Скачать 80.13 Kb.
|
Учитель химии и биологии ГБОУ СОШ №752 г. Москва Соколова Ю.В. Тема урока: «Удивительное рядом» Цель урока: на примере хлорида натрия раскрыть значение солей в природе и жизни человека; повторить качественный состав поваренной соли, ее химические свойства как сильного электролита и способы получения. Задачи урока: через исторические события, биохимические свойства, а также суть некоторых русских пословиц, акцентировать внимание учащихся на значении поваренной соли в жизни человека. Формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, проводить химические эксперименты, развитие познавательного интереса учащихся; воспитание культуры речи. Оборудование: модель кристаллической решетки хлорида натрия, пробирки, штативы, воронки, фильтры, спички, демонстрационный столик. Реактивы: растворы хлорида натрия и нитрата серебра. План урока.
- дидактическая игра «Снежный ком» 3. Основной этап урока - историческая справка (рассказ учителя) - практическая работа - значение соли в жизни человека (эвристическая беседа) 4. Рефлексия. 5. Резерв (полезные советы). Ход урока
Слайд 2. Я противоречий – порожденье Я возникаю всюду там, Где материи движенье С металлом сводит неметалл, Но если буквы переставить, То ищи меня в лесу. Красуясь мощными рогами, Я по лесу пробегу. (соль – лось) Итак, сегодня мы поговорим о соли – веществе, так хорошо знакомом нам с детства. Наверное, не только химику, но и каждому из вас есть, что сказать о соли. Перед вами это удивительное вещество, без которого не проходит ни один день нашей жизни. Дидактическая игра «Снежный ком». Ученики по цепочке передают солонку и говорят по одному предложению о соли. Одно условие: нельзя повторять то, что уже сказали до вас. После игры учитель демонстрирует слайды 3,4.
Слайд 5. Соль хлорид натрия встречается в природе в виде минерала, называемого галитом, от греческого «галит», означающего и соль и море. Чистая поваренная соль бесцветна. «Деликатесная» или «царская» поваренная соль нежно-розового цвета и с приятным ароматом, содержит микроскопические водоросли, попавшие в нее из воды соленого озера. Встречается и соль синего цвета. В природе синяя поваренная или каменная соль большая редкость. Слайд 6. Для добычи соли использовали подземные источники. Получали соль способом выпаривания. Больше полутора веков соль добывалась из озер Нижнего Поволжья – Эльтон и Баскунчак. О местах, связанных с добычей соли могут рассказать географические названия – Сольвычегодск, Соликамск, Соль-Илецк и гербы некоторых городов. В древности соль добывали из соленых озер, расположенных недалеко от устья реки Тибр. Одна из дорог, ведущих из Рима к местам соледобычи, так и называлась Via Salaria – соляная дорога, от латинского sal соль. Нам трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила существенным источником пополнения казны, была важным предметом торговли. Из-за нее велись кровопролитные войны между соседними народами, а по причине непомерно высоких налогов, устанавливаемых на соль, происходили народные восстания – соляные бунты. Например, такой бунт произошел в Москве в 1648 году. Слайд 7. В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы. В Китае использовали монеты из кристаллов каменной соли. В Эфиопии стандартные бруски каменной соли были в ходу еще в 19 веке. Многочисленные исторические документы свидетельствуют, что римским воинам, а позднее и крестоносцам, нередко платили, жалованье солью. Ученые считают, что возможно с этим связано происхождение французского слова «салер» жалованье, итальянского «сольди» мелкая монета, английское слово salary зарплата происходит от латинского слова sal. А какое слово еще связано с солью? Солдат. Солдаты сами соль не добывали, они охраняли соляные караваны во время перехода из города в город. Платили солдатам солью. А сейчас вспомните, в результате каких химических реакций можно получить хлорид натрия. Составьте уравнения возможных реакций. Слайд 9. Есть такая детская загадка: В воде она родится, Но странная судьба: Воды она боится И гибнет в ней всегда. А что же происходит с поваренной солью при растворении в воде? Слайд 10. Крайне неудачным, но широко применяемым способом борьбы с гололедом на улицах городов, было посыпание их солью. Чаще всего для этих целей использовали хлорид натрия. Перед вами проба снега с улицы города. А как в лабораторных условиях доказать, что это именно поваренная соль, а не какая-то другая. Практическая работа. Слайд 11,12.
Эвристическая беседа. На каких простых примерах можно показать, что использование соли для этих целей не только наносит материальный ущерб, но и пагубно для окружающей среды? Соль разрушает обувь и одежду человека (белые разводы на обуви мы часто с сожалением обнаруживаем в осенне-зимний период). Раствор хлорида натрия разрушающе действует на транспортные средства, так как коррозия ускоряется в присутствии сильного электролита. Попадание большого количества хлорида натрия в почву ведет к ее засолению и, как следствие, к гибели растений. Почему категорически запрещается сыпать соль вблизи железнодорожных переездов? Вблизи железнодорожных переездов сосредоточено большое количество предупреждающих сигнальных средств: семафоры, переводные стрелки. Попадание сильного электролита, каким является хлорид натрия, в почву и почвенные воды оказывает сильное разрушающее действие на подземные коммуникации, соединяющие все эти автоматически действующие приспособления, что может привести к серьезным авариям. А зачем нужна поваренная соль? Почему так необходима она для жизнедеятельности человека? Почему цивилизованные люди не мыслят без нее свою трапезу? Это, пожалуй, единственный минерал, который мы употребляем в естественном виде, разве что измельчив до нужного состояния. Соль – необходимый компонент пищи. В Голландии существовала страшная казнь. Осужденные получали только хлеб и воду, а соли были лишены. Через некоторое время эти люди умирали, а их трупы начинали мгновенно разлагаться. Соль является единственным источником ионов хлора для нашего организма, а он необходим для образования соляной кислоты в желудке, которая способствует перевариванию пищи. Соль – источник ионов натрия, которые необходимы для работы головного мозга, передачи нервных импульсов по нервной ткани, поддержания на постоянном уровне химического баланса крови. Слайд 13. В сходстве состава плазмы крови и морской воды С.Аррениус видел доказательство того, что животный мир зародился в океанах. Переселившись на сушу, животные как бы унесли с собой породившую их стихию. Почему во время привалов солдатам, совершающим длинный марш-бросок, или рабочим горячих цехов предлагают пить подсоленную воду? Это делается для быстрого восстановления потерь в организме хлорида натрия, соль удерживает воду в тканях организма. Соль издревле считается у большинства народностей на Земле символом постоянства и нерушимой дружбы. Как вы думаете, почему? Соль – вещество, не поддающееся порче, даже огню и сохраняющее продукты питания. Поэтому ее считают символом постоянства. Известно, что в мире добывается около 100 млн. тонн поваренной соли в год. На пищевые нужды расходуется около ¼ части этого количества. Куда же идет остальная соль? Производство мыла. Обработка мехов и кожи. Производство мясных и рыбных консервов. Добавка для корма коту, так как в растительных организмах ионов натрия нет, а они необходимы для получения качественного молока. Основной потребитель соли – химическая промышленность. В этой области используется не только сама соль, но и элементы ее составляющие. В процессе электролиза из ее раствора получают хлор, а впоследствии гидроксид натрия и соляную кислоту. Слайд 14. Какие свойства соли используют домохозяйки при консервировании продуктов? Применение соли основано на антисептических и противогнилостных свойствах, то есть на способности убивать бактерии, вызывающие гниение растительного и животного происхождения. Известно, что для приготовления пищи повара используют соль, но и с ее применением связаны небольшие секреты. Постараемся их раскрыть. Когда нужно солить гороховый суп – перед варкой или на заключительной стадии? Соленая вода плохо проникает в твердые ткани гороха. Если посолить такой суп перед варкой, то горох долго не разварится.
О соли люди сложили немало пословиц и поговорок. Какие из них вы помните? «Без соли стол кривой». «Без соли, без хлеба худая беседа». «Недосол на столе, а пересол на спине». «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно» «На хлебе, на соли, да на добром слове» «Соли не жалей, так и есть веселей» «Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит» «Рассыпал соль — быть беде» «Подавая соль, смейся, не то поссоришься» «В воде родится, а воды боится» «Пуд соли вместе съесть» Слайд 15. «Чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть». За сколько же лет можно узнать человека? Суточная норма соли для человека 6г. Пуд соли 16 кг. 16/2 =8 8000/6=1333 1333/365=3,65 лет.
Полезные советы. Стеклянная посуда лучше блестит, когда после мытья ее ополаскивают сначала подсоленной, а потом обычной водой. Крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на стакан воды) поможет быстро очистить замерзшие оконные стекла. Стекла автомобиля не запотеют, если их протереть влажной солью, завернутой в марлю. Тупой нож легче наточить, если с полчаса подержать лезвие в слабом соляном растворе. Чайная ложка на литр воды замедлит увядание поставленных в воду срезанных цветов. Если дрова в костре плохо разгораются, посыпьте их щепоткой соли. Литература.
Интернет-ресурсы. |
Тема урока: Смешанные леса «Смешанный лес», «Редкие растения и животные нашего края», «Это удивительное животное – бобр» | Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных... Жности охраны природы, формирования природоохранного сознания это начальный этап формирования личности человека. Фундаментом формирования... | ||
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока Обратное всасывание происходит из… в в результате образуется …, содержащая… | Урока прикрепить копию плана урока Пожалуйста, поставьте галочку () рядом с просмотренными Обучающими Структурами (ОС) Развивается (Р), Компетентен (К) и Владеет в... | ||
Урок русского языка во 2 классе на тему «Корень слова» Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов на уроке. Помните, что рядом друзья, рядом я. И у нас всё получится | Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | ||
Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | Конспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь» Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов... | ||
Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | ||
Конспект урока Тема урока Вода в природе Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Конспект открытого урока по теме «Электронная почта». Общая тема... Методические задачи урока: Дать представление об электронной почте, правильном написании адреса электронной почты, о спаме и борьбе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Ознакомить учащихся с гомологическим рядом, химическим и электронным строением, изомерией и номенклатурой алкенов | Урок тема Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Когда учитель поручил мне изучить творчество нашего писателя Беломестновой Галины Алексеевны, меня удивил тот факт, что Писатель... | Конспект урока повторяем признаки имени прилагательного (Тема урока)... Как вы думаете, чему будет посвящена тема урока? (Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном) |