ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 5-9 классов составлена на основе:
-федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике;
-примерной программы основного общего образования по математике, рекомендованной Министерством образования и науки РФ;
- авторской программы общеобразовательных учреждений. Алгебра, 7 – 9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова. Издательство «Просвещение», 2009г. Геометрия, 7 – 9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова. Издательство «Просвещение», 2009г. «Математика 5-6 классы» автора –составителя В.И. Жохова. «Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы.», М.: Мнемозина, 2010. Алгебра и начала анализа, 10-11 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова. Издательство «Просвещение», 2009г.
- программа ориентирована на преподавание по учебникам Виленкин Н.Я.«Математика. 5 класс», «Математика. 6 класс», Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, И. Е. Феоктистова «Алгебра. 7 класс», «Алгебра. 8 класс», «Алгебра. 9 класс», Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. «Геометрия. 7-9». Издательство «Просвещение »
- положения о РУП образовательного учреждения
Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Эти содержательные компоненты переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
-развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
-овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
-изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
-развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
-получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
-развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В соответствии с авторской программой реализуются следующие идеи ….
В соответствии со спецификой школы и класса ( охарактеризовать) вводятся следующие изменения: …
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания. Место предмета в учебном плане образовательного учреждения
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс. Математика изучается в 5 – 6 классах 5 часов в неделю, всего 350 часов. Математика в 7-9 классах изучается 5 часов в неделю, всего 525 часов. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей изучаются с 5 по 9 класс и включены в общее количество часов по арифметике и алгебре. В рабочей программе предусмотрено повторение учебного материала в объеме 97 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В разделе основное содержание курсивом выделены темы, которые рассматриваются на уроке, но не выносятся на контроль. Количество часов по многим темам расширено за счёт резерва свободного учебного времени.
Последовательность изучения содержательных компонентов изучается блочно по главам, последовательно изучаются темы по алгебре и геометрии в 7-9 классах. При этом необходимо помнить, что это единый курс, за который выставляется одна отметка. Распределение часов рабочей программы (875 часов)
Арифметика 250 часов
|
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| Всего часов
| НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
| 31
| 21
| 10
|
|
| 62
| ДРОБИ
| 45
| 51
|
|
|
| 96
| РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
| 9
| 26
|
| 2
|
| 37
| ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
|
|
|
| 19
| 5
| 24
| ИЗМЕРЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ, ОЦЕНКИ
| 18
| 11
|
| 2
|
| 31
| Всего:
| 103
| 109
| 10
| 23
| 5
| 250
|
Алгебра 273 часов
|
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| Всего часов
| АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ
| 8
| 11
| 52
| 26
| 4
| 101
| УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
| 6
| 8
| 24
| 35
| 29
| 102
| ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
|
|
|
|
| 13
| 13
| ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ
|
| 2
| 14
| 6
| 17
| 39
| КООРДИНАТЫ
| 2
| 9
| 3
| 2
| 2
| 18
| Всего:
| 16
| 30
| 93
| 69
| 65
| 273
|
Геометрия 208 часов
|
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| Всего часов
| НАЧАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕОРЕМЫ ГЕОМЕТРИИ
| 10
| 7
| 13
|
| 4
| 34
| ТРЕУГОЛЬНИК
| 2
|
| 30
| 17
| 11
| 60
| ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ, МНОГОУГОЛЬНИКИ
| 2
|
|
| 14
| 2
| 18
| ОКРУЖНОСТЬ И КРУГ
| 2
|
|
| 17
| 6
| 25
| ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
| 11
| 4
|
| 15
| 6
| 36
| ВЕКТОРЫ
|
|
|
|
| 18
| 18
| ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
|
|
| 4
| 1
| 12
| 17
| Всего:
| 27
| 11
| 47
| 64
| 59
| 208
|
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей 47 часов
|
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| Всего часов
| ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
|
|
| 4
|
| 2
| 6
| МНОЖЕСТВА И КОМБИНАТОРИКА
| 4
| 4
|
|
| 8
| 16
| СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
| 7
| 6
| 4
| 4
|
| 21
| ВЕРОЯТНОСТЬ
|
|
|
|
| 4
| 4
| Всего:
| 11
| 10
| 8
| 4
| 14
| 47
|
Резерв времени на повторение 97 часов
|
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| Всего часов
| Резерв времени (в том числе на геометрию)
| 18
| 15
| 17
| 15
| 32
| 97
|
Резервное время повторения по курсу математики 5 – 9 классов используется для: организации обобщающего повторения материала; более основательного изучения некоторых тем рабочей программы; для развития логического мышления, смекалки и сообразительности у учащихся; для воспитания интереса к предмету; ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся, подготовке к итоговой аттестации.
Итого
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| Всего часов
| Количество часов на изучение курса
| 175
| 175
| 175
| 175
| 175
| 875
|
В рамках реализации РУП предусмотрены следующие формы контроля:
- входная, промежуточная, итоговая диагностика, направленная на выявление уровня предметных знаний и умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся.
- проверочные работы, решение задач, контрольные работы, математические диктанты, устные ответы, тесты, практическая работа, проекты и т.д. (в рамках РУП необходимо прописать те формы контроля, которые используются вами и далее раскрыть критерии и нормы оценки пот каждой из этих форм)
Ведущие формы и методы работы. РУП реализуется посредством следующей системы уроков: урок открытия нового знания, урок отработки знаний и умений, урок систематизации и обобщения, урок развивающего контроля
Для реализации РУП используются УМК, в который входят: Список учебной литературы по математике
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков…
«Математика 5 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Мнемозина, рекомендовано Министерством просвещения и науки РФ.
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков…
«Математика 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Мнемозина, рекомендовано Министерством просвещения и науки РФ.
А.С.Чесноков, К.И.Нешков
«Дидактические материалы по математике для 6 класса», Москва, Просвещение, рекомендовано Министерством просвещения и науки РФ.
А.С.Чесноков, К.И.Нешков
«Дидактические материалы по математике для 5 класса», Москва, Просвещение, рекомендовано Министерством просвещения и науки РФ.
Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков…
«Алгебра 7 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, рекомендовано Министерством просвещения и науки РФ.
|