Скачать 203.76 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики Программа дисциплины Технологии создания и управления базами знаний для направления 080500.68 Бизнес-информатика подготовки магистра для магистерской программы «Бизнес-информатика Автор программы: О.В. Лукинова, к.т.н., lobars@mail.ru Одобрена на заседании кафедры стратегического управления информационными системами «_17__»__апреля__________ 2013 г Зав. кафедрой Васильев Р.Б. Рекомендована секцией УМС «бизнес-информатика «_21__»___мая_____ 2013 г Председатель Таратухина Ю.В. Утверждена УС факультета бизнес-информатики «___»_____________2013 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1 Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.68 «бизнес-информатика» подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «бизнес-информатика» Программа разработана в соответствии с:
2 Цели освоения дисциплиныЦелью дисциплины является получение теоретических знаний о задачах, решаемых системами управления знаниями; о принципах и практических приемах выбора и внедрения ИТ-средств управления знаниями; о принципах формирования на предприятиях и в учреждениях долгосрочной политики управления информационными активами (документами и другим профессиональным и корпоративным контентом), в которых аккумулированы структурированные знания. Спецдисциплина является составной частью теоретической подготовки специалиста в области управления внедрением ИТ-инноваций и занимает важное место в его будущей профессиональной деятельности. Она обеспечивает возможность эффективной работы специалиста в ИТ-службах предприятий и государственных учреждений или в компаниях, предоставляющих консалтинговые услуги. Знание теоретических основ и практических методов, включенных в курс дисциплины, позволит специалисту целенаправленно работать над актуальными для предприятий и учреждений задачами обеспечения конкурентоспособности. Наибольшая практическая отдача от деятельности специалистов, получивших хорошую подготовку в области управления знаниями, прогнозируется в наукоемких производствах и сферах управления сложными социальными процессами. Программа предусматривает практические и семинарские занятия по каждой теме дисциплины. В практических занятиях предполагается использовать доступные в сети Интернет примеры реализованных систем управления знаниями (специализированные каталоги, интеллектуальные поис-ковые системы различной отраслевой направленности, национальные и между-народные патентные системы, системы управления документами). Решение практических задач будет иллюстрировано анализом практики развертывания проектов внедрения технологий управления знаниями на реальных предприятиях. В самостоятельную работу студента входит закрепление основного теоретического материала, освоение дополнительного теоретического материала по указанию преподавателя, подготовка к семинарским и практическим занятиям. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент способен:
4 Место дисциплины в структуре образовательной программыДля специализации Управление жизненным циклом информационных систем в рамках магистерской программы «бизнес-информатика» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении комплекса учебных дисциплин, входящих в специализацию Управление жизненным циклом информационных систем 5 Тематический план учебной дисциплины
6 Формы контроля знаний студентов
Критерии оценки знаний, навыковСтудент должен продемонстрировать умение продемонстрировать знание разделов дисциплины и способность представить результаты выполнения домашних заданий и качественный реферат на заданную тему в соответствии с требуемыми компетенциями. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7 Содержание дисциплиныРаздел 1 . Основные понятия «экономики знаний» Аудиторных часов – 18. Самостоятельная работа – 10 часов Базовые категории «экономики знаний» и их информационно-технологическая интерпретация. Индустриальная и постиндустриальная интерпретация базовых понятий. Значение знаний для управления. Знания как управляемый ресурс. Прагматическая ценность знания. Корпоративное обучение и корпоративная обучаемость. Интеллектуальный капитал и интеллектуальные активы. Интеллектуальная собственность. Корпоративная память. Рыночная ценность знаний. Измерение знаний. Три аспекта управления знаниями на предприятии и их взаимосвязь. Задачи системы управления знаниями. Основные этапы процесса разработки систем управления знаниями. Определения: данные – информация – знания. Классификация знаний на предприятии. Жизненный цикл знаний. Литература по разделу: Книга:
Дополнительная литература: Книга:
2008. – 400 с.
Статьи в журнале:
Раздел 2. Методы и модели извлечения и представления знаний. Извлечение знаний. Классификация методов: коммутативные (пассивные (наблюдение, протокол «мыслей вслух», лекции), активные (групповые («мозговой штурм», «круглый стол», ролевые игры), индивидуальные (анкетирование, интервью, диалог, экспертные игры))), текстологические. Структурирование знаний (выявление объектов, понятий и их атрибутов, связей (отношений) между понятиями, метапонятий). Методология структурирования (структурный и объектный подходы). Модели представления знаний (продукционные модели, семантические сети, фреймы, формальные логические модели, онтологии). Вывод на знаниях (машина вывода, стратегии управления выводом: прямой и обратный вывод, поиск в глубину и ширину). Экспертные системы. Классификация экспертных систем. Определение и структура (решатель, рабочая память (база данных), база знаний, компонент приобретения знаний, объяснительный компонент, диалоговый компонент). Этапы разработки экспертных систем (этапы прототипирования): идентификация, концептуализация, формализация, выполнение, тестирование, опытная эксплуатация. Основные этапы процесса управления знаниями. Характеристики систем управления знаниями (СУЗ). Эволюция систем управления знаниями. Литература по разделу: Книга: 1. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф.// Базы знаний интеллектуальных систем. – СПб.: Питер, 2000 г., 384 с. Статьи в журнале:
Источник в Интернете:
Раздел 3. Информационные системы, обеспечивающие перевод знаний в управляемую форму. Современные концепции развития на предприятиях технологий управления знаниями. Аудиторных часов – 10. Самостоятельная работа – 20 часов. Основные классы программных средств, образующих информационно-технологическое обеспечение управления знаниями: системы управления документами, средства коллективной работы, электронные архивы, словари, справочники, энциклопедии, интеллектуальные поисковые системы, цифровые библиотеки. Обзор типовых архитектур. Основные этапы и особенности процессов внедрения систем управления знаниями на предприятиях и в учреждениях: аудит знаний, консолидация источников знаний, унификация форматов, разработка корпоративных тезаурусов, ретроконверсия, категоризация и рубрикация документов. Типовые риски проектов внедрения систем управления знаниями. Современные концепции корпоративного развития в области управления знаниями: построение knowledge-sharing, knowledge-friendly, permanent learning компаний. ИТ-составляющие перехода к экономике знаний. Литература по разделу: Книга: 1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Интеллектуальные информационные технологии.- Изд-во МТТУ им. Н.Э. Баумана, 2005.- 304 с. Дополнительная литература: Книга: 1. Веревченко А.П., Горчаков В.В., Иванов И.В., Голодова О.В. Информационные ресурсы для принятия решений. - М.: Академический проект, 2002. - 560 с. Проведение занятий осуществляется в форме лекций и практических занятий с рассмотрением кейсов и защитой домашних заданий. 8 Образовательные технологииРазбор практических задач и кейсов. Встречи с представителями российских и зарубежных компаний. 9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1 Тематика заданий текущего контроляПримерная тематика домашних заданий:
Примерная тематика рефератов (для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке):
9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
10 Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает уровень выполнения домашних заданий и качество реферата, которые влияют на оценку за итоговый контроль. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оценивается активность студентов и качество выполнения домашних заданий. Оценки за работу на семинарских преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Дисциплина читается в первом и втором модулях. Промежуточный контроль не запланирован. Во втором модуле предусмотрен итоговый контроль - зачет. Формирование накопленной оценки проводится следующим образом. Формирование накопленной оценки за 1модуль На аудиторных занятиях оценивается активность студентов при работе на лекциях и практических занятиях, участие в дискуссиях и обсуждениях заданий, правильность решения поставленных задач. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях - Оаудиторная. Оценивается самостоятельная работа студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях; полнота освещения темы докладов. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу– Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает правильность выполнения контрольной работы следующим образом: Отекущий = Ок/р; Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за 2 модуль рассчитывается следующим образом: Онакопленная за 1 модуль = 0,5·Отекущий +0,3·Оаудиторная + 0,2·Осам. работа Используется арифметический способ округления накопленной оценки. Формирование накопленной оценки за 2 модуль На аудиторных занятиях оценивается активность студентов при работе на лекциях и практических занятиях, участие в дискуссиях и обсуждениях заданий, правильность решения поставленных задач. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях - Оаудиторная. Оценивается самостоятельная работа студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях; полнота освещения темы докладов. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу– Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает правильность выполнения домашнего задания и подготовку реферата следующим образом: Отекущий = 0,5·Одз +0,5·Ореф ; Используется арифметический способ округления накопленной оценки текущего контроля. В случае получения неудовлетворительной оценки за задание текущего контроля предусматривается его пересдача. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за 2 модуль рассчитывается следующим образом: Онакопленная за 2 модуль = 0,6·Отекущий + 0,1·Осам. работа +0,3·Оаудиторная Используется арифметический способ округления накопленной оценки. Формирование результирующей оценки за дисциплину Итоговая накопленная оценка за дисциплину формируется следующим образом: Оитоговая накопленная = (Онакопленная за 1 модуль + Онакопленная за 2 модуль):2. Используется арифметический способ округления итоговой накопленной оценки. Результирующая оценка за дисциплину выставляется по следующей формуле: Орезультирующая итоговая = 0,3·Озачет + 0,7·Оитоговая накопленная, где Озачет – оценка за итоговый контроль (ответ непосредственно на зачете). Используется арифметический способ округления результирующей итоговой оценки. В диплом ставится результирующая итоговая оценка. На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу), ответ на который оценивается в 1 балл. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. 11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1 Базовый учебник
Книги:
Книги:
Статьи в журнале:
Источник в Интернете:
Для успешного дисциплины на практических занятиях используются инструментальные средства построения баз знаний Protégé, Kappa или аналогичные.
12 Материально-техническое обеспечение дисциплиныИспользуются ноутбук и проектор для проведения лекций и семинаров. Автор ________________________ О.В. Лукинова |
Программа дисциплины «Информационные системы целевого управления»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | Программа дисциплины Методы и средства совершенствования бизнес-процессов... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 Бизнес-информатика... | ||
Программа дисциплины “Философия и логика науки“ для направления 080500.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Бизнес-информатика».... | Программа дисциплины «Информационные технологии в анализе инвестиционных проектов» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | Рабочая программа учебной дисциплины информационные системы управления... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Программа дисциплины «Системы имитационного моделирования» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | Программа дисциплины «Анализ неструктурированной информации» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | ||
Программа дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | Программа дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | ||
Программа дисциплины Мобильные приложения Для направления специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | Программа дисциплины Мобильные приложения Для направления специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... | Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... | Программа дисциплины “ Информационные процессы, системы и сети” для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 Бизнес-информатика,... |