Скачать 329.49 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики Программа дисциплины Архитектура предприятия по направлению подготовки 080500.62 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА Уровень подготовки: Бакалавр Автор программы: Грекул В.И., к.т.н., профессор, grekoul@hse.ru Коровкина Н.Л., доцент, nkorovkina@hse.ru Левочкина Г.А., к.т.н., доцент, glevochkina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры корпоративных информационных систем «_29_» сентября__ 2013 г. Зав. кафедрой Грекул В.И. ________________________ Одобрена на заседании кафедры стратегического управления ИС « 30 » сентября 2013 г. Зав. кафедрой Васильев Р.Б. ________________________ Рекомендована секцией УМС «Бизнес-информатика» «_22__»____октября__ 2013 г. Председатель Таратухина Ю.В. ________________________ Утверждена УС факультета бизнес-информатики «___»_____________2013 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы 1.Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии:
2.Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины является приобретение комплекса теоретических знаний и методологических основ в области архитектуры предприятия, проектирования ИС, а также практических навыков необходимых для квалифицированной разработки требований и формирования технического задания на создание ИС. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4.Место дисциплины в структуре образовательной программыДисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин (специальные дисциплины). Для студентов 3-го курса бакалавриата факультета бизнес-информатики изучение данной дисциплины является обязательной. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Программирование, Информационные процессы, системы и сети, Базы данных, Моделирование процессов и систем, Архитектура технических средств ИС Для освоения учебной дисциплины, студенты должны знать функциональную архитектуру и технические характеристики компьютерных систем и систем передачи информации, организацию баз данных и хранилищ данных, структуру и содержание основных бизнес-процессов предприятия и принципы организационного управления предприятиями. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «ИС управления финансами предприятия», «ИС управления взаимоотношениями с клиентами», «Информационные системы управления документооборотом», «Процессы разработки ИС», а также при написании курсовой и выпускной квалификационной работ, подготовке научных статей, докладов, презентаций исследовательских работ, в практической и исследовательской деятельности. 5.Тематический план учебной дисциплины
6.Формы контроля знаний студентов
6.1 Критерии оценки знаний, навыковСтудент должен продемонстрировать знание разделов дисциплины и способность представить результаты выполнения текущих и домашних заданий, контрольной работы в соответствии с требуемыми компетенциями:
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине Дисциплина читается в первом и втором модулях. Промежуточный контроль не запланирован. Во втором модуле предусмотрен итоговый контроль –экзамен. Формирование оценки по дисциплине, проводится следующим образом. Формирование накопленной оценки за 1 модуль На аудиторных занятиях оценивается активность студентов при работе на лекциях и практических занятиях, участие в дискуссиях и обсуждениях заданий, правильность решения поставленных задач. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на аудиторных занятиях - Оаудиторная. Оценивается самостоятельная работа студентов: правильность и полнота выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу– Осам. работа. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за 1 модуль рассчитывается следующим образом: Онакопленная за 1 модуль = 0,2·Осам. работа +0,8·Оаудиторная Используется арифметический способ округления накопленной оценки. Формирование накопленной оценки за 2 модуль На аудиторных занятиях оценивается активность студентов при работе на лекциях и практических занятиях, участие в дискуссиях и обсуждениях заданий, правильность решения поставленных задач. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за 2 модуль рассчитывается следующим образом: Онакопленная за 2 модуль = 0,5· Онакопленная за 2 модуль кафедра стратегического управления ИС +0,5· Онакопленная за 2 модуль кафедра КИС Кафедра корпоративных информационных систем Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях - Оаудиторная. Оценивается самостоятельная работа студентов: правильность и полнота выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу– Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает правильность и полноту выполнения студентом домашнего задания, предусмотренного РУП: Отекущий = Одз. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за 2 модуль рассчитывается следующим образом: Онакопленная за 2 модуль кафедра КИС = 0,5·Отекущий +0,2·Осам. работа +0,3·Оаудиторная. Используется арифметический способ округления накопленной оценки. Кафедра стратегического управления ИС Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях - Оаудиторная. Оценивается самостоятельная работа студентов: правильность и полнота выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу– Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает правильность и полноту выполнения студентом контрольной работы, предусмотренной РУП: Отекущий = Окр. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за 2 модуль рассчитывается следующим образом: Онакопленная за 2 модуль кафедра стратегического управления ИС = 0,4·Отекущий +0,3·Осам. работа +0,3·Оаудиторная. Используется арифметический способ округления накопленной оценки. Формирование результирующей оценки за дисциплину Итоговая накопленная оценка за дисциплину формируется следующим образом: Оитоговая накопленная = (Онакопленная за 1 модуль +Онакопленная за 2 модуль ):2. Используется арифметический способ округления итоговой накопленной оценки. Результирующая оценка за дисциплину выставляется по следующей формуле: Орезультирующая итоговая = 0,3·Оэкзамен + 0,7·Оитоговая накопленная, где Оэкзамен – оценка за итоговый контроль (ответ непосредственно на экзамене). Используется арифметический способ округления результирующей итоговой оценки. В диплом ставится результирующая итоговая оценка. 7.Содержание дисциплиныТема 1. Введение. Архитектура информационных систем Понятие экономической информационной системы. Классы экономических ИС. Структура однопользовательской и многопользовательской, малой и корпоративной ИС, локальной и распределенной ИС, состав и назначение подсистем. Архитектура корпоративных информационных систем. Сервисно-ориентированная архитектура ИС. Сетецентрическая архитектура ИС. Количество часов аудиторной работы – 4 часов. Общий объем самостоятельной работы – 15 часов. Базовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 2. Жизненный цикл программного обеспечения ИС Основные особенности современных проектов ИС. Понятие жизненного цикла ПО ИС. Стадии создания ИС Процессы жизненного цикла: основные, вспомогательные, организационные. Содержание и взаимосвязь процессов жизненного цикла ПО ИС. Модели жизненного цикла: каскадная, модель с промежуточным контролем, спиральная. Стадии жизненного цикла ПО ИС. Регламентация процессов проектирования в отечественных и международных стандартах. Количество часов аудиторной работы – 6 часов. Общий объем самостоятельной работы – 15 часов. Базовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
Формы и методы проведения практических занятий по разделу, применяемые учебные технологии: доклады, обсуждения, решение задач. Тема 3. Организация канонического проектирования ИС Стадии и этапы процесса канонического проектирования ИС. Цели и задачи предпроектной стадии создания ИС. Организация сбора материалов обследования. Объекты обследования. Методы организации обследования и сбора материалов обследования. Содержание программы обследования. Анализ материалов обследования. Состав и содержание технико-экономического обоснования разработки ИС. Состав работ на стадии технического и рабочего проектирования, стадии ввода в действие, эксплуатации и сопровождения проекта ИС. Состав проектной документации. Взаимодействие пользователей и разработчиков ИС на стадиях и этапах процесса проектирования. Регламентация процессов проектирования, состава и содержания проектной документации в отечественных (ГОСТ 34.601-603) и международных (ISO/IEC 12207) стандартах. Количество часов аудиторной работы – 6 часов. Общий объем самостоятельной работы – 15 часов. Базовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
Формы и методы проведения практических занятий по разделу, применяемые учебные технологии: доклады, обсуждения, решение задач. Тема 4. Типовое проектирование ИС Понятие типового проекта, предпосылки типизации. Объекты типизации. Методы типового проектирования. Оценка эффективности использования типовых решений. Типовое проектное решение (ТПР). Классы и структура ТПР. Состав и содержание операций типового элементного проектирования ИС. Функциональные пакеты прикладных программ ППП как основа ТПР. Адаптация типовой ИС. Методы и средства прототипного проектирования ИС. Понятие системы-прототипа. Классы инструментальных средств поддержки технологии прототипного проектирования. Состав и содержание операций технологии прототипного проектирования ИС. Особенности проектирования элементов ИС с использованием прикладных утилит (генераторов программ, баз данных и пользовательских интерфейсов). Количество часов аудиторной работы – 6 часов. Общий объем самостоятельной работы – 15 часов. Базовый учебник
Основная литература
Формы и методы проведения практических занятий по разделу, применяемые учебные технологии: доклады, обсуждения, решение задач. Тема 5. Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС Основные этапы организационного анализа. Модели функции и функциональной области. Анализ функций организации. Этапы проектирования функциональной модели. Обследование организационной структуры коммерческой фирмы. Анкеты для обследования. Моделирование бизнес-процессов как основа разработки требований к ИС. Процессная организация деятельности предприятия. Основные элементы процессного подхода. Дерево целей. Дерево функций. Классификация бизнес-процессов. Сравнение структурного и процессного подходов управления деятельностью предприятия. Методология структурного моделирования. Функциональные диаграммы. Стандарты IDEF0, IDEF3. Диаграммы потоков данных DFD. Синтаксис и семантика структурных моделей сложных систем. Элементы объектно-ориентированного моделирования: диаграммы деятельности, диаграммы последовательности. Количество часов аудиторной работы – 12 часов. Общий объем самостоятельной работы – 15 часов. Базовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
Формы и методы проведения практических занятий по разделу, применяемые учебные технологии: доклады, обсуждения, решение задач. Тема 6. CASE-средства моделирования бизнес-процессов Интерфейс системы поддержки структурного моделирования. Принципы построения модели IDEF0. Работы, стрелки, нумерация работ и диаграмм, диаграммы дерева узлов и FEO. Каркас диаграммы. Слияние и расщепление моделей. Создание отчетов. Стоимостной анализ и свойства, определяемые пользователем (UDP). Построение диаграммы потоков данных (DFD). Технология описания процессов IDEF3. Количество часов аудиторной работы – 8 часов. Общий объем самостоятельной работы – 15 часов. Базовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
Формы и методы проведения практических занятий по разделу, применяемые учебные технологии: доклады, обсуждения, решение задач. Тема 7. Разработка технического задания на внедрение ИС Назначение документа. Цели разработки технического задания. Состав и содержание технического задания. Стандарты разработки технического задания. Источники информации для разработки технического задания. Процедура разработки технического задания. Количество часов аудиторной работы – 6 часов. Общий объем самостоятельной работы – 10 часов. Базовый учебник
Дополнительная литература
Формы и методы проведения практических занятий по разделу, применяемые учебные технологии: доклады, обсуждения, решение задач. Тема 8. Основы информационной поддержки процессов жизненного цикла наукоемких изделий Жизненный цикл наукоемкого изделия. Развитие промышленных ИТ. Бизнес-цели и приоритетные цели использования ИТ в промышленности. Архитектура предприятия как основа стратегического управления ИС. Основные классы прикладных систем в архитектуре приложений организаций и промышленных предприятий. Концепция управления жизненным циклом изделия. Интегрированная информационная среда предприятия (ИИС). Основные принципы и технологии информационной поддержки процессов жизненного цикла наукоемких изделий. Управление данными об изделии. Обзор стандартов представления данных об изделии в ИИС. Назначение и функции систем управления данными об изделии (PDM-систем). Место PDM-системы в ИИС. Выбор PDM-системы для предприятия. Практический опыт выполнения проектов создания систем информационной поддержки процессов жизненного цикла наукоемких изделий. Количество часов аудиторной работы – 14 часов. Общий объем самостоятельной работы – 20 часов. Основная литература
Дополнительная литература
Формы и методы проведения практических занятий по разделу, применяемые учебные технологии: доклады, обсуждения, решение задач. 8.Образовательные технологииОбразовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: доклады, обсуждения, решение задач. 9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента |
Программа дисциплины «Архитектура предприятия» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... | Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... | Программа дисциплины «архитектура корпоративных информационных систем»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... | ||
Программа дисциплины Совершенствование архитектуры предприятия Для... ... | Программа дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | ||
Программа дисциплины «Анализ неструктурированной информации» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | Программа дисциплины «Системы имитационного моделирования» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | ||
Программа дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | Программа дисциплины «Информационные системы целевого управления»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | ||
Программа дисциплины «Современный финансовый менеджмент» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | Программа дисциплины Мобильные приложения Для направления специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | ||
Программа дисциплины Мобильные приложения Для направления специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | Программа дисциплины Информационные технологии управления знаниями... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «бизнес-информатика»... | ||
Программа дисциплины “ Информационные процессы, системы и сети” для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 Бизнес-информатика,... | Рабочая программа Учебной дисциплины Научно-исследовательский семинар... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... |