Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность





Скачать 288.26 Kb.
НазваниеСтепанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность
страница1/3
Дата публикации16.09.2013
Размер288.26 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Химия > Методическая разработка
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи

Центр психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка семинара

“Нарушение письменной речи и чтения у младших школьников”.

Составитель: учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС

Степанова Елена Ивановна



Санкт-Петербург, 2012

Пояснительная записка.

Актуальность:

Трудности усвоения тех или других школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резким снижением учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Среди них на первом месте стоят нарушения чтения и письма.

Разнообразные нервно-психические расстройства могут вызвать нарушения усвоения письменной речи. В первую очередь это состояние общего психического недоразвития, грубая аномалия зрительного и слухового анализаторов, недоразвитие устной речи.

В начале школьного обучения, когда к речи детей начинают предъявляться повышенные требования, сразу “высвечиваются” те, кто отстает в речевом развитии. Многие из них с трудом овладевают письмом и чтением, в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знания грамматических правил здесь не помогают, к тому же ребенок не умеет эти правила применять.

Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем не проявлять себя в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом и чтением.

Несчастья таких детей заключаются в том, что как родители, так и многие учителя совершенно не осведомлены в этом круге проблем. Они имеют весьма смутные представления о природе неуспеваемости по чтению и письму, не знают, что существуют такие состояния, как дислексия и дисграфия, при которых дети, не получившие своевременной помощи, могут на всю жизнь остаться полуграмотными.

Поэтому возникла необходимость рассказать Вам о нарушении письменной речи и чтения, так как своевременное выявление детей с речевой патологией и организацией адекватно дефекту коррекционного обучения позволит учителю не только предупредить появление у этих детей нарушения чтения и письма, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку, улучшить технику чтения.

Цель семинара:

Формирование основ логопедических знаний у педагогов начальных классов, направленных на коррекцию письменной речи и чтения у младших школьников в помощь учителю-логопеду.

Задачи семинара:

  1. Познакомить учителей с причинами возникновения нарушений письма и чтения у младших школьников.

  2. Охарактеризовать формы и признаки расстройств письма и чтения у младших школьников.

  3. Познакомить учителей с методами и приемами логопедической работы с детьми, имеющими нарушения письменной речи и чтения.

Адресат семинара:

Семинар адресован учителям начальной школы образовательных учреждений.

Технологии обучения:

Проводится в форме лекций.

Условия проведения:

Семинар может проводиться в классе, рассчитан на два часа, результатом является:

- приобретение учителями начальной школы знаний, по нарушениям письменной речи и чтению у младших школьников;

- вооружение школьных учителей основами методики работы с детьми, имеющими нарушения письменной речи и чтения;

- приобретение знаний о предупреждении расстройств письма и чтения.

Тематическое планирование:



Содержание

Кол-во часов

Обеспеченность оборудованием

1

Причины возникновения дисграфии и дислексии

15 минут

Конспект

2

Классификация дисграфии и дислексии

15 минут

Конспект

3

Коррекция нарушений письма и чтения

1 час

Конспект

4

Профилактика дисграфии и дислексии

30 минут

Конспект

Содержание:

  1. Причины возникновения дисграфии и дислексии:

- психофизические аспекты нормального акта письма и чтения.

2. Классификация дисграфии и дислексии:

- классификация дисграфий:

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия

  • Дисграфия на основе нарушений фонемного распознования

  • Дисграфия на основе нарушений языкового анализа и синтеза

  • Аграмматическая дисграфия

  • Оптическая дисграфия

- классификация дислексий:

  • Фонематическая дислексия

  • Оптическая дислексия

  • Мнестическая дислексия

  • Семантическая дислексия

  • Аграмматическая дислексия

  • Тактильная дислексия

- симптоматика дисграфий и дислексий

3. Коррекция нарушений письма и чтения:

- принципы коррекции нарушения письма

- принципы коррекции нарушения чтения

4. Профилактика дисграфий и дислексий

- выводы и проблемы

Список литературы

  1. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.

  2. Ефименкова Л.Н., Мисоренко Г.Г., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопунктте, М., Просвещение, 1991.

  3. Корнев А.Н., Нарушение чтения и письма у детей. Спб, 2003.

  4. Лалаева Р.И., Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников, Спб, Союз, 2002.

  5. Садовникова И.Н., Нарушения письменной речи и преодоление у младших школьников, М, Владос, 1997.

Содержание.

  1. Причины возникновения дисграфии и дислексии.

Учителя начальных классов в своей повседневной работе наблюдают самые различные отклонения в письме учащихся. Одни ошибки всецело связаны с периодом овладением грамотой – это закономерные ошибки, другие – не укладываются в рамки закономерностей и являются патологическими. Патология письма носит название дисграфии, и проявляется она чаще всего у учащихся первых-вторых классов, дисграфия опасна тем, что препятствует нормальному овладению письменной речью, затрудняет прохождение программного материала, в результате учащиеся зачисляются в разряд хронически неуспевающих. Борьба с расстройствами письма чрезвычайно важна и актуальна. Своевременная и правильная классификация расстройств письма, определение методических подходов для ее ликвидации, избавляют учеников от лишних переживаний и второгодничества.

Я попытаюсь охарактеризовать современный взгляд на дисграфию и тем самым помочь Вам выработать должное педагогическое отношение к этому явлению. Что же лежит в основе расстройств письма, каковы причины их возникновения?

Составить правильное представление о сущности дисграфии поможет изучение процесса становления письма в норме. Известно, что для нормального формирования письменной речи необходимы правильное строение и слаженная работа речеслухового, речедвигательного, зрительного анализаторов и высокий уровень речевого развития.

Четкая и взаимосвязанная деятельность всех анализаторов и составляет физиологическую основу письма. Письмо образуется по типу условных рефлексов. В процессе обучения условные связи, наслаиваясь друг на друга, превращаются в стойко автоматизированный навык – динамический стереотип. Степень участия каждого анализатора в формировании письма будет различной; если на начальных этапах ведущую роль играет речеслуховой анализатор, то в дальнейшем он уступает место речедвигательному анализатору.

Прочность нервных связей на письмо зависит от силы и подвижности основных нервных процессов – возбуждения и торможения, у дисграфиков они значительно снижены.

С психологической точки зрения письмо представляет ряд действий. Прежде чем написать, ученик должен услышать звук, выделить его из потока других звуков, удержать в памяти, соотнести с буквой, найти двигательный образ графемы, спланировать последовательность букв и расположить их на строке.

На начальных ступенях обучения все эти операции представляет собой отдельные осознанные действия и лишь в дальнейшем они свертываются, образуя неделимую систему.

Звуковой состав записываемого слова всегда нуждается в уточнении и укреплении. Речь идет о проговаривании, которое предупреждает появление ошибок. В экспериментах с учащимися первых классов, во втором полугодии, было обнаружено, что при выключении проговаривания количество ошибок резко увеличивалось. Ученики писали диктант с открытым ртом. Ощущения от движений языка, губ, гортани, нижней челюсти не поступали по соответствующим местам в мозг и следовательно, не служили средством уточнения контроля записываемого материала. Напротив, управление процессом проговаривания значительно сокращает количество ошибок в письме.

Проговаривание – явление, необходимое в обучении письму, претерпевает определенную эволюцию: на более ранних этапах дети проговаривают вслух, потом шепотом и, наконец, скрыто. Учителя не редко запрещают детям проговаривание в момент письма, и это – ошибка.

Нормальное становление письменной речи осуществляется на основе достаточно развитой устной речи. Недостатки устной речи, и в частности дефекты произношения, резко сдерживают усвоение грамоты, а то и препятствуют ему.

Психофизиологический процесс письма, естественно не исчерпывается описанными механизмами. Но даже представленная картина свидетельствует о тех сложных процессах в мозгу, которые необходимы для формирования письма.

Нарушения анализаторов или межанализаторных связей, участвующих в акте письма, психологических операций, неизменно приводит к дисграфии. Травмы головы, воспалительные заболевания мозга, тяжелые детские инфекции отрицательно влияют на структуру и работу анализаторов.

Что такое дислексия?

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дислексия – одно из наиболее распространенных нарушений у детей, начинающих обучаться чтению. Это серьёзная педагогическая и медицинская проблема, над разрешением которой работают педагоги и врачи. Проблема тем более сложна, тем что дети-дислексики не страдают какими-либо речевыми и психическими нарушениями, они нормально развиваются, физически и психически здоровы, двигательно координированы, хорошо рисуют, лепят, строят итд.

Но, приступив к обучению чтению, такой ребенок не в состоянии синтезировать буквы в слоги, слоги в слова, а слова в предложения. Родители обвиняют ребенка в лени, невнимательности, нежелании читать, а он становится мрачным, раздражительным, негативистичным, избегает общения со сверстниками и главное, отказывается от попыток чтения, изыскивая для этого любые поводы, вплоть до заучивания текстов наизусть.

Причина этого явления значительно сложнее, чем просто лень ребенка. Речь идет о несформированности отделов центральной нервной системы, которая осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность, лежащую в основе обучения грамоте. Запаздывают в своем развитии зрительно-словесно-двигательные координации, для формирования которых необходимо достаточное созревание ассоциативных полей двигательного, речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Рассмотрим психофизический механизм чтения. Чтение начинается со зрительного восприятия, разлечения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв соответсвующими звуками и осуществляется воспроизведение слова, понимание прочитанного. В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительно образа слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения.

Для детей дислексиков наиболее характерной ошибками при чтении являются перестановка слогов, слов, чтение наоборот, чтение по догадке, пропуски букв, слогов, недочитывание слов, несоблюдение знаков припинания. Поэтому чтение этих детей часто не выразительно, монотонно, без выделения логических центров предложения и целого текста, они под час не понимают прочитанного.

Подобные ошибки встречаются и в письменной речи этих детей, поскольку их чтение – взаимосвязанные формы речевой деятельности, формирование которых осуществляет одни и те же области мозга и в их основе лежат идентичные высшие психические процессы.

  1. Классификация дисграфии и дислексии.

Классификация дисграфий.

На основе того или иного локального поражение анализатора возможно выделение различных форм дисграфий.

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Ребенок пишет так как произносит. В основе её лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах пропусков букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Иногда заменой букв на письме остаются и после того как они устранены в устной речи.

  1. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознования. (или акустическая дисграфия)

Проявляется в заменах букв фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. В основе данного вида дисграфии лежит поражение речи слухового анализатора. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме, вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных. Частыми ошибками являются замены гласных в ударном положении. Примеры: кошка-коска, дети-деди, мяч-мач, туча-точа.

  1. Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза.

В её основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза:

- деление предложений на слова;

- слогового и фонематического анализа и синтеза.

Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.

Наиболее характерны следующие ошибки:

- пропуски согласных при их стечении;

- пропуски гласных;

- перестановки, добавления букв;

- пропуски, добавления, перестановки слогов.

Для правильного овладения процесса письма необходимо чтобы, фонематический анализ был сформирован у ребенка не только в речевом, но и прежде всего во внутреннем плане, по представлению.

Нарушение деления предложения на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, предлогов с другими словами, в раздельном написании частей слова, в раздельном написании приставки и корня слова.

  1. Аграмматическая дисграфия

Она связана с недоразвитием грамматического строя речи. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

В связной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описанных событий, нарушаются смысловые и грамматические связи, между отдельными предложениями.

На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене суффиксов, изменения падежных окончаний, нарушений предложных конструкций, числа существительных, нарушения согласования, отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропусков членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconУтверждено Советом Факультета Председатель 200 Санкт Петербург 2010 пояснительная записка
Автор старший преподаватель кафедры социологии спб филиала гу-вшэ богданова Елена Владимировна
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconРеферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое...
Актуальность темы. Санкт-Петербург один из основных смысловых образов русской культуры. Это город-программа, город-концепция, имеющий...
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» в 10 классе на...
Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и икт» на базовом уровне...
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconНовые поступления 2 Сельское хозяйство 2 Общие вопросы сельского хозяйства 2
Агрофизический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург). Материалы координационного совещания Агрофизического института,...
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconУтверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconПояснительная записка
Санкт-Петербургской Академией Постдипломного Педагогического Образования варианта планирования уроков физической культуры в образовательных...
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconЭкскурсионные туры в карелию
Санкт- петербург приозерск – ладожское озеро валаам – сортавала – парк «рускеала» олонец александро-свирский монастырь старая ладога...
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconDhl открывает новое сервисное отделение в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г
Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г. Компания dhl, мировой лидер в области экспресс-доставки и логистики, расширяет свое присутствие...
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconМетодическое пособие для врачей Санкт-Петербург 2007
В. Г. Беспалов, д м н., старший научный сотрудник, руководитель группы химиопрофилактики рака фгу "нии онкологии им. Н. Н. Петрова...
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconВиды красной книги россии и белгородской области на территории заповедного...
Гусев Александр Викторович, директор, к г н., Ермакова Елена Ивановна, методист, Россия, Белгородская область г. Новый Оскол, моудод...
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconРабочая программа по технологии Уровень образования (класс)
Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconАктуальность работы
Россия, 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 30; Тел.: (812) 232 59 15; Факс: (812) 232 33 76; e-mail
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconЫй стол «интеллектуальные ресурсы интеграции» роо «молодежная палата...
Сборник адресован специалистам в области гуманитарной дипломатии, работникам неправительственных и правозащитных организаций, научным...
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconУтверждено Советом Факультета экономики Председатель декан Факультета...
Для обучения по курсу «Статистика (Введение в обработку данных)» студенты должны обладать базовыми знаниями по курсам «Математический...
Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность iconЗ. Ю. Буттаева Полякова, Елена Ивановна
П54 Театр Сулержицкого: Этика. Эстетика. Режиссура / Елена Полякова. М.: Аграф, 2006. 304 е.: [16] л ил.(Серия «Символы времени»)....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск