Скачать 348.9 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины«Управление коммуникациями» для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор программы: Гапонова Ольга Сергеевнадоцент, кандидат экономических наук, e-mail: nta11@mail.ru Одобрена на заседании кафедры Общего и стратегического менеджмента «___»____________ 2012 г. Зав. кафедрой А.Г. Городнов Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2012 г. Председатель Т.В. Радаев Утверждена УМС НИУ ВШЭ Нижний – Новгород «___»_____________2012 г. Председатель Н.С. Петрухин Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению «Менеджмент», образовательной программой 080500.62 «Менеджмент», рабочим учебным планом университета по направлению 080500.62 «Менеджмент», утвержденным в 2012 г. Настоящая программа разработана на отечественном и зарубежном материале, с учетом особенностей деятельности организаций в российских условиях. 2. Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Управление коммуникациями» являются формирование теоретико-методологической основы для изучения профессиональных дисциплин коммуникативного цикла; освоение обучающимися понятийного аппарата и основных положений теории коммуникации и формирование представления об основных подходах к исследованию коммуникации в мировой и отечественной науке. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: - знать основные определения теории коммуникации, модели коммуникации, элементы коммуникативного процесса, его структуру, функции и характеристики; основные теоретические подходы к изучению коммуникации; - уметь анализировать коммуникативные процессы, выделять и описывать их основные элементы; - иметь навыки (приобрести опыт) работы с научной и учебной литературой по теории коммуникации; анализа прикладных коммуникативных форм с точки зрения методологических подходов теории коммуникации. Данные навыки и знания принципиально необходимы в деятельности, связанной с коммуникацией, и при решении соответствующих научно-практических задач. В этом плане основное внимание уделяется проведению тренинговых и практических занятий по непосредственным моделям управленческой деятельности, связанной с коммуникациями. В рамках курса данного курса особое внимание уделяется проблематике формирования эффективных бизнес-коммуникаций. 4. Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин по выбору, обеспечивающих подготовку бакалавра. Изучение данной дисциплины базируется на социальных и общекультурных знаниях обучаемых; на знаниях и навыках, получаемых в ходе освоения смежных дисциплин, таких как: «Социология», «Психология», «Организационная конфликтология», на умении работать с научной литературой. Основные положения дисциплины могут быть использованы для прохождения производственной практики, написания и дипломных работ. 5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
По итогам написания тестового задания для получения оценки "10 баллов" студенту необходимо дать 90 % правильных ответов на вопросы теста. Для получения оценки "8-9 баллов" – не менее 80% правильных ответов. "7 баллов" – 70% правильных ответов. "5-6 баллов" – не менее 50% правильных ответов. Менее 50% правильных ответов – оценка ниже 5-ти баллов. Оценки по форме текущего контроля в виде эссе выставляются по 10-ти балльной шкале. При проведении экзамена в устной форме используются следующие критерии: "10 баллов" – обсуждение студентом поставленной проблемы с использованием основных положений дисциплины. "8-9 баллов" - свободное, безупречное владение текстом лекций, умение сопоставлять, анализировать текст лекций. "7 баллов" – подробный пересказ вопросов экзамена. "6 баллов" – умение сформулировать и основные темы дисциплины. "5 баллов" - не вполне четкий ответ по основным формулировкам тем дисциплины. "4 балла" – отсутствие ответа по основным формулировкам тем дисциплины. "1-3 балла" – отсутствие ответа по любому вопросу. 7. Содержание дисциплиныТема 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина Содержание раздела: Задачи дисциплины. Место в ряду других гуманитарных дисциплин. Определение понятия «коммуникация» в обыденном и научном сознании. Объект и предмет науки. Функции коммуникации в обществе. Соотношение теории коммуникации со смежными научными дисциплинами. Методологические подходы, применяемые в теории коммуникации: процессно-информационный, семиотический, системный, деятельностный. Динамика общества и развитие средств коммуникации. Количество часов аудиторной работы: 3 Объем самостоятельной работы: 3 Основная литература по разделу:
Дополнительная литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение дискуссий. Тема 2. Информация как основной элемент коммуникативных систем Содержание раздела: Определение понятия «информация». Виды информации (по способу восприятия, по форме представления, по общественному значению). Свойства и функции информации. Основные источники информации и принципы работы с ними. Количество часов аудиторной работы: 4 Объем самостоятельной работы: 4 Основная литература по разделу:
Дополнительная литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах. Тема 3. Этапы и динамика процесса коммуникации Содержание раздела: Основные элементы и стадии коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста. Коммуникативные барьеры. Количество часов аудиторной работы: 4 Объем самостоятельной работы: 6 Основная литература по разделу:
Дополнительная литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах. Тема 4. Процессно-информационный подход к изучению коммуникации Содержание раздела: Линейные модели коммуникации: модель Аристотеля, модель Г. Лассуэлла, модель Шеннона – Уивера. Социальная информация. Соотношение понятий «информация» и «знание». Науки, изучающие информацию. Информационное общество. Количество часов аудиторной работы: 4 Объем самостоятельной работы: 6 Основная литература по разделу:
Дополнительная литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах. Тема 5. Системно - функциональный подход к изучению коммуникации Содержание раздела: Нелинейные модели коммуникации: модель Т. Ньюкомба, модель У. Шрамма - Ч. Осгуда, модель Э. Роджерса, модель двухступенчатой коммуникации П. Лазарсфельда и Б. Берельсона. Функциональная модель коммуникации Р.О. Якобсона. Количество часов аудиторной работы: 4 Объем самостоятельной работы: 6 Основная литература по разделу:
Дополнительная литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах. Тема 6. Семиотический подход к изучению коммуникации Содержание раздела: История формирования и развития семиотики как научной дисциплины. Объект и предмет, основные понятия (знак, знаковая система, знаковый процесс) семиотики. Синтактика, семантика, прагматика. Понятие и структура знака. Свойства и характеристики знаков. Классификация знаков. Модель знака Г. Фреге, Ф. де Соссюра; Огдена – Ричардса.; Ч. Пирса. Семиотические модели коммуникации М.Ю.Лотмана, У.Эко. Понятие кода. Типология кодов. Количество часов аудиторной работы: 6 Объем самостоятельной работы: 6 Основная литература по разделу:
Дополнительная литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах. Тема 7. Типология коммуникации Содержание раздела: Типы и виды коммуникации. Уровни коммуникации. Формы коммуникации. Основные классификации коммуникации. Количество часов аудиторной работы: 4 Объем самостоятельной работы: 6 Основная литература по разделу:
Дополнительная литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах. Тема 8. Массовая коммуникация Содержание раздела: Понятие массовой коммуникации. Характеристика, структура и функции массовой коммуникации. Основные теоретические подход Характеристика, структура и функции массовой коммуникации. Основные теоретические подходы к эффективности воздействия массовой коммуникации на общественное мнение. Методологические подходы к изучению массовой коммуникации. Коммуникативная матрица: событие – медиа-событие – медиа-текст. Когнитивная схема описания коммуникативного события в СМИ. Количество часов аудиторной работы: 4 Объем самостоятельной работы: 4 Основная литература по разделу:
Дополнительная литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах. Тема 9. Политическая коммуникация Содержание раздела: Сущность и специфика политической коммуникации. Структура, средства и модели политической коммуникации. Функции политической коммуникации. Системообразующие признаки политической коммуникации. Типология политической коммуникации. Политическая коммуникация в информационном обществе. Политический текст как документ эпохи. Количество часов аудиторной работы: 4 Объем самостоятельной работы: 4 Основная литература по разделу:
Дополнительная литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах. Тема 10. Коммуникативные технологии Содержание раздела: Связи с общественностью. Реклама. Информационные и психологические войны. Теория переговоров. Гуманитарные технологии. Спиндоктор. Пресс-секретарь. Виды деловых писем. Стилистика делового письма. Структура делового письма. Умение эффективно общаться по телефону. Плюсы и минусы телефонных коммуникаций. Телефонный стиль. Тон голоса: вялый; безразличный; энергичный; заботливый; холодный. Умение дипломатично отвечать на звонки. Как эффективно слушать. Правила хорошего тона при разговоре по телефону. Количество часов аудиторной работы: 6 Объем самостоятельной работы: 6 Основная литература по разделу:
Дополнительная литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах. Тема 11. Управление бизнес-коммуникациями Содержание раздела: Переговоры в деловом общении. Стратегии ведения переговоров. Позиционный торг: особенности и недостатки. Два стиля позиционного торга. Особенности и недостатки переговоров на основе взаимного учета интересов. Этапы переговоров: подготовка к переговорам; процесс ведения переговоров; анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Задачи и необходимые навыки. Основные аспекты подготовительного периода. Тактические приемы ведения переговоров. Корректные способы психологической защиты. Международная коммуникация. Собеседование при приеме на работу. Переговоры с руководителем. Коммуникация с клиентом по телефону. Переговоры о продаже. Прием жалоб от клиентов. Проведение презентации. Написание речи и выступление. Деловая корреспонденция. Составляющие имиджа делового человека. Удачный имидж. Создание гармоничного образа. Цвет. Типология Макса Люшера. Типы поведения: красный, синий, зеленый, желтый. Как сделать благоприятным первое впечатление о себе. Факторы, влияющие на создание имиджа: фактор преимущества, фактор привлекательности, фактор отношения. Самопрезентация как важнейший элемент культуры менеджера. Этикет. Визитные карточки Количество часов аудиторной работы: 8 Объем самостоятельной работы: 6 Основная литература по разделу:
Дополнительная литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах. 8. Образовательные технологииПри реализации таких форм учебных занятий, как практикумы и семинары по отдельным темам используются активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов, компьютерное тестирование, психологические и иные тренинги. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента |
Программа дисциплины Маркетинг для направления 080500. 62 Менеджмент... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления «Менеджмент» 080500.... | Программа дисциплины «Основы региональной экономики и управления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... | ||
Программа дисциплины Высшая математика для направления 080500. 62... Требования к студентам: Учебная дисциплина “Высшая математика” не требует предварительных знаний, выходящих за рамки программы средней... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 "Бизнес-информатика"... | ||
Программа дисциплины «Социология» для направления 38. 03. 02 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»... | Программа дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности... Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин федерального компонента) | ||
Программа дисциплины «Управление муниципальным экономическим развитием»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)» для направления 080500. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины «Экономика города и управление урбанизированными... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Деловой этикет менеджера для направления 080500.... Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма | ||
Программа дисциплины Налогообложение и налоговая политика для направления... Программа курса «Налогообложение и налоговая политика» предназначена для студентов 2 курса очного отделения факультета «Менеджмент»... | Программа дисциплины “Философия и логика науки“ для направления 080500.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Бизнес-информатика».... | ||
Программа дисциплины «Управление человеческими ресурсами» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Управление человеческими ресурсами», учебных ассистентов и студентов,... | Программа дисциплины Моделирование реальных инвестиций и рисков проекта... ... | ||
Программа дисциплины Стратегическое управление человеческими ресурсами... Учебно-методическое обеспечение: веер гласных букв; веер согласных букв; кроссворд; таблица Н. Ф. Базарова, таблички с правилами... | Программа дисциплины «Математика» для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Образовательные: совершенствовать технику выполнения передач мяча. Повторять технику ведения мяча |