и соответствует действующему учебному...
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconРомановой Марины Юрьевны 2011-2012 учебный год пояснительная записка...
Заместитель директора по ур моу «Красноярская основная общеобразовательная школа»
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа носит iconПояснительная записка к рабочей программе по истории в 8 классе Настоящая...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск