Скачать 455.25 Kb.
|
Оглавление
6. Список литературы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы состоит в том, что она призвана решать важные на сегодняшний день проблемы, связанные с культурным, физическим, нравственным воспитанием младших школьников, ухудшением медицинских показателей физического здоровья детей, приобщать маленького Человека к духовному наследию культуры России и других стран, должна дать положительные результаты. Только в гармоническом сочетании духовного развития и эстетического образования программа позволит добиться главной цели: формирование в ребенке личности, осознающей свое творческое «я» на основе хореографического искусства, занимающей активную жизненную позицию и несущую своим творчеством радость людям. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Внимание уделяется физическому развитию и эстетическому образованию ребенка. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная программа предполагает вовлечение ребенка в разнообразную обучающую и воспитывающую деятельность, поэтому она (программа) делится на несколько разделов, а именно: 1. образовательный, в котором обучение ведется по следующим дисциплинам: - партерная гимнастика; - народно – сценический танец. Учебная дисциплина «Партерная гимнастика» - это специальный комплекс упражнений, который позволяет существенно корректировать физические недостатки, укрепляет суставы, связки, мышцы, развивает необходимые для хореографии данные – выворотность, шаг, прыжок. Партерная гимнастика является равноценной учебной дисциплиной наряду с народно – сценическим танцем. Учитывая специфику коллектива, в занятия партерной гимнастикой вводятся элементы балетной, спортивной, силовой (для мальчиков) гимнастики, в зависимости от возраста детей и года обучения в ансамбле. Партерная гимнастика – эффективное и результативное средство для подготовки детей к занятиям хореографией. «Народно – сценический танец» - основная профилирующая дисциплина, где за основу взята методика обучения, созданная величайшим хореографом, балетмейстером и педагогом И.А.Моисеевым. Обязательна корректировка на возрастные, психические, физиологические особенности детей. 2. сценическая практика, которая включает в себя: - постановочную работу; - репетиционную работу; - дуэтный танец; - уроки актерского мастерства, где дети по заданной теме, путем пластики и актерской выразительности раскрывают содержание темы; - концертную деятельность. 3. культурно-просветительская деятельность, а именно: - организация и проведение тематических бесед по истории хореографии. 4. воспитывающая деятельность направлена на становление личности, адаптацию и социализацию ребенка в коллективе, в обществе, на дальнейшее развитие индивидуальности каждого воспитанника. Ребята много времени проводят не только на занятиях, но и вне класса хореографии, и группа ребят становится не только коллективом, но и превращается в большую семью с общими интересами, увлечениями, радостями. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ Программа обучения рассчитана на 4 года. Форма обучения – студийная, имеющая в своей организационной структуре 2 ступени: I ступень – подготовительная – срок обучения 1 год, возраст детей 6-7 лет. II ступень – образовательная – срок обучения 3 года, возраст детей 7-10 лет. В подготовительную ступень дети принимаются без конкурсного отбора, т.к. в течение одного года занимаются партерной гимнастикой, которая корректирует физические недостатки, служит правильной постановке и укреплению скелета, суставов, мышц для дальнейших занятий хореографией. На этом этапе выявляются волевые качества ребенка: настойчивость, упорство, умение добиваться конечного результата. Перевод из подготовительной ступени в образовательную также осуществляется без конкурсного отбора. Именно в этот период проявляются творческие наклонности ребенка, закладываются основы танцевальной техники и сценической выразительности. На I и II ступенях обучения осуществляется постановка танцевальных номеров. У малышей отводится время на репетиционную работу и организуется сценическая практика. Репертуар состоит из нескольких циклов: - танцы России; - танцы народов мира; - сольные танцы и малые хореографические формы; - детские танцы. На основе этих циклов осуществляются танцевальные постановки. ФОРМЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В самодеятельный коллектив идут дети очень разные, с различными природными данными. Их объединяет только одно – желание танцевать! Поэтому методика обучения должна быть доступной детям и очень одаренным и со средними данными. Ребенок не должен ощущать дискомфорт на занятиях, танцевальный материал должен быть доступен и понятен каждому. Передавая детям свои знания, осуществляя начальную хореографическую подготовку, педагог должен стремиться к тому, чтобы ребенок знал, ЧТО он делает и ЗАЧЕМ делает, т.е. каждое движение имеет свой смысл, и ребенок должен понять этот смысл с помощью доходчивых объяснений взрослого. Результаты такого осмысления и творческого процесса намного выше, нежели простое механическое исполнение. Поэтому в своей педагогической деятельности мы придерживаемся трех основных принципов обучения детей: - эмоциональная выразительность; - осмысленность; - хореографические навыки. Объяснение и показ танцевальных элементов осуществляется по принципу “замедленной съемки” или “покадровой раскладки”, т.е. ребенок понимает, что танцевальная комбинация, как и предложение, складывается из отдельных движений – “слов”. Ребенок должен осознать смысл каждого элемента, движения. Он только тогда и начинает мыслить образно – “говорить танцем”, осязает свое тело, себя, учится правильно координировать свои усилия, добиваться сознательно желаемого результата. Ребенок постепенно знакомится со строением своего тела, когда педагог объясняет – какие группы мышц, связок и суставы участвуют в выполнении данного движения. Очень тщательно выбирается темп занятий, чтобы внимание ребят не рассеивалось, чередуются теория с практикой с игровыми моментами. ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ По предметам «Партерная гимнастика», «Народно-сценический танец» проводятся групповые занятия. По разделу «Сценическая практика» занятия проводятся: групповые, мелко групповые и индивидуальные. По всем названным предметам продолжительность занятий составляет один час. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Специфика занятий в хореографическом коллективе не позволяет делать однозначных оценок по результатам обучения в общем. Оценивается результат работы каждого ребенка индивидуально, в связи с его природными данными, физическими возможностями и способностями, т.е. учитываются его стартовые возможности и динамика индивидуального развития. Для оценки результативности обучения ребенка используются методы и формы: - групповой опрос, обсуждение с детьми правильности исполнения движений, выполнение ребенком роли педагога на занятии; - контрольные занятия на первой ступени и зачеты на второй ступени по итогам полугодий – как промежуточные результаты; - открытые занятия для родителей в течение учебного года; - участие в концертах; - для особо одаренных детей постановка сольных номеров. УТП по предмету «Партерная гимнастика» Каждому году обучения соответствует свой комплекс упражнений, усложняющийся с ростом ступеней обучения. Урок делится на три части: - разогрев – на середине зала, стоя; - партерная гимнастика, лежа на полу; - упражнения на координацию движений, на середине зала, стоя. Партерная гимнастика проводится в сочетании с занятиями по сценической практике и дуэтному танцу.
УТП по предмету «Народно-сценический танец» Занятие по народно-сценическому танцу состоит из 2-х частей: - разогрев – на середине зала, стоя; - танцевальных комбинаций на середине зала.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТ “ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА” Обучение по данному предмету проводится на протяжении всего периода занятий детей в хореографическом коллективе. Каждому году обучения соответствует свой комплекс упражнений, усложняясь с ростом ступеней обучения. Для девочек вводятся элементы балетной гимнастики, растяжки, для мальчиков – элементы силовой гимнастики и брейка. По своей структуре урок делится на три части: - на середине зала, стоя – идет подготовка суставов, связок, мышц к работе на полу, т.е. разогрев; - упражнения, лежа на полу, где выполняется комплекс партерной гимнастики; - исполнение различных упражнений на координацию движения, танцевальных элементов и упражнений на выразительность. Необходимое требование во время занятий партерной гимнастикой – СЧЕТ ВСЛУХ. Этим обязательным условием достигается несколько целей: - ребенок учится правильно дышать; - ребенок внимательно слушает музыку; - у ребенка вырабатывается умение определять музыкальную фразу, ее начало и конец. Вся амплитуда движений ног, выполняемых лежа на полу, делится на восемь ступеней: 24. Сидя на полу – прямой шпагат, руки перед корпусом в подготовительном положении: а) наклон корпуса вперед; б) наклон корпуса поочередно к правой и левой ноге; в) круговые наклоны корпуса; г) лечь вперед, корпусом на пол, стопа сокращается; д) переход в боковой шпагат по V позиции с прогибом корпуса назад, опираясь на одну руку, другая в III позиции, подбородок не кладется на плечо. В третьей части на середине зала выполняются различные движения и комбинации на координацию, такие как повороты вправо и влево по точкам, прыжки с хлопками, простейшие танцевальные элементы, шаги и ходы. По мере усвоения детьми комплекса партерной гимнастики, с учетом их физической подготовленности и способностей, постепенно вводятся для девочек элементы гимнастики, растяжки, для мальчиков – силовой гимнастики и брейк-данса. ПРЕДМЕТ “НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ” Программа по народно-сценическому танцу включает в себя разогрев на середине зала и занятия (танцевальные комбинации) на середине зала. Занятия сопровождаются прослушиванием лучших образцов народной музыки, знакомством с этнографией, декоративно-прикладным искусством. Занятие по народно-сценическому танцу состоит из двух частей: - разогрев на середине зала, стоя – идет подготовка суставов, связок, мышц к работе; - танцевальные комбинации на середине зала. В процессе всего периода обучения схема занятий не меняется. Меняется лишь содержание, т.е. с возрастом обучения усложняются комбинации, убыстряется темп исполнения движений, увеличивается физическая нагрузка и особое внимание уделяется правильности, чистоте исполнения, т.е. шлифуется техника исполнения при сохранении манеры и выразительности танцевальных комбинаций. РАЗОГРЕВ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА 1. Demi-plie и grand plie по всем позициям, включая прямые позиции (VI и II). 2. Battements tendus – по всем направлениям, включая работу опорной ноги, точнее работу опорной пятки, а также в движениях работающей ноги используется сокращение стопы, вывод на каблук и т.п. 3. Battements tendus jetes – по всем направлениям, с работой опорной ноги. 4. Каблучное – по всем направлениям. Первоначально нога открывается через con-de-pied с сокращенным подъемом, далее – через developpes, включая опорную пятку и demi-plie на опорной ноге. 5. Rond de jambe par terre – круговые скольжения по полу: а) носком с остановкой в сторону или назад; б) ребром каблука с остановкой в сторону; в) ребром каблука около стопы опорной ноги; г) с переносом стопы работающей ноги и с одновременным поворотом опорной стопы; д) “восьмерка” – круговое скольжение носком по полу спереди и сзади в координации с движением руки. 6. Pas tortille* - повороты стопы: а) одинарные; б) двойные; в) с подъемом на полупальцы опорной ноги; г)с прыжка на опорной ноге. 7. Battement fondu – полуприседание на опорной ноге с последующим подъемом на полупальцы в координации с движением руки: а) с поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое на 45*, далее на 90*; б) с работающей ногой, согнутой вперед в прямом положении на 90*, вытянутой стопой у колена опорной ноги, с наклоном или перегибанием корпуса. 8. Подготовка к “веревочке” – скольжение по ноге: а) в открытом положении на вытянутой опорной ноге; б) в открытом положении, в demi-plie на опорной ноге; в) в открытом положении, с подъемом на полупальцы опорной ноги; г) в открытом положении, с проскальзыванием на всей стопе опорной ноги; д) скольжение по ноге с подъемом на полупальцы опорной ноги с поворотом колена из открытого положения в закрытое и из закрытого в открытое. 9. “Веревочка” – русская, украинская, венгерская (4-ый год обучения в образовательной ступени). 10. Flic – маленькие броски от щиколотки “веером”: а) в раскладке, с остановками и акцентами в пол; б) с вытянутой стопой подряд; в) в открытом положении с двумя мазками полупальцами (свободной стопой) по полу с акцентом к себе и от себя, по всем направлениям; г) с подскоками на полупальцах опорной ноги. Первоначально flic разучивается в характере польки, затем, по мере усвоения, добавляются национальная окраска – у девочек – в характере цыганского танца, у мальчиков – в характере “мадлета”. 11. Дробные выстукивания по VI позиции: а) в младших группах отработка техники выстукивания изучается на русской дроби; б) в старших группах поочередные выстукивания каблуком полупальцами выполняются в манере zapeteado (Мексика). 12. Grand battement jetes - по всем направлениям, в характере изучаемого танцевального материала. 13. Трамплинные прыжки по VI позиции: а) простые; б) с двойным ударом в воздухе. 14. “Голубцы” украинские: а) в раскладке, без прыжка, с фиксацией ноги на носок; б) в прыжке, с подбивкой в воздухе. 15. Револьтат – перенос ноги через другую ногу лицом к станку: а) без прыжка, через ногу, вытянутую на носок; б) в прыжке, перенос ноги через другую, поднятую на 45*. 16. Releves на полупальцах на прямых ногах и demi-plie, с перегибами и круговыми движениями корпуса и растяжками. ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ 1-ый год обучения – Россия, Прибалтика. 2-ой год обучения – Россия, Прибалтика, Италия. 3-ий год обучения – Россия, Украина, Белоруссия, Италия, Польша. 4-ый год обучения – Россия, Польша, Италия, Венгрия, Румыния, Болгария, Молдавия, Греция, Цыганский. |
Пояснительная записка Актуальность Планирование составлено на основе : «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В гербовой,... | Пояснительная записка Направленность Направленность программы художественно-патриотическая и информационно-образовательная. Программа представляет из себя интегрированный... | ||
Программа «Кукольный домик» (4 года обучения) 1-5 классы Учитель:... Актуальность программы Программа кружка «Кукольный домик» «Основы кукольного театрального творчества» рассчитана на 4 года обучения,... | Пояснительная записка Актуальность программы Образовательный и воспитательный процесс в экологическом образовании на современном этапе строится в парадигме развивающего обучения,... | ||
Пояснительная записка актуальность программы Охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется... | Пояснительная записка Актуальность Л. Я. Гайдаржийская; зав экспериментальным дошкольным учреждением №41 км. Вахтель | ||
1. Пояснительная записка Актуальность программы Наличие материально- технической базы, соблюдение техники безопасности и комплекса воспитательных мер позволяет создать в детском... | Пояснительная записка Актуальность Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» | ||
Пояснительная записка. Актуальность темы Здоровьесберегающие технологии на уроках по физической культуре на основе реализации личностно-ориентированного подхода | Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина... Она особенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов общества | ||
Пояснительная записка Актуальность дополнения школьной программы курса «Общая биология» Кроме этого, значительное место в программе отводится «Проблемной мотивации ученика» через самостоятельную работу при формулировке... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка (цель, задачи, актуальность, новизна, концепция) стр1-4 | ||
Пояснительная записка актуальность изучения предмета «Основы православной культуры» Дополнительную информацию можно получить в рабочие дни с 10 до 18 часов в здании Воскресной школы Данилова монастыря (2 этаж) | Литература пояснительная записка з нать мало. Научите ребенка мыслить!... Одно их них обще-интеллектуальное, которое в условиях современной школы приобретает доминирующее значение, так как способствует удовлетворению... | ||
Пояснительная Записка Актуальность Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает... | Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности... |