Скачать 216.11 Kb.
|
На правах рукописиБарклаяВадим ИльичСовершенствование системы подготовки фельдшеров скорой медицинской помощи для работы в условиях ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций 05.26.02 – "Безопасность в чрезвычайных ситуациях (медицина катастроф)" Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Москва - 2007 Работа выполнена в Государственном учреждении здравоохранения города Москвы «Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы» Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Стажадзе Леван Лонгинозович Официальные оппоненты: доктор медицинских наук Сахно Иван Иванович доктор медицинских наук, профессор Лобанов Алексей Иванович Ведущее учреждение: Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова Защита состоится "____"_________2007 года в ____часов на заседании диссертационного совета Д 208.011.01 во Всероссийском Центре медицины катастроф "Защита" по адресу: 123182, Москва, ул. Щукинская, д. 5. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВЦМК "Защита" Росздрава (Москва, ул. Щукинская, д. 5). Автореферат разослан "_____" __________2007 года Ученый секретарь диссертационного совета, доктор медицинских наук Чадов В. И. Введение Актуальность исследования На территории Российской Федерации распространён почти весь комплекс природных и техногенных катастроф. Складывающаяся в результате катастроф чрезвычайная ситуация (ЧС) в медицинском её аспекте требует изменения форм и методов повседневной работы медицинского персонала (Гончаров С.Ф., 1998). При этом медико-санитарные последствия по количеству и тяжести часто оказываются близкими к потерям на войне (Сахно И.И., 2002). Анализ результатов ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий показал недостаточную готовность медицинских сил к работе в режиме чрезвычайной ситуации. Это связано с отсутствием навыков по переходу оказания неотложной помощи с режима "медицинский работник - пациент" на режим "медицинский работник - контингент пострадавших" (Костомарова Л.Г., Стажадзе Л.Л., 2001). Имеющийся опыт показывает, что при возникновении чрезвычайных ситуаций вследствие неорганизованности и отсутствия специальной подготовки медицинские работники проявляют растерянность и действуют недостаточно эффективно. Без соответствующих знаний и навыков успешно выполнять в таких условиях свой профессиональный долг практически невозможно. В связи с этим оптимизация методики подготовки среднего медицинского персонала - прежде всего, фельдшеров выездных бригад - по оказанию помощи при жизнеопасных состояниях в условиях ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций приобретает особую актуальность. Уверенное владение специальными мануальными навыками по терапии жизнеопасных состояний фельдшерами скорой помощи возможно только при условии четко организованного учебного процесса, направленного на поддержание, совершенствование и закрепление вышеуказанных навыков. К сожалению, в большинстве случаев сохраняется традиционная система подготовки специалистов, которая включает в себя только базисную оценку знаний, лекционный и практический курсы и варианты выходного контроля (Мосунов А.И., Фомичев В.А., Ивочкин А.М., Абрамов Ю.О., 1994; Жуков В.А., Скворцов А.Ф., Трифонов С.В., 1999). Зачастую методика преподавания и контроля знаний расширяется только за счёт семинарских занятий и самостоятельной работы с рекомендуемой литературой. Создание современных программ и применение новых методов обучения не является самоцелью, "новыми декорациями", а продиктовано необходимостью передачи запаса знаний и опыта большему количеству специалистов в ограниченное время (Лядов К.В., Преображенский В.Н. 1999, Тараканова Л.И., 1999). Концептуально важным является определение цели создания новых учебных программ, принятие такого конструкционного решения, которое, придавая современную форму, не отступало бы от образовательного стандарта (Герасимова Л.И., Путинцев А.Н., 1999). Целью реформирования учебных программ является: в одном случае – только внедрение в учебный процесс современных технологий, в другом – лишь пересмотр устаревших положений и разделов (Авдюхина Т.И., Лысенко А.Я., Константинова Е.Н., 1994), что, по нашему мнению, не ведёт к решению задачи комплексного обучения и рациональной подготовки персонала скорой медицинской помощи. Проблеме сохранения и поддержания полученных знаний и навыков посвящено значительное количество публикаций зарубежных авторов; в отечественной же литературе подвергнуты анализу исследования, касающиеся методик обучения фельдшеров скорой помощи и оценки конечных результатов первичного обучения. Подавляющее большинство исследователей отмечают, что существует проблема «выживаемости» полученных знаний и навыков, но при этом высказываются полярно противоположные точки зрения как на методику, так и на сроки проведения повторных занятий. Таким образом, данная проблема, несмотря на ее безусловную актуальность, не нашла всестороннего отражения в научных изданиях учебно-методического направления. Цель исследования Совершенствование системы подготовки фельдшеров скорой медицинской помощи к оказанию медицинской помощи при жизнеопасных состояниях в условиях чрезвычайных ситуаций. Задачи исследования
Научная новизна Впервые определён уровень профессиональной подготовки фельдшеров скорой медицинской помощи к выполнению жизнеспасающих манипуляций. С учётом исходного уровня знаний и навыков научно обоснованы принципы и пути формирования обучающе-тестирующей программы. Внедрение комплексной подготовки по оказанию экстренной медицинской помощи позволило фельдшерам выездных бригад более эффективно осваивать жизнеспасающие манипуляции. На основании проведённого анализа определён 12-месячный срок возникновения критических ошибок в практических навыках и значительной утраты знаний после обучения. Периодическое (не реже одного раза в год) проведение тематических элективных курсов позволяет сохранять необходимый уровень готовности фельдшеров выездных бригад к работе в условиях чрезвычайной ситуации. Практическая значимость Внедрение комплексной системы подготовки фельдшеров скорой медицинской помощи к оказанию экстренной медицинской помощи при жизнеопасных состояниях позволяет более эффективно усваивать тематические знания (до 89,5% верного решения ситуационных задач) и успешно осваивать практические навыки (до 79% точного выполнения манипуляций). Ежегодное периодическое проведение тематических элективных курсов с целью сохранения приобретённых теоретических знаний и практических навыков в экстренной медицине приводит к повышению готовности фельдшеров скорой медицинской помощи к работе в условиях чрезвычайной ситуации. Основные положения диссертации, выносимые на защиту
Внедрение и реализация работы По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ, 2 учебно-методических пособия. Разработанная методика обучения фельдшеров скорой медицинской помощи используется в педагогической практике на кафедре скорой медицинской помощи факультета последипломного образования Московского государственного медико-стоматологического Университета и в учебном отделе территориального Центра медицины катастроф Московской области. Апробация работы Материалы исследования доложены и обсуждены на научно-практических конференциях Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы (2000; 2003), научно-практической конференции «Проблемы скорой медицинской помощи на этапах ее оказания. Поиски, пути, решения». (Москва, 2001), Международной научно-практической конференции «Образовательно–методическая система службы медицины катастроф» (Пермь 2002), 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Скорая помощь - 2002» (С.-Петербург 2002). Диссертационная работа апробирована на заседании учёного совета Научно-практического Центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы (15 мая 2006г.). Структура и объём диссертации Диссертационная работа представлена на 115 страницах машинописного текста и включает введение, обзор литературы, 3 главы, заключение, выводы, практические рекомендации, список литературы, 15 таблиц, 39 рисунков, содержит 4 приложения. Содержание работы Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы цель и задачи исследования, представлены основные положения, выносимые на защиту, а также сведения об апробации и реализации полученных результатов. Глава 1 (Обзор литературы) посвящена анализу существующих концепций подготовки сотрудников скорой медицинской помощи к работе в нестандартных условиях ЧС. Отечественные авторы акцентируют внимание на том, что принципиальными положениями существующей в России системы подготовки кадров службы медицины катастроф являются: её государственный характер; существование базовой подготовки; совершенствование уровня знаний и навыков; подготовка специалистов клинического и профилактического профилей по медицине катастроф наряду с обучением по специальным (профессиональным) вопросам. В то же время, немало публикаций свидетельствуют о том, что в большинстве случаев сохраняется традиционная система подготовки, которая ориентирована на жёстко сконструированные учебные дисциплины, не отличается гибкостью и информативностью образовательных программ и не обеспечивает требуемого уровня мотивации и активизации работы слушателей. Как отечественные, так и зарубежные авторы сходятся во мнении, что одной из причин часто слабой корреляции теоретических знаний с практическими умениями даже у практикующих врачей с большим стажем работы может являться отсутствие системы тренинга и дальнейшего поддержания навыков. В последнее десятилетие немало научных публикаций посвящено вопросу использования высокотехнологичных учебных пособий и инновационных методик в педагогической практике при подготовке специалистов-медиков. Вышеизложенные материалы демонстрируют несомненную значимость системы последипломного образования фельдшеров скорой медицинской помощи к профессиональным действиям при ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций. Однако, остаётся множество проблем, касающихся рациональных подходов к освоению и поддержанию теоретических знаний и практических умений в данной области. В главе 2 дана характеристика материалов и методов исследования. Наши исследования основаны на анализе данных, полученных в процессе обучения 98 фельдшеров Станции скорой и неотложной медицинской помощи г. Москвы на курсе «Оказание экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях» на базе учебного отдела Научно-практического Центра экстренной медицинской помощи города Москвы. Общая продолжительность курса обучения составляла 72 академических часа. В соответствии с целью и задачами исследования, в зависимости от методики обучения слушатели были разделены на две группы, не имевшие статистических отличий: 1 (контрольная) - 31 человек и 2 (исследуемая) - 67 человек. В 1-ой группе процесс обучения проходил по традиционной методике (Рис. 1). 50 часов 7,9 часа Практические занятия 11,10% Тренинг навыков 11,10% Рис. 1. Структура курса обучения по традиционной методике 15,8 часа 38 часов Практические занятия 16% Тренинг навыков 22,20% Рис. 2. Структура курса обучения по инновационной методике Обучение во 2-ой группе (Рис. 2) проводилось по разработанной нами методике. Для лекционного курса мы создали оригинальные мультимедийные учебно-информационные блоки, включающие видеосюжеты, аудиоматериалы и слайды, в том числе и анимационные. Мультимедийные программы создавались на основе алгоритмов действий при ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций. С целью интенсификации и повышения качества учебного процесса в блок-схему обучения были включены электронные семинары на основе собственной обучающе-тестирующей программы. Электронные семинары проводились ежедневно после информационного блока и продолжались 40 минут. В обучающе-тестирующую программу вводились 70% вопросов изученного материала и 30% вопросов предстоящей темы занятий. Обучающе-тестирующая программа представляет собой открытый реляционный тип базы данных, позволяющий проводить редактирование, а также ротацию и количественное изменение вопросов, и содержит: основной раздел, базовый и уровневые вопросы, ответы и поле с признаками верных ответов. В основу программы был положен принцип сочетания конструктивных тестов с тестами опознания и каскадности, т.е. последовательного распределения вопросов, логически связанных с основным заданием и обязательным их усложнением. Базовый вопрос формулировался на основе наиболее часто возникающих при ЧС патологий, а также по материалам реальных карт вызовов бригад скорой помощи, Центрального института ортопедии и травматологии и Центра экстренной медицинской помощи к пострадавшим при массовых поражениях. Каскад следующих от базовых вопросов основывался на алгоритмах лечения и детализации терапии, диагностике осложнений и выборе путей их устранения. В случае ошибочного ответа на любом уровне каскад вопросов прерывался, и программа предлагала следующий базовый вопрос. При неполном ответе на глубоких, сложных уровнях программа предусматривала возможность повторного, скорректированного ответа (Рис. 3). При неверном ответе на «ключевые» вопросы, носящие принципиальный и основополагающий характер вопросы, программа завершала свою работу вне зависимости от стадии её выполнения, и результат тестирования определялся как отрицательный. В итоговом протоколе гистограммой отображалась картина прохождения уровней, что позволяло визуализировать глубину теоретических знаний. База данных результатов (архив) хранит все уровневые вопросы с указанными ответами слушателя во время тестирования. Рис.3 . Распределение вопросов ОТП по каскадному принципу Система обучения практическим навыкам основывалась на многоуровневом принципе (Рис. 4), заключавшемся в последовательном освоении и многократном ежедневном тренинге жизнеспасающих манипуляций с обязательным использованием современных специализированных манекенов (Рис. 5). Рис. 4. Блок-схема проведения практических занятий на примере освоения реанимационного пособия у слушателей 2-ой группы Рис. 5. Компьютеризированный манекен Ambu®Men в мультимедийном комплексе Для анализа выживаемости знаний после окончания обучения группа 2 была разделена на две подгруппы: А и Б. В подгруппе А (33 слушателя) через 6, 12 и 18 месяцев после завершения курса обучения проводился однотипный контроль знаний и умений по неотложным состояниям при ЧС без последующего проведения занятий. В подгруппе Б (34 слушателя) проводился аналогичный контроль с последующим обучением. Обучение представляло собой элективный курс продолжительностью один учебный день (6 академических часов), который состоял из демонстрации мультимедийных обучающих программ, проведения электронного семинара и тренинга на манекене в режиме самоконтроля с обязательной коррекцией преподавателем. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: исторический (литературно-аналитический), статистический, экспертный, метод непосредственного наблюдения. С целью выявления исходного позиционирования слушателей к владению жизнеспасающими манипуляциями проводилось анкетирование. Исходный и последующий уровни теоретических знаний по неотложным состояниям определялись тестированием с интерпретацией данных в процентном отношении. Теоретическая подготовка оценивалась также верностью решения ситуационных задач. Уровень практических навыков на примере проведении СЛР определялся правильностью выполнения следующих показателей, фиксируемых компьютерной программой манекена Ambu®Men (Рис.5) и преподавателем: выполнение первичных вентиляций, количество проводимых вентиляций в минуту, объём воздуха в каждой вентиляции, попадание воздуха в желудок, соотношение количества компрессий грудной клетки к числу вентиляций лёгких, точность расположения рук реаниматора на грудной клетке, глубина компрессий, частота компрессионных движений, равномерность компрессий и релаксации грудной клетки, амплитуда компрессий, период между компрессионными циклами, выполнение мероприятий, предваряющих начало проведения реанимации, визуальный контроль экскурсии грудной клетки, контроль эффективности реанимационных мероприятий, отсутствие сгибания рук в локтевых суставах при компрессионных движениях, отрыв рук от грудины при закрытом массаже сердца. Проведение реанимационного комплекса оценивалось положительно только при условии точного выполнения всех его компонентов. Исследование проводилось на следующих этапах (Рис. 6): Рис. 6. Этапы и методы исследования I этап. В начале учебного курса было проведено исходное тестирование слушателей и определение правильности выполнения комплекса СЛР на компьютеризированном манекене. II этап. По окончании курса обучения на экзамене проводилось тестирование, оценка решения ситуационной задачи и определение правильности выполнения комплекса СЛР на компьютеризированном манекене. Экзамен являлся как заключительным этапом исследования для обеих групп, так и исходным для определения «выживаемости» практических и теоретических знаний во 2 группе (подгруппы А и Б). III, IV и 5 этапы. Через 6, 12 и 18 месяцев после завершения курса обучения во 2-ой группе слушателей (подгруппы А и Б) определялись показатели, аналогичные показателям второго этапа. Данные проведённых исследований были внесены в индивидуальную карту каждого слушателя для последующей систематизации и статистической обработки. Определение доверительных границ к фактическим частотам проводилось на основании биномиального распределения. Определение достоверности различий проводилось при помощи критерия «хи-квадрат» (для таблиц 2 на 2 – в точном решении Фишера). Расчеты проводились при помощи статистического пакета Epi Info 5.0, свободно распространяемого и рекомендованного ВОЗ (дистрибутив – на сайте www.cdc.gov центра слежения за заболеваемостью и смертностью, США, г. Атланта). В главе 3 проводилась сравнительная оценка эффективности традиционной и внедрённой нами инновационной методик обучения фельдшеров скорой медицинской помощи. По результатам тестового контроля базовых знаний в начале обучения, средний показатель правильных ответов у слушателей 1-ой и 2-ой групп был исходно низким - 57,3% и 58,1%, соответственно (р>0,05). По окончании обучения средний показатель правильных ответов достоверно увеличился в обеих группах до 70% и 78% соответственно, но достоверных различий между группами на II этапе выявлено не было (Рис. 7). Рис. 7. Сравнительные результаты тестового контроля у слушателей 1 и 2 групп на этапах исследования Во 2-ой группе 89,5% слушателей верно решили экзаменационную ситуационную задачу, что было достоверно успешнее по сравнению с 1-ой группой (67,7%) (Рис. 8). Рис. 8. Результаты решения ситуационных задач на экзамене у слушателей 1-ой и 2-ой групп Результаты выполнения реанимационного комплекса на экзамене слушателями 1-ой и 2-ой групп различались более чем на 20% и составили соответственно 56,3% и 79% (Рис.9). Рис.9. Позиционирование слушателей к владению реанимационным пособием и результаты уровня успешного выполнения реанимационного комплекса на I и II этапах исследования Результаты исследования, представленные в главе 3, показали, что теоретический и практический уровень подготовки фельдшеров скорой медицинской помощи не отвечает современным требованиям. Предложенная нами инновационная методика профессионального усовершенствования интенсифицирует процесс теоретической подготовки за счёт применения современных информационных технологий. Перераспределение учебного времени в сторону увеличения доли практических занятий и использования компьютеризированных манекенов позволило полноценно освоить практические навыки, необходимые для оказания экстренной медицинской помощи. В главе 4 изложены результаты исследования долгосрочности сохранения теоретических знаний и практических навыков у фельдшеров скорой медицинской помощи. Второй этап исследования трансформировался в начальный этап исследования сохранения профессиональных знаний и умений. По результатам тестового контроля итоговых знаний на этом этапе исследования, средний показатель правильных ответов у слушателей 1 и 2 групп был исходно удовлетворительным: 70% и 78% соответственно, причем достоверных различий во 2-ой группе между подгруппами А и Б на II этапе не было (р>0,05). На экзамене во 2-ой группе верное решение ситуационных задач показали 89,5% слушателей, а успешное выполнение реанимационного комплекса - 79% слушателей. На III этапе исследования через 6 месяцев после окончания обучения средний показатель правильных ответов на тестовые задания в обеих подгруппах не претерпел достоверных изменений, как по сравнению со II этапом, так и между собой и составил 68,1% в подгруппе А и 80,7% в подгруппе Б. Результаты решения ситуационных задач у слушателей подгруппы А (68,8%) и подгруппы Б (78,8%) не дали достоверных различий как между собой, так и по сравнению со II этапом исследования. Сохранился без изменений и процент успешного выполнения практических навыков, который составил в подгруппе А 78,5%, и в подгруппе Б – 78,8%. На IV этапе исследования анализ результатов показал 59,7% правильных ответов на тестовые задания у слушателей подгруппы А, что является достоверно боле низким по сравнению со II этапом (70%) и достоверно ниже результатов в подгруппе Б на этом этапе исследования (78,5%). Анализ результатов решения ситуационных задач (53,1% у слушателей подгруппы А и 87,9% в подгруппе Б) дал основание утверждать не только о значительной достоверной разнице между результатами подгрупп, но и о наличии достоверного снижения результатов у слушателей в подгруппе А по сравнению с показателями II (экзаменационного) этапа исследования. Результаты выполнения реанимационного комплекса в подгруппе А (87,9%) и в подгруппе Б (65,5%) также имели достоверные различия между собой, а показатели слушателей А подгруппы ухудшились на 13,5%.и по сравнению со II этапом. V этап исследования дал следующие результаты: тестовый контроль успешно прошли только 19,4% слушателей подгруппы А (Рис. 10), причём достоверная разница составила 55% по сравнению с результатами подгруппы Б (74,4%). Рис.10. Результаты решения тестовых заданий слушателями подгрупп А и Б 2-ой группы на разных этапах исследования Сравнительный анализ результатов решения ситуационных задач (Рис. 11) показал, что слушатели подгруппы А имели достоверно худшие показатели (19,4%) как по сравнению со II этапом исследования, так и по сравнению с результатами, полученными в подгруппе Б (74,4%). Рис.11. Результаты решения ситуационных задач слушателями подгрупп А и Б 2-ой группы на разных этапах исследования Успешное выполнение практических навыков на этом этапе исследования (Рис.12) продемонстрировали только 25% слушателей подгруппы А, в то же время в подгруппе Б безошибочно выполнили манипуляции 84,4% слушателей, что является достоверно значимо худшим результатом также и в сравнении с II (экзаменационным) этапом. Рис.12. Сравнительные показатели результатов выживаемости практических навыков у слушателей подгрупп А и Б 2 группы на разных этапах исследования На основе представленных выше результатов наших исследований можно утверждать, что: - при отсутствии повторного обучения уровень теоретических знаний и практических навыков, достигнутый в процессе первичной подготовки к оказанию экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, неуклонно снижается; - проведение периодических кратковременных курсов обучения позволяет сохранять достигнутый уровень подготовки сотрудников скорой помощи; - элективные курсы по оказанию помощи при жизнеопасных состояниях необходимо проводить не реже 1 раза в год. Выводы
Практические рекомендации 1. Изложение теоретического материала на курсах повышения квалификации по вопросам неотложных состояний должно проводиться с использованием современных информационных технологий в виде мультимедийных презентаций. 2. Для самостоятельного освоения и закрепления материала целесообразно включать электронные семинары с использованием обучающе-тестирующей программы каскадного типа. 3. В структуре курса обучения на освоение жизнеспасающих манипуляций должно отводиться не менее 20% учебного времени. 4. Для технологически точного освоения приёмов сердечно-лёгочной реанимации необходимо использовать компьютеризированные манекены с возможностью контроля выполнения всех значимых элементов. 5. С целью поддержания высокого уровня готовности сотрудников скорой помощи к работе по ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций необходимо проводить кратковременные тематические элективные курсы с периодичностью не реже одного раза в год с отрывом от производства. Список работ, опубликованных по теме диссертации
|
На правах рукописи «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан | На правах рукописи ... | ||
На правах рукописи Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | На правах рукописи Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (фгос ооо, М.: «Просвещение», 2011 год) | ||
На правах рукописи Данное постановление в районной газете «Северный край» и разместить на официальном сайте Администрации района | На правах рукописи Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» | ||
Ю. Н. Мишустин, С. Ф. Левкин Постоянное нарушение гомеостаза в виде хронической гипокапниемии как болезнетворный фактор – Самара: На правах рукописи, 2004. –... | На правах рукописи Показатели внутриглазного давления новорождённого ребёнка, обусловленные морфологическими особенностями дренажной системы глаза в... | ||
Окрепилова Владимира Валентиновича № п/п Название Печатный или на правах рукописи ... | Правила подготовки рукописи к изданию самара Самарском государственном техническом университете. Дана характеристика видов вузовских изданий. Представлены порядок прохождения... | ||
На правах рукописи Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» | Правила подготовки рукописи к изданию самара Самарский государственный... Самарском государственном техническом университете. Дана характеристика видов вузовских изданий. Представлены порядок прохождения... | ||
На правах рукописи Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ф. В. Авраменко; Азово-Черномор гос агроинженер акад.; науч рук. В. И. Хижняк. Зерноград, 2012. 19 с ил. Библиогр.: с. 18 19. На... | ||
На правах рукописи Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и... | На правах рукописи Игнатьев Алексей Александрович Уравнения 1 есть дифференциальные уравнения Навье1 – Стокса2 движения вязкой жидкости, являющиеся математическим описанием полей... |