На правах рукописи





Скачать 383.41 Kb.
НазваниеНа правах рукописи
страница1/6
Дата публикации04.08.2013
Размер383.41 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3   4   5   6


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи



            РАДЕЕВ
            Артём Евгеньевич


            “ЭСТЕТИКА ЖИЗНИ” В ФИЛОСОФИИ НИЦШЕ


Специальность 09.00.04 – эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени


кандидата философских наук


Санкт-Петербург

2002
Работа выполнена на кафедре этики и эстетики философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Акиндинова Татьяна Анатольевна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Дианова Валентина Михайловна

кандидат философских наук, доцент

Рукавишников Алексей Борисович

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств

Защита состоится 12 сентября 2002 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д.212.232.11 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия, д. 5, философский факультет, ауд. ______

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета


Автореферат разослан “_____”_________________2002 г.


Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент

Е. Г. Соколов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность исследования. О Ницше и его философии сегодня говорят и пишут так много, что может показаться, будто эта философия является уже достаточно изученной. Однако если обратить внимание, что же именно вызывает такое отношение к философии Ницше, то можно убедиться, что часто либо фигура немецкого философа оказывается подстроенной под собственные взгляды исследователей его творчества (из-за изначальной многозначности его текстов), либо речь идёт больше о частных проблемах его философии, чем обо всей его философской концепции. Вопрос о целостности творчества Ницше как в том, так и в другом случае остается открытым. Между тем целостность философии Ницше отчётливо проявляет себя в изменчивости и преемственности его эстетических взглядов, и исследование эстетики немецкого мыслителя, в свою очередь, может пролить свет на существо его философской эволюции в целом.

Актуальность изучения эстетической концепции Ницше видна и из отношения её к художественной культуре ХХ века. Что эта культура одним из своих столпов сделала именно фигуру Ницше – сегодня уже не вызывает сомнения; что искусство, особенно начала ХХ века, в основе своей предполагало открытое не Ницше, но им выраженное различие аполлонического и дионисического – стало общим местом в художественной критике; что невозможно представить многие течения Модернизма, Постмодернизма и всего, что не вписывалось в эти рамки в пределах прошлого столетия – очевидно как для самих художников, так и для критиков и публики. Философия Ницше – и, в частности, его эстетика – определила то поле, на котором и разворачивались художественные баталии на протяжении прошлого столетия. Вместе с тем, сама эстетика Ницше рассматривалась очень ограниченно, и только такому её достижению, как эксплицирование понятий дионисического и аполлонического, было уделено больше внимания, при этом почти все прочие эстетические представления Ницше удостоились лишь незначительного внимания, хотя и можно утверждать, что многие другие положения эстетики Ницше в не меньшей – а иногда и в значительно большей – степени стали решающими как в целом для философии Ницше, так и для возможных её последствий в области эстетической теории и художественной практики.

Как известно, на протяжении всего ХХ века провозглашалась “смерть искусства”, которую объясняли, в частности, некоторыми положениями философии Ницше. Но на основе анализа эстетики Ницше можно убедиться, что эта смерть вызвана скорее не “смертью бога”, а некоторой неразрешимой ситуацией в творческой эволюции немецкого философа, которая представляется необходимой стадией развития, но в то же время и невозможной в силу её безысходности – такое соединение невозможного и необходимого и представляется “смертью”: бога, человека, искусства. Именно такой итог творческого пути обнаруживает в итоге философия Ницше в целом и его эстетика в частности. Поэтому анализ эстетики Ницше может способствовать постановке диагноза современной философской и художественной ситуации и выявить факторы кризиса культуры ХХ века.

Степень разработанности темы. Эстетика Ницше привлекла к себе внимание не позднее того, как стало известно обо всей его философской концепции. При этом в историко-философской литературе можно выделить три этапа ницшеведения, в которых рассматривается философия Ницше в общем и его эстетика. Первый этап, границы которого возможно определить 90-ми годами XIX века с одной стороны и концом 20-х годов XX века с другой, связан с первичным осмыслением философских интенций Ницше, в том числе и эстетических проблем. Общеэстетическое исследование творчества Ницше представлено в работах Ю. Цайтлера, А. Людовичи, Г. Шаффганга. Следует отметить, что уже в работе Ю. Цайтлера “Эстетика Ницше” впервые рассматриваются эстетические взгляды Ницше на протяжении трёх периодов его творчества, и Ю. Цайтлер справедливо замечает, что на рубеже столетий в Европе возник бум моральной философии Ницше, его же эстетику старались обходить стороной, в то время как “даже проблема сверхчеловека является, прежде всего, продуктом индивидуалистического художника и тем самым не является только моральной философией”1. Большинство частных эстетических исследований творчества Ницше посвящены эстетике музыки, что нашло своё отражение в работах Э. Гюрстера, П. Мооса, Г. Бауха, Г.-И. Мозера, а также в работах отечественного исследователя Е. М. Браудо. Однако помимо работ о музыкальной проблематике у Ницше, в этот период появляются работы Г. Ф. Фухса, Р. фон Сейдлица и В. Штайна, посвящённые отношению Ницше к изобразительному искусству, где специфика этого отношения виделась исследователями в том, что “Ницше в изобразительном искусстве искал тот великий стиль, в котором проявляет себя наивысшее чувство власти”2. Кроме того, в первые же десятилетия после смерти Ницше появляются работы Г. Танцшера, К. Джоэла, Т. Ахелис, И. Шлафа, К. К. Уилда, П. Мура, М. Ш. Кумара, Н. Лангера, посвящённые раскрытию отношения Ницше к романтической и неоромантической традициям. Это отношение отмечается и в отечественных работах Г. В. Плеханова, А. Луначарского, М. Гельрота и др. Наконец, в первый период ницшеведения появляются и работы, в которых провозглашается развитие эстетических принципов Ницше. Это направление исследования представлено именем Г. Науманна, имеющего непосредственное отношение к изданиям сочинений Ницше и основывающего свою работу “Поколение и искусство. Пролегомены к физиологической эстетике” на “физиологии искусства”, представленной у Ницше в третий период его творчества, а также именем А. Кановича, который в монографии “Воля к красоте. Продолжение философий Шопенгауэра и Ницше” утверждает, что он стремится развить философию Шопенгауэра и Ницше благодаря ведению понятия “воля к красоте”.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На правах рукописи iconНа правах рукописи
«Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
На правах рукописи iconНа правах рукописи
...
На правах рукописи iconНа правах рукописи
Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года
На правах рукописи iconНа правах рукописи
Данное постановление в районной газете «Северный край» и разместить на официальном сайте Администрации района
На правах рукописи iconНа правах рукописи
Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (фгос ооо, М.: «Просвещение», 2011 год)
На правах рукописи iconНа правах рукописи Барклая Вадим Ильич
Жуков С. В. Королюк Е. Г. Избранные лекции по медицине катастроф. – Тверь, 2007. – 120с
На правах рукописи iconНа правах рукописи
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
На правах рукописи iconЮ. Н. Мишустин, С. Ф. Левкин
Постоянное нарушение гомеостаза в виде хронической гипокапниемии как болезнетворный фактор – Самара: На правах рукописи, 2004. –...
На правах рукописи iconНа правах рукописи
Показатели внутриглазного давления новорождённого ребёнка, обусловленные морфологическими особенностями дренажной системы глаза в...
На правах рукописи iconОкрепилова Владимира Валентиновича № п/п Название Печатный или на правах рукописи
...
На правах рукописи iconПравила подготовки рукописи к изданию самара
Самарском государственном техническом университете. Дана характеристика видов вузовских изданий. Представлены порядок прохождения...
На правах рукописи iconНа правах рукописи
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
На правах рукописи iconПравила подготовки рукописи к изданию самара Самарский государственный...
Самарском государственном техническом университете. Дана характеристика видов вузовских изданий. Представлены порядок прохождения...
На правах рукописи iconНа правах рукописи
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...
На правах рукописи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ф. В. Авраменко; Азово-Черномор гос агроинженер акад.; науч рук. В. И. Хижняк. Зерноград, 2012. 19 с ил. Библиогр.: с. 18 19. На...
На правах рукописи iconНа правах рукописи Игнатьев Алексей Александрович
Уравнения 1 есть дифференциальные уравнения Навье1 – Стокса2 движения вязкой жидкости, являющиеся математическим описанием полей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск