Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А.





Скачать 304.22 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А.
Дата публикации20.12.2014
Размер304.22 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка



Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева. – М., Русское слово, 2009. Учителем определено количество часов по разделам программы. Целостность и содержание курса сохранены полностью.

Рабочая программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе.

В содержание курса, кроме разделов и тем, входят перечисление теоретических понятий по предмету, видов связи с другими предметами, краеведение, списки литературы для самостоятельного чтения и учебно-методического обеспечения.

Количество уроков развития речи и внеклассного чтения соответствует рекомендациям филологического кабинета ВИРО.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (1ч.)
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в литературном наследии страны. Творческий процесс.

Из устного народного творчества (2ч.)
Исторические песни: «Иван грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска…»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плаче, средства выразительности в исторической песне4 нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы (4ч.)
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, способность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы XVIII века (3 ч.)


Г.Р. ДЕРЖАВИН

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть – основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н. Тынянова «Пушкин».


Из литературы XIX века (26 ч.)
Поэты пушкинского круга.

Предшественники и современники.
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время…», «Смерть Ермака».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в дикости лесов…», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется…», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей…»), «Романс», «Идиллия».

Н.М. Языков. «Пловец», «Родина»

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование – дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

А.С. ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов – художник».

Н.В. ГОГОЛЬ

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

А.А. ФЕТ

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуда, у березы…», «Целый мир от красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А.Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:

Н.И. Гнедич. «Осень»;

П.А. Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.


Из литературы XX века (11 ч.)
М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода – по Руси».

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский – художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном – с улыбкой

(сатира начала XX века)
Н.А. Теффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» - по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50 – 60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение, рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии: «Что есть красота?».

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;

Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты…»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»;

М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России – с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьбы Отчизны»:

А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;

В.В. Хлебников. «Мне мало нужно…»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В. Исаковский. «Катюша»;

М.А. Светлов. «Веселая песня»;

А.А. Вознесенский. «Слеги»;

Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля…»;

В.С. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

В.Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.


Из зарубежной литературы (3 ч.)
У. ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблематика отцрв и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателя. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.


Для заучивания наизусть
Г.Р. Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).

Н.М. Языков. «Пловец».

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».

М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта».

Н.А. Некрасов. «Тройка».

А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы…»

В.В. Маяковский. Стихотворение – по выбору.

С.А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…»

Б.Л. Пастернак. «Во всем мне хочется дойти…»

Н.А. Заболоцкий. Стихотворение – по выбору.

А.Т. Твардовский. «За далью – даль» (отрывок).


Для домашнего чтения
Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе», «Уж ты ночка, ты ночка темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича на половцев».
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Кошка и Соловей».

В.А. Жуковский. «Кубок».

К.Ф. Рылеев. «Державин».

П.А. Вяземский. «Тройка».

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок…», «Муза».

А.С. Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…».

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад».

Н.В. Гоголь. «Портрет».

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».

Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! Без счастья и боль…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Дедушка».

А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечернем…», «Я жду…Соловьиное эхо».

Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из литературы XX века
М. Горький. «Сказки об Италии».

А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом…», «Проводила друга до передней…».

М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года».

С.А. Есенин. «Письмо матери».

Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…».

А. Грин. «Бегущая по волнам».

В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель».

Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида».

В. Шаламов. «Детский сад».

В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки».

В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши».

Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».

Из зарубежной литературы
В.Гюго. «Девяносто третий год».


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;


уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выделять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произведения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

- Анализ и интерпретация произведения.

- Составление планов и написание отзывов о произведениях.

- Написание изложений с элементами сочинения.

- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по литературе .
Класс 8

Учитель Потапова Татьяна Николаевна

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Из них: развитие речи 10 часов; внеклассное чтение 8 часов.
Планирование составлено на основе программы Г.С. Меркина – М., «Русское слово», 2009.
Учебник Литература. 8 класс. Авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М. «Русское слово», 2010.


урока п/п

Раздел курса

Тема урока

Уроки развития речи

Уроки внеклассного чтения

Теория литературы

1

2

3

4

5

6

1.1.

Введение.

1ч.

Художественная литература и история. Творческий процесс.







Литература и история; художественный образ; жанры и роды литературы.

2.1.


Из устного народного творчества.



Исторические песни; их нравственная проблематика.







Народная песня; фольклор; жанры фольклора.

3.2.

Нравственная проблематика и средства выразительности в песне-плаче.










4.1.

Из древнерусской литературы.

4 ч.

Патриотизм «Слова о погибели Русской земли».







Житийная литература;

слово как жанр древнерусской литературы.

5.2.

Тема добра и зла в «Сказании о Борисе и Глебе».







Сказание как жанр древнерусск. литер.

6.3.

Проповедь милосердия и сострадания в «Житии Сергия Радонежского».







Житие как жанр древнерусск. литер.

7.4.

Подвиг во имя Руси в «Житие Александра Невского».










8.в.ч.







Моления Даниила Заточника

Моления как жанр древнерусск. литер.

9.1.

Из литературы

ХVIII века.

3ч.

Тема поэта и поэзии в стихотворениях Г.Р.Державина «Вельможа», «Памятник».Классицизм.







Классицизм

10.2.

Повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина – новая эстетическая реальность.







Сентиментализм.

11.3.




Образ Лизы в повести Н.М.Карамзина.










12.1.

Из литературы

ХIХ века.

26ч.

Поэты пушкинского круга. Баллада В.А. Жуковского «Лесной царь».







Романтизм, баллада.

13.2.

Стихотворения К.Н. Батюшкова «Судьба Одиссея», «Мой гений».

Стихотворение «Мой гений» наизусть.




Лирика;

лирический герой.

14.3.

Особенности поэзии К.Ф.Рылеева, Е.А.Баратынского, А.А. Дельвига, Н.И. Языкова







Жанры лирики;

элегия

15.4.

Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина. анализ стихотворений «И.И.Пущину», «19 октября 1825 года».

Стихотворение «И.И.Пущину» наизусть.




Лирическое послание

16.5.

Образ Степана Разина в «Песнях о Стеньке Разина» А.С.Пушкина.







Песня;

сравнение с народной песней. Повесть.

Сообщения обучающихся: автор и герои; автор и события; образы-символы.

17.6.

История написания и основная проблематика повести «Пиковая дама» А.С.Пушкина










18.7.

Тематика и системы образов «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина.







Трагедия как жанр.

19.8.

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Система образов.







Историческая повесть.

Черты характера и характеристика образа персонажа

20.9.

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.








Способы характеристики образа персонажа

21.10.




Гринев и Швабрин. Сравнительная характеристика образов персонажей. Роль эпиграфа в произведении.







Сравнительная характеристика персонажей;

повествование;

герой;

автор;

эпиграф и его роль в произведении.

22.11.

Гринёв и Маша Миронова. Смысл названия произведения.










23.р.р.




Характеристика образа персонажа. Подготовка к сочинению.




План характеристики (по С.Ю. Баранову)

24.р.р.




Сочинение по темам «Образ Петра Гринева в повести А.С. Пушкина», «Образ Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина».





Критическая статья

25.12.

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова «Сюжет и фабула в поэме «Мцыри».







Романтическая поэма;

сюжет;

фабула;

лирический монолог в поэме.

26.13.

Основные мотивы поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.

Отрывок наизусть.




Мотивы в произвед;

образ-пейзаж;

образ-персонаж.

27.р.р.




«Мцыри» - любимый идеал М.Ю. Лермонтова.




Характеристика образа персонажа.

28.р.р.




Письменный ответ на вопрос «Чем близок мне герой поэмы?». Эссе.




Эссе.

29.в.ч.







Драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад».

Драматические произведения;

драма.


30.14.




Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор». Творческая и сценическая история пьесы. Персонажи, завязка комедии.







Комедия;

юмор;

сатира;

говорящие фамилии.


31.15

Уездный город и провинциальные чиновники в изображении Н.В.Гоголя.







Роль эпиграфа в произведении.

32.16.

Хлестаков и «хлестаковщина» в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».







Типы персонажей.

33.17.

Авторская позиция в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»







Тема, проблема, идея произведения.

34.р.р.




Письменный ответ на вопрос «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся ещё Н.В.Гоголь?»







35.18.

Сюжет и образы персонажей повести И.С.Тургенева «Ася».







Лирическая повесть;

тропы;

фигуры.

36.19.

Цельность характера в образе тургеневской Аси.










37.в.ч.







Любовь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»

Тема «лишних людей»

38.20.

Женская доля в поэзии Н.А.Некрасова. Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны».

Наизусть стихотворение «Внимая ужасам войны».







39.21.

Человек и природа в стихотворении Н.А.Некрасова «Зелёный шум».










40.22.

Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета

Наизусть стихотворение.




Элегия.

41.р.р.




Урок-концерт «Родина и родная природа в поэзии ХIХ века.







42.23.




Своеобразие сюжета в пьесе А.Н.Островского «Снегурочка».







Драма;

пьеса;

ремарки.

43.24.

Образ Снегурочки.







Элементы фольклора.

44.25.

Автобиографическая повесть Л.Н. Толстого «Отрочество».







Автобиографическая проза.

45.26.

Становление личности в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».







Фабула;

композиция.

46.1.

Из литературы ХХ века. 11ч.

Свобода и сила духа в «Песне о Соколе» М.Горького.

Наизусть отрывок.




Стихотворение в прозе;

образ-символ.

47.2.

Романтический рассказ М.Горького «Макар Чудра».







Композиция рассказа.

48. в.ч.







Рассказ М.Горького «Страсти-мордасти».




49.3.

Поэт и толпа в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».







Неологизмы;

рифма и ритм в лирике.

50.4.

Сатира начала ХХ века. Особенности творчества Н.А.Тэффи и М.М.Зощенко.







Литературный анекдот;

юмор;

сатира.

51.5.




«Поэт труда, красоты, духовности». Особенности творчества Н.А.Заболоцкого.










52.в.ч.







Романтизм и реализм в повести А.Грина «Алые паруса».

Романтизм.

53.р.р.




Сочинение-рассуждение «Нужно ли мечтать».




Виды и особенности рассуждений.

54.6.

Человек и война в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика.







Рассказ;

композиция рассказа.

55.7.

Образ учителя в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».










56.р.р.




Письменный ответ на вопрос «Чем привлекают меня образы учителей в рассказе В.П.Астафьева?»







57.в.ч.







Рассказ В.П.Астафьева «Ангел-хранитель».




58.р.р.




«Музы не молчали». Поэты ХХ века о Великой Отечественной войне. Урок-композиция.







59.в.ч.







Повесть В.Быкова «Обелиск». Война и дети – основная проблема повести.

Тема, проблема и идея произведения.

60.8.

Судьба страны в поэме А.Т.Твардовского «За далью-даль»




Тема памяти.

Поэма;

путевые заметки.

61.р.р.




Судьба Родины в стихотворениях поэтов ХХ века.




Исповедь.

62.9.




Основные вехи биографии В.Г.Распутина. Сюжет и герои повести «Уроки французского».







Рассказчик и автор в литературном произведении.

63.10.

Новый поворот темы детей в повести В.Г.Распутина «Уроки французского».










64.11.




Нравственная проблематика повести В.Г.Распутина «Уроки французского».










65.1.

Из зарубежной литературы.3ч.

Трагедия У.Шекспира «Ромео и Джульетта». Проблема отцов и детей в трагедии.







Трагедия;

Конфликт.

66.2.

Роман М.Сервантеса «Дон Кихот». Особенности жанра. Романный герой.







Роман;

романный герой.

67.3.

Авторская позиция в романе М.Сервантеса. Донкихотство.







Образ - символ

68.в.ч.







История Франции в романе В. Гюго «Девяносто третий год».

История и литература;

роман.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconПояснительная записка Статус программы: рабочая программа по литературе...
В 2 ч под ред. Коровиной В. Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г. Данная рабочая программа составлена для класса компенсирующего обучения....
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе Смоленщины...
Рабочая программа по литературе Смоленщины составлена на основе авторской программы общеобразовательского учреждения под редакцией...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconПояснительная записка Данная программа по литературе составлена на...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconПояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе...
В содержание курса, кроме разделов и тем, вошли теоретические понятия по предмету, перечислены внутрипредметные и межпредметные связи,...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе в 11 классе...
Рабочая программа соответствует Федеральному государственному стандарту и учебному плану школы, составлена на основе программы по...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы»....
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе,...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе...
И. Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconПояснительная записка к программе по литературе в 5 «В» классе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconРабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconПрограмма по литературе 8 класс (68 ч.) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. Я. Коровина
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. iconПояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы курса английского языка (Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Программа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск