Скачать 196.71 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджментаПрограмма дисциплины «Деловой этикет менеджера» для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Авторы программы: Шубнякова Наталья Геннадьевна, к.э.н., доцент, nshubnyakova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры венчурного менеджмента «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой Э.А. Фияксель _______________________ Рекомендована секцией УМС Менеджмент «___»____________ 2012г. Председатель Ю.В. Кузнецова ________________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г. Председатель Н.С. Петрухин ________________________ Нижний Новгород 2012 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Учебная дисциплина является факультативным курсом для 4 курса бакалавриата. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки FILLIN \* MERGEFORMAT 080500.62 «Менеджмент». Программа разработана в соответствии с:
Цели освоения дисциплиныОсновная цель дисциплины – подготовить специалистов в области менеджмента, владеющих знаниями делового этикета и корпоративной этики, в частности, умением использовать этикетные формулы и атрибуты имиджа в соответствии с ситуацией профессионального общения. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныДеловое общение представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Участники общения должны обладать высокой речевой культурой, они должны уметь представиться, поприветствовать собеседника, попрощаться с ним в соответствующей форме. Деловая документация – это ключевой аспект мира бизнеса. Она отражает профессионализм и компетентность человека и компании в целом. Понятная, четкая, эффективная документация – важная часть ведения бизнеса. Бессвязная, неграмотная переписка может повлечь за собой многочисленные проблемы и привести к недопониманию и потерям в бизнесе. Несомненно, представление о том, что и как писать должно быть неотъемлемой частью бизнес-образования В результате изучения дисциплины студенты должны:
Место дисциплины в структуре образовательной программы Данный курс имеет междисциплинарные связи с такими дисциплинами, как «Стилистика и риторика», «Речевые коммуникации», «Управление имиджем». Занятия проходят в форме традиционных лекций и семинарских занятий с применением ролевых игр для отработки этикетных формул знакомства, представления, приветствия и прощания. Национальные особенности делового этикета и атрибуты имиджа делового человека эффективно изучать с применением видео-курсов. Настоящая дисциплина относится к факультативам. Тематический план учебной дисциплины
Критерии оценки знаний, навыковПри написании Эссе студент должен продемонстрировать аналитические способности в поиске и анализе необходимой информации по конкретному проекту (предприятию); логично и структурировано выстроить работу; уметь применить полученные знания в рамках лекционных и практических занятий при изучении проекта (предприятия). Работа должна носить самостоятельный характер, не должна состоять из скопированной информации из других источников. Работа должна отражать мысли автора, текст должен быть сформулирован самостоятельно. Зачет проводится в форме теста. Отличная оценка ставится за 90 % правильных ответов, оценка хорошо ставится при 70 % правильных ответов, удовлетворительно – 50% правильных ответов. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Раздел 1. Значение делового этикета и факторы, его формирующие. Содержание тем:
Основная литература
Дополнительная литература
Раздел 2. Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания. Содержание тем:
Основная литература 1. Введенская Л. А., Павлова Л. Т. Деловая риторика: Уч. пособие для вузов. Москва, Ростов-на-Дону, 2008 2. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов н/Д., 2004. Дополнительная литература 1. Ягер Дж. Деловой протокол: стратегия личного успеха / Пер. с англ. М., 2005. 2. Кузнецов Н.И. Деловой этикет от "А" до "Я": Уч. пособие для вузов. Москва, Альфа-Пресс, 2007 3. Business Across Cultures: Effective Communication Strategies. Longman. 1995. 4. Lougheed L. Business Communication. Ten Steps to Success.N. Y., 1993. Раздел 3. Формулы этикета для повседневных, торжественных и скорбных ситуаций. Содержание тем:
Основная литература
Дополнительная литература
Раздел 4. Сущность и атрибуты имиджа. Невербальная коммуникация. Дресс - код. Содержание тем:
Основная литература 1. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов н/Д., 2004. Дополнительная литература 1. Введенская Л. А., Павлова Л. Т. Деловая риторика: Уч. пособие для вузов. Москва, Ростов-на-Дону, 2008 2. Ягер Дж. Деловой протокол: стратегия личного успеха / Пер. с англ. М., 2005. 3. Lougheed L. Business Communication. Ten Steps to Success.N. Y., 1993. Раздел 5. Дресс - код. Содержание тем:
Основная литература 1. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов н/Д., 2004. Дополнительная литература 1. Введенская Л. А., Павлова Л. Т. Деловая риторика: Уч. пособие для вузов. Москва, Ростов-на-Дону, 2008 2. Ягер Дж. Деловой протокол: стратегия личного успеха / Пер. с англ. М., 2005. 3. Lougheed L. Business Communication. Ten Steps to Success.N. Y., 1993. Раздел 7. Приглашения, подарки в деловой жизни. Этикет перемен. Содержание тем:
Основная литература
Дополнительная литература 1. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов н/Д., 2004. 2. Lougheed L. Business Communication. Ten Steps to Success.N. Y., 1993. Раздел 8. Культура оформления документов в деловом общении. Содержание тем:
Основная литература 1. Зарецкая Е. Н. Деловое общение: Учебник: В 2тт. М., Дело, 2004. 2. Ягер Дж. Деловой протокол: стратегия личного успеха / Пер. с англ. М., 2005. 3. Комплекс «Спичрайтер». - М., 2006. Дополнительная литература 1. Введенская Л. А., Павлова Л. Т. Деловая риторика: Уч. пособие для вузов. Москва, Ростов-на-Дону, 2008 2. Пиз А., Данн П. Как писать так, чтобы было понятно всем! Эффективные приемы деловой и личной переписки. М., Эксмо, 2004.
Раздел 8. Национальные особенности делового этикета. Содержание тем:
7. Образовательные технологииОбразовательные технологии, используемые при реализации учебной работы: разбор кейсов, просмотр и обсуждение научно-популярных фильмов, дискуссии, доклады, мозговой штурм, деловые игры. 8. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 8.1 Тематика заданий текущего контроляПримерные темы эссе:
1. Значение делового этикета и факторы, его формирующие. 2. Национальная специфика делового этикета. Некоторые особенности этикета англичан, французов, итальянцев, американцев, японцев. 3. Этикетные формулы знакомства и представления. Непосредственное и опосредованное знакомство. Использование визитных карточек. Двустороннее и одностороннее представление. 4. Приветствия. Невербальные эквиваленты приветствия. Этикетные формулы прощания. 5. Формулы этикета для торжественных ситуаций. Пригласительные и поздравительные клише, и их зависимость от обстановки общения. 6. Формулы этикета для скорбных ситуаций. Этикетные формулы сочувствия и утешения, выражающие сопереживание, уверение в благополучном исходе, содержащие совет. 7. Этика личности и корпоративная этика. Этические принципы и теории. 8. Особенности российского менеджмента с этико-психологических позиций. Этические основы деловой тактики. 9. Сущность и атрибуты имиджа. Внешний и внутренний аспекты имиджа. Этапы построения имиджа. 10. Особенности невербального, поведенческого имиджа. Дресс - код в деловом общении. 11. Приглашения и подарки в деловой жизни. Устные, письменные приглашения. Ответ на приглашение. Обмен подарками. Стоимость деловых подарков. Поводы для подарков. 12. Этикет перемен. Собеседование при поступлении на работу. 13. Культура оформления документов в деловом общении. Содержательное, композиционное и функциональное разнообразие служебных документов. 14. Основные виды управленческих документов. Особенности оформления делового письма, контрольных документов, факса, приказа, доверенности.
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, при разборе кейсов. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная = 0,8Оэссе+0,1·Осам. работа + 0,1·Оаудиторная Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = 0,5·Озачет + 0,5·Онакопленная Способ округления оценок – арифметический.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Словари и справочники:
Учебные материалы: 1. Комплекс «Спичрайтер». - М., 2006: Энциклопедия «Спичрайтер» на сменных страницах (1000 с.) Абсолютный словарь на «сменных страницах» (400 с. ) Электронный речевой компилятор. CD-Rom DVD-видео Имидж оратора. Кинезика. Эмоциональное воздействие. Искусство владения большими аудиториями. 2. 3. Фильм “Office Space” 13.Материально-техническое обеспечение дисциплиныАппаратура для лекций и семинаров: проектор, экран, ноутбук. Программу составила доцент __________________ Н.Г. Шубнякова |
Программа дисциплины Маркетинг для направления 080500. 62 Менеджмент... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления «Менеджмент» 080500.... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 "Бизнес-информатика"... | ||
Программа дисциплины «Социология» для направления 38. 03. 02 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»... | Программа дисциплины «Основы региональной экономики и управления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... | ||
Программа дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности... Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин федерального компонента) | Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)» для направления 080500. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Учебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному... Учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 менеджмент... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания... ... | ||
Программа дисциплины Налогообложение и налоговая политика для направления... Программа курса «Налогообложение и налоговая политика» предназначена для студентов 2 курса очного отделения факультета «Менеджмент»... | Программа дисциплины “Философия и логика науки“ для направления 080500.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Бизнес-информатика».... | ||
Программа дисциплины «Математика» для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Образовательные: совершенствовать технику выполнения передач мяча. Повторять технику ведения мяча | Программа дисциплины Феноменология муниципальных образований для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специалистов... | ||
Программа дисциплины Высшая математика для направления 080500. 62... Требования к студентам: Учебная дисциплина “Высшая математика” не требует предварительных знаний, выходящих за рамки программы средней... | Программа дисциплины «Поведение потребителей» для направления 080500. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 Менеджмент,... | ||
Программа дисциплины «Поведение потребителей» для направления 080500. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 Менеджмент,... | Программа дисциплины «Архитектура предприятия» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»... |