Скачать 0.61 Mb.
|
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ МАРИЙ ЭЛ Примерная общеобразовательная программа 1-11 классы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная общеобразовательная программа «История и культура народов Марий Эл» определяет содержание учебного предмета «История и культура народов Марий Эл», рекомендуемого для изучения в вариативной части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Примерная программа разработана с учетом действующего Базисного учебного плана Республики Марий Эл. Она учитывает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Примерная программа служит ориентиром для составления рабочих программ и позволяет на её основе выбирать конкретные направления в разработке авторского курса и определяет акценты в освещении отдельных вопросов, реализовать этнокультурные традиции с учетом выбранного образовательного маршрута. В процессе изучения учебного предмета обращается внимание на формирование основ гражданской идентичности, на развитие духовно-нравственной личности, на ее социализацию. Ведущими идеями примерной программы являются приобщение обучающихся к духовному богатству национальной культуры, усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия. Подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В целом учебный предмет «История и культура народов Марий Эл» призван дать обучающимся теоретические и практические знания в области этнографии, культуры, краеведения, воспитывать у молодежи гражданственность, чувство гордости за свою малую родину, чувство истинного патриотизма, интернационализма, уважение к другим народам, культурам, истории. Примерная программа построена по тематическому принципу с календарной раскладкой тем и указанием числа часов на изучение соответствующего материала, является ориентиром для составления рабочих планов занятий. Изложение материала из класса в класс, объединенное в содержательные блоки, осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе с учетом возрастных особенностей обучающихся и его художественной, образовательной, воспитательной и педагогической ценности. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия. Особая роль отводится изучению окружающего мира. Тематика этого направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать бережное отношение к родной природе, Включение в программу раздела по ознакомлению с религиозной культурой народов республики в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным педагогическим шагом. В настоящее время идет процесс изменения отношения к религии не только в обществе, но и на уровне семьи и личности. Сегодня учителя должны быть готовы к многочисленным вопросам, с которыми могут обратиться к ним не только дети, но и их родители. Возможности ответить на все вопросы в пределах курса ограничены, но во всех случаях необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и у народов республики. Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем примерной программы является исторический блок. Основная часть примерной программы разработана в соответствии со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл. На начальном этапе обучения (1—4 классы) и в 5 классе основной школы курс «История и культура народов Марий Эл» носит пропедевтический характер и связан с изучением предмета «Окружающий мир». История родного края усваивается через деятельностный подход. Критериями оценки обучающихся данного возраста являются умение определять общее и специфичное в Республике Марий Эл, составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни и пляски, танцы и игры, мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно-прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные навыки проектной деятельности и информационно-коммуникационных технологий. В 6—9 и 10—11 классах обучение должно обеспечить повышение общекультурного уровня человека. Обучающиеся обогащают свои знания по общеобразовательным предметам, получая обширную дополнительную информацию об истории, культуре, о профессиональной литературе и искусстве народов Марий Эл. В отличие от содержания программы для начальной школы и 5 класса основной школы изучение истории и культуры народов Марий Эл происхо дит на фоне исторических явлений, начиная с древнейших времен по настоящее время. На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса тематика занятий представлена с позиций норм морали и права, типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения, шире привлекаются материалы средств массовой информации, научно-популярная и публицистическая литература, используется проектная, исследовательская деятельность. Допускается варьирование тем и учебного времени (1-2 часа) в пользу более углубленного ознакомления материалов, связанных с изучением местных достопримечательностей, с наследием того или иного писателя, композитора, художника, ученого, со знаменательными событиями в республике, городе, районе, селе. Занятия можно проводить в виде уроков-бесед, практических уроков, уроков-встреч с интересными людьми, народными мастерами, художниками, писателями, артистами, в виде экскурсий в музеи и другие культурно-просветительные учреждения, образовательных путешествий по родному городу (поселку). Весь комплекс ознакомления обучающихся с историей и культурой народов Марий Эл направлен на духовно-нравственное воспитание личности, на рост у обучающихся национального самосознания на основе знаний этнокультурных особенностей (географических, исторических, экономических, культурных, языковых, конфессиональных и др.), усвоения национальных и общечеловеческих ценностей. Для определения уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности обучающихся в разделе «Планируемые результаты обучения и воспитания» показаны основные составляющие формирования духовных качеств личности и характеристика по трем уровням развития. Перечень литературы, прилагаемый к программе, поможет учителю лучше ориентироваться в потоке обширной информации. Общее количество часов на изучение предмета в течение учебного года в 1 классе составляет 32 часа, во 2 — 11 классах — по 34 часа. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 1 класс
Тема 1. Отечество, Родина Отечество (кугезе мланде; кугезы муланды). Родина (шочмо-куш-мо мланде; туан муланды). Родной край (шочмо кундем; шачмы вар). С чего начинается Родина: с дома (порт), с улицы (урем; блица), с села (ял, села; соло), с города (ола; хала), с родного края (шочмо вер; шачмы вар). Верность родной земле. Где мы живем. Сельское поселение. Особенности поселения и жизни людей в нем. Деревенька моя (мое село). Городской округ. Мой город и его особенности. Жилой район (микрорайон): дома, улицы, парки. Жизнь и быт людей в городах. Йошкар-Ола (Красный город) — столица Республики Марий Эл. Символика столицы: герб, флаг. Центральная площадь столицы — площадь И. А. Оболенского-Но-готкова. Главные часы города. Национальный этикет. Роль вежливых слов в общении. Первые исследовательские и творческие навыки. Конкурс рисунков «С чего начинается Родина». Составление устного словаря вежливых слов. Т е м а 2. Семья. Родство Семья (еш', семня) и ее состав: отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, дед, бабушка, внук, внучка. Почитание и уважение старших, взаимопомощь. Традиции семейного воспитания. Отношение ребенка к своим родителям. Заповедь «Чти отца и матерь свою». Передача этических норм поведения на основе образцов устного народного творчества и ойоро (мар.) — табу, бережное отношение к личности ребенка. Имена в прошлом и настоящем (антропонимика). Имянаречение у разных народов. Первые исследовательские навыки. Наш семейный архив: история в семейном фотоальбоме. Составление словаря редких имен. Т е м а 3. Моя родная школа День рождения моей школы. Её традиции. Знания (шинчымаш; палымаш) в жизни человека. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания и опыт других людей, книги, современные информационно-коммуникационные источники. Первые исследовательские навыки. Воспоминания и рассказы родителей о школе. Фотосессия «Моя родная школа». Т е м а 4. Славные люди родного края Трудом славен человек. Основные занятия жителей города (поселка, села, деревни). Труд в разные времена года. Рассказ о профессиях «Все профессии важны». Хлеб (кинде\ кинды) — наше богатство. Хлеборобы родного края. Где пекут хлеб. Бережное отношение к хлебу. Первые исследовательские навыки. Сбор материала для школьной энциклопедии «Славные люди родной деревни (родного города)». Т е м а 5. Природа вокруг нас Мир (тупя; сандалык) — наш дом. Мир нерукотворный. Сезонные изменения в природе родного края (зима, весна, лето, осень). «Красная книга» Республики Марий Эл. Заповедные ландшафтные памятники в моей республике (Каменная гора, Кленовая гора, Карман курык, Марий чодра, Аламнер; озера Таир, Яльчик, Морской глаз и др.), в моем селе (поселке, деревне). Марийские родники (памаш; выдваж) — отношение марийского народа к нерукотворным памятникам природы. Православные святые водные источники. Целебные свойства святых источников. Значение православных источников в жизни человека. Писатели о животных, птицах и растениях, художники Марий Эл о природе. Исследовательские навыки. Экскурсии в природу (в разные времена года): в лес, рощу, овраг, на луг, поле и т. д. Творческий час. Конкурс рисунков «Акварели времен года». Тема 6. Устное народное творчество и народные игры Малые жанры фольклора. Загадки (тушто; тышты). Отличительные черты загадок, их краткость. Виды загадок. Пословицы, поговорки (калыкмут; халык шая) — народные педагогические миниатюры, выражение народной мудрости и юмора. Сказки (иомак\ ямак). Виды сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки. Сходство и различие в сказках разных народов. Народные игры (калык модыш', халык мадмаш). Словесные и подвижные игры. Игра — элемент народного праздника. Считалки. Исследовательские навыки. Сбор загадок, пословиц, поговорок, считалок. Тема 7. Музыкальная культура народов Марий Эл Песня (муро; мыры). Колыбельные песни — начало нравственного воспитания. Детские песенки-потешки. Песни-потешки о птичках и зверьках, про солнышко и дождик. Игры с песенным сопровождением. Марийские композиторы В. Захаров и С. Маков — детям. Круг образов их песен: природа, любовь к родному краю, родителям, школе. Практические навыки. Разучивание колыбельной песни. Тема 8. Народное искусство Традиционное искусство родного края. Знакомство с традиционной одеждой народов Республики Марий Эл. Первоначальные представления об одежде. Образ народного костюма: «Бабушкин сундук». Экскурсия. Посещение музея, Дома народного творчества, народных мастеров. Творческий урок. Составление панно-аппликации «Праздник в моем крае». Тема 9. Театры республики Знакомство с Республиканским театром кукол: день рождения театра, интерьер театра, куклы и артисты-кукловеды. Исследовательские навыки. Знакомство с журналами, открытками о театре. Первые творческие шаги. Выставка рисунков «Мой любимый кукольный сказочный герой». Тема 10. Праздники Праздник (пайрем; айо) — особый день. Первоначальное представление о празднике. 1 сентября — День знаний. 5 октября — День учителя. Доброе слово Учителю. Новый год — праздник ёлки. Марта — Международный женский день. Изготовление подар ков, сочинение рассказов о маме, бабушке, сестре. мая — День Победы — день памяти павших. Мои родные — участники Великой Отечественной войны и труженики тыла. Тема 11. Итоговый урок Что мы узнали о родном крае? Праздник художественного слова, песни, танца и игры. Выставка рисунков и поделок. |
Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | Пояснительная записка Классы: 11 Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей редакцией А. Т. Смирнова, М., Просвещение, 2011 | ||
Пояснительная записка Классы: 10 Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей редакцией А. Т. Смирнова, М., Просвещение, 2011 | Пояснительная записка рабочая программа по математике для 5-9 классов составлена на основе Бурмистрова. Издательство «Просвещение», 2009г. «Математика 5-6 классы» автора –составителя В. И. Жохова. «Программа. Планирование... | ||
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по музыке 4 класс «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7... | Пояснительная записка к рабочей учебной программе по искусству 8 класс «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка Источник программы образовательных учреждений... Рабочая учебная программа по искусству для 8-го класса разработана на основе учебной программы «Искусство 8-9 классы», авторов: Г.... | Рабочие программы по изо 5-7 классы пояснительная записка 5 класс М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных... | ||
Календарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс.... | Пояснительная записка Источники составления рабочей программы : федеральный... Примерная программа по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2013.... | ||
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» «Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального... | Программа по литературе 5-9 классы (базовый уровень) I. Пояснительная записка Охватывают внутреннюю структуру | ||
Рабочая программа по литературе 5-9 классы (базовый уровень) I. Пояснительная записка Охватывают внутреннюю структуру | Пояснительная записка Программы: Примерная программа основного общего... Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией И. В. Душиной. М.: Дрофа | ||
Программа по биологии 5-9-й классы Пояснительная записка А. А. Вахрушева, О. В. Бурского, С. Н. Ловягина, А. С. Раутиана, Е. И. Родионовой, Г. Э. Белицкой– М.: Баласс, 2009 | Пояснительная записка (5-9 классы) Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни |